Риторика и современность

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

[[Файл: [1]

Риторика и Современность.


1) Академическое красноречие.

Академическое красноречие — это высокое мастерство общения с учениками.

В древние времена мастерами академического красноречия были Сократ, Платон, Аристотель. В начале 20-го столетия талантливым преподавателем считался Ясперс. Хайдеггер также уже в молодости «славился как преподаватель, обладавший даром делать мысли древних и новых философов наглядными; его семинары привлекали студентов, несмотря на очень высокие требования, которые он предъявлял к их работе. В Марбурге этой славе предстояло стать всенемецкой еще до опубликования «Бытия и времени» [7, с. 12].

Расцвет академического красноречия в России приходится на XIX в. и связан с пробуждением общественно-политической жизни страны. Наибольшую популярность приобретает вузовская лекция, которая постепенно превращается в общедоступную, т.е. публичную. Со второй половины XIX в. лекции уже читаются учеными специально для широкой аудитории, т.е. возникает научно-популярная лекция. Блестящими образцами академических речей являются речи русских философов В.И. Вернадского, А. Лосева, С. Булгакова, Н. Бердяева. Как педагоги эти признанные мыслители и ученые формировали и оттачивали мастерство учебных диалогов, дискуссий, эвристических бесед на лекциях в университетах, на публичных выступлениях. Основные принципы, которыми они руководствовались: научная глубина излагаемого материала, точность, логика (обоснованность, доказательность, поиск истины), знание и учет адресата, умение устанавливать контакт с аудиторией, находить уровень доступность, интересы, мотивации, достигать ответного развивающего эффекта. Вот как описывает свои публичные выступления в годы революции Н. Бердяев, замечательный философ и оратор, блестящий импровизатор: «В эти же годы я выступал и публично и перед огромными аудиториями, которых не знал ни раньше, ни после. Особенно запомнилось мне одно собрание. Клуб анархистов объявил диспут о Христе… Прослушав всех, говоривших о Христе, я почувствовал, что говорить будет необыкновенно трудно. Что можно сказать в такой атмосфере, насыщенной страстями, при такой интеллектуальной элементарности? Я сделал огромное духовное напряжение, собрал все свои силы и попросил слова. В тот же момент я почувствовал большое вдохновение, и я говорил лучше, чем когда-либо в жизни, это был мой самый большой успех. Я нашел подходящие слова и сказал приблизительно то, что потом изложил в моей брошюре «О достоинстве христианства и недостоинстве христиан». Сначала аудитория отнеслась ко мне враждебно, были насмешливые возгласы. Но постепенно я овладел слушателями и окончил при громе аплодисментов. Потом ко мне многие подходили и благодарили».[8, с. 499]

В 1919 году по инициативе Н. Бердяева была создана «Вольная Религиозно-философская академия». Бердяев был ее председателем: «Мы устраивали курсы лекций, семинары, публичные собрания с прениями», — пишет в своей книге «Самопознание» Н. Бердяев. «Я читал лекции по философии, истории и философии религии, а также вел семинар о Достоевском. Мои лекции и семинар послужили основой для моих книг. Посещаемость моих лекций и семинаров была хорошая… Я говорил всегда свободно, нисколько не маскируя свои мысли. Так же свободны были прения после публичных докладов. Особенный успех имели мои публичные доклады в последний год. На трех докладах (о книге Шпенглера, о магии и мой доклад о теософии) было такое необычайное скопление народа, что стояла толпа на улице, была запружена лестница, и я с трудом проник в помещение и должен был объяснить, что я председатель». [8, с. 501]

После изгнания из Советской России (1922) Бердяев первоначально устроился в Берлине, где создал Религиозно-философскую академию, которая затем была переведена в Париж. Здесь он стал редактором журнала «Путь» и руководителем религиозно-философского издательства «ИМКА-ПРЕСС». Именно в Париже социально-философское творчество Н.А. Бердяева достигло своего расцвета и принесло ему мировую славу. В 1923 г. вышла книга «Смысл истории», в 1924 г. — «Новое средневековье». Они были переведены на многие языки и имели большой успех у иностранного читателя.

Также Бердяев активно участвовал во многих встречах и съездах гуманитарно-философской интеллигенции, не только в Париже, но и в других странах Европы. Активно читал циклы лекций, как для христианской молодежи русской эмиграции, так и для французской общественности.

«Из форм общения с французскими и иностранными кругами наиболее интересными для меня были декады в «Pontigny» (Понтиньи)” — вспоминает Н.А. Бердяева. «Каждый год, уже более 25 лет, в течение августа месяца в Pontigny устраивались три декады, на которые съезжался интеллектуальный цвет Франции. Но декады носили международный характер, и на них бывали intellectuals всех стран… Я очень активно участвовал в собраниях, иногда читал по несколько докладов, мог проявить свои качества спорщика. Меня очень ценили как участника споров. В Понтиньи я особенно чувствовал, как легко мне импровизировать доклады на французском языке, мне почти не нужно было готовиться, в четверть часа я в голове составлял план доклада. Но я всегда чувствовал разницу между моим и французским мышлением и отношением к темам.» [8, с. 540]

В целом, как нетрудно заметить, развитие академического красноречия способствовало повышению образованности, а также политической и творческой активности в обществе. Посредством этого “орудия” риторики возможно добиться аккумуляции идей и проектов по реализации общеcтвенно значимых задач в среде интеллигенции.

             2). Основные виды современных речей.

В начале XXI в. мы располагаем 8—10 видами речи, признаваемыми большинством специалистов. Каждая из них является средством управления общественным сознанием. Однако, по приоритетности и по степени влияния в современных условиях они могут быть расположены в следующем порядке:

1) Речи политические — пропаганда, агитация, политические дискуссии, лозунги и призывы, речи лидеров на совещаниях, партийных съездах, жанры СМИ (средств массовой информации) и пр.

Примеры: А. Гитлер, В. И. Ленин, В. В. Жириновский

2) Дипломатическое общение — дипломатический речевой этикет с его обязательными нормами, переговоры и переписки, составление юридически строгих документов и т.д. Примеры: встреча президентов Р. Ф. и США, доклад в Совбезе ООН 3) Деловая речь (бизнес, хозяйственная деятельность) — деловые переговоры, постоянный контакт (телефон), деловые бумаги, доклады, отчеты и пр. Примеры: ежегодное послание Президента Федеральному Собранию Р. Ф. (В. В. Путин), отчет министра Финансов перед президентом.

4) Военное красноречие — боевой призыв, боевой приказ, воинские уставы, военные мемуары и т.д. Примеры: воззвание Минина, обращение к войнам Юлия Цезаря, А.Суворова и т. д.

5) Академическое красноречие — университетские лекции, семинары, доклады и рефераты студентов, конференции, творческие работы и т.д. Примеры: Абеляр, Хайдеггер, Бердяев, Кураев

5) Педагогическое общение — рассказ и объяснения учителя, детские рассказы и сочинения, детское литературное творчество и пр. Примеры: Аристотель, Платон, Сократ, Софисты; советские педагоги новаторы: А. С Макаренко, В. Ф. Шаталов, К. Д. Ушинский

6) Правовая сфера, судебное красноречие — тексты законов, свидетельские показания, речи обвинения и защиты и пр. Примеры: Цицерон, Сократ, Софисты, Ф. А. Кони, Ф. Н. Плевако

8) Духовно-нравственное красноречие (на примере православия) — церковная проповедь, миссионерская деятельность, беседы пастыря с прихожанами, исповедь, молитвы и др. Примеры: Василий Великий, Максим Исповедник, Франциск Ассизский.

9) Бытовое общение близких — беседы, переписка, телефонные разговоры. Примеры: А. Ахматова и Н. Гумилев, Н. Аллилуева и Иосиф Сталин.

10) Диалоги с самим собой (внутренняя речь) — мысленная подготовка к устному или письменному высказыванию, мечты, воспоминания и др. Примеры: Марк Аврелий “Наедине с собой”, Ф. М. Достоевский “Дневник писателя”

В любом роде красноречия большую часть составляют языковые, межстилевые средства. Однако основа каждого рода красноречия имеет специфические языковые черты, которые составляют систему с одинаковой стилистической окраской. Роды красноречия не изолированы друг от друга. Наоборот, они не образуют замкнутых систем, между ними существует широкое взаимодействие, границы между ними подвижны. Особенно это касается академического и социально-политического красноречия. Они перекрещиваются по тематике. Предмет речи может быть одним и тем же и может рассматриваться и в официальном докладе, и в лекции

Персональные инструменты
Инструменты