Большие Кемары, село (Нижегородская область)

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

История села

Большие Кемары - село в Перевозском районе Нижегородской области, в 10 км юго-восточнее г. Перевоза.
Название "Кемары" - марийского происхождения, образовано от слов "Ке" (или "Ку") - камень, "Мары" - возвышенное место. Село расположено на крутой горе посреди возвышенности Межпьянье - водораздельного пространства реки Пьяны. Почвы здесь каменистые, отсюда и название.
Первое летописное упоминание о Кемарах относится к 1580 г. Приставка к названию "Большие" появилась в конце XIX в. после образования деревни Малые Кемары - соседнего выселка. В XVII веке поселение было вотчиной боярина Б.И. Морозова, затем перешло в собственность Б.А. Голицына. В XVIII - XIX вв. было помещичьим. Долгое время село являлось волостным центром. С 1918 по 1981 г. в селе имелся сельский совет. Церковь построена в 1701 г. В Кемарах был памятник Александру II, уничтоженный в первые годы советской власти. Село является родиной трёх генералов - Д.И. Бадейнова, К.П. Рябова, В.Д. Волкова. Последним помещиком, владеющим селом, был В.П. Цейдлер - академик архитектуры, который в конце XIX в. был главным производителем работ на Нижегородской торгово-промышленной выставке 1896 г.
В настоящее время в селе находится СПК "Кемары", девятилетняя школа, ДК, детский сад, почтовое отделение, библиотека.
Село соединяется шоссейными дорогами с районным центром г. Перевоз (12 км), селом Дубское (9 км), р.п. Бутурлино (19 км)

Знаменская церковь

Украшением села является собор иконы Божией Матери "Знамение", построенный в 1701 г. и являющийся памятником архитектуры федерального значения. Вместе с храмами села Палец этого же района и Григорово соседнего Большемурашкинского района Знаменская церковь входит в тройку древнейших из сохранившихся до наших дней храмов юго-востока Нижегородской области и Припьянья.
Архитектурный тип Знаменской церкви относится к середине XVII в. - здание с пятью декоративными главами. Обрамления окон с колонками по бокам и завершением в виде фигурных фронтонов характерны для рубежа XVIII в. Трапезная имеет расширения для приделов; в первой половине XIX в. к ней с запада была добавлены пристройка с куполом над крышей и четырехугольная в плане трёхъярусная колокольня, которая, вероятно заканчивалась шпилем. В начале XX в. основное здание с пятью декоративными глухими главами и старая часть трапезной были обшиты кровельным железом, очевидно в целях экономии, чтобы не восстанавливать сложные кирпичные детали.

В ночь с 20 на 21 октября 1937 года были арестованы священники Перевозского района Нижегородской области. Следствие шло менее месяца, и 11 ноября все были приговорены к расстрелу и расстреляны. Приведем имена тех, кто отверг выдвинутые против них обвинения. Священник Александр Иванович Ильинский родился в 1899 году в селе Пустынь Нижегородской губернии. Служил в селе Большие Кемары. Он обвинялся, как и другие, в том, что являлся руководителем антисоветской группы и высказывал недовольство советской властью. Священник Александр Михайлович Курмышский родился в 1879 году в городе Симбирске, окончил духовную семинарию, служил в храме села Танайково. Священник Павлин Иванович Старополев родился в 1865 году в селе Быковы Горы Спасского уезда Нижегородской губернии, окончил духовную семинарию, служил в селе Дубское. Священник Николай Алексеевич Троицкий родился в 1885 году в селе Лобаски Ичалковского уезда в Мордовии, служил в селе Ревезень.

В наши дни храм недействующий и находится в аварийном состоянии. Усугублению внешнего вида, вероятно способствует и железный "кожух", покрывающий основной объём храма. Алтарная часть храма утрачена ещё в советское время, к 2008 году под влиянием погодных условий утрачены и все главки церкви.
Несмотря на своё тяжелое состояние, храм не утратил своей древней красоты и величия, а благодаря удачному расположению на высокой горе виден издалека, даже с шоссе Перевоз - Ичалки. Наиболее красивый вид на село и церковь открывается при подъезде со стороны Пергалея.

Фотографии храма

Легенда

Существует легенда об чудесном обретении образа Божией Матери, вероятно, имеющая непосредственное отношение к постройке Знаменской церкви:
Как-то раз старый пастух с подпаском пасли коров около Больших Кемар. Захотелось мальчику пить, а недалеко колодец стоял. Он к нему. Стал воду черпать, смотрит, а по воде икона плавает, небольшая такая. Мальчик хотел ее достать, а она вниз ушла. Он напился, отошел и забыл об иконе. Потом спит ночью, и снится ему сон. Будто сама Божья Матерь, которая на этой иконе была изображена, к нему обращается. И сказала она ему, чтобы он собрал народ, попросил мать позвать священника, и чтоб шли они все к тому колодцу и вынули икону. Не обратил мальчик внимания на этот сон, но приснился он еще два раза. Тогда мальчик рассказал матери, и все сделали, как Богородица сказала. Пошли они к колодцу, ударили в колокол, поп отслужил молебен у этого колодца, и мальчик из него достал икону. Случилось это 9 июня. На этом месте церковь поставили, посреди церкви - колодец. И с тех пор отмечают этот день в Больших Кемарах как престольный праздник. Устраиваются там ярмарки, службу над колодцем до сих пор служат, а жители нашего села ходят туда. (Бечкова О. Е., 1904 г.р., село Поляна Перевозского района)

Персональные инструменты
Инструменты