Команда Корабль гениев школы № 172 г. Москвы/Творчество Шубина Ф.И.

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Школа №172 г.Москвы "Корабль гениев" для мини-энциклопедии "Создатели культуры XVIII века в рассказах участников олимпиады по МХК-2009"

Федот Иванович Шубин
Федот
Дата рождения: 17 мая 1740 г.
Место рождения: Архангельская губерния
Дата смерти: 12 мая 1805
Место смерти: Санкт-Петербург


Федот Иванович Шубин (17 мая 1740 - 12 мая 1805)


Федот Иванович Шубин родился в Архангельской губернии, в рыбацком поселке Куростров близ Холмогор. Отец его, свободный крестьянин, знал грамоту и был первым учителем М. В. Ломоносова.


Содержание

Жизнь в Италии

Одним из самых ярких периодов творчества Шубина было время его пребывания в Италии. Италия, куда Шубин попадает летом 1770 года после долгих просьб и благодаря ходатайствам Д.Дидро и Э.-М. Фальконе, не могла не поразить его огромным количеством памятников античного искусства, культ которого на десятилетия установился в Европе после раскопок Геркуланума и Помпеи. И хотя учиться в Риме в эти годы было не у кого, сами памятники античности и Возрождения были учителями. Дидро, проповедующий ориентацию на натуру, признает, что "пренебрегать изучением великих образцов - значит вновь перенестись к тем временам, когда зарождалось искусство, и притязать на славу творца". С небольшим перерывом на поездку в Париж Шубин живет в Италии до весны 1773 года сначала как пенсионер Академии художеств, затем как спутник богатейшего русского промышленника Н.А. Демидова.


Литература о Шубине

"Журнал путешествия его высокородия Никиты Акинфиевича Демидова" рассказывает о том, как возникла идея пригласить Шубина:

"В ноябре 1772 года начаты делать Никиты Акинфиевича и Александры Евтиховны мраморные бюсты
русским пенсионером Шубиным, из Рима возвратившимся, и чтобы более иметь время работать, 
то господин Шубин переехал к нам жить; а между тем всегда рассказывал Никите Акинфиевичу о 
древностях римских и о всех достопамятных вещах, чем возбудил охоту видеть и Италию к тому же 
уговорили мы с собою провожатым и господина Шубина, по довольному его знанию итальянского языка".


Творчество

Упоминания о Шубине в "Журнале" редки: едва ли богатые путешественники сознавали, как им повезло. Но характер записей после того, как к обществу присоединился молодой скульптор, заметно изменяется: больше внимания уделяется искусству, появляются элементы анализа увиденных достопримечательностей. В конце 1772 года Шубин во время путешествия с Демидовыми по Италии останавливался в Болонье, где выполнил ряд работ, за которые старейшая в Европе Болонская Академия выдала ему диплом на звание почетного академика. Почти двухлетнее пребывание в Риме дало Шубину немало новых знаний, расширило его знакомство с искусством античности и Возрождения, ввело молодого русского скульптора в атмосферу теоретических споров, характерных для художественной жизни того времени, но ни в чем не изменило его принципиальных творческих позиций. В основе шубинских работ лежит не идеализирующая тенденция, перерабатывающая античные формы, а живое чувство натуры, стремление раскрыть ее индивидуальное своеобразие, выразить характер, передать душевную жизнь изображаемого человека.


След в искусстве

В наследии Шубина есть черты, которых не было у многих других, современных ему художников: в нем есть высокая человечность и подлинная народность, перерастающая пределы его эпохи. Опираясь на русскую народную культуру, воплощая в своем творчестве народные представления и народные взгляды на жизнь, Шубин первым среди русских скульпторов вышел на путь реалистического искусства, которому принадлежало будущее.

Персональные инструменты
Инструменты