Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ/Раздел Русский язык/Тренировочные упражнения по орфографии

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Шаблон:Campus= Задание 1. =

Составьте по два предложения со словами тоже, также, зато таким образом, чтобы их написание было слитным и раздельным.

В случае затруднения обращайтесь к данному пособию: Львова С.И. Там, где кончается слово... (о слитных, дефисных и раздельных написаниях) / С.И. Львова. - М: Просвещение, 1991. - 159 с. Открываем книгу на странице 126.

Кстати, это поможет вам справиться с заданием А-20 в КИМах ЕГЭ.

Наибольшую трудность на письме вызывают союзы также, тоже, чтобы, будто, притом, зато, причем, потому что их приходится отличать от созвучных сочетаний слов, которые тоже употребляются в речи. Союз - служебная часть речи, поэтому резко отличается от самостоятельных (в данном случае - от местоимения): не может отвечать на вопросы, не является членом предложения, а служит лишь средством связи его членов или частей. Хорошо помогает прием замены слова синонимом. Союз заменяется только союзом (также - тоже - и, зато - но, причем - притом - вместе с тем, оттого что - потому что), самостоятельную часть речи может заменить равноценное слово (за то здание - за новое здание). Такая замена не должна нарушать смысловые и грамматические связи слов в предложении.

Знание особенностей употребления некоторых частиц в речи тоже поможет правильно выбрать слитное или раздельное напиисание в сомнительных случаях. Частица бы (ушел бы ты) обладает способностью перемещаться в пределах предложения, а частица же (посмотри же на меня) вообще может быть отброшена. В сочетаниях что бы, то же, так же эти частицы полностью сохраняют подобные особенности, в отличие от союзов (тоже, также, чтобы), части которых давно потеряли способность свободно перемещаться или отбрасываться.

И вновь мы обращаемся к текстам, в которых намеренно сталкиваются омофоны. На этот раз это будут союзы и соотносимые с ними сочетания. Постарайтесь самостоятельно решить: слитно или раздельно? Особое внимание обращайте на смысловое противопоставление одинаково звучащих слов.

Журавль был южный, но (за) то                                          Пришли мы к выводу. (И) так,

Он в гости к нам пожаловал!                                               Мы можем сделать ведь (и) так:

Благодарю его (за) то,                                                          Прополем гряды мы, (за) то

что мне перо нажаловал.                                                      Нас и похвалят все (за) то.

(С. Кирсанов.)                                                                         <...>


Думал: а чем бы тебя мне порадовать,                                "Хорош рассказ!" - сказал Сережа.

Что(бы) такое придумать заглавное,                                    Рассказ прочел я быстро то(же)

Что(бы) сияла ты всеми каратами.                                      Сказал о нем примерно то(же).

(В. Боков.)                                                                                  (В. Кондрашов.)

У нас с вами замечательный начальник штаба, хороший, обстрелянный, продымленный, только, пожалуй, слишком часто думает о том, что(бы) такое особенное придумать, что(бы) стать настоящим человеком. (К. Симонов.)

Конечно, механически решить вопрос о написании сомнительных слов невозможно хотя бы потому, что слитно-раздельные написания, являясь средством различения на письме внешне сходных языковых явлений, непременно затрагивают смысловую сторону речи. Именно это имел в виду лингвист К.Г.Житомирский, когда в начале XX в. писал, что орфография "должна давать нам возможность оттенить письменную речь с такм успехом, с каким интонация и ударение позволяют это делать в устной речи". Рассмотренные примеры - хорошее подтверждение этой мысли.

В самом деле, от слитного или раздельного написания сочетания так?же зависит смысл такого высказывания: Борис быстро отвернулся и стремительно пошел к выходу. Я также пошел. Смысл этого высказывания: "Борис пошел, и я тоже пошел".

А вот другое написание - и иной смысл фразы: Борис быстро отвернулся и стремительно пошел к выходу. Я так же пошел. Раздельное написание перемещает смысловой акцент на слово стремительно: "Борис стремительно пошел, и я так же, как и он, таким же способом (т.е. быстро, порывисто, стремительно) пошел".

Следовательно, окончательно решить орфографический вопрос слитно или раздельно? можно только понимая смысл всего высказывания.

Неправаильное написание сомнительного сочетания так?же исказит смысл всего стихотворения. Ошибки такого рода являются не только орфографическими, но и смысловыми, потому что искажают содержание предложения, неправильно передают информацию. Прочитайте строчки из стихотворения С. Маршака:

Говорила мышка мышке

"До чего люблю я книжки!

Не могу я их прочесть,

Но за то могу их съесть!"

При таком написании выходит, что безграмотные мыши в отместку за то, что не могут прочесть книги, съедают их: на за то (за что?) могу их съесть. Между тем смысл, который вкладывает автор в эти веселые стихи, совершенно иной: "хоть я и не могу прочитать книги, но имею возможность их съесть (зато = но)". Этот правильный смысл должен передаваться слитным написаниием.

Орфографическая ошибка, связанная со слитно-раздельными написаниями (и в этом мы уже не раз убеждались), искажая смысл, препятствует нормальному взаимопониманию между людьми при письменном общении и создает большие сложности, когда бывает трудно решить, какому значению отдать предпочтение. Это, в первую очередь, касается тех текстов, которые очень внимательно изучаются лингвистами, - произведений мастеров русского слова, у которых мы учимся виртуозному владению родным языком. А.Блок говорил: "Душевный строй истинного поэта выражается во всем, вплоть до знаков препинания". Действительно, даже особенности правописания могут многое рассказать о "душевном строе" художника, о тех мыслях, чувствах и настроении, которые он передает словом.

Вот перед нами знаменитое поэтическое послание А.С. Пушкина к И.И. Пущину:

Мой первый друг, мой друг бесценный!                                 Молю святое провиденье:

И я судьбу благословил,                                                           Да голос мой душе твоей

Когда мой двор уединенный,                                                     Дарует то?же утешенье,

Печальным снегом занесенный,                                               Да озарит он заточенье

Твой колокольчик огласил.                                                        Лучом лицейских ясных дней!

В разных изданиях этого стихотворения встречаются разночтения в написании то?же. Слитное или раздельное написание является более верным? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к содержанию всего стихотворения.

Слитное написание тоже передает такой смысл: "пусть и голос мой дает утешение твоей душе, и пусть озярят тебя в заточении лицейские воспоминания".

Большинство же исследователей считают, что нужно использовать в этих строчках раздельное написание то же, потому что нужно понимать смысл строк так: "голос поэта должен даровать друг другу то же самое, такое же утешение, какое тот когда-то даровал ему, обрадовав своим неожиданным посещением". Современные издания печатают строчку именно так.

Другой пример - из поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри". Это маленький отрывок из монолога главного героя:

Ты жил, старик!

Тебе есть в мире что забыть,

Ты жил - я так?же мог бы жить!

В разных изданиях по-разному (то слитно, то раздельно) печатается так?же. Какой же из вариантов следует признать более удачным? Какое написание точнее выражает идею всего произведения?

"Ты жил - я также мог бы жить!". Мцыри, обращаясь к старику монаху в предсмертный час, говорит, что и он мог бы жить, не умирать сейчас. Слитное написание основное внимание акцентирует на слове жить ("существовать, находиться в процессе жизни").

Раздельное написание по-иному заставляет осмыслить эти строки. "Ты жил - я так же мог бы жить!" Умирающий юноша мог бы жить точно так, как жил старик, так, как жили все люди, окружавшие Мцыри в том тесном и жутком мире, откуда он бежал в поисках свободы, счастья, в поисках иной жизни.

Он "так же мог бы жить" - но в том-то и состоит вызов Мцыри, что так он жить не хотел! С мечтой о жизни не монастырской, а свободной, наполненной великим смыслом и борьбой, умирает герой и в последний миг вспоминает о тех часах настоящей жизни, которые ему удалось прожить.

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил, и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей...

Думается, раздельное написание сочетания так же в большей степени соответствует духу произведения, основному его замыслу.

Вот так орфография решительно вторгается в смысловую сторону речи, помогает точной передаче информации, мыслей, эмоциональны переживаний человека. Внимание к слову, к тончайшим оттенкам смысла речи - качество, необходимое для пишущего.

Содержание

Задание 2

К  заданию А-15

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) ди..пазон, ант..гонизм, п..ролон

2) д..кламировать, ур..внение, выр..стить

3) впл..тную, ут..пический, р..птать

4) подп..рая, в..ртуоз, хр..зантема


                                                                       Чередующиеся гласные

1. В корне гар-гор- под ударением пишется а, без ударения — о: загар, угар — загорелый, угореть.

Исключения: выгарки, изгарь, пригарь (специальные и диалектные слова). 

2. В корнезар- — зор-  под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения — а: зарево, зорька - зарница, озарять.

Исключение: зоревать.

3. В корне кас- — кос(н)- пишется о, если дальше следует согласная н, в остальных случаях — а: касаться, касательная - коснуться, прикосновение.

4. В корне клан- — клон- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения — о: кланяться, поклон — поклониться, поклонение.

5. В безударном корне лаг- — лож- перед г пишется а, перед жо: предлагать, прилагательное — предложить, обложение.

Исключение: полог (семантически уже не связывается с корнем лаг- — лож-).

6. Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение "погружать в жидкость": макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила. Корень мок- содержится в глаголах со значением "пропускать жидкость": вымокнуть под дождем, промокнуть написанное. Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ.

7. Корень плав- гласный звук может быть ударяемым и безударным: плавать, плавучесть, поплавок. Корень плов- содержится в словах пловец и пловчиха, корень плыв- — в слове плывуны.

8. Корень равн- имеется в словах со значением "равный, одинаковый, наравне": уравнение, сравнивать, поравняться (стать наравне). Корень ровн- — в словах со значением "ровный, прямой, гладкий": заровнять, ровесник, сровнять, уровень. Ср.: подравнять (сделать равным) — подровнять (сделать ровным); выравнен (сделан равным) — выровнен (сделан ровным).

9. В корне раст-рос- пишется а перед последующим сочетанием ст (также перед щ), в остальных случаях пишется о: расти, наращение — выросший, заросль, поросль.

Исключения: отрасль (хотя нет ст), росток, выросток, ростовщик, Ростов (хотя есть ст).

10. В безударном корне скак- — скоч- перед к пишется а, перед ч о: подскакать — подскочить.

Исключения: скачок, скачу.

11. В корне твар- — твор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения — о: тварь, творчество — творить, творец.

Исключения: утварь (семантически уже не связывается с корнем твар- — твор-)

12. В корнях бер- — бир-, дер- —  дир-, мер- —  мир-, пер- — пир-, тер- — тир-, блест- — блист-, жег- — жиг-, стел- —  стил-, чет- —  чит- пишется и, если дальше следует суффикс -а-: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать; в противном случае пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить.

Исключения: сочетать, сочетание.

13. В корнях с чередованием а (я) — им, а (я) — ин пишутся им и ин, если дальше следует суффикс -а-: сжать — сжимать, понять — понимать, начать — начинать. Ср.: внимательный, заклинать, напоминать, приминать и др. В производных формах сохраняется им, даже если дальше и не следует суффикс -а-, например: сниму, сними, подниму, подними и т.д.


Задание 3

Вставьте пропущенные буквы в выделенные слова, обозначая приставки и ударение.

Составлять р...списание, древнерусские р...списи, дать р...списку в получении чего-либо, р...сплатиться с долгами, ехать в р...звальнях, р...ссыпать порошок, залотые р...ссыпи, р...зыск преступника, р...зыскать пропавший журнал, не верить всяким р...сказням, р...ссказы очевидцев.

Для справок:

В приставках раз- (рас-) - роз- (рос-) под ударением пишется буква о, без ударения - а.

(По материалам Л. Чешко Русский язык для абитуриентов, 2001.)


Задание 4

Найдите "лишнее" слово (словосочетание).

Березняк, осинник, дубняк;

зазвенел, застонал, затрещал, забилась;

нахмуренная ель, старая сосна, перерубленная береза;

над поверженным лесом, над полем кровавым, на почве родной;

ломались, скрипели, трещали, шумели;

машет, топчет, летает, звенит, стонет;

раненый воин; раненный в бою; стонущий раненый.

(Т.М. Пахнова Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку, 2000)

Задание 5

Прочитайте и установите, какие буквы пропущены. Проверьте по орфографическому словарю. Составьте с данными словами словосочетания.

Ад...ютант, ав...нгард, апоф...оз, бел...тристика, буд...щее, гум...нист, досто...нство, инт...лигенция, незыбл...мый, неотъемл...мый, об...ятельный, отобр...жение, опт...мист, п...симизм, пр...в...легированный, пр...оритет, труж...ник, ч...ствовать,уч...ствовать, электр...фикация.

(Л. Чешко Русский язык для абитуриентов, 2001)


Вернуться к странице Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ/Раздел Русский язык

Персональные инструменты
Инструменты