Женщины-ветераны Саров
"Может быть, рассуждаю я узко
И неверно в масштабах войны
Но уверен, что женщиной русской
Мы от страшной беды спасены."
В.А. Назаров
К сожалению, все меньше остается среди живущих ветеранов войны и тружеников тыла. Нужно успеть поговорить с каждым из них и записать их воспоминания, чтобы жизнь этих героических людей могла стать примером для нового поколения.
В нашем любимом городе Саров существует клуб, объединяющий женщин - ветеранов войны и труда.
В 1989 году 23 февраля в День защитника Отечества состоялось первое официальное заседание клуба с названием, заставляющим о многом подумать - «У войны не женское лицо».
Создатели этого женского клуба с лихвой испытали на себе все тяготы войны. Всем участницам клуба в 1941 году исполнилось по 16-18 лет. Они еще не расстались с юношескими годами, когда на их плечи не легла, а обрушилась эта проклятая война, перечеркнувшая все мечты.
О героических подвигах тех, кто с оружием в руках защищал свою страну от нашествия фашистских орд, кто дни и ночи трудился на заводах, в колхозах, претворяя в реальность лозунг «Все для фронта, все для победы!», написано немало.
Однако, выпущенная в Сарове книга воспоминаний участниц клуба "Женщины России-наша гордость и надежда" пользуется большим вниманием.
Мы встретились с одной из героинь этой книги. Рассказ Тамары Васильевны Алексеевой вызвал у нас интерес к судьбам других участниц.
Содержание |
Алексеева Тамара Васильевна
Родилась в 1924 году в г. Тула. В 1942 году получила разрешение на поступление добровольцем в армию. Нас посадили в товарный вагон и повезли в Брянск.
Там направили возить обед на наблюдательные пункты. По дороге собирали раненых, оказывали им медицинскую помощь. Потом была Курская битва. Часто попадали под артиллерийский обстрел. В один из дней вблизи разорвался снаряд, меня контузило. После выписки из госпиталя я стала радисткой, пройдя от Курской дуги до Брестской крепости. Потом была Прибалтика, Польша, освобождали Варшаву и многие другие города и селения.
Торопова Тамара Дмитриевна
Родилась в Ленинграде в 1926 году. 21 июня 1941 года получила повестку с требованием явиться в ремесленное училище № 18, что на Обводном канале. Выдали форму, показали, что нужно делать, и более трех месяцев мы жили и работали непосредственно в здании училища. Начались дни холодной и голодной блокады города с ежедневными артобстрелами и ночными бомбежками. Одну пайку хлеба приходилось менять на полплитки жмыха. Дома пекли на буржуйке, соскабливали ножом и ели поджаренный жмых. Я заболела цингой, еле-еле двигалась, стали выпадать один за другим зубы. Ноги опухли, кровоточили пятки. Немецкая авиация как по расписанию начинала бомбежки в 23 часа. Бежим в подвал, где и ночевали, пережидая налет. Однажды низко вдоль улицы летел немецкий самолет, стреляя из пулемета, я увидела на мгновенье смеющееся лицо немецкого летчика, испугалась, прижалась к стене дома. В августе 1943 года оставшихся в живых детей эвакуировали через Ладогу. Привезли нас в Куйбышевскую область на станцию Похвистнево, расселили по квартирам, хозяйка оберегала нас, помогла встать на ноги. Когда немцев отогнали от Ленинграда в августе 1944 года, поездом вернулась в свой родной город. Стала работать в Военно-строительном управлении Ленинградского фронта, потом ученицей в типографии. Радостную весть о победе услышала на работе. В Саров приехала в 1948 году, работала на ЭМЗ «Авангард» начальником канцелярии.Награждена знаком «Житель блокадного Ленинграда», медалями «За доблестный труд», «В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «В память 300-летия Санкт-Петербурга», «Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», многими юбилейными медалями.
Степанова Нина Алфеевна
Родилась в 1929 году. Что такое война, я знала от отца, он воевал в Финскую и многое рассказывал в кругу семьи. Тонул во время переправы через Финский залив, был без сознания, но спасли. Папа попрощался со всеми, подошел ко мне и говорит: «Нина, ты теперь старшая среди ребят, будь умницей, все остается на тебе». В доме остались больная мама и четверо детей, мне 12 лет, самой маленькой полтора годика. Школу пришлось бросить. В ноябре пришла похоронка, папа погиб с 5 на 6 ноября 1941 года. Поскольку всех лошадей забрали в армию, приспособились весной пахать на коровах. Все, что было в домашнем хозяйстве - молоко, яйца, телят, овец сдавали по Госпоставке, все нужно для фронта, и никаких скидок никому не было. Электричества не было, керосин быстро закончился, сидели с лучиной из березовых дров. Нас, комсомольцев, направили на железнодорожные разъезды для контроля за прохождением составов, где стрелочниками были расконвоированные заключенные из расположенных неподалеку лагерей. Сутками питались одной пайкой хлеба, между перерывами прохождения составов спала, свернувшись в клубочек, накрывшись своей фуфайкой. В свободные минуты отдыха вязали носки, перчатки, шарфы и отсылали на фронт в посылках с письмами бойцам.
Лойка Екатерина Николаевна
Родилась в 1925 году в Тульской области. 22 июня 1941 года в воскресный солнечный день собрали 15-16-летних девочек из многих деревень, усадили на поезд и повезли в сторону Смоленска, выгрузились на станции Вязьма. Там и стали мы копать противотанковые рвы. В начале 1943 года направили на курсы медсестер, а затем на фронт, в артиллерийскую часть. С тяжелыми боями вместе со своей частью прошла от Курско-Орловской дуги, через Белоруссию, Литву, Латвию, Польшу до Германии. Бои, бои, кругом смерть, раненых и убитых было много. Тяжело об этом вспоминать и забыть невозможно. День Победы наша батарея встретила в поверженном Берлине. Как и многие фронтовики за участие в боях была награждена медалями «За отвагу», «За победу над Германией», орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны, медалью «Маршала Жукова», медалями за Курскую Дугу, за освобождение Белоруссии, Варшавы, взятие Берлина.
Игрунина Зинаида Ивановна
Родилась в 1924 году в г. Саратовской области. В январе 1943 года призвали в армию и определили в военный госпиталь в г. Калач. Вскоре отправили эшелоном на Юго-Западный фронт в 3-ий танковый корпус 2-ой танковой армии. Вскоре корпус перебросили на Курское направление. Здесь шла подготовка к битве, ставшей поворотным пунктом в войне. Зинаида Ивановна работала фельдшером сортировочного отделения. За участие в Курской битве награждена медалью «За отвагу», потом к ней прибавилась медаль «За боевые заслуги».. После войны продолжала служить в армии.. Уволилась из армии по состоянию здоровья в 1970 году в звании капитана медицинской службы. Работала до 1988 года на здравпункте завода № 1, вела общественную работу - была председателем медицинской комиссии в Городском Совете ветеранов.
Курбакова Зинаида Михайловна
Родилась в деревне Александровка Орловской области в 1932 году. Линия фронта проходила в 15 километрах от нашей деревни. Немцы лютовали, в деревне Ушаково всех жителей выгнали из домов, загнали в подвал и забросали гранатами. Детей куда-то увезли, и больше их никто не видел. Подростки ушли к партизанам. Моего отца немцы расстреляли, мать и меня избили. Дядю моего, переправлявшего людей к партизанам, схватили, избивали, но не сумели доказать его причастность к партизанам, он чудом уцелел. Мы понимали, что обречены, и чтобы выжить, надо было действовать. Помогали партизанам как могли: добывали гранаты, собирали теплую одежду, сообщали, сколько в деревне фашистов. Старались ничего не писать, все держали в голове, любая бумажка, попавшая к немцам - расстрел всей семьи, а то и всей деревни. В начале февраля 1942 года наши войска нас освободили. 1943 год - Курско-Орловская дуга. Если есть ад, то это было пострашнее ада. Горела земля, горели сотни танков, поля были усыпаны трупами немцев и наших бойцов, сожженные деревни, погибло много и гражданского населения. Оставшимся жителям предстояло разбирать разрушенное и сооружать какое-нибудь жилье. Старики, женщины и дети работали от темна до темна, проживали в землянках. Мне приходилось дежурить и по сельсовету, принимала сводки от колхозов по заготовке семян. Вместе с другими девушками и мамой ходили на станцию Русский Брод, возили на санках мешки с семенами. Очень хотелось есть, боролась со сном. Весной пахали на коровах, сами впрягались в плуг или в соху. После войны наша семья переехала в Подмосковье, где закончила с отличием медицинский техникум, получила диплом медика. В 1951 году была направлена в в/ч 3274 на наш объект, где были созданы 3 спецкомендатуры по охране особо важных объектов в промышленной зоне. Неподалеку от охраняемых площадок разбили палаточный лагерь, где с апреля до октябрьских заморозков, несли службу. Болотистая местность, тучи комаров, заедавшие до крови, в жару и холод, в дождь и ветер несли службу. В лагере вела прием больных, лечила. Прослужила 33 года, уволилась из армии в звании майора медицинской службы. Награждена знаком «Отличник Здравоохранения».
Литвинова Александра Наумовна
Родилась в 1925 году в деревне Ново-Пыжма Свердловской области. В 1941 году мне исполнилось 16 лет, я закончила 8-ой класс и решила устраиваться на работу. На работу не брали 16-летних, с большим трудом устроилась на хлебозавод разнорабочей и одновременно поступила на курсы медсестер. Курсы были продолжительностью 1 год и 10 месяцев. Но проучились мы 1 год и 4 месяца. В это время на Урале формировалась 70-ая Армия, всю молодежь призвали в армию поголовно. Вечером построили в колонну и повели на железнодорожную станцию. Всю ночь устанавливали в вагонах двухъярусные нары, пилили дрова для печек-буржуек. Перед Ельцом немцы разбомбили эшелон с живой силой и техникой. Когда наш поезд медленно стал продвигаться вперед, мы увидели искореженные, перевернутые вагоны, между рельсами и по откосам валялись валенки, шапки, груды какого-то месива. Все притихли, доходило до сознания, что едем не на увеселительную прогулку, сразу как-то повзрослели. Доехали до станции, дальше поезда не шли, впереди линия фронта. И началась для нас война с непрекращающимися бомбежками, с ранеными, убитыми, непосильным трудом для девчонок, с бессонными ночами, потерями подруг, друзей, со всем тем, что прошли все фронтовики.
"Кому-нибудь теперь, наверно, странно, что наши беспокойные умы Не думали, что может дать страна нам, а думали, что можем дать ей мы." В.А. Назаров
К сожалению, временные рамки марафона не позволили рассказать о всех участниках клуба "У войны не женское лицо". Эта работа будет продолжена.