Екатеринбург - заповедник конструктивизма
Екатеринбург - заповедник конструктивизма Понятие конструктивизма
Конструктивизм – это направление в архитектуре, получившее развитие после Первой мировой войны в связи с ростом индустриальной техники, внедрением новых типов зданий и сооружений.
Конструктивизм требовал в архитектурных сооружениях выявления его конструкции (отсюда его название), требовал функциональной, конструктивной целесообразности, рациональности форм. Для конструктивистских построек характерны обнажение конструкции, предельное упрощение формы, контраст глухих поверхностей стен с большими площадями остекления.
В советской архитектуре конструктивизм занимал господствующее положение в конце 20-х - начале 30-х гг. Его основные черты - функциональная целесообразность, геометрическая чёткость объёмов, острая динамика композиции, длинные полосы остекления («ленточные» окна), в нем прежде всего видели новый метод проектирования, в том числе и подход к проблемам формообразования. В целом при функциональном подходе к проблемам формообразования конструктивисты делали упор не на утилитарной, а на социальной функции сооружения.
Сама по себе простота новых архитектурных форм связывалась с их функционально-конструктивной оправданностью. С утилитарного как бы снималась эстетическая нагрузка, образная же идея выводилась из социального содержания сооружения. Конструктивисты считали основной задачей архитектора организацию новой жизни.
Ранний конструктивизм в советской архитектуре развивался в первой половине 20-х годов практически без контактов с западно-европейскими течениями новой архитектуры. Произведения именно этого этапа развития конструктивизма содержат первичные архитектурно-художественные идеи.
Содержание |
Конструктивизм в архитектуре г. Екатеринбурга
Один из самых замечательных архитектурных стилей - конструктивизм. Недаром ЮНЕСКО определил Екатеринбург как заповедник конструктивизма.Пожалуй, только в Москве и Питере сохранилось такое количество памятников архитектуры этого периода. В то время, как все остальные стили - детище запада, и у нас в городе представлены как позднее подражание уже существующим образцам, конструктивизм Екатеринбурга творили отцы-основатели: Соколов, Антонов, Тумбасов, Бабыкин, Оранский, Емельянов и т.д.
При подготовке материала была использована книга «Екатеринбург: наследие конструктивизма», а также материалы сайта http://www.artrz.ru
Архитектурно-строительная деятельность, почти полностью прекратившаяся с 1918 по 1922 гг. в Екатеринбурге, в конце двадцатых возродилась в виде строительного бума. Судьбоносным для города, теперь уже Свердловска, - стало решение съезда ВКП(б) в 1925 году о социалистической индустриализации страны, в программе которого Свердловску предназначалось особое место. Новый статус административного центра крупного промышленного региона России обязывал к преобразованию его застройки.
Окрисполкомом было принято решение о перепланировке центральной части города. К 1926 году эскизный проект перепланировки города был выполнен инженером-архитектором Н.А. Бойно-Родзевич, с применением новейших изысканий градостроительной науки тех лет. Ставилась цель выпрямления улиц при одновременном укрупнении кварталов.
Новая схема генерального плана отражала: • увеличение городских территорий, • новое направление производственной деятельности города, • размах промышленного и гражданского строительства. Эта работа была подготовительным этапом к созданию плана Большого Свердловска, который проектировали под руководством архитектора С.В.Домбровского.
«Большой Свердловск»
Название «Большой Свердловск» было серийным (был «Большой Урал», «Большой Челябинск» и т.д.) и, отражая тенденцию укрупнения архитектурно-градостроительного масштаба: расширение пространства улиц, повышение этажности домов, увеличение объема строительных работ, - свидетельствовало о быстром росте населения. В 1930-е годы происходила реализация плана Свердловска как большого группового города, состоящего из ряда поселений (соцгородков) на своих производственных базах, связанных между собой и размешенных вокруг исторического центра. Параллельно с составлением генплана в городе шло интенсивное строительство. Проект «Большой Свердловск» подразумевал:
•Тотальную реконструкцию исторического центра города
•Изменение своего назначения торговых площадей
•Сноску храмов
•Ликвидацию усадебных застроек
•Формирование новых систем площадей вдоль проспекта Ленина
•Увеличение этажности зданий
•Гораздо более усложненную схему их размещения на основе симметрии
•Превращение поймы реки Исеть в систему садов и парков.
При этом зеленые массивы как бы «включались» в ткань города. В центре города с недостаточным озеленением новые жилые комплексы должны были быть дополнены дворами (садами) - местом коллективного отдыха. Открывался широкий доступ в сады бывших частных усадеб, где строились открытые театры и танцплощадки. Не случайным был и выбор места городского центра - площади Труда (бывшая Екатерининская площадь), с облисполкомом и Домом связи. Когда-то, в XVIII веке, здесь был расквартирован Тобольский полк, располагались Екатерининская полковая церковь, здание казенных почт, восточная городская застава, т.е. было практически сосредоточено «государственное начало» в городе. В реконструкции городского центра и в новой застройке нашла своеобразное применение популярная тогда в мировом градостроительстве идея города-сада. Во вновь возводимых соцгородах и поселках жилая застройка регулярно чередовалась с озеленением. В эти годы закладывается все, чем город живет в последующие десятилетия. Свердловская архитектура стиля конструктивизм признана уникальным архитектурным наследием, несмотря на то, что в 1934 году около ста зданий и комплексов было не достроено из-за административного распада тогдашней Уральской области и, как следствие, снижения финансирования. В 1930-е годы Свердловск в известном смысле был лабораторией экспериментального строительства в масштабах страны.
Спортивный комплекс «Динамо»
Архитектура Екатеринбурга | |
Спортивный комплекс «Динамо»
| |
Екатеринбургский спортивный комплекс "Динамо" | |
Страна | Россия |
Местоположение | 620027, г. Екатеринбург, ул. В.Еремина, д. 12 |
Автор проекта | В. Д. Соколов |
Строительство | 1929—1934 годы |
Дом физкультуры клуба "Динамо" является одним из крупнейших и старейших из всех памятников конструктивизма Екатеринбурга. Основное здание комплекса, построенное в 1934 году по проекту архитектора В. Д. Соколова, является образцом спортивных сооружений начала 30-х годов.
Архитектурные особенности спортивного комплекса
При проектировании клуба "Динамо" В.Д. Соколов стремился отойти от сложившихся стереотипов архитектурной композиции спортивных клубов. Тогда было время поиска новых архитектурных форм и композиционных решений, архитектор хотел объединить функциональную основу и художественный облик здания, результатом этих творческих исканий и стал образ дома, по форме напоминающий корабль.
Композиция Дома физкультуры образно похожа на корабль. Перед его главным фасадом находится веерообразный гранитный спуск к воде. Объем здания состоит из двух частей: двух- и трехэтажной.
Южный объем здания — трехэтажный. Сверху — смотровая площадка с навесом и ограждением. Фасад этого объема, выходящий на сторону пруда, считается главным. Он двухчастный, симметричный, с большой площадью остекления, на втором этаже овальные балконы. На первом этаже симметрично расположены лоджии и крыльцо. Центр фасада определен балконами второго и третьего этажей на кронштейнах. Нижний балкон играет роль навеса для входа с крыльцом.
Северный объем здания двухэтажный. Основная часть (протяженная) — трехчастная, закруглена с северной стороны, и перпендикулярно пересечена параллелепипедом, закругленным с одной стороны. С юга к ней примыкает кубообразный объем, изогнутый в виде полуцилиндра и приподнятый на значительно выступающем цоколе. Кроме выступа цоколя, фасад опоясывают балкон на уровне второго этажа и козырек, опирающийся на кронштейны. Кроме опоясывающих выступов, вертикальный цилиндр фасада членят ряды оконных проемов (круглые в первом этаже и квадратные во втором).
Западный фасад имеет навес на уровне первого этажа по всей длине стены. С торца здания есть вертикальное окно.
Центральный вход в здание — с восточного фасада южного объема. Оба объема имеют входы в торцах, объединенных переходом. Этажи соединены четырьмя лестничными клетками, которые расположены в торцах объемных частей постройки.
Внутренняя планировка коридорного типа представлена просторными помещениями. Вестибюль с гардеробом, врачебно-спортивный диспансер, фотостудия, гостиничные номера и столовая расположены в южной части здания. Спортивные залы — в северной.
Многочисленные перепланировки и неконтролируемые реставрации привели к тому, что на каждом этаже установлены оконные рамы разного цвета и формы.
Спортивно-оздоровительный комплекс сегодня
Удобное расположение комплекса, наличие рядом всех транспортных развязок и станции метро, прекрасные виды городского пруда, красивый парк с липовой аллеей сделали территорию комплекса одним из самых любимых мест отдыха горожан, поэтому многоцелевой спортивный комплекс «Динамо» по-прежнему действует.
В состав спортивного комплекса входит игровое поле, гимнастический городок, площадки для игры в футбол и баскетбол, тренажерный зал, хоккейный корт, зал борьбы. В помещении под трибунами располагается крытый бассейн. В зимнее время на стадионе организуется открытый каток для населения. Здесь же можно воспользоваться услугами массажного кабинета. На территории спортивно-оздоровительного центра расположены магазин и кафе, имеется автостоянка. Рядом со спорткомплексом разбит уютный скверик, выходящий к набережной пруда.
Переход между двумя зданиями | Здание расположения бассейна | Фрагмент здания | Балконы-шлюпки | Вид на городской пруд от спорткомплекса "Динамо" |
«Городок чекистов»
Архитектура Екатеринбурга | |
Городок чекистов
| |
Вид на "Городок чекистов" с балкона "Оперного театра" | |
Страна | Россия |
Город | Проспект Ленина, 69, г. Екатеринбург |
Автор проекта | И.П. Антонов, В.Д. Соколов |
Строительство | 1929—1936 годы |
Некоторыми из наиболее выдающихся объектов экскурсионного показа по стилю конструктивизм являются следующие здания жилого комплекса «Городок чекистов»: жилые дома, детский сад, спортплощадка, общежитие гостиничного типа (сейчас это «Исеть»), и ДК Дзержинского, который соединён с гостиницей длинным переходом. В ДК сейчас находятся фонды Краеведческого музея и краеведческая библиотека. Здание ДК было недавно отреставрировано. Благодаря необычной форме «Городка» ходит слух, будто если посмотреть на него сверху - комплекс представляет собою «серп и молот».
Возведен по заказу уральского НКВД - ОГПУ для проживания командного состава. Решен как комплекс нового типа, в котором были применены наиболее современные приемы застройки квартала, предусмотрена сеть его культурно-бытового обслуживания. Помимо дома гостиничного типа для молодежи и малосемейных (ныне - гостиница "Исеть") в комплекс вошли здания клуба, универмага, трех жилых домов, медицинского корпуса с аптекой, детсада и яслей.
«Городок Чекистов» по-настоящему уютен, т.к. его внутреннее пространство отделено от шумных улиц, и трудно поверить, что находишься в центре города, когда стоишь посреди «Городка». Именно для смягчения уличного шума дома выглядят в форме «пилы». Внутри квартала указанные общественные постройки отделены от остальных сооружений обширным двором.
Жилые корпуса комплекса расположены по периметру квартала и ориентированы на улицы Первомайскую, Луначарского и Кузнечную. Комплекс имеет целостную объемно-пространственную композицию. Фасадные композиции построек комплекса основаны на использовании повторяющихся элементов: объёмов эркеров и лестничных клеток, балконов, поэтажных рядов окон.
Городок чекистов. Гостиница "Исеть" | Городок чекистов. Гостиница "Исеть". Вид со двора | Городок чекистов. Клуб им. Ф.Э. Дзерджинского | Городок чекистов. Музей | Городок Чекистов. Жилой корпус |
Гостиница «Исеть»
Гостиница «Исеть» - это один из уникальнейших памятников конструктивизма 20-х годов прошлого века. Гостиница начала свою работу в 1933 году, а последняя ее реконструкция производилась в 2008 году.
Архитектурная доминанта «Городка» — выполненная в форме полукруга гостиница «Исеть» — бывшее общежитие гостиничного типа.
Если смотреть сверху, её корпус имеет узнаваемую форму серпа, а в прилегающем к ней Доме культуры имени Серго Орджоникидзе (ныне корпус Уральского краеведческого музея) угадывается молот, но официального подтверждения заложенного в проект смысла никогда не было.
Здание гостиницы «Исеть» задумывалось как общежитие гостиничного типа для молодых офицеров НКВД.
Во время войны гостиница заполнилась эвакуированными семьями. Гостиница «Исеть» до сих пор принимает постояльцев, в ней насчитывается около 95 номеров, находятся кафе и бар.
Расположена гостиница на пересечении улиц Луначарского и проспекта Ленина. Рядом находятся остановки общественного транспорта «гостиница Исеть».
В шаговой доступности торговый центр «Сити-центр», окружной дом офицеров, бизнес-центр Вознесенский, площадь Советской Армии.
В 30-е годы прошлого века гостиница «Исеть» была настолько известным архитектурным произведением Урала, что ее изображение печатали на марках революционной Испании.
Клуб им. Ф.Э. Дзерджинского
Клуб имени одного из основателей Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем Феликса Дзержинского – еще одно здание жилого комплекса НКВД.
Четырехэтажное строение, созданное в 1932 году, состоит из нескольких корпусов, соединенных друг с другом под прямым углом. Главным украшением этого памятника является цилиндр лестничной клетки с вертикальным остеклением. Удивительная винтовая лестница, которую так любят фотографировать поклонники архитектуры авангарда, закручена против часовой стрелки, а если, поднимаясь по ней, вы посмотрите вверх, то увидите основание пятиконечной звезды.
В советское время в клубе Дзержинского размещался зрительный зал со сценой, столовая, помещения для различных кружков и студий, библиотека, продуктовый магазин, ателье по пошиву военной формы и многое другое.
В 1991 году в историческое здание переехал Областной краеведческий музей. Сегодня жители и гости Екатеринбурга могут одновременно посмотреть экспозицию, посвященную истории и археологии Урала, и прогуляться по уникальному архитектурному объекту.
Здесь сохранился единственный в городе конструктивистский интерьер – мраморная винтовая лестница, перекрытие над которой украшено пентаграммой в форме пятиконечной звезды.
Жилой комплекс «Дом чекиста»
Архитектура Екатеринбурга | |
Дом чекистов
| |
Жилой корпус | |
Страна | Россия |
Екатеринбург | Володарского, 6, г. Екатеринбург |
Автор проекта | Иван Антонов, Вениамин Соколов |
Строительство | 1928—1932 годы |
В 1928 году ведущими архитекторами Уралгипромеза И.П. Антоновым и В.Д. Соколовым для сотрудников силового ведомства был запроектирован первый в столице Уральской области жилой комбинат НКВД («Дом чекиста», также известен как «Второй дом советов»). Комплекс включал в себя П-образное четырехэтажное здание с закругленными углами и примыкающий к нему с юга одиннадцатиэтажный корпус. В плане оба здания составляли один из символов социализма — серп. (Не путать с городком чекистов на ул. Ленина-Луначарского!) Комплекс расположен на большом дворовом участке, обнесенном оградой. Построен на месте невзрачных одноэтажных построек.
Комплекс состоит из двух частей: четырёхэтажного здания, выполненного в форме буквы П и примыкающего к нему одиннадцатиэтажного дома. Его появление было призвано олицетворять победу и достижения советской власти. Неслучайно контур дома воспроизводит серп – один из элементов герба молодого государства.Высотка здесь играет роль рукоятки, а эркеры четырёхэтажного дома со стороны двора в плане имитируют зубцы лезвия. Строительство одиннадцатиэтажного дома в буквальном смысле стало свидетельством высот, которых достигло жилищное строительство в СССР. Это был уникальный опыт, поскольку при отсутствии в то время башенных кранов дом-башня построен с помощью усовершенствованного шахтного подъёмника. В результате в начале 30-х годов на Урале появилось самое высокое здание в РСФСР за пределами Москвы. Самым высоким этот дом в нашем городе оставался до шестидесятых годов.
Строительство Жилого комбината НКВД началось в 1928 году на северном участке квартала, ограниченного улицей Троцкого (ныне 8 Марта) и улицей Володарского. Четырехэтажный жилой блок, выходящий фасадами на две улицы, состоял из семи секций с двумя квартирами на этаже. Квартиры, предназначенные для высоких чинов силового ведомства, отличались повышенной комфортностью и разнообразным набором помещений: от трех до шести комнат. В высоком одиннадцатиэтажном блоке размещались квартиры двух типов — на четыре и пять комнат. Жильцам был предоставлен широкий спектр социально-бытовых услуг: столовая, детский сад, санчасть, кинозал, тир, библиотека.
Особое внимание архитекторы уделили доминанте комбината — высотному жилому зданию, которое привнесло в центр города новый столичный градостроительный масштаб. Своим архитектурным обликом здание должно было демонстрировать мощь советского силового ведомства. Этому служили высотный объем, выразительный уникальный силуэт, создаваемый расположенными по горизонталям верхних этажей угловыми балконами-крыльями (снесены в 1950-е гг.), вертикальные ритмы небольших балконов на торцах здания, а также брутальная облицовка гранитными блоками первого этажа с высокой аркой входа. В авторском цветовом решении темно-серые плоскости фасадов расчерчивали светлые горизонтали эркеров и балконов.
Дом чекиста уникален для истории архитектуры города по нескольким причинам. Во-первых, это первое в городе и на Урале многоэтажное жилое здание. Во-вторых, в нем был установлен первый в городе лифт, поднимающий жильцов до одиннадцатого этажа. В-третьих, здание было возведено при помощи модернизированного шахтного подъемника, так как башенных кранов в те годы, еще не существовало.
В отличие от аскетичного высотного одиннадцатиэтажного блока, четырехэтажное здание комбината выделялось пластикой фасадов — это полукруглые и трехгранные эркеры и балконы, арки и угловые ниши входных узлов с опорами, консольные балконы, разноформатные окна, рельефная облицовка цоколя гранитными плитами.
Дом чекиста послужил прообразом будущих жилкомбинатов и крупных домов-коммун в Свердловске, а одиннадцатиэтажный корпус был самым высоким жилым зданием на Урале вплоть до 1960-х годов.
Дом-башня - это первое в городе монументальное 12-ти этажное здание, первая высотка в городе. Это сооружение характерно для масштабов развития города. Укрупненные, обобщенные по формам детали фасадов, гранитная облицовка первого этажа из мощных камней-блоков выражают силу и значение нашего времени. Темная окраска создает впечатление некоторой суровости в облике здания.
Среди других памятников конструктивизма в Екатеринбурге «Второй дом Советов» заметно выделяется и благодаря включению разнообразных декоративных элементов, присущих неоклассике и арт-деко. Отделка фасада рустом из грубо сколотого гранита, тяжеловесные опоры из чёрного лабродорита, поставленные в центрах лоджий, придают ему брутальность.Повышение высоты различных частей фасада четырёхэтажного дома, балконы, трёхгранные и полукруглые эркеры наполняют его образ динамизмом.
Но отличия не ограничиваются только этими, заметными всем и каждому, деталями. Второй дом Советов был другим по своей сути и назначению. Это в других творениях конструктивистов комфорт отходил на второй план, поскольку их дома были ориентированы на создание нового образа жизни– здесь всё иначе. Ведь проектировался и строилсяВторой дом Советов для новой элиты – самых преданных, полезных нужных. Достаточно сказать, что именно здесь со времени сдачи дома и до второй половины 70-х жили первые секретари Обкома КПСС – от Ивана Кабакова до Бориса Ельцина. Этот дом был своего рода свердловским Домом на набережной. После сдачи дома в 1932 году, кроме первых лиц области, здесь поселились ответственные работники Уральского обкома ВКП(б) и Облисполкома, военноначальники, сотрудники ГПУ, писатели, учёные, артисты. Состав жильцов менялся. Так, сотрудники ГПУ ниже должности начальника отдела, которые получили жильё в первой очереди жилкомбината, переехали в Городок чекистов. Ветераны партии в 1934 году получили жильё в новом «Доме старых большевиков», построенном через дорогу, на 8 Марта, 1.
Клуб строителей. Киностудия. Сити-центр
Архитектура Екатеринбурга | |
Киностудия(магазин "Сити-центр")
| |
Главный вход в здание | |
Страна | Россия |
Город | проспект Ленина, 50, г. Екатеринбург |
Автор проекта | Корнфельд Я. А. |
Строительство | 1929—1933 годы |
Самыми многочисленными общественными зданиями в стиле конструктивизма были клубы, предназначавшиеся для новых форм общения людей, объединенных отраслевыми профсоюзами, предприятием или жилым комплексом.
Прямо напротив «Городка чекистов» находится такой памятник конструктивизма, некогда Клуб строителей и Свердловская киностудия, сегодня — торговый комплекс «Сити-центр». Считается, что он был спроектирован в виде трактора, но опять же официального подтверждения этой версии не было. Здание — яркий пример клубной постройки конца 1920-х годов: открытые балконы, широкие лестницы, переходы и совершенно загубленное в наши дни внутреннее пространство, до неузнаваемости искажённое мелкими магазинами. Фасад здания, к счастью, удалось сохранить в почти не изменённом виде, правда, чистые геометрические объёмы владельцы используют под размещение наружной рекламы.
Здание делится на две части: зрелищную (актовый зал) во внутренней части двора и клубную, размещённую в двух вытянутых объёмах. Клуб имел паровое отопление, буфет, театр, кинотеатр, различные секции и кружки, лоджии служили смотровыми площадками. В военные годы в нём стала располагаться Свердловская киностудия. Изначально здание не предназначалось для этих целей, так что при первой возможности интерьеры стали менять, перегородки сносить, а часть окон заложили. В 1944 году в тыловом Свердловске был снят первый фильм — музыкальная комедия по мотивам австрийской оперетты «Сильва». В тяжёлое послевоенное время студия была в запустении.
Широкую известность Свердловская киностудия получила в 1950-1970-х годах благодаря новаторским поискам в сфере документального и научно-популярного кино. Один же из самых примечательных проектов студии — дебют Алексея Федорченко в игровом кино, фильм «Первые на луне» (2004 год), рассказывающий историю о подготовке и запуске на Луну первого советского космического корабля с человеком на борту.
Внутреннее пространство этого сектора распланировано по коридорному типу. Коридор начинается и заканчивается просторными залами. Объемы лестничных клеток выступают на северном фасаде в виде эркеров. От корпуса клубного сектора в глубину квартала простирается корпус малого зала с переходом на уровне второго этажа. Зрелищная часть с самостоятельным входом размещена в большом трехэтажном корпусе. За счет взаимного смещения корпусов угол участка превратился в небольшую площадку. Композиция здания отличается резкими высотными перепадами и контрастом глухих плоских стен и стекла.
На карте города | Внутри магазина | Во времена киностудии | Вид сбоку | Второй вход в здание |
Институт физиотерапии и профзаболеваний
Архитектура Екатеринбурга | |
Институт физиотерапии и профзаболеваний
| |
Вид на боковой фасад института | |
Страна | Россия |
Город | ул. Московская, 12, г. Екатеринбург |
Автор проекта | Голубев Г. А. |
Строительство | 1929—1930 годы |
Институт профзаболеваний представляет собой образец здания лечебного учреждения с функциями НИИ.
Выраженным стремлением изменить традиционное представление о больничном здании является комплекс института физиотерапии и профзаболеваний, расположенный на треугольном участке, ограниченном улицами Московской, Репина и Попова. Три корпуса комплекса - лечебный, лабораторский и жилой - образуют овальный двор с садом. Здания корпусов имеют оригинальные объемы, включающие прямые углы и полуовалы.
Протяженность и сложность объемно-пространственной структуры здания объясняется формой участка и функциональными особенностями его частей, предназначенных для различных методов лечения. Асимметричная, трехэтажная объемная композиция, состоящая из Г-образных элементов, последовательно соединенных под углом, образует ломаную композицию фасада с выраженным угловым акцентом, направленным к проспекту Ленина и выделяющим главный вход. Каждая из трех частей фасада оформлена законченной композицией и одновременно объединена общими элементами в единую композиционную структуру. Угловой акцент достигнут ризалитом, повышенным на один этаж, с большими окнами, эркером, декоративным обрамлением окон, переходящим с ризалита на основной объем, контрастом гладкой стены угловой части ризалита с обилием пластики в другой.
Комплекс обладает всеми признаками архитектурного ансамбля, сохранившего композиционную целостность и полностью соответствующего стилистическим принципам конструктивизма.
Этот институт представляет собой образец больничной постройки с типологическими признаками гостиницы: предназначалось как для больных с длительным периодом лечения, так и для приезжающих на короткий срок больных из отдаленных мест. Отличается поли функциональностью и рационализмом планировочного решения.
Эмоциональная насыщенность и гармония фасадных композиций достигается использованием всего арсенала средств разработки пластики фасадов, свойственных конструктивизму; балконы, эркера, плоские козырьки, углы смещенных объемов и т.д. Детально, в соответствии с требованиями комфорта, проработано внутреннее пространство корпусов, умышленно лишенное длинных коридоров и обширных пустующих пространств. Гармонично воплощена идея перетекающего пространства в лечебном корпусе.
Расположение на карте города | Макет комплекса | Внутреннее устройство | Институт физиотерапии до реставрации |
Уралмаш
Архитектура Екатеринбурга | |
Уралмаш
| |
Уралмаш. Площадь первой пятилетки. Памятник Серго Орджоникидзе | |
Страна | Россия |
Город | Площадь первой пятилетки, г. Екатеринбург |
Автор проекта | В. Безруков, П. Оранский |
Строительство | 1928—1933 годы |
В начале двадцатых годов, несмотря на обоснованные сомнения специ¬алистов по экономике, было принято решение о строительстве Уральского завода тяжелого машиностроения. Он должен был стать машиностроительным центром всего Урало-Кузнецкого угольного бассейна.
В ходе социально-экономического переустройства госу¬дарства рассеялся радужный образ «советского города». Для решения проблем реальной действительности предлагался ряд идей, наиболее значительными из которых были концепции урбанизма и дезурбанизма. Это порождало различные подходы к планированию города.
Оптимальной моделью для решения проблем был избран соцгород - создание при крупных промышленных предприятиях компактных поселков с населением 40 - 100 тысяч человек. Соцгород рассматривался как градостроительное образование, состоящее из типовых жилищных элементов - жилкомбинатов, рассчитанных на две - четыре тысячи человек.
Строительство соцгородка, запланированного на 100 тысяч жителей, велось по проекту одного из самых известных архитекторов Свердловска П.В.Оранского. Промышленные, административные, общественные, жилые здания Уралмаша объединяла простота и рационализм их архитектурного решения в стиле конструктивизм.
Достоинство планировки района - удачное сочетание рациональной планировочной сетки (традиционной для застройки Екатеринбурга) с выразительным и целесообразным в условиях соцгородка трёхлучие основных магистралей, ведущих к предзаводской и центральной общественной площади района - площади Первой пятилетки.
Генплан соцгородка был закончен Оранским в 1929 году. В этом плане была реализована концепция рациональной организации города. Одним из выдающихся объектов экскурсионного показа по стилю конструктивизм на Уралмаше является Площадь первой пятилетки. Площадь первой пятилетки - важнейшее градостроительное образование соцгорода Уралмашзавода. Сочетает функции предзаводской площади, транзитно-транспортного узла и общественного парка.
Между улицами Машиностроителей и Культуры находится монументальный корпус гостиницы «Мадрид» (1933 - 1937 годы, архитекторы В.В. Безруков, П.В. Оранский), архитектура которого представляет сочетание стилей конструктивизма и «неоклассики». Первоначально в здании размещалась заводская гостиница. Видимо, среди первых её постояльцев были испанцы, вывезенные из воюющего Мадрида, так что народ и дал ей имя - "Мадрид". Так она вошла в сознание горожан, и хотя еще с началом войны временных постояльцев там заменил эвакогоспиталь, а после войны обосновалось молодежное общежитие. Ансамбль площади представляет реализацию градостроительных идей эпохи советского конструктивизма. Архитектура сооружений, включенных в застройку площади, ярко отражает черты стиля.
Землянки строителей Уралмаша | Дом техучебы | Дом культуры Уралмаш | Район перекрестка ул. Ильича и ул.Краснознаменной | Уралмаш. Здание заводской лаборатории |
Мадрид
Архитектура Екатеринбурга | |
Мадрид
| |
Мадрид, Уралмаш | |
Страна | Россия |
Город | Проспект Культуры, г. Екатеринбург |
Автор проекта | В. Безруков, П. Оранский |
Строительство | 1933—1937 годы |
Вы наверняка обратите внимание на этот дом, когда окажетесь на Уралмаше. Некогда яркая красная штукатурка и архитектура с непривычными элементами выделяет его из всех зданий, входящих в комплекс общей застройки площади Первой пятилетки. Этот дом, который сейчас является архитектурным памятником федерального значения, на улице Машиностроителей, 4 жители района, да и всего города называют не иначе, как гостиница «Мадрид». Однако это название никогда не было за ним официально закреплено. Строго говоря, оно и гостиницей то никогда не было.
Согласно архивным записям, оно было построено в 1933—1937 годах по проекту архитекторов Виктора Безрукова и Петра Оранского, который стал впоследствии главным архитектором Свердловска. Также в проектировании принял участие знаменитый выпускник немецкой архитектурной школы «Баухауз» Бела Шефлер. Изначально дом должен был стать гостиницей, в которой нуждался только что пущенный машиностроительный гигант — завод «Уралмаш». В начале 30-х годов XX века на предприятие устремилось множество деловых людей, которых нужно было где-то размещать. Однако уже в процессе строительства назначение здания изменилось.
Тогда в Испании разгорелась война, в которой поддержку местным революционерам оказывал Советский Союз. В тот момент, когда стройка уже подходила к концу, в 1936 году, произошла длительная битва за Мадрид, который республика отстояла тогда от фашистских полчищ. Советские граждане горячо поддерживали испанцев и готовы были принять у себя бежавших от ужасов войны мирных жителей. Именно тогда родилась идея отдать новый дом под жилье для беженцев из Мадрида. С легкой руки журналистов дом стали называть гостиница «Мадрид». Это название быстро прижилось среди свердловчан. Способствовал этому и необычный внешний вид объекта.
Внушителен главный вход, сплошной открытый балкон, опоясывающий весь дом по фасаду, множество лепных орнаментов и узоров, а еще необычный для того времени цвет — все это выделяло дом из общей застройки и роднило с европейскими городами. Цветная штукатурка стала заслугой Владимира Ногина, который тогда заведовал строительной лабораторией. Он ставил опыт за опытом, подбирая колер, смешивая с цементом различные краски в различных пропорциях. Ему удалось найти состав устойчивой массы, которая долгие годы украшает здание.
Внутренне убранство «Мадрида» было выполнено под стать фасаду — торжественные лестничные марши, оригинальные картины, написанные на стенах всех его пяти вестибюлей, лепнина и мрамор. Но оценить всю эту красоту испанским беженцам так и не пришлось. Когда дом достроили, необходимость в нем как в убежище отпала и его передали под общежитие рабочим.
В первые дни Великой Отечественной войны общежитие закрыли и в «Мадриде» был организован эвакогоспиталь № 3584. В память об этом в день 40-летия Победы на здании установили мемориальную доску.
После развала СССР общежитие закрыли. В 1990-х годах здесь менялись арендаторы. Дольше всех продержалась районная аптека и столовая, в которой долгое время проводили свадьбы и юбилеи. Но средств на содержание памятника архитектуры, как это часто бывает, не хватало и дом постепенно разрушался. Сегодня он пустует и находится в плачевном состоянии.
Говорит архитектор Илона Ожешко: «Здание было прекрасно спроектировано, так что и сегодня оно остается современным. Было бы замечательно, если бы нашлись меценаты, отважившиеся отреставрировать его и открыть здесь гостиницу, как и планировали зодчие. Уверена, она стала бы одной из наиболее интересных объектов нашего города, этакий „Гранд Мадрид“».
Видео: "Гостиница Мадрид" Максим БУТУСОВ / E1.RU https://www.youtube.com/watch?time_continue=53&v=Vw7cdvi_hRA
Довоенный Мадрид | Мадрид со стороны бульвара культуры | Мадрид | Мадрид. Интерьер | Памятная доска |
Белая башня
Архитектура Екатеринбурга | |
Белая башня
| |
Белая башня, Уралмаш | |
Страна | Россия |
Город | Проспект Культуры, г. Екатеринбург |
Автор проекта | М.В. Рейшер |
Строительство | 1929—1930 годы |
Белая башня – одна из главных достопримечательностей района Уралмаш и символ советского авангарда в Екатеринбурге.
Башня - воплощенный образец смелой и талантливой технической мысли, шедевр конструктивистской архитектуры, она символизирует в строительстве начало эры железобетона, демонстрируя возможности нового строительного материала. Был объявлен конкурс на лучший проект.
Рейшер предложил вариант в железобетоне оригинальной консольной конструкции. На его варианте остановились единогласно.
До сих пор едва ли кто знает, что бак имеет необычную конструкцию: стенки из железа, корпус и опорное кольцо - железобетон с жесткой арматурой, сферическое днище - обычный железобетон. Построенная в 1930 году водонапорная башня признана памятником промышленного зодчества эпохи конструктивизма и широко известна под именем "Белая башня" не только за пределами города, но и за рубежом.
Высота башни - 35 метров. Четыре железобетонные колонны высотой в 20 метров держат плиту, на которой установлен огромный бак для воды. Объем бака 700 куб. м.
Надо сказать, что в 1931 г. это был самый большой бак в мире. Подобный был только в Чикаго, но и то меньше на 20 куб. м.
Еще в 60-е годы башня подавала воду в водопровод, но соцгород так разросся, и потребление воды настолько увеличилось, что даже этот гигантский бак уже был не в состоянии поддерживать нужное давление. Тогда башню отключили от водопровода, а для подачи воды стали использовать другие технические средства.
У М.В. Рейшера возникла мысль перестроить башню под кафе, и он даже успел создать проект реконструкции.
Рассказывают, будто архитектор М.В.Рейшер предусматривал только две колонны, но главный инженер Уралмашиностроя В.Ф.Фидлер, не уверенный в прочности конструкции, подрисовал еще две.
С высоты башни соцгород как на ладони. Трудно представить, что когда возводилось это сооружение, вокруг стеной стоял лес.
В течение 30 лет башня использовалась по прямому назначению, но постепенно район застраивался новыми домами и напора воды стало не хватать. Долгое время архитекторы Екатеринбурга пытались придумать, что сделать с башней, но так и не нашли решения. Она начала разрушаться, беленые стены покрылись граффити, лестницы были засыпаны мусором.
Все изменилось в 2013 году. Арх-группа "Подельники" убедила городской комитет по имуществу передать ей объект в безвозмездное пользование. В Белой башне провели несколько субботников, а потом на деньги, собранные с помощью краудфандинга, объект законсервировали. В 2015 году сообщество архитекторов выиграло грант на создание в башне музея, рассказывающего об истории Уралмаша и Уральского завода тяжелого машиностроения, и сейчас он близок к открытию.
Городок юстиции
Архитектура Екатеринбурга | |
Городок юстиции
| |
Городок юстиции. Здание суда | |
Страна | Россия |
Город | Улица Малышева, г. Екатеринбург |
Автор проекта | М.В. Рейшер |
Строительство | 1930—1932 годы |
В 1930-х годах вокруг здания тюремного замка появляется новый комплекс судебно-пенитенциарной направленности, выполненный в стиле авангард, получивший неофициальное название «Городок юстиции». Архитектурный комплекс состоит из Дома юстиции, жилого дома и дома-улитки. Теперь поподробнее о каждом.
Дом юстиции
Со стороны улицы Малышева возвышается его центральный элемент – Дом юстиции. Как пишут составители книги «Екатеринбург: история города в архитектуре», в 1935 году, когда Свердловское отделение Союза архитекторов представляло свой творческий отчет в Москве, это здание было включено в список лучших построек города. Имя автора проекта доподлинно неизвестно. В «Своде памятников истории и культуры Свердловской области» предполагается, что его создатель – Сергей Захаров. Это же имя значится и в «Перечне объектов культурного наследия, находящихся на территориях муниципальных образований Свердловской области» (ОКН) областного министерства культуры и туризма. Годом создания определен 1932-й. В 1932–1934 годах, пишут составители «Свода…», в здании находилось Главное управление исполнения наказаний Свердловской области (ОБЛУИТУ) и Свердловский областной суд. В более поздние годы Дом юстиции сдавался в аренду разным организациям – областной прокуратуре, Свердловскому юридическому институту, государственной нотариальной конторе, Бюро бухгалтерской экспертизы и другим. Назначение Дома юстиции и сейчас остается неизменным – здесь располагаются два районных суда – Верх-Исетский и Железнодорожный.
Дом юстиции в XX веке | Дом юстиции. Главный фасад | Входная группа здания суда |
Жилой дом
Слева от его главного восточного фасада – по ул. Малышева, 2ж – находится еще один образец конструктивизма. Этот пятиэтажный дом предназначался для проживания сотрудников и офицеров, работавших в «Городке юстиции», поэтому о нем сохранилось еще меньше сведений, чем о центральном здании комплекса: сведения о дате его создания разнятся от 1920-х до 1930-х годов, информации об архитекторе и вовсе не сохранилось. Однако есть яркое описание этого интересного с архитектурной точки зрения образца «секционного жилого дома начала 1930-х гг.» в «Своде памятников истории и культуры Свердловской области»: «Вертикаль остекленного объема контрастирует с горизонтальными ярусами массивных угловых балконов. Нижний из них опирается на ряд столбов и служит навесом над заглубленным парадным угловым входом с крупным на две стороны крыльцом. Динамичная композиция угловой части дома противопоставлена нейтральным плоскостям фасадов. Угловая часть первого этажа предназначалась для помещений общественного обслуживания и имела просторный вестибюль. В восточном крыле – магазин с отдельным входом и витринным окном».
Городок юстиции. Жилой дом. Вид на угол дома | Городок юстиции. Жилой дом в XX веке | Городок юстиции. Подъезд жилого дома |
Дом-улитка
Мало кто знает, что в арке этого дома находится еще один интересный конструктивистский объект – так называемый «дом-улитка». Это здание бывщего детского сада для детей сотрудников юстиции. Во время войны там размещалась санчасть. По другую сторону от тюремного замка располагаются построенные позднее административное здание (ГУФСИН РФ), словно в зеркальном отражении повторяющее формы Дома юстиции – та же асимметрия, полуцилиндрический фасад и контраст глухих и остекленных поверхностей; и больница УВД. Рядом - Иоанно-Предтеченская церковь, построенная в 1846–1860 годах – единственная в городе, действовавшая даже в советское время. Позже к корпусу современного госпиталя ГУВД был пристроен комплекс епархии. Границу старых и новых зданий и сейчас четко можно увидеть на главных фасадах, вплотную примыкающих другу к другу.
Дом-улитка. Вид сверху | Дом-улитка. Вид сбоку | Дом-улитка. Вид со двора |
Интересная статья о городке юстиции. Десант ЕТВ проник в самый закрытый городок Свердловска, чтобы узнать, как жилось сотрудникам пенитенциарного заведения около работы, и почему легендарный дом-улитка похож на эмбрион. http://ekburg.tv/longridy/gorodskie_istorii/ploshhad_ehvoljucii_obitateli_tjuremnogo_zamka
Участие в проектах
Команда 110 перемен. Региональный проект Отечество нам Царское Село
Усадьба Расторгуевых—Харитоновых (г.Екатеринбург)
Екатеринбург - заповедник конструктивизма