Команда White Hearts школы №10 города Петрозаводска Республики Карелия/Маршрут по Древней Греции
Содержание |
Древняя Греция – колыбель европейской цивилизации
Проект Жемчужины Земли Цель путешествия:приобщение к великому культурному наследию древних греков.Актуальность маршрутаУ кого-то из нас Греция ассоциируется со школьным учебником «Истории Древнего мира», у кого-то с теплым солнцем, лазурным морем, белыми домами, ароматом кофе со стаканом холодной воды и разнообразными вечерними развлечениями - в общем, со всем тем, что располагает к неспешности, расслаблению и отдыху. Эта страна близка многим. Не является Греция чужой и для нас. Обе наши страны связывает православная религия и длительные исторические взаимоотношения. Еще древние славяне на своих ладьях плыли сюда с торговыми и военными миссиями. Немалую роль Россия сыграла и в освобождении этой страны от Османского владычества. Тем не менее, заочное знакомство с греками не только обогатит Вас пониманием того, что все новое – это хорошо забытое старое, но и побудит отправиться на родину богов и героев. А при планировании путешествия в Грецию не лишним было бы обладать кое-какой информацией. Вклад Древней Греции, или Эллады, в мировую культуру до сих пор поражают ум и воображение. Как могло случиться, что на сравнительно небольшом пространстве, за краткий миг истории, греки оставили великое наследие, по сути — это колыбель европейской культуры. Расцвет культуры Древней Эллады оказался столь удивительным, что до сих пор вызывает глубокое восхищение и дает основание говорить о настоящей загадке «греческого чуда». Суть этого чуда прежде всего в том, что только греческому народу почти одновременно и практически во всех областях культуры удалось достичь невиданных высот. Никакой другой народ — ни до, ни после — не смог сделать ничего подобного. Они хотели не только творить, но и жить по законам красоты. Греки первыми почувствовали потребность наполнить все сферы человеческой жизнедеятельности высоким искусством. Они вполне осознанно стремились к эстетизации жизни, к постижению «искусства существования», к тому, чтобы сделать из своей жизни произведение искусства. Детством человечества, порой ослепительно солнечным, иногда таинственным, воспринимается античная эпоха, памятники которой до сих пор оказывают огромное художественное воздействие. Слова Л. Н. Толстого о Гомере вполне приложимы к памятникам эллинского искусства вообще: "Это вода из ключа, ломящая зубы, с блеском и солнцем и даже с соринками, от которых она кажется еще чище и слаже". Культура и искусство эллинов всегда привлекали внимание людей, для которых они были уже историей. В средневековье, в эпоху Возрождения, в столетия нового времени художники видели в искусстве древних греков прекрасный образец, неиссякаемый источник чувств, мыслей, вдохновения. Во все времена человек со свойственной ему пытливостью стремился проникнуть в тайну совершенства древнегреческого искусства, разумом и чувством, стараясь постичь сущность эллинских памятников. |
Весь экскурсионный маршрут представляет авобусную экскурсию и состоит из восьми остановок, в каждом пункте маршрута предполагается один день для посещения достопримечательностей.
1. Начинается маршрут в древнем городе Мистра, раскинувшимся на склонах небольшой горы Завато, что в восьми километрах западнее легендарной Спарты, является, пожалуй, главной исторической достопримечательностью области Лакония, являвшийся некогда вторым по значимости византийским городом после Константинополя.[[1]]
Возникновение города связано с основанием крестоносцами в 1249 г. крепости Гипфельбург. С 1263 г. Мистрас стал стратегически важным городом византийской династии Палеологов на Пелопоннесе и процветал в XIII—XV вв. Затем в разные периоды своей истории город находился под властью турок и византийцев, был сожжен в 1770 г. албанцами, В 1832 г. он был востановлен и стал мертвым городом. [[2]]
Руины города и крепости на склоне горы Мезитра представляют в первую очередь замечательный ансамбль византийской архитектуры XIV—XV вв. в Греции. В верхней части горы расположена цитадель крестоносцев с остатками дворца штатгальтера (после 1250 г. он неоднократно расширялся, особенно при Палеологах), а также крепостных стен. Многочисленны остатки византийских дворцовых построек, жилых домов и культовых зданий. |
Лучше всего сохранилась высоко расположенная церковь Пантанасса (1426 г.) Богатые фресковые украшения середины XIV в. сохранились в церкви монастыря Периблептос (начало XIV в.), типичном крестовокупольном храме, в плане имеющем форму латинского креста. Средневековая наследница античной Спарты – Мистра – запечатлела на каменных страницах великой книги эпох и цивилизаций необыкновенную историю красивого взлета и величественного падения одной из самых могущественных империй всех времен. Из небольшого военного лагеря, окруженного лачугами крестьян и рабов, вырос исполненный красоты и величия город, поднявшийся с земли на крутой склон горы, как могучий великан, по жилам которого потекли живые источники силы и света. Город, который некогда населяло свыше двадцати тысяч жителей, хорошо сохранился до наших дней в виде лабиринтов пустых улиц и переулков, следующих от центрального портала к средневековым строениям, стоящих под тенью куполов местных церквей. Сейчас это своеобразный музей архитектуры и искусства Средневековья под открытым небом, где можно встретить лишь туристов, пытающихся ощутить на себе, каково было здесь жить во времена Византийской империи. |
2. Следующий пункт нашего маршрута - это Олимпия. Олимпия – древнегреческое поселение на северо-западе Пелопоннеса, святилище Зевса и родина Олимпийских игр. Богатейшая история Олимпии щедро приправлена огромным количеством красочных легенд, преданий и мифов [[3]].Архитектурный ансамбль Олимпии сложился в VII—IV вв. до н. э. Он находился на холме Альтис в живописной долине реки Алфея, у подножия невысокой горы Кронос. На священном участке площадью около 3 га размещались главные святыни — алтарь Зевса, святилище Героон Пелопса и различные скульптурные монументы. [[4]]Храм Зевса - Центральная часть ансамбля, сооруженный вскоре после победы греков над персами при Платеях (479 г. до н. э.) Он воплощал в себе один из лучших образцов дорического храма ран-неклассического стиля. Храм как бы парит в пространстве и циклическом времени. В древности храм славился огромной статуей Зевса из золота и слоновой кости работы великого скульптора Фидия, считавшейся одним из семи чудес света. Разрушенный землетрясениями, храм сейчас лежит в руинах, и лишь несколько камней от стен целлы стоят на стилобате, окруженном остатками колонн, стен и антаблемента. |
Храм богини Геры (Герайон), построенный в конце VII в. до н. э. в святилище Зевса, находился на периферии священного участка. Он также относится к важнейшим памятникам ранней дорики. Когда-то этот храм, а также 12 богато отделанных сокровищниц на северной стороне на пути к храму и портик Эхо на восточной стороне служили как бы обрамлением центральных святынь. От этого древнейшего дорического периптера — третьего из существовавших здесь храмов, до нас дошли фундаменты, остатки колоннады, часть стен с фрагментами керамических украшений. К югу от священного участка находятся остатки булевтерия (зал заседаний совета старейшин святилища) — комплекса каменных построек VI—V вв. до н. э. Из других общественных сооружений до нашего времени сохранились остатки гимнасия, театра, Теоколейона (дома жрецов) и другие. |
3. Остров Корфу - самый северный и второй по площади живописный греческий остров в Ионическом море. Он расположен в виде серпа, обращенного вогнутой стороной к побережью Албании и Греции. Плодородие и жизнерадостное радушие этих мест поражает. Апельсиновые сады греческого острова привлекают своим ароматом ранней весной, плодородные оливковые рощи обещают дивную летную прохладу, а знаменитое греческое вино порадует своим вкусом самого изысканного ценителя. Корфу - маленький рай в самом центре Средиземного моря.
[[5]] Столицей острова является город Керкира. В 2001 году его население составляло около 40 000 жителей, среди них: итальянцы, греки, евреи. Город был основан в VIII в. до н.э. За право обладания Керкирой спорили римляне, византийцы, готы, венецианцы, турки, французы, англичане. Все завоеватели, пытаясь оставить остров за собой, строили множество дворцов и крепостей, поэтому Керкира являет собой уникальное сочетание различных культур. Старый Город ведет свою историю с XIII в. Это самый крупный "живой" средневековый комплекс Греции. В облике города сильнее всего проявляется влияние венецианцев, правивших здесь в течение 400 лет. Венецианцы украсили Керкиру памятниками, площадями, церквями и многоэтажными домами с красными крышами, так что она стала похожа на итальянский город периода Возрождения. После них власть над городом и всем островом сначала перешла к французам, а затем к англичанам. Сейчас остров Корфу принадлежит Греции. |
4. В ceвepo-вocтoчнoй чacти Пeлoпoннeca нaхoдитcя нeбoльшoй гopoд c бoгaтoй иcтopиeй cущecтвoвaния. Этo гopoд Эпидавр. В нeм пpoживaeт ceйчac мeньшe пяти тыcяч житeлeй. Oднaкo знaчeниe этoгo гopoдa для миpoвoй культуpы пepeoцeнить нeвoзмoжнo, кaк и любoй дpугoй дpeвний гopoд Гpeции.[[6]]
>p> Apхeoлoгичecкиe pacкoпки нa мecтe, гдe был хpaм Acклeпия, oткpыли oчeнь мнoгo дpeвних coopужeний, oтнocящихcя к тoму пepиoду, и мнoгиe из них пpeкpacнo coхpaнилиcь дo нaших днeй.
Пpимep тoму – тeaтp Эпидaвpa. Coopужeниe coхpaнилocь пoчти пoлнocтью в cвoeм пepвoздaннoм видe. Бoлee тoгo, в нeм и в нaши дни игpaютcя cпeктaкли и пpoхoдят музыкaльныe фecтивaли.
Эпидавр ocoбeннo пoпуляpeн у туpиcтoв, пpoвoдящих отдых в Гpeции имeннo пoтoму, чтo здecь oчeнь хopoшo coхpaнилиcь дpeвниe пocтpoйки, a пpи пoceщeнии тeaтpa мaлo ктo мoжeт уcтoять oт coблaзнa личнo пpoвepить знaмeнитую aкуcтику зaлa. В тeaтpe Эпидaвpa пpoхoдит eжeгoдный Aфинcкий музыкaльный фecтивaль. |
5. Афинский Акрополь представляет собой неповторимое сочетание древнего архитектурного ландшафта с прекрасным природным пейзажем. На территории древнего акрополя расположены шедевры античной архитектуры, построенные еще в V в. до н.э.
Прообраз средневековых замков, т.е. возвышенная и укрепленная часть городского поселения, в античные времена носил название акрополь. В переводе с греческого это слово означает «высокий город». Практически каждый древнегреческий город-государство имел свой акрополь, на самым знаменитым, из дошедших до наших дней, является акрополь афинский – шедевр мировой скульптуры и архитектуры, символ величия Древней Греции и ее столицы – Афин.[[7]] |
6. Руины города Дельфы - музей под открытым небом у подножия горы Парнас на высоте 700 метров над уровнем моря, в 9,5 км от берега Коринфского залива (недалеко города Итея).[[8]] На восток от руин находится современный небольшой городок Дельфы.. Дельфы (греч. Δελφοί) – древнегреческий религиозный центр в юго-западной Фокиде. В городе Дельфы проводили общегреческие Пифийские игры. В честь этого города был назван язык программирования Delphi.
Археологи утверждают, что начиная с 1600 года до н.э. объектом поклонения в городе было божество женского пола, вероятно, это связано с культом Матери Земли. Начиная с 1100 года до н.э. Дельфы приходят в упадок. Дельфы принимали участие в Первой Священной войне против города Крисса (596-586 гг. до н.э.), в результате чего Крисса была уничтожена. Позднее велись и другие Священные войны. После Четвертой Священной войны (339-338 гг. до н.э.), защитником города утвердили Филиппа II Македонского. |
|
7. Монастыри Метеоры – один из крупнейших монастырских комплексов в Греции, прославленный своим уникальным расположением на вершинах скал. [[9]] Здесь и по сей день живут монахи, ищущие полной изоляции от мирской суеты, вдали от людей и как можно ближе к Богу.
Монастыри Метеоры являются одними из самых ярких достопримечательностей Греции. Свое название это место получила от греч. «Метеора» (Μετέωρα), что буквально означает «висящий в воздухе», что прекрасно описывает эти шесть замечательных греческих православных монастырей. Песчаный пик впервые был освоен византийскими отшельниками в 11 веке, которые взбирались на вершину скалы чтобы побыть наедине с Богом. Настоящие монастыри были построены в 14 - 15 веках, во времена нестабильности и возрождения отшельнических идеалов. |
Величие этого места и его естественная природная безопасность от нашествий грабителей и разбойников, позволило создать с течением времени крупную организованную монашескую общину с множеством монастырей, которые росли и укреплялись с помощью многочисленных даров и вкладов. Первые монастыри Великой Метеоры (Μεγάλου Μετεώρου) появились в 1340 году и до 1500 года их число выросло до 24. Они процветали вплоть до 17 века, но только 6 из них сохранились до наших дней.
Монастырь Святого Николая Анапавсаса был основан в начале XIV века митрополитом города Ларисы Дионисием. Это маленький монастырь, к которому ведет сравнительно удобная лестница. Он имеет уникальную конструкцию – небольшая площадь скалы, на которой возведен монастырь, вынудила монахов строить кельи, храмы и другие постройки на нескольких уровнях. |
8. Город Салоники - столица греческой Македонии. В его облике запечатлена бурная история этого края: на протяжении столетий его хозяевами были римляне, византийцы, турки-османы. Город Салоники был основан царём Македонии Кассандром в 315 году до н. э. Женой царя Кассандра была сводная сестра Александра Великого — Фессалоника, именем которой царь назвал новый город, объединив в него 26 более мелких поселений, существовавших в то время вдоль берегов залива Термаикос. Именно тогда город и приобрёл свой эллинистический характер, сохранявшийся в общих чертах до конца XV века. В 146 году до н. э. захвачен римлянами. Главный архитектурный символ города — Белая башня, построенная на берегу залива в XVI веке на фундаментах более древних сооружений. Флагштоком для греческого флага над башней служит мачта турецкого броненосца «Фетих Булет» — флагманского корабля Эгейской эскадры, который был потоплен 18 октября 1912 года — в самом начале Балканской войны 1912 года — греческим миноносцем −11, сумевшим прорваться на заходе солнца в порт Салоники. Три выстрела, из которых два попали в цель, потопив турецкое судно, были сделаны Димитриосом Элевсиньотисом. Бюст командира миноносца Николаоса Воциса, ставшего в дальнейшем адмиралом, установлен перед Белой Башней. | Триумфальная Арка (Камара) и Дворец Галерия – величественный комплекс зданий, остатки которого можно увидеть сейчас на площади Наварину (Октагон). Триумфальная арка Галерия, построенная в 305 г.н.э после победы императора над персами, является одним из характерных памятников города. Арка является частью комплекса Галерия. На сегодняшний день сохранены две главных четырехугольных колонны и одна второстепенная, соединенные кирпичной дугой. Главные колонны облицованы мраморными рельефными изображениями военных действий Галерия против персов. Ротонда – огромное сооружение круглой формы, служившее, возможно, храмом Зевсу или Каверию. В Ротонде сохранилась прекрасная мозаика. Ротонда (Храм Святого Георгия) расположена к северу от улицы Эгнатия. Памятник построен в первой декаде 4-ого века н.э. Галерием и первоначальным его предназначением был императорский мавзолей. Однако этот памятник никогда не использовался для этой цели и впоследствии был превращен в христианскую церковь, которая функционировала как место почитания останков мучеников. |
Список используемых источников
- Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Греции [[10]]
- Археологические памятники Олимпии[[11]]
- Карты Google[[12]]
- Древний город Мистра[[13]]
- Археологический заповедник в Олимпии [[14]]
- Достопримечательности города Салоники [[15]]
- Остров Корфу (Керкира, Керкера) [[16]]
- Монастыри Метеоры [[17]]
- Афинский Акрополь[[18]]
- Руины города Дельфы [[19]]