Екатеринбург/Взгляд на архитектуру через года
Видеоролик
НАШ ВИДЕОРОЛИК:https://youtu.be/YNXZoBO0fmA
Театр оперы и балета
Архитектура Екатеринбурга | |
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
| |
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета | |
Страна | Россия |
Местоположение | 620027, г. Екатеринбург, проспект Ленина, д. 46а |
Автор проекта | Т. Реммельт, Д. Вейнберг |
Строительство | 1910—1912 годы |
Немного истории
История Театра оперы и балета началась задолго до его строительства — в 1843-м, когда в город приехали артисты из Казани. И в здании тогдашнего госпиталя (а ныне — музея ИЗО) поставили первый спектакль — оперу «Женщина-лунатик». Тогда, конечно, никто и не предполагал, что на Дровяной площади может появиться роскошное здание. Но в сознании екатеринбуржцев, заворожённых первыми спектаклями, возникла мысль — городу нужен театр…
Его выстроили небольшим — кто же мог подумать, что в промышленном городе будет так высок интерес к искусству? Конечно, не сразу, но мода посещать театр набирала обороты — сначала в репертуаре были совсем простенькие водевили и комедии. Но зритель постепенно проникался особым волшебством театральной жизни. И зал первого городского театра уже стал маловат. Было принято решение: строить новое здание на месте деревянного городского цирка на Дровяной площади. Причём инициатива исходила от горожан, и они же собирали деньги: хотели, чтобы среди невысоких зданий уездного Екатеринбурга красовался театр столичного уровня. Да что там — столичного. Европейского! Чтобы был большим, просторным, светлым, с отменной акустикой. На века. В 1903 году Екатеринбургская дума обратилась в Московское общество архитекторов с просьбой объявить Всероссийский конкурс на разработку проекта здания театра. Победителем этого конкурса, в котором приняли участие многие видные зодчие страны, стал уроженец Санкт-Петербурга гражданский архитектор В.Н. Семенов, представивший проект под девизом «Светлана». Местом сооружения нового городского театра была определена Дровяная площадь (ныне площадь Парижской Коммуны).
Для выполнения трудоемкой и требующей высокой квалификации работы была создана рабочая группа, в состав которой вошли известные специалисты: Т. Реммельт, непосредственно занимавшийся конструкцией здания; Д. Вейнберг, курировавший работы по внешнему декорированию, И. Янковский, проектировавший интерьеры, а возглавил этот творческий коллектив К.Т. Бабыкин, инженер-строитель и архитектор. В 1910 году представленная смета на строительство была утверждена, нашелся подрядчик, и работа началась. Строительными работами руководил Г.А. Голландский.
Торжественный молебен в честь закладки здания состоялся 20 июля 1910 года.
При возведении здания была использована новая для того времени технология – применение железобетона. Выполненный из этого материала свод обеспечивал отличную акустику.
В 1912 году театр был построен. Долгое время после открытия горожане называли его Новым городским театром, современное название «театр оперы и балета» появилось в 1931 году. Богато декорированное здание сразу же превратилось в одну из главных достопримечательностей Екатеринбурга. Оно не утратило своей привлекательности и поныне.
Свой первый сезон театр открыл 29 сентября 1912 года (по старому стилю) оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Первым главным режиссером театра стал Александр Альтшуллер, а главным дирижером – известный итальянец Сильвио Барбини. К сожалению, через год, 18 октября 1913 года, Барбини умер и был похоронен на екатеринбургском кладбище.
В 1966 году театр стал академическим. Сцена Оперного театра помнит выступления многих театральных знаменитостей: Сергея Лемешева, Ивана Козловского, Бориса Штоколова, Ирины Архиповой и других.
В 1981-1982 годах был проведен капитальный ремонт и реконструкция здания Свердловского театра оперы и балета. Автором проекта реконструкции был архитектор Аркадий Ефимович Заславский.
Для желающих узнать больше об истории строительства театра - статья "Из чего сделана уральская "Ла Скала"?" *Культ досуга
Театр сегодня
За свою историю существования театр дважды был награжден Государственной премией. Сегодня это один из самых преуспевающих театров в стране. Он имеет культурные связи со многими другими именитыми театрами мира, поэтому на его сцене можно увидеть немало гастролирующих актеров.
Довольно часто здесь проходят мероприятия международного формата. Само здание, декорированное нарядными балконами с балюстрадами, считается архитектурной достопримечательностью города. Зрительный зал имеет форму подковы и вмещает до 1200 зрителей.
Оперный театр. 2002 год | Зрительный зал | Западный фасад | Оперный театр ночью | Вид сверху |
Здание администрации города Екатеринбурга
Архитектура Екатеринбурга | |
Здание администрации города Екатеринбурга
| |
Екатеринбург. Здание городской администрации | |
Страна | Россия |
Местоположение | Екатеринбург, Проспект Ленина, 24 а |
Автор проекта | Г. А. Голубев, М. В. Рейшер |
Строительство | конец XIX века—1954 |
Немного истории
К площади обращено здание администрации Екатеринбурга, которое по праву считается одной из главных достопримечательностей нашего города. А ведь когда-то на этом месте стоял самый обычный, невзрачный одноэтажный гостиный двор. В 1902 году он был уничтожен в огне пожара, но вскоре городские власти его восстановили, увеличив этажность в два раза. Главное здание администрации тогдашнего Свердловска (Горсовет) было построено на основе гостиного двора в 1947—1954 годах по проекту архитекторов Г. А. Голубева и М. В. Рейшера. В строительстве принимали участие военнопленные немцы.
В 1954 году здание украсила башня со шпилем и часами-курантами. Шпиль башни металлический, из золоченой меди. Увенчан рубиновой звездой. Часы звучно отбивают каждые 15 минут. Диаметр циферблата часов составляет 3,5 метра, длина часовой стрелки — 1,6 метра, а минутной — 1,9 метра. Туристам, оказавшимся перед зданием Администрации города впервые, рекомендуем задержаться здесь подольше и внимательно рассмотреть все многочисленные декоры здания. У входа выделяются пары колонн, между ними — вход в здание, который имеет арочное углубление высотой в два этажа. Здесь можно увидеть изображения шахтера и воина. На стене арки выложено красивое панно с изображением Спасской башни Московского Кремля и фейерверк салюта.
На крыше по периметру здания стоят скульптуры. Также на фасаде можно заметить барельефы с лицами героев революции и уральских писателей. В частности, здесь присутствуют писатели Мамин-Сибиряк, Решетников, революционеры Свердлов, Хохряков и другие.
Администрация сегодня
Сегодня Горсовет — это пятиэтажное здание, увенчанное башней с часами и богато украшенное в духе советской неоклассики. Но внешний вид обманчив. На самом деле это здание (тогда — Гостиный двор) первоначально было построено в аскетичных формах конструктивизма. В конце 1930-х годов политика и идеология государства начали меняться и советский авангард как направление архитектуры попал в опалу. Критики говорили о том, что стиль слишком аскетичен и ассоциируется с бедностью, что жить стало лучше и веселее, поэтому строить нужно богаче. Это и другие здания было решено «обогатить» — придать аскетичному конструктивизму побольше деталей советской неоклассики: колонн, лепнины, скульптуры. В 1944 году было спроектировано обогащение фасадов, проект был выполнен после окончания войны. Башню с часами по проекту архитекторов Голубева и Рейшера воздвигли только в 1954 году, тогда Горсовет приобрёл свой современный вид.
Башня со шпилем и часами-курантами | Здание гостиного двора на торговой площади. Начало XX века | А вот таким здание стало в 30-х годах | Горсовет 1939 год |
Торговый центр «ЦУМ Пассаж»
Архитектура Екатеринбурга | |
Центральный универмаг «Пассаж»
| |
ТРЦ Пассаж | |
Страна | Россия |
Местоположение | Екатеринбург, ул. Вайнера, 9 |
Строительство | 2012—2015 годы |
Немного истории
В 1916 г. рядом с Гостиным двором началось возведение казарм для «постоя войск», но в связи с революционными событиями, и затем Гражданской войной, строительство остановилось, лишь в 1925 г. здание достроили. Проектировалось здание в стиле модерн, но в окончательном варианте приобрело черты конструктивизма. Сначала в нём располагалась Товарная биржа, затем ряд строительных и проектных организаций, в том числе Гипромез (Государственный институт по проектированию новых металлургических заводов), который проектировал Уралмашзавод и знаменитую Магнитку. Позднее всё трёхэтажное здание занял магазин Пассаж. Перед Пассажем был разбит большой сквер с фонтаном и скамейками — замечательное место отдыха.
В 2012 г. старый Пассаж снесли и построили новый торговый центр в 2015 г. От старого здания осталось только три фасада, которые были демонтированы и закреплены на новом Пассаже, будто аппликация, со стороны переулка Банковского, Театрального и с улицы Вайнера.
Источник:http://istoki-tur.ru/gorsovet-passazh-i-dom-kupca-korobkova
Пассаж сегодня
Торговый центр общей площадью 64600 кв. м построен на месте старого здания пассажа, при его наружной отделке использовались элементы лепнины и фасада предыдущего, снесенного, здания.
Официальное открытие «Пассажа» в Екатеринбурге состоялось 28 ноября 2015 года. В новом ТРЦ работают магазины, кинотеатр, кафе и рестораны. Планируется благоустройство сквера перед «Пассажем».
Магазины в ТЦ «Пассаж» в Екатеринбурге Крупнейшие арендаторы ТЦ — гипермаркет «Гипербола», имеющий собственный пекарный цех, и парфюмерный супермаркет «Золотое яблоко». В торговой галерее представлены брендовые магазины одежды, полный список арендаторов еще не сформирован.
Рестораны и кафе Под заведения фуд-корта в торгово-развлекательном центре отведено 2300 кв. м. В здании работают несколько небольших кофеен, ресторан общественного питания «Мамина мама», ресторан узбекской кухни Plov Project, а также премиум-ресторан LE BOURG 1905.
Кинотеатр Кинотеатр в новом «Пассаже» в Екатеринбурге рассчитан на 1300 зрительских мест. Его репертуар — громкие премьеры и альтернативные новинки кинопроката.
Парковка ТЦ «Пассаж» Подземный паркинг торгового центра вмещает 300 машин, въезд — со стороны улицы Ленина.
источник:https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/ekaterinburg/shops/24471
Здание старого Пассажа | Проект здания ТРЦ Пассаж | Интерьер нового Пассажа | Новый Пассаж и стена старого Пассажа |
Цирк
Архитектура Екатеринбурга | |
Старый цирк на ул. Куйбышева
| |
Старый цирк | |
Страна | Россия |
Местоположение | 620027, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 43 |
Строительство | 1969—1980 годы |
Немного из истории появления цирка
До 1883 года с развлечениями в Екатеринбурге было не густо. Труппы бродячих артистов, в состав которых входили кукольники, силачи и дрессировщики медведей, приезжали на Урал лишь изредка. Скудное состояние культуры горнозаводского края тогда не давало покоя столичным чиновникам, и они решили, что помочь холодному суровому Екатеринбургу смогут лишь... горячие итальянцы.
- Во многих городах европейской части России были цирки, - рассказала Александра Зарятдинова, директор музея екатеринбургского цирка. – Он был даже в Самаре и Пензе, а вот в Екатеринбурге не сложилось. Тогда столичный цирковой деятель Альберт Соломонский попросил своего итальянского коллегу Максимилиано Труцци перебраться на Урал и начать работать здесь на постоянной основе.
Из Италии Максимилиано приехал в Екатеринбург со всей семьей. Привез он сюда и уже готовую программу. 20 ноября 1883 года уральцы впервые увидели все виды наездничества, пантомимы, а также икарийские игры – акробатический номер, когда один артист подбрасывает другого в воздух при помощи ног. Кроме того итальянцы продемонстрировали невиданное доселе зрелище – «дрессированных волков мисс Адели Ботъ»: хрупкая девушка голыми руками спокойно поднимала над головой хищных зверюг.
Само здание первого в Екатеринбурге цирка открылось 20 ноября 1883 года на Дровяной площади (Сейчас это площадь Парижской коммуны). Небольшое деревянное строение, с коническими натяжными куполами, могло вместить до 900 зретилей. Строители предусмотрели внутри систему отопления, поэтому представления давались даже морозной зимой. По одной из версий, это было сделано еще и для того, чтобы привыкшее к теплу семейство Труцци могло комфортно работать в Екатеринбурге.
- Сначала программа состояла из трех отделений, - рассказывает Александра Зарятдинова. - Первые два - это собственно цирковые номера, а третье – классическая французская борьба.
Борцы выходили на арену в 22.00. Порой за вечер участие принимало до 16 человек. Кстати, в первом здании цирка разыгрывались также и драматические спектакли. В 1912 году оно сгорело, и на его месте появился Театр оперы и балета, где спектакли ставились уже по-взрослому.
Но после нескольких перестроек, пожаров и перепродаж новый (на то время) цирк перенесён на улицу Куйбышева. Где конструктор Безухов воплотил в жизнь идею создания купола, как крыши цирка. Но и этот цирк сгорел в 1976 году. И вот, наконец, в 1980 году на углу улиц Куйбышева и 8 Марта был построен цирк, цирк который мы сегодня знаем. Авторы проекта Екатеринбургского государственного цирка выступили Николай Никитин (автор Останкинской телебашни) и Юлиан Шварцбрейн из Центрального научно-исследовательского института экспериментального проектирования зрелищных зданий и спортивных сооружений. Так и появился цирк который мы сегодня знаем.
Цирк сегодня
Цирк сегодня - это современное здание украшающее наш город. Отделанное уральским камнем и находящееся в живописном месте - на берегу реки Исеть, на пересечении улиц 8 Марта и Куйбышева. Приспособленное для самых сложных цирковых постановок и номеров. Сам цирк, оснащённый основным и репетиционным манежами, рассчитан на 2558 зрителей. Сейчас в Екатеринбургском цирке гастролируют самые известные актёры России и мира, радуя зрителей удивительными номерами. Также стоит заметить, что именно здесь проводился Первый Всемирный фестиваль клоунов, который позже будет проводиться ежегодно. Таким образом за многие годы перестроек и реконструкций Екатеринбург получил прекрасное величественное здание, являющегося одним из лучших цирков России.
Киноконцертный театр "Космос"
Архитектура Екатеринбурга | |
Киноконцертный театр "Космос" до реконструкции
| |
Старый Космос | |
Страна | Россия |
Местоположение | 620027, г. Екатеринбург, ул. Дзержинского, д. 2 |
Строительство | 1965—1967 годы |
О старом Космосе
ККТ «Космос» построен в 1967 году с огромной, по меркам тех лет, вместимостью в 2386 зрителей. Официальное открытие состоялось 5 ноября 1967 года. В 1970-80-х годах в ресторане «Космос», который тогда входил в комплекс киноконцертного театра, действовало варьете. В 1980-х годах ресторан «Космос» был местом притяжения криминалитета Свердловска. В ресторане орудовали каталы — карточные шулеры. Впоследствии ресторан стал штабом «центровых», одной из самых мощных преступных группировок Свердловска-Екатеринбурга конца 1980—1990-х.
ККТ Космос сегодня
Киноконцертный театр «Космос» — одна из самых больших и престижных концертных площадок России и Свердловской области, культурный центр и место проведения важных для Екатеринбурга и страны мероприятий.
За сорокалетнюю историю своего существования ККТ «Космос» принимал на своей сцене лучших российских и мировых исполнителей, проводил премьерные показы выдающихся отечественных и зарубежных кинематографистов, становился местом для значимых экономических и политических форумов.
Репертуарная политика ККТ «Космос» предполагает демонстрацию только лучших премьер отечественного и зарубежного кино.
"Космос" - это кинотеатр и концертный зал одновременно. Здесь можно посмотреть кино, сходить на концерт или выступление артистов.
В киноконцертом театре - три зала: Большой, Синиий и Зеленый. Все оборудованы Dolby Surround и цифровыми видеопроекторами, есть возможность показывать 3D-фильмы. Синий и Зеленый залы - маленькие, в них по 126 мест, мягкие кресла. Экран в Большом зале (в нем 2000 мест для зрителей) - один из самых больших в России.
Огненный таран "Космоса"
Утром 4 сентября водитель УАЗ протаранил центральный вход кинотеатра «Космос» и затем поджег свой автомобиль. Пожарные справились с огнем за полчаса, но здание получило серьезные повреждения. Подозреваемый уже задержан полицией.
Сообщение о происшествии поступило на пульт спасателей сегодня около шести часов утра. Когда огнеборцы прибыли на место, они увидели, что полыхает входная группа здания и автомобиль «УАЗ», который, по одной из версий, стал причиной пожара.
Валерий Казаков, заместитель начальника ГУ МЧС России по Свердловской области: «Пожар был оперативно локализован на этой площади. На тушение пожара привлекалось 17 единиц техники, 52 человека личного состава. При тушении из здания было спасено пять человек».
Когда огонь потушили, в салоне автомобиля пожарные обнаружили три газовых баллона и бочку с бензином. Благодаря оперативным действиям взрыва удалось избежать. Следователи уже к полудню выяснили личность злодея, им оказался 39-летний житель Ирбита. Его задержали в больнице, когда мужчина с ожогами обратился за помощью.
ЧП взбудоражило весь город. Глава Свердловской области Евгений Куйвашев взял ситуацию под личный контроль.
ККТ "Космос" 2010 год | ККТ "Космос" осенью | Памятник В.Мулявину возле Космоса | Памятник братьям Люмьер | Вид на городской пруд от Космоса |
Театр музыкальной комедии
Архитектура Екатеринбурга | |
Театр музкомедии в советское время
| |
Старая музкомедия | |
Страна | Россия |
Местоположение | 620075, г. Екатеринбург, просп. Ленина, д. 47 |
Автор проекта | Реконструкция 1962 инженер Лебединский |
Строительство | 1912—1915 годы |
История
Театр был открыт по инициативе секретаря Уральского обкома партии Ивана Кабакова. Основателем и первым директором театра стал молодой актёр Свердловского драмтеатра, приглашённый туда В. К. Татищевым, Леонид Луккер. Ему было всего 28 лет, когда И. Д. Кабаков предложил ему создать театр, сказав: «Кадры для театра ищи по всей стране. Приглашай всё лучшее, что сумеешь найти. Помни, театр создаётся для такого могучего края, как Урал».
Коллектив создан на основе гастрольной труппы с Украины, которая числилась за Смоленским управлением зрелищных предприятий (С. А. Дыбчо, М. К. Биндер, П. А. Емельянова и др.), и ленинградских актёров (М. Г. Викс, А. Г. Маренич), а также выпускников Московского хореографического училища, которых привлек к работе приехавший ставить премьеру хореограф Виктор Цаплин. Театр открылся 8 июля 1933 года спектаклем «Роз-Мари» Р. Фримля и Г. Стотгарта в постановке режиссёра Ленинградского театра музыкальной комедии Алексея Феона.
Помимо воплощения классики, на протяжении всей своей истории театр осваивал современный репертуар: «Сотый тигр» Б. Александрова (1938), «Табачный капитан» В. Щербачёва (1944), «Бронзовый бюст» (1945) и «Акулина» И. Ковнера (1948), «Марк Береговик» К. Кацман (1955), «Анютины глазки» Ю. Милютина (1964), «Беспечный гражданин» (1987) и «Кошмарные сновидения Херсонской губернии» (1988) А. Затина. За усилия по продвижению новых произведений в жанре музыкальной комедии театр получил репутацию лаборатории советской оперетты. В своей новейшей истории театр также не раз решался на мировые премьеры оперетт и мюзиклов российских авторов.
Среди постоянных творческих проектов театра Международный фестиваль worldmusic «Изумрудный город» (проводится с 2005, ежегодный), Международный конкурс молодых артистов оперетты и мюзикла имени народного артиста СССР В. А. Курочкина (проводится с 2006, периодичность — один раз в два года), Фестиваль современного танца «На грани» (проводится с 2008, периодичность — один раз в два года).
Свердловская музкомедия удостоена множества наград. В 1946 году театр награждён Сталинской премией за спектакль «Табачный капитан». 22 августа 1983 года театр был награждён Орденом Трудового Красного Знамени за заслуги в развитии советского музыкального искусства. 4 декабря 1986 года театру присвоено звание «академический» — Свердловская музкомедия стала первым театром оперетты, получившим это звание. В 2004 театру присуждена Премия Правительства РФ имени Федора Волкова «За вклад в развитие театрального искусства России». За свои спектакли театр получил в общей сложности шестнадцать высших национальных театральных премий «Золотая маска»
Здание
Театр музкомедии размещается в здании, первоначально построенном в стиле модерн в 1915 году по проекту архитектора К. Т. Бабыкина. Это строение было предназначено для Коммерческого собрания, в нём имелись игральные залы, бильярдная, столовая, буфет и большой зрительный зал. Уже тогда в здании действовала небольшая оперная труппа. После революции 1917 года здание отреставрировали, 7 ноября 1920 года в нём открылся Дом Октябрьской революции — место собраний, лекций и отчетов руководителей города и постановок самодеятельности. Непродолжительное время здание занимали Театр рабочей молодёжи (ТРАМ) и клуб строителей.
В 1933 году городские власти приняли решение о создании в Свердловске театра оперетты, и самым подходящим для этого зданием стало бывшее Коммерческое собрание. Однако, требовалась серьёзная реконструкция. Основные работы завершились в 1935 году. Соседнее строение занимал кинотеатр «Лоранж», также решенный в стиле модерн, существовавший с 1907 года; после революции он получил название «Совкино». В 1962 году полная реконструкция (архитектор П. Д. Деминцев) позволила объединить оба здания. Театр обрел существующий облик[2].
В 2012 году в бывшем зале «Совкино» открылась Малая сцена Театра музыкальной комедии.
| ||||
Новая сцена. Схема зала | Основная сцена. Схема зала | Фойе | Западный (главный) фасад
|
Дом учителя
Архитектура Екатеринбурга | |
Усадьба Тарасова
| |
Резиденция губернатора Свердловской области | |
Страна | Россия |
Местоположение | 620075, г. Екатеринбург, ул. Горького, д. 21 |
Автор проекта | предположительно М.П.Малахов |
Дата постройки | середина XIX века |
Усадьба купца Тарасова – одно из старейших зданий в Екатеринбурге
Областной Дом работников просвещения (Дом учителя) открылся в Екатеринбурге в 1921 году в усадьбе купца Тарасова. Первым владельцем этой усадьбы, расположенной на набережной городского пруда, был управляющий Кыштымского горного округа Г. Ф. Зотов. По его заказу, собственно, ее и выстроили в 1818-1821 годах. Григорий Федотович, что интересно, был из крепостных. Однако сумел сделать головокружительную по тем временам карьеру, дослужившись до управляющего Верх-Исетским казенным железоделательным заводом. В его бытность прибыли возросли настолько, что его владелец завода Яковлев пожаловал Зотову вольную…
Усадьбу Зотова приобретает купец Тарасов
В 1837 году Григорий Зотов решает продать свою усадьбу. Новым и самым знаменитым ее владельцем становится купец Савва Тарасов, представитель известной на весь Екатеринбург семейной династии. Его отец и дед неоднократно избирались городскими головами, но особой известностью пользовался внук, Петр Иванович Тарасов. Он, будучи золотопромышленником, довольно долго возглавлял Екатеринбургское золотопромышленное общество. Петр страстно увлекался нумизматикой, был членом Московского нумизматического общества, и смог собрать уникальную коллекцию из нескольких тысяч монет. В 1907 году младший Тарасов передал свою коллекцию в музей Уральского общества любителей естествознания. Монеты хранятся там и сегодня, они входят в число самых ценных экспонатов.
Новый владелец преображает облик здания
Когда усадьба строилась, в Екатеринбурге господствовала мода на архитектуру в стиле классицизма. И даже когда во второй половине XIX века здание коснулась новая мода на эклектику, оно после реконструкции все же сохранило прежний стилевой облик. В бытность Тарасова в целом преобразился внешний вид дома, при нем были перестроены и внутренние помещения. Купец даже облагородил прилегавшую к усадьбе набережную, которая потом еще долго называлась Тарасовской. После Октябрьской революции 1917 года усадьба опустела – Тарасовы выехали из нее. В советский период здесь был Дом учителя. В 1997 году осенью комплекс зданий, составлявший усадьбу купца Тарасова, подвергся масштабной реконструкции по проекту архитектора Аркадия Заславского. После этого усадьба, являющаяся одним из самых старых каменных жилых зданий в городе, стала составной частью архитектурного ансамбля резиденции губернатора Свердловской области. (www.hobbysalon.ru/russia/ekaterinburg/)
Улица Воеводина
В 1983 г Дом учителя переехал на новое место на улицу Воеводина. Это место тоже непростое, знаковое. Именно на этом месте находилась первая цифирная школа Екатеринбурга.
Частные заводовладельцы в первой половине ХѴIIІ в. не видели особой необходимости в развитии грамотности среди мастеровых и работных людей. Уровень производства позволял им обходиться практическим обучением рабочих в заводских цехах. На казенных заводах, напротив, 1730—1740-е гг. стали временем расцвета школьного образования, что во многом было инициативой и личной заслугой В.Н. Татищева.
Созданные В. Н. Татищевым и В. де Генниным заводские школы давали учащимся основы начального образования. В словесных школах детей обучали чтению и письму, в арифметических — арифметике. В Екатеринбургской арифметической школе повышенного типа, кроме этого, изучали геометрию, тригонометрию, черчение и рисование.
УОЛЕ
Но и это еще не все. Здесь же находилось здание легендарного УОЛЕ. Уральское общество любителей естествознания (УОЛЕ) — одна из крупнейших научно-краеведческих общественных организаций Российской империи и СССР. До 1920-х годов общество являлось единственным центром общественно-краеведческого движения на Урале.
Открытие общества. Первое заседание УОЛЕ состоялось в Екатеринбурге 29 декабря 1870 года, еще ранее - 28 сентября 1870 года министром народного просвещения был утвержден устав общества. Инициатором его создания был О. Е. Клер[1][2] — преподаватель французского языка в мужской гимназии, где первое время и действовало общество.
В состав учредителей вошли В. Д. Аленицин, Н. К. Чупин, А. А. Миславский, В. И. Обреимов, Н. А. Иосса, П. В. Рудановский, Л. П. Сабанеев и многие другие — всего 80 человек, большинство из учредителей общества являлись представителями интеллигенции. Благодаря деятельности УОЛЕ были организованы:
• Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка (1887);
• 1 съезд музыкальных деятелей Урала (1921);
• II областной съезд деятелей краеведения (1924).
УОЛЕ создало на Урале широкую метеорологическую сеть, включавшую на 1914 год 61 станцию. Члены УОЛЕ вели фенологические наблюдения, занимались ботаникой и зоологией, археологией и этнографией. Музей общества являлся богатейшим собранием природных и исторических экспонатов (более 25 000 на 1910 год). Библиотека общества к 1925 году насчитывала более 80 000 томов. В 1925 году музей и библиотека, выделенные из состава УОЛЕ, получили статус государственных. За все время существования Уральского общества любителей естествознания в его рядах состояло более 2500 членов. Общество имело широкие научные связи, в том числе и за пределами России. Феномен УОЛЕ, его уникальность состоит в том, что это Общество создало мощнейший культурный пласт, определивший развитие города на очень длительную перспективу, практически на столетия. Не случайно, некоторые историки называют УОЛЕ не иначе как Академией Наук на региональном уровне. Это до сих пор ещё не совсем осознается. В отличие от других обществ УОЛЕ удалось привлечь совершенно разных людей: разных профессий, разных интересов, разного достатка. Объединив их простым изучением того, что их окружает.
В 1873—1927 годах общество издавало научный журнал «Записки Уральское общество любителей естествознания». Первые «Записки УОЛЕ» состояли из протоколов заседаний, к которым прилагались подготовленные доклады, позже стали публиковаться и научные статьи. Первые же тома стали публиковаться также и на французском языке, что дало обществу возможность обмениваться изданиями с научными институтами по всему миру. Всего вышло 40 томов журнала в 106 выпусках
Сегодня в доме учителя находится методический центр развития системы информационно-методического обеспечения образовательного комплекса Екатеринбурга, учебно-методической поддержки муниципальных образовательных учреждений муниципального образования «город Екатеринбург», повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников, удовлетворения их интеллектуальных и творческих запросов и интересов.
Что же, с точки зрения истории, все закономерно!
Дом Малахова
История Дома
Архитектура Екатеринбурга | |
дача М.П. Малахова
| |
Страна | Россия |
Местоположение | г.Екатеринбург, ул.Луначарского, 173/А |
Автор проекта | Михаил Павлович Малахов |
Одним из первых архитекторов, который привнес на Урал дыхание классицизма, был Михаил Павлович Малахов (1781-1842). Он является создателем екатеринбургской архитектурной школы – уральской ветви московской школы М. Казакова. По проектам Малахова на Урале строились административные здания, частные особняки, храмы, промышленные сооружения.
М.П. Малахов – выпускник петербургской Академии художеств. С 1815 года и до конца жизни он работал в Екатеринбурге в должности архитектора ведомства Екатеринбургских заводов. В 1833 году к его прежней должности добавляется еще одна – должность архитектора при Уральском горном правлении.
Загородный дом, построенный Малаховым для своей семьи, стал идеальным выражением вкуса, предпочтений и мастерства архитектора. Здесь мастер не был ограничен условиями заказчика, а также градостроительной ситуацией, так как в то время участок находился за городской чертой. На обширной территории помимо главного дома располагались служебные строения, парк с фрагментами естественного лесного массива и прудом.
Строительство началось в 1815 году, и к 1817 году дом был уже готов. Он был деревянным, но оштукатуренным и имитировал каменное строение. Дом был выполнен в духе палладианской архитектуры с коринфским портиком на аркаде, фронтоном и бельведером.
Со временем город развивался вширь, застройка прошла рядом с этим домам, были утрачены все служебные постройки загородной усадьбы архитектора, парк и пруд. Сам дом просуществовал до 1970-х годов. Когда начали прокладывать на улице Луначарского трамвайную линию, стал мешать колонный портик здания. Решили портик снести. И стало здание куцым, некрасивым. Поручили исправить положение архитектору П.И. Лантратову. Здание было разобрано и заново воссоздано в кирпиче по проекту Петра Ивановича, но теперь оно отступило внутрь квартала, и при этом было несколько приподнято по отметкам. Подлинным сохранился лишь купол, который вновь занял свое место на венчающем здание бельведере. (Елагин Г.Н. Служитель двух муз. – Стройкомплекс Среднего Урала, №12, 2008).
Копия дома, выполненная с большим тактом, относится к историко-культурному мемориальному памятнику, посвященному выдающемуся уральскому архитектору.
Первый этаж дома был каменным, а стены второго этажа, мезонина, колонны портика — деревянными, оштукатуренными. Центральную часть здания занимал вестибюль с лестницей. К северу от дома находился небольшой, симметрично распланированный сад с овальными куртинами.
Малахов прожил в этом доме до своей смерти в 1842 г. После революции, в связи с приспособлением под коммунальные квартиры, дом сильно пострадал. При прокладке трамвайной линии в 1926 г. был снесен западный портик. В 1975-1979 гг. была проведена полная реконструкция здания по сохранившимся чертежам. При этом здание было перенесено на 15 м к востоку и выстроено целиком из кирпича (так планировал строить и сам архитектор, но не смог по недостатку средств). Хорошо сохранившийся купол бельведера целиком перенесен на новую постройку. Сейчас в доме располагается Академия архитектуры.
Усадьба Рязановых
Архитектура Екатеринбурга | |
Большой дом Рязанова
| |
Большой дом Рязанова | |
Страна | Россия |
Местоположение | 620026, г.Екатеринбург, ул.Куйбышева, 40 |
Строительство | 1815—1818 годы |
Большой Рязановский дом
На улице Куйбышева (бывш. Сибирский тракт) расположены две усадьбы семьи Рязановых.
«Большая» усадьба Рязанова (Куйбышева, 40) представляет собой один из лучших архитектурных ансамблей эпохи классицизма. Построен он был по проекту архитекторов М.П.Малахова и К.Г.Турского в 1815-1818 гг, принадлежал Терентию Рязанову. Главный дом усадьбы возводился на пересечении Сибирского проспекта и планировавшегося продолжения 2-ой Береговой, но продолжения улица не получила, и фасад был обращен в сторону разбитого позднее большого сада, протянувшегося по берегу реки. Достроил второй этаж сын Терентия – Аникий, также он построил каменную оранжерею и разбил сад. Полностью усадебный комплекс сформировался к 1840-ым годам.
После событий октября 1917 года здание часто меняло своих хозяев. После гражданской войны там разместился детский дом имени Красной армии, затем автошкола, затем сдавались под коммунальные квартиры.
В 1990-1991 гг. «большая» усадьба была реставрирована. Но после прокладки трамвайных путей первый этаж здания оказался скрыт от взгляда.
Западный фасад | Северный фасад | Пристрой |
Малый Рязановский дом
Архитектура Екатеринбурга | |
Малый дом Рязанова
| |
Малый дом Рязанова | |
Страна | Россия |
Местоположение | 620026, г.Екатеринбург, ул.Куйбышева, 63 |
Автор проекта | М.П.Малахов |
«Малая» Рязановская усадьба была построена по проекту М.П. Малахова Якимом Рязановым для сына Якова. Площадь Малой усадьбы Рязанова в Свердловской области в четыре раза меньше «Большой». Все усадебные хозяйственные постройки размещалась в глубине квартала. Также, на территории сада размещалось искусственное озеро.
Усадьба долгое время находилась в разрушенном состоянии, была восстановлена только в 2010 году.
Купцы Рязановы принадлежали к самой верхушке деловой элиты Екатеринбурга и не только. Они верховодили и в старообрядческой среде города. Рязановы держались вместе, торговали маслом, вином, железом, были у них и речные суда. Единственный сын Терентия, Аникий вначале был при отце и дяде, а затем какое-то время вел дела сам, но в 1828 году присоединился снова к дяде. Вместе они стали заниматься поисками и разработкой золотых приисков. Капитал рос и Аникий начал его вкладывать в цветную металлургию. Для этого вместе с другими пайщиками построил Спасский медеплавильный завод вблизи Семипалатинска. В 1832 году Аникия Терентьевича избирают городским головой, а дядя Яким Меркурьевич оставался в городе пусть неформальным, но все же лидером старообрядцев. Таким образом, в руках одного клана оказались сосредоточены и завидный капитал, и руководство городом, и лидерство среди старообрядцев. Все это чрезвычайно тревожило горное начальство. Правительство, которое уже начало закручивать гайки расколу, дало красный свет для давления на старообрядцев, и не всегда дозволенными средствами. Аникий Рязанов вместе с группой купцов староверов вынужден был присоединиться в единоверию. Еще раньше это сделал его дядя Яким. 11 февраля 1835 года ему было пожаловано «потомственное почетное гражданство». Формального ограничения по «расколу» в законе о почетном гражданстве не было, хотя это обстоятельство всегда принималось в расчет.
После вступления в единоверие дорога к званиям и наградам была открыта. Как известно, уральские купцы умели не только зарабатывать миллионы, но и тратить их с размахом. Помните у Мамина-Сибиряка, кажется в «Приваловских миллионах», купец играет свадьбу, город гуляет не один месяц, а всех проезжающих мимо напаивают до смерти. Так вот это не выдумка писателя. Когда Аникий Рязанов выдавал свою дочь замуж, весь город куролесил целый год. Но прославился он не только умением гулять. Именно Рязанов ввел моду в Екатеринбурге на настоящие балы с музыкой и танцами. На балах присутствовала вся верхушка города: начальник заводов В.А.Глинка, приезжал Пермский губернатор И.И.Огарев. Ввел Рязанов моду и на походы на театральные постановки. Вначале это был домашний театр, а потом был построен в городе театр на деньги самого Рязанова, Казанцева Т.Ф. и М.И.Коробова. Они и их потомки владели зданием до 1863 года, потом оно было передано городу.
В последние годы своей жизни Аникий Терентьевич мечтал открыть женскую богадельню для сирот и неимущих, но не успел. Его жена, Анна Семеновна после смерти мужа открыла на этом же месте, которое выбрал её муж для богадельни, больницу тоже для неимущих. Место это было рядом со старым старообрядческим кладбищем. Больница приобрела добрую славу своей чистотой, хорошим уходом. В хозяйстве была корова, свежие овощи со своего огорода. В советское время на старом кладбище построили новые жилые дома. Материалы с сайта http://prousadbi.ru/blog/zabrohtn-mesta/usadba-ryazanovyx-ekaterinburg.html
Рязановская усадьба сейчас
Большая усадьба сейчас является жилым домом с административными помещениями первого этажа. Первый этаж полностью закрыт от взгляда асфальтом.
В данный момент сохранилась часть Малой усадьбы Рязанова в Свердловской области: дом, ворота, каменные устои ограды, небольшой участок сада. Главный дом - кирпичный двухэтажный оштукатуренный особняк с мезонином. Озеро до наших дней не сохранилось. Сейчас в здании находится Православный информационно-библиотечный центр.
"Большой" Рязановский дом сегодня | "Малый" Рязановский дом сегодня |
Плотина заводского пруда
Архитектура Екатеринбурга | |
Плотина городского пруда со стороны исторического сквера
| |
Плотинка | |
Страна | Россия |
Местоположение | 620014, г.Екатеринбург, пр-кт Ленина |
Строительство | 1723—1726 годы |
Архитектура Екатеринбурга | |
Родонитовая глыба
| |
Транспортировка родонитовой глыбы | |
Страна | Россия |
Местоположение | 620014, г.Екатеринбург, пр-кт Ленина |
История создания плотины заводского пруда
Торжественное открытие Исетского завода состоялось 7 декабря 1723 года.
Водное хозяйство Екатеринбургского завода должно было обеспечивать бесперебойную работу полусотни деревянных рабочих колёс диаметром до шести метров, давать энергию многим заводским механизмам. Для его устройства де Геннин намеревался привлечь лучших плотинных мастеров Урала. Среди них был плотинный мастер Леонтий Злобин и трое его подмастерьев, а также ещё 58 мастеровых с разных демидовских заводов
Плотина, длиной в 211 метров, шириной почти 43 метра и высотой в шесть с половиной метров, с вешняком и двумя рабочими прорезами строилась с 1723 по 1726 год и позднее стала главным гидротехническим сооружением Верх-Исетского завода.
Вильгельм де Геннин восторженно писал царю Петру: «...Такую великую новую плотину заперли, и вода в пруд пущена, нарядно устояла». Пруд длиной в три версты, как изначально казалось, способен обеспечить необходимой энергией все заводские «фабрики»
Плотина Исетского завода неоднократно реконструировалась. В 30-х годах XIX века она была расширена по проекту архитектора Екатеринбургских горных заводов Михаила Павловича Малахова. В 1886 году на ней был разбит сквер и установлены бюсты Петра I и Екатерины I, которые в 1917 году были сброшены в городской пруд «революционными массами». Последняя реконструкция состоялась в 1972-1973 годах.
1914 год | 1960 год | Реконструкция 1963 года | Реконструкция 1963 года. Вид со стороны городского пруда |
Плотина заводского пруда сегодня
В 1972-1973 годах по проекту Ю. П. Сердюкова плотина была вновь расширена и облицована гранитом, на подпорной стенке были размещены барельефы, по краям – скульптуры, символизирующие достижения уральских металлургов. В это же время началось и обустройство Исторического сквера.
С 1970-х годов плотина заводского пруда сохранила свой вид.
Сейчас "плотинка" является местом прогулок горожан и проведения праздников.
Родонитовая глыба на Плотинке, символ богатства уральского края, была, наверно, последней такого большого размера. Когда ее доставили на гранильную фабрику и выгрузили, она проломила пол и упала в подвал здания. Поднять ее то ли не смогли, то ли этому помешали все революционные события города. Про глыбу забыли. Она благополучно пролежала в подвале до 60-х годов прошлого столетия, когда стали сносить старые здания гранильной фабрики, расчищать место для Исторического сквера. Глыбу извлекли и установили на постамент в самом центе исторического места зарождения города.
Родонитовая глыба | Главный прорез плотины городского пруда. Нижний бьеф | Плотина заводского пруда сегодня | Цветы Плотинки 2019 |
ЦПКиО им. В.В. Маяковского
Архитектура Екатеринбурга | |
Входная арка парка им. В.В. Маяковского.
| |
ЦПКиО | |
Страна | Россия |
Местоположение | 620100, г.Екатеринбург, ул. Ткачей 9 |
Строительство | 1950—1960 годы |
История создания парка
Территориально первый городской Парк культуры и отдыха определили «на левом берегу реки Исеть за Уктусом, около Нижне-Исетского пруда». Площадь, которую отвели под территорию парка, была весьма внушительной и составляла 1400 гектар. «…Удобных подъездных путей к нему нет. Парк представляет собой дикий участок леса и требует значительной работы для того, чтобы привести его территорию в надлежащий вид», — пишет в газете «На смену!» от 10 июня 1933 года инженер Алексей Маркович Дукельский, занимавшийся созданием парка. Им впоследствии были выполнены планировка парка и проекты первых деревянных павильонов.
Торжественное открытие парка состоялось 18 июня 1933 года и ознаменовалось массовым гулянием. Ко дню открытия, согласно официальному Постановлению, были привлечены все государственные структуры и трудовые резервы уральской столицы. Управлению транспорта поручили организацию 12 спецрейсовых автобусов, курсирующих от площади Горсовета до Парка. Городской трест Нарпита обязали обеспечить ударников труда и их семьи обедами «по твердым ценам, а остальным посетителям по коммерческим ценам». Не обошли вниманием и культурные мероприятия — Уральское отделение Государственного объединения музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий (ГОМЭЦ) должно было предоставить согласованную программу эстрадных выступлений на выходные дни.
Первое десятилетие работы парка эта территория была просто зоной отдыха на природе в черте города. По выходным дням в хорошую летнюю погоду его посещаемость достигала уже 200 тысяч человек. Парк постепенно застраивался, а список аттракционов неустанно пополнялся. В 1936 году справа от входа в парк построили здание кинотеатра. В том же году на территории парка в левой части центральной площади был построен летний цирк. Наиболее популярными у отдыхающих сооружениями парка стали комната смеха, спуск-павильон для лодочной станции у пруда, парашютная вышка и деревянный летний павильон-ресторан «Пиво». --- Источник: http://культура.екатеринбург.рф/articles/678/i220005/ © Культура Екатеринбурга - афиша, новости, репортажи
Парк сегодня
Сейчас парк стал местом проведения акций социального и рекламного характера. Здесь проходят Всероссийские, Международные фестивали, фестивали пиротехники, различные музыкальные фестивали. Большой популярностью среди посетителей парка неизменно пользуются традиционные праздники: День города, «Служба дни и ночи», День Победы, «Ночь фонтанов», Парад колясок, Масленица, Сабантуй и другие.
Кинотеатр в 60-е | Кинотеатр сегодня |
Гастроном №5 Екатеринбург
Архитектура Екатеринбурга | |
Гастроном №5
| |
Здание Уралснабторга | |
Страна | Россия |
Местоположение | Екатеринбург, пр. Ленина, 41 |
Автор проекта | Н.И. Жеманов |
Строительство | 1930—1935 годы |
Немного истории
В XIX веке тут стоял дом купца А.И. Макарова. В здании размещался ренсковый погреб Суслиных. В начале 1890-х годов усадьба перешла к хозяину гончарно-печного завода П.Ф. Давыдову, который построил каменный 2-х этажный дом. В нем до 1930 года располагались магазины и салон. В 1930 году началась надстройка будущего здания Уралснабторга.
Современное здание построено в 1935 году в стиле конструктивизма по проекту архитектора Н.И. Жеманова. Нижние два этажа представляют собой встроенное угловое дореволюционное здание. Дом спроектирован так, что выступает в качестве своеобразного противовеса зданию Главпочтамта. Основная часть здания пятиэтажная, а с восточной стороны поднимается массивная башня, которая на три этажа выше. Здание строилось для Уралснабторга – Уральского государственного акционерного общества по снабжению народного хозяйства. Позже эта организация трансформировалась в Управление торговли и Управление снабжения. Два первых этажа занял Гастроном №5– один из символов столицы Урала.
«Пятый гастроном» стал своеобразным «клубом по интересам» для интеллигенции и студентов Свердловска на рубеже 80–90-х годов прошлого века — благодаря кафетерию, который располагался на втором этаже этого магазина. Обычные покупатели ценили этот гастроном за удобное расположение в центре города и большой выбор продуктов.
В 80-е - начале 90-х годов прошлого века директором «Гастронома №5» была Любовь Пирогова, которую называли «одним из лучших директоров советской торговли» — за умение предложить покупателям широкий ассортимент товаров даже во времена всеобщего дефицита. В те "карточные" времена, все предпочитали получить карточки на отоваривание продуктами с отметкой "Гастроном №5", поскольку здесь всегда был выбор что покупать: колбасу или сосиски. Причем, выбранное и взвешенное, как правило, всегда превышало талонную норму в 400 гр.
Сейчас первые два этажа заняты общепитом. Множество кафе и ресторанов удачно расположились в центре города. Некоторые предпочли оставить в интерьере первоначальный вид старого кирпича, тем самым создав лофт-интерьер.
После того, как со здания на проспекте Ленина, 41 убрали строительные конструкции, горожане увидели, что фасад изменился до неузнаваемости. Многие помнят, что на первом этаже этого здания много лет располагался знаменитый гастроном.
А теперь здесь офис. Хотя неравнодушных горожан опечалил не столько факт, что больше нет магазина, сколько внешний вид переделанного фасада. Многие справедливо называют такое решение "убийством конструктивизма".
– Я даже не знаю, как это комментировать, – сказала E1.RU архитектор Полина Зиновьева, участница сообщества "Podelniki". – Это за гранью добра и зла – с точки зрения истории. Я понимаю, что сама по себе эта часть помещения сделана неплохо, здесь использованы современные материалы. Но то, во что превратился памятник конструктивизма после этого – это даже сложно оценивать.
А вам нравится новый вид этого здания?
---
Источники: https://uraloved.ru/ekaterinburg/ulica-tolmacheva, https://clck.ru/FzNiF
Гостиница "Исеть
Архитектура Екатеринбурга | |
Гостиница "Исеть"
| |
Гостиница "Исеть" | |
Страна | Россия |
Местоположение | Екатеринбург, пр. Ленина, 69, корпус 1 |
Автор проекта | И.П. Антонов и В.Д. Соколов |
Строительство | 1931—1934 годы |
Немного истории
Гостиница Исеть - символ Екатеринбурга, центральное здание городка чекистов. На месте городка до 1848 года было кладбище, так как это была окраина города. К 1920-м годам здесь преобладала 1-2-этажная деревянная застройка[3]. Частью масштабного строительства в Свердловске стал жилой комплекс, возведённый по заказу НКВД-ОГПУ для проживания командного состава (поэтому он и получил наименование городок чекистов, которое и указывалось в адресе телефонного справочника 1935 года). Проект разработан группой архитекторов под руководством Ивана Антонова, в его основе была идея нового быта людей, объединённых в коммуну.
Здание задумывалось как общежитие гостиничного типа для молодых офицеров НКВД — вдоль вогнутой части шли коридоры, вдоль выпуклой располагались сами квартиры. В них, как и во всем Городке, не было кухонь и ванных: предполагалось, что новый советский человек и быт будет вести по-новому — есть на фабрике-кухне, стирать в прачечных, мыться в бане (всё это было предусмотрено в комплексе Городка).
В 30-е годы прошлого века гостиница «Исеть» была настолько известным архитектурным шедевром Урала, что ее изображение печатали на марках революционной Испании.
Для решения проблем быта и отдыха жителей в городке специально были построены клуб, столовая, прачечная, поликлиника, детский сад, фабрика-кухня (личные кухни не предусматривались, только позже практически во всех квартирах жители провели перепланировку с обустройством кухонь; газовые плиты размещались в небольших нишах в прихожих).
Строительством комплекса ведало непосредственно «Строительное бюро Уральского ПП ОГПУ». Оно же обеспечивало стройку рабочей силой — бывшими краснодарскими и ставропольскими «кулаками», которых каждое утро приводили на стройку пешей колонной под охраной, а вечером уводили обратно в бараки на нынешней улице Челюскинцев. Кирпичи подвозили на стройку на телегах, а дальше строители бегали с ними по деревянным настилам.
После окончания строительства комплекс зданий получил названия — «Жилкомбинат НКВД», гостиница «Спорт» и «Исеть».
Кинотеатр Колизей
Архитектура Екатеринбурга | |
Колизей
| |
Кинотеатр Колизей | |
Страна | Россия |
Местоположение | Екатеринбург, пр. Ленина, 43, |
Автор проекта | К.Г.Турский |
Строительство | 1844—1845 годы |
Немного истории
Здание «Колизея» было построено в 1845 году по инициативе главного начальника уральских заводов Владимира Глинки и городских властей специально для открывшегося в Екатеринбурге первого городского театра. Стоит отметить, что обычно театры размещались только в губернских городах, Екатеринбург же был уездным
В 1885 году Городской театр первым в Екатеринбурге получил электрическое освещение от машины, установленной во дворе. В ноябре 1896 года в Городском театре состоялся один из первых сеансов кинематографа в Екатеринбурге. Проекционный аппарат установили на сцене, экран повесили на месте театрального занавеса. Тогда особого впечатления кино на зрителей не произвело, но через год в город прибыли агенты кинематографа братьев Люмьер, дали девять сеансов и покорили публику.
В 1912 году, когда в городе появилось новое здание театра (ныне театр оперы и балета), этот дом арендовал мещанин Волков для сеанса кинематографа. Спустя два года, в 1914 году, Городской театр был переименован в «Колизей» и до нынешнего времени используется в качестве кинотеатра. После революции 1917 года кинотеатр переименовали в «Октябрь». Здесь впервые в Свердловске показывали объемные стерео-фильмы.
В 1999 году здание заняла компания «Новое кино», а в 2002 году кинотеатр вновь открыли для зрителей после масштабной реконструкции. В этом же году обновленный кинозал получил историческое название. Тогда он стал первым киноцентром класса «Премиум» сети «Киномакс». Большой зал киноцентра рассчитан на 280 мест, vip-зал с возможностью обслуживания официантами — на 33 места. Здание «Колизея» имеет статус объекта культурного наследия областного значения.
Источники:https://clck.ru/G7X5b, https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1525298, https://momenty.org/city/i165719/, https://clck.ru/G7X7Y.
Дом Печати
Архитектура Екатеринбурга | |
Дом Печати со стороны проспекта Ленина.
| |
Дом Печати | |
Страна | Россия |
Местоположение | 620990, г.Екатеринбург, Ленина проспект, 49 |
Строительство | 1929—1930 годы |
История Дома Печати
В 1920—1930-е годы на Среднем Урале — пик создания нового лица города. Оно должно быть современным и индустриальным, а также отображать промышленный характер. Именно в это время строятся самые знаменитые памятники конструктивизма в Екатеринбурге — например, здание Главпочтамта, городок Чекистов. Здание для типографии строится в это же время. Решение о строительстве принял обком ВКП(б), и под его контролем был разработан макет.
Архитектором стал Георгий Голубев, на тот момент уже известный мастер в области конструктивизма. Он создал проект, который отвечал всем поставленным задачам — отображал суть здания, был достаточно оригинальным. Длинные ряды узких окон напоминают газетные полосы, а их протяжённость вдоль всего фасада здания символизирует непрерывность и оперативность газетной работы. Именно этот успешный проект и повлиял на дальнейшую судьбу Голубева — в 1936-м он был назначен на пост главного архитектора Свердловска и проработал на нём до 1942-го, принимая участие в разработке генерального плана застройки города.
Строительство здания было начато в 1929 году. В 1934 году типография была окончательно достроена.
После Великой Отечественной войны основной продукцией «Уральского рабочего», помимо газет, стали книги. В типографии было установлено новейшее оборудование по производству книг в твёрдом и мягком переплете, каких по всей стране были единицы. В это время типография принадлежала газете.
--- Источник: http://www.ekbredline.ru/objects/dom_pyechati
Дом Печати сегодня
В настоящее время типография медиахолдинга OOO «Уральский рабочий» работает на другой площадке, а здание на проспекте Ленина, являющееся объектом культурного наследия федерального значения, памятником конструктивизма, законсервировано. Только его первый этаж занят магазинами и ресторанами. В 2010 и 2012 годах цеха типографии выступили площадкой основного проекта первых двух Уральских биеннале современного искусства.
Дом Обороны
Архитектура Екатеринбурга | |
Дом Обороны
| |
Комплекс зданий ДОСААФ | |
Страна | Россия |
Местоположение | 620990, г.Екатеринбург, ул.Малышева,17 |
Автор проекта | Г.П. Валёнков |
Строительство | 1930—1934 годы |
История Дома Обороны
Ещё в начале XX века на этом месте вокруг церкви Великомученика Максимилиана — «Большого Златоуста» располагался толкучий рынок. Церковь взорвали в 1930-м, а «толкучка» осталась — её ещё называли «зелёным рынком». Именно здесь, в районе старого административного центра города, было решено построить «Дом обороны» и разбить сквер. Причём, согласно некоторым источникам, возводить здание решили из кирпичей, оставшихся от церкви.
Именно на это время — начало тридцатых годов — приходится пик возведения спортивных объектов (комплекс «Динамо», например, строили в 1934 году). Через архитектуру конструктивизма стремились передать значимость спорта, популяризировать его. «Дом обороны» должен был стать самым мощным символом спорта, непобедимости советской армии и флота.
Сложная форма, далеко выступающий первый этаж с овальным фасадом — по тем временам это было передовой современной архитектурой. Здание было самым высоким в этом районе в то время и всем своим видом демонстрировало силу армии и флота. Для усиления образа на крышу сначала водрузили биплан ПО-1 1930-х, а в 70–80-х спортивный Як-50.
Дом занял не всю площадь снесённого храма, и рядом с ним в 1977-м году поставили памятник революционеру Ивану Малышеву (в 2007 году его перенесли на набережную Исети).
В годы войны именно здесь, в стенах этого здания, делали всё возможное для победы — обучали военных инструкторов, отбирали добровольцев, проводили работу со школьниками... Сохранились в архивах сухие цифры докладов: «За годы Великой Отечественной войны Свердловской областной организацией Осоавиахима было подготовлено военных кадров различных специальностей — 244 тысячи 267 человек». А за этими цифрами — судьбы людей, которые делали доброе имя «Дому обороны». В тридцатые годы не получилось показать всю мощь армии через архитектуру (не хватило денег), зато через десять лет её показали уже на полях сражений.
Позднее начали свою работу классы: связистов, парашютистов, мотористов. Постепенно название Дом обороны забылось, а в обиход вошло новое — Областная школа ДОСААФ.
Источник: https://www.oblgazeta.ru/culture/17284/
Дома Обороны сегодня
В настоящее время занятия в школе ДОСААФ продолжаются. Особым спросом пользуется автошкола, но и другие аудитории редко стоят пустыми. Здесь проходят предпризывную подготовку вчерашние школьники.
Сразу после того, как с площади убрали памятник Малышеву, здесь началась подготовка к строительству Максимилиановской церкви — знаменитого Большого Златоуста. Инициаторами восстановления храма и его спонсорами стали «Уральская горнометаллургическая компания» и «Русская медная компания». Храм восстанавливали по сохранившимся чертежам и фотографиям при мощной поддержке городских властей и Екатеринбургской епархии. Через семь лет, в 2013 году, Большой Златоуст был торжественно открыт.
Улица Декабристов
Улица Декабристов, бывший Александровский проспект. Взгляд от улицы 8 марта в сторону Царского моста.
Слева на фотографии комплекс усадьбы купцов Казанцевых. Он был возведен в 1820-1824 годах по проекту архитектора Михаила Павловича Малахова.
Первоначально в его состав входили двухэтажный и трехэтажный дома (в последнем размещался театр), два флигеля, многочисленные службы, баня, оранжерея и сад. Жилые дома разделены воротами, через которые осуществлялся въезд во двор. В двухэтажном жилом доме усадьбы, помимо покоев и жилых комнат, находилась также и старообрядческая домовая молельня.
Казанцевы – одна из известнейших и богатейших фамилий Екатеринбурга, внесшая значительный вклад в развитие города. Среди ее представителей были купцы, золотопромышленники, юристы, живописцы, общественные деятели. Наиболее известны Гавриил Фомич Казанцев (ок. 1806-1874), Гавриил Гавриилович Казанцев (1854-1902), Владимир Гавриилович (1849-1902).
Усадьба Казанцевых играла заметную роль в культурной жизни Екатеринбурга. Здесь часто бывал Д.Н. Мамин-Сибиряк, действовал театр, сад был открыт для свободного посещения. В начале XX века здесь был открыт один из первых городских кинотеатров.
После событий октября 1917 года двухэтажный жилой дом усадьбы был передан под коммунальное жилье, в результате чего свой первоначальный облик утратили фасады дома и полностью были изменены его интерьеры.
Усадьба Казанцевых | Усадьба Казанцевых. Вид со двора | Усадьба Казанцевых. Южный фасад |
Источник: http://okn.midural.ru/node/283
Царский мост
Архитектура Екатеринбурга | |
Царский мост
| |
Царский мост | |
Страна | Россия |
Местоположение | Екатеринбург, рядом с ул.Розы Люксембург,64 |
Автор проекта | С.С.Козлов. |
Строительство | 1889—1890 годы |
Царский мост (Александровский мост)
Мост через реку Исеть в Екатеринбурге. Имеет статус историко-архитектурного памятника федерального значения. Расположен по оси улицы Декабристов (бывшего Александровского проспекта). Массивная конструкция из грубого бутового камня состоит из трех пологих арочных сводов, опирающихся на низкие каменные быки. На тумбах стоят фонари, стилизованные под старину.
История
В 1824 г. Екатеринбург впервые посетил император Александр I. В честь этого события был построен деревянный свайный мост через Исеть. Мост получил название Царского или Александровского По одним данным, царь во время визита в город проехал по этому мосту, по другим — все-таки не проехал, однако мост с тех пор стал именоваться Царским
В 1847 году, когда рассматривался вопрос о ремонте ветхого моста, архитектор Р. Н. Спиринг предлагал перестроить мост в камне, но министерство финансов отклонило проект и предложило вновь сделать деревянный мост.
В 1856-1858 гг. мост был восстановлен в дереве.
В 1889—1890 гг. по проекту городского архитектора С. С. Козлова и Р. И. Карвовского был построен трехпролётный каменный мост.
Мост сейчас
Интересно, что перила моста несколько лет назад были заменены. Надо сказать, что прошлые ограждения были достаточно простыми и незамысловатыми. Сейчас мост украшают изящные кованые решетки. Сегодня Царский мост признан памятником федерального значения и охраняется государством. От старинного, красивого и довольно аккуратного Александровского моста, вдоль реки, идет прогулочная аллея к «Плотинке» - одной из главных достопримечательностей города Екатеринбурга.
Усадьба купцов Казанцевых
Архитектура Екатеринбурга | |
Усадьба Казанцевых
| |
Усадьба Казанцевых | |
Страна | Россия |
Местоположение | Екатеринбург,ул. Декабристов, 38 |
Автор проекта | М.П.Малахов |
Строительство | 1820—1824 годы |
Усадьба купцов Казанцевых
Один из наиболее ранних усадебных комплексов, образовавшихся в районе Александровского проспекта (ныне улица Декабристов) и Архиерейской улицы (ныне улица Чапаева), у Царского моста. Построена в 1820-1824 годах при участии архитектора М.П. Малахова. Казанцевы – одна из известнейших и богатейших фамилий Екатеринбурга, внесшая значительный вклад в развитие города. Среди ее представителей были купцы, золотопромышленники, юристы, живописцы, общественные деятели. Наиболее известны Гавриил Фомич Казанцев (ок. 1806-1874), Гавриил Гавриилович Казанцев (1854-1902), Владимир Гавриилович (1849-1902).
История
Комплекс усадьбы купцов Казанцевых был возведен в 1820-1824 годах по проекту архитектора Михаила Павловича Малахова. Первоначально в его состав входили двухэтажный и трехэтажный дома (в последнем размещался театр), два флигеля, многочисленные службы, баня, оранжерея и сад. Жилые дома разделены воротами, через которые осуществлялся въезд во двор. В двухэтажном жилом доме усадьбы, помимо покоев и жилых комнат, находилась также и старообрядческая домовая молельня. Главный двухэтажный дом имеет удлиненный объем, специфика которого в наличии восточного скругленного выступа, где у хозяев-старообрядцев помещалась молельня. Фасад на проспект, завершенный фронтоном, безордерный, тогда как выступ обработан ионическими пилястрами. Кроме окон обычной прямоугольной формы, на восточном фасаде, над входом, имеется полукруглое «итальянское».
Стена в нижнем этаже рустованная, в верхнем — гладкая. Здесь на ее фоне выделяются надоконные лепные украшения: сандрики на изящных кронштейнах, между которыми розетка, дополненная растительным орнаментом. В планировке этажей прослеживается анфиладная система, с проемами по центрам поперечных капитальных стен.
Трехэтажный дом, возведенный к востоку от двухэтажного, в плане прямоугольный. Фасады решены лаконично: междуэтажные тяги, рустика и замковые камни над окнами нижнего этажа.
Вход (находится на северной стороне) снабжен чугунным козырьком.
Ограда глухая с арочными нишами и замковыми камнями.
Ворота представляют собой пару устоев, соединенных между собой балкой и оформленных каждый двумя тосканскими колоннами с антаблементом, фронтоном и ступенчатым аттиком.
Усадьба Казанцевых играла заметную роль в культурной жизни Екатеринбурга. Здесь часто бывал Д.Н. Мамин-Сибиряк, действовал театр, сад был открыт для свободного посещения. В начале XX века здесь был открыт один из первых городских кинотеатров.
Усадьба сегодня
После событий октября 1917 года двухэтажный жилой дом усадьбы был передан под коммунальное жилье, в результате чего свой первоначальный облик утратили фасады дома и полностью были изменены его интерьеры.
Усадьба завтра
В Екатеринбурге в скором времени вдохнут новую жизнь в два здания-памятника на улице Декабристов. Об этом свидетельствует информация на сайте госзакупок. Речь идет о восстановлении усадеб Первушина и Казанцевых.
Первым этапом работ станет создание эскизного проекта по реставрации и приспособлению объектов культурного наследия Свердловской области. Документацию заказал Центральный и научно-исследовательский и проектный институт министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации. Бумажные работы по двум зданиям оценили в миллион рублей.
Проект реставрации усадьбы Первушина | Проект реставрации усадьбы Казанцевых. Вид сверху |
Странноприимный дом
Архитектура Екатеринбурга | |
Странноприимный дом
| |
Странноприимный дом | |
Страна | Россия |
Местоположение | Екатеринбург,ул. 8 Марта, 68 / ул. Декабристов, 56 |
Строительство | 1814—1820 годы |
Странноприимный дом (монастырская гостиница)
Странноприимный дом (монастырская гостиница) в Екатеринбурге – памятник архитектуры федерального значения. Здание, возведенное в 1814 году, являлось частью Ново-Тихвинского монастырского комплекса, архитектура которого основана на стилевых формах классицизма.
История
Каменный корпус с часовней был заложен еще при первой настоятельнице Ново-Тихвинского монастыря игумении Таисии, летом 1814 года, и построен в 1820 году. Центральное место в здании занимала Преображенская часовня, состоящая из трех ярусов граненной формы, последовательно уменьшающихся в объеме. Первые два яруса, почти соответствующие высоте корпуса, покрыты шлемовидной кролей и имеют небольшие карнизы.Окна первого этажа прямоугольной формы, второго – арочные, выделенные рельефом. Глухой третий ярус с ложными арочными окнами более вытянутых пропорций, покрыт полусферическим куполом. Для декоративного оформления корпуса характерна плоскостная трактовка архитектурных деталей. Членения восточного и северного фасадов образованы рядами окон, междуэтажным поясом с подоконными филенками и карнизом. На уровне первого этажа главные фасады отделаны штукатуркой «под руст». Окна обрамлены невысоким плоским рельефом и акцентированы клинчатым камнем. Оконные проемы второго этажа украшены плоскими сандриками.
План первого этажа корпуса образует многочисленные изолированные и проходные помещения, связанные короткими выгороженными коридорами. Коридорные отсеки развиваются, как параллельно главному фасаду, так и перпендикулярно ему. Главный вход в корпус расположен с угла в объеме бывшей часовни.
Среди интерьеров выделяется размещенное на втором этаже помещение бывшей часовни. Это двухсветная многоугольная в плане комната с потолочным плафоном, отделанным профилированным рельефом. По красной линии улицы 8 Марта с севера к дому примыкают глухая каменная ограда и ворота. Высокие устои ворот с прямоугольными проемами боковых калиток украшены пилястрами. Над калитками расположены полуциркульные ниши. Венчающие части устоев оформлены тягами, профилированными карнизами с выносом и ступенчатыми арками с треугольными фронтонами в центре. Ограда разбита крупной филенкой, увенчана карнизом и скатным металлическим покрытием.
Дом был построен для паломников. Он располагался вблизи святых ворот с надвратной Введенской церковью, вне монастырской ограды.
До революции в корпусе жили священнослужители монастыря, а после 1919 года этот корпус вместе с часовней передали под коммунальные квартиры. Затем в нем были различные учреждения, после этого несколько лет здание пустовало и постепенно разрушалось.
В советское время здесь размещались общественные организации.
Странноприимный дом сегодня
Сегодня Странноприимный дом используется как административное здание. Дом расположен вне монастырской ограды, неподалеку от святых ворот, завершавшихся надвратной Введенской церковью. Несмотря на многочисленные реконструкции, здание сохранило свой исторический облик до настоящего времени.
Собор Александра Невского
Архитектура Екатеринбурга | |
Собор Александра Невского
| |
Страна | Россия |
Местоположение | 620990, г.Екатеринбург, Зелёная Роща, 1 |
Автор проекта | Малахов М.П. |
Строительство | 1832—1853 годы |
История собора Александра Невского
Самые ранние упоминания о Ново-Тихвинской женской обители относятся к концу XVIII века. В то время, после указа Екатерины II о передаче государству монастырских владений, закрылось множество обителей, а маленькая кладбищенская община при храме Успения Пресвятой Богородицы в пригороде Екатеринбурга не только не распалась, но, наоборот, за короткое время превратилась в первоклассный штатный монастырь. Если пристально всмотреться в историю создания и развития Ново-Тихвинского женского монастыря, то можно отчасти, в доступных человеку пределах, понять причины и цели такого особого попечения Божьего о Екатеринбургской женской обители, положившей начало нескольким монастырям на Уральской земле.
Во второй половине ХVIII века вблизи Екатеринбурга появилось новое кладбище. При нем не было церкви, пока купец первой гильдии Иван Иванович Хлепетин, жена которого была похоронена на этом кладбище, не решил воздвигнуть храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Построил И.И. Хлепетин и деревянный дом для причта. Однако постоянный причт назначен к церкви не был, и дом пустова
Но в 1796 году в нем поселились несколько женщин, создавших крошечную общину. Они вели жизнь почти монашескую: много молились, усердно постились и посещали все церковные службы, а содержали себя на заработки от чтения Псалтири по усопшим и от ухода за городскими больными. Во главе маленькой общины стояла Татьяна Митрофанова, которая предпочитала называть себя, как в девичестве, Костроминой. Община понемногу росла, в нее принимались все желающие, в том числе и престарелые женщины, и маленькие девочки, поэтому в городе ее называли общиной сиротствующих или богадельней. Сестры во время церковных служб в Успенской церкви стояли чаще всего в приделе Тихвинской иконы Божией Матери. Именно перед ней молились они во всех приключающихся скорбях и затруднениях. А скорбей случалось много, на общину даже нападали грабители. Но сестры всё же не оставляли своего уединенного жительства, дав обет неотлучно находиться при дорогой им иконе. И Пресвятая Богородица не оставляла их Своим попечением.
Видя смиренное и богоугодное житие насельниц общины, городское общество выделило им из своих доходов скромное содержание. Однако планы сестер были значительно серьезнее. Они мечтали о создании монастыря, да и жили уже по монастырскому уставу. Татьяна Костромина, которую в общине называли настоятельницей, получила этот устав в Сарове от игумена Исаии.
Даты Собора
- XVIII века - Основание
- 1796 году - Создание общины
- 31 декабря 1809 года - была учреждена заштатная третьеклассная общежительная женская обитель
- 5 сентября 1823 года - была освящена церковь
- ноябре 1826 года - матушка отошла ко Господу
- с 1827 по 1858 год - Видимое промышление Божие
- 1832 году - был достроен и освящен
- 1852 годах - была закончена перестройка Александро-Невского собора
- 1865-66 годах - были освящены еще два храма
- 1897 года - была утверждена настоятельницей обители и возведена в игуменский сан
- 1994 году - Ново-Тихвинский монастырь был возрожден
Источник: http://www.sestry.ru/church/content/life/letopis/index
Дмитрий Ляляев
Ненавидимый Западом за победы над ним,
В этом мире зацапанном и забывшем про нимб,
Что главу твою светлую как святую венчал!
Я молю, не советую: зри России печаль.
Наши вороги давние обнаглели, как псы,
И презрели предание о героях Руси,
Что топили под водами немцев спесь и литвы,
И нерусскими мордами брег мостили Невы.
Воротись, князь воинственный,Русь спасти от врага!
Ты – наш светоч единственный, во Москве – мелюзга.
Русь за талеры продали иноземной...
Источник: https://www.beesona.ru/id1529/music/16533/ При копировании материалов с сайта, активная ссылка на оригинальный материал обязательна. Все права защищены © Beesona.ru
Собор сегодня
В 1991 году православная община потребовала возвращения собора Русской Церкви. Решение о передаче было принято 10 сентября 1991 после голодовки, которая продолжалась около месяца. В 1992 году собору был возвращён первый этаж, и приходской общиной были начаты богослужения. С 1994 года собор стал вновь монастырским. В том же году из Иоанно-Предтеченского кафедрального собора был торжественно перенесён местночтимый список Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы.
В настоящее время собор полностью передан Екатеринбургской епархии, была проведена полноценная реконструкция здания. Собор освятил глава РПЦ патриарх Кирилл 19 мая 2013 года.