Летнево, село, Нижегородская область
История села Летнево уходит своими корнями в далёкую старину. Люди селились в основном близ рек, озер, которые их кормили, а свои жилища сооружали на высоких холмах. Основные занятия жителей деревни были: скот, земледелие. Всё это помогли выяснить археологические раскопки, проведённые к северо-востоку от деревни Бараньково, на высоком мысу коренного берега реки Сундовик. У населения этот мыс называется Большая Кучка. Не случайно люди выбрали это место: здесь красивая природа, поселение стояло около реки Сундовик.
Жизнь людей в те времена была трудной и полна опасностей. Летнево в летописях упоминается более четырёх сот лет назад: «Летнево пустошь». О ней писалось в 1588 году. От имени Летнёв. Изба в глазах наших предков была самой настоящей Вселенной - с небом, землёй, «нижним миром» и сторонами света. В каждой избе находился «Красный угол - он же «большой, святой, Божий».
В повседневной жизни очень много делалось из подручных материалов: лапти, пояса и предметы утвари. Во все времена наши предки охотно обувались в лапти - «лапти», «лыченицы» - причём, несмотря на название, зачастую плетись не только из лыки, но и из бересты. Плетение лаптей считалось лёгкой работой, которой мужчины занимались буквально «между делом». Старообрядцы – «кернаки» лаптей не носили. Зато мёртвых хоронили в лаптях. Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок. Дешевизна, доступность, лёгкость и гигиеничность такой обуви не требует доказательств. Другое дело, как свидетельствует практика, лапти имели очень малый срок службы. Зимой они протаптывались за десять дней, после оттепели - за четыре, летом, в страдную пору, - и вовсе за три. Собираясь в путь, с собой брали не одну пару запасных лаптей. «В дорогу идти - пятеро лаптей сплести» - гласила пословица.
Существовало два вида плетений: прямое и косое. Женщины носили тканные и вязанные пояса. А вот ременные пояса с самой древней поры были одним из важнейших символов мужского престижа - женщины не носили их никогда. Пояс ещё называй «опояской» или «поясницей». Бедный крестьянин подпоясывался мочальной верёвкой. И мужчины, и женщины привешивали к поясам множество подручных предметов: ножи в ножнах, ключи. Связка ключей у пояса была своего рода символом власти домовитой хозяйки. Не была редкостью и поясная сумочка (мешочек) для разной мелочи, называлась она «карман». Когда хоронили умершего, пояс обычно расстегивали, чтобы не мешать душе окончательно покинуть тело и отправиться в загробное путешествие. Среди обязательной домашней утвари у хозяйки была прялка, валёк, самовар, угольный утюг, кринки, маслобойка, кузовки.
Но прогресс не стоит на месте, происходили изменения в жизненном укладе и у наших предков. С установлением Советской власти у жителей деревни появилась возможность учиться в школе. В созданном колхозе появилась первая техника, зажёгся свет в избах.,