Архитектура Кунгура

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(перенаправлено с «Архитектура»)
Перейти к: навигация, поиск
Архитектура Кунгура.

Старинный Кунгур - это непередаваемое очарование провинциального русского города. В отличие от столичных архитектурных ансамблей здесь нет пышных дворцов, ажурных мостов и колоннад,стреловидных проспектов, расходящихся веером от триумфальных площадей. Но пройдитесь с нами по улочкам старого города, где время словно остановило свой бег на столетия. Зайдите на галерею Гостиного двора, вглядитесь в силуэты церковных колоколен, фасады купеческих особняков и сохранившиеся с прошлого века здания присутственных мест, приютов, богаделен, жилые дома мещан...И вы наверняка поймёте, почему так любят кунгуряки свой город, и почему каждый, кто попадает в Кунгур впервые, испытывает непередаваемое волнение от встречи с ним и желание вернуться сюда ещё раз. Все храмы в городе, как и старинные здания, можно отнести к четырем архитектурным стилям: барокко, классицизм, эклектика и модерн.

Файл:3456.jpg Файл:Кунгур 011.jpg Файл:Здание 053.jpg





Каменные постройки Кунгура XVIII века полностью соответствуют уральской ветви русского барокко. К ним относится: Успенский храм (детская спортивная школа), Преображенский храм (за Сылвой), старая часть Тихвинского храма (к/т «Октябрь»), и дом Воеводы (здание краеведческого музея). Эти здания представляют ценность, как памятники культуры.

Здания русского барокко на Урале отличаются строгостью форм и едиными приемами декора, присущими только местной архитектурной школе. Каменное строительство в те времена только зарождалось, а приемы деревянной архитектуры были уже отработаны до совершенства и не менялись столетиями. Отсюда проникновение мотивов деревянного зодчества в каменную архитектуру, которая особенно прочно закрепилась в провинции. Элементы резьбы по дереву сохранились и в каменном декоре зданий. Наиболее распространенные мотивы в украшении построек - «жучковый» орнамент (кирпичная кладка, состоящая из фигур, напоминающих жука или букву «Ж», поставленных в один ряд) и «аркатурный» поясок из зубчатых кирпичей.

Главные черты провинциального барокко - строгая простота, лаконизм, выразительность декора. Русский классицизм выдвинул зодчество России второй половины XVIII века на ведущее место в мировой архитектуре. Характерные черты классицизма - цельность, согласованность, порядок и гармония. Этот стиль опирается на наследие античной греко-римской культуры, как на идеальный образец. Сложился классицизм в XVII веке во Франции, а позже появился в Германии и России. Русские архитекторы соединили классические принципы античного зодчества с русскими традициями. Уральский классицизм имел свои отличительные черты. Хорошо развитое литье из чугуна на завод привело к тому, что многие детали зданий создавались из этого материала. Колонны, решетки, обелиски, ставни, двери и многие детали декора отливали из чугуна уральские мастера. Среди памятников классицизма в Кунгуре сохранились: Всехсвятская церковь (действующая, у городского кладбища), Вознесенская церковь (филиал Пермского телефонного завода), Гостиный двор, особняк Кузнецова (отдел внутренних дел), особняк Грибушина (роддом, первоначально он был построен в духе позднего русского классицизма, но в начале XX века подвергся переделке в стиле модерн). В этом же стиле построен дом № 29 по ул. К. Маркса (Киттарской), так называемый «дом с мезонином». В целом же постройки в стиле классицизма отличают величавость, разнообразие форм, симметрия планов и фасадов.

В связи с общим кризисом в Российской империи и развитием капитализма с 40-х годов XIX века в русской архитектуре начинается упадок классицизма. На смену единых стилей приходит ЭКЛЕКТИКА - их смешение.

В культовой архитектуре появилось направление, провозгласившее «русско-византийский» стиль, где механически соединились приемы композиции того времени с деталями древнерусской и византийской архитектуры. Другое направление применяло стилизацию декора деревянных изб, третье-было основано на подражании московскому зодчеству середины XVII века. Естественно, что основным фактором, повлиявшим на архитектуру, был вкус заказчика. Подражание архитектурным формам древнерусского зодчества нашло много приверженцев среди архитекторов Прикамья, однако лишь в некоторых случаях стилизация была выполнена на высоком профессиональном уровне. К таким относятся: общественный банк (1850 г., госбанк) и Никольский храм. Здание общественного банка особенно точно передает дух и букву своеобразной эклектики -«русского стиля».

Никольских храм, который располагается между колонией (в прошлом женский монастырь) и Красной больницей (Зыряновская богадельня), выстроен на месте Предтеченской церкви. Он воссоздает архитектурные формы, характерные для «узорочного» направления в русской архитектуре середины XVII века. Особую роль во внешнем облике храма играет богатый архитектурный декор, который придает ему особую живописность. Недаром отец Олег, настоятель храма, очень похожий храм видел только в Иерусалиме - храм Марии Магдалины.

Есть в городе здания, где использование разных форм для достижения внешнего эффекта приводило нередко к замысловатому смешению стилей. К этой ветви эклектики относится здание городской управы (школа, напротив памятника восстанию Пугачева), колокольня и приделы Тихвинского храма (к/т «Октябрь» и особняк купца Дубинина (здание городской администрации). Здание городской управы часто ошибочно принимают за памятник позднего классицизма. Эта ошибка объясняется обилием классицированных деталей и форм, до предела насыщающих фасад здания. Городская управа - памятник, наиболее полно представляющий классическую ветвь в эклектике. Дубининский особняк является примером так называемой «архитектуры подрядчиков», характерной для конца прошлого века. В этом здании показано высокое мастерство исполнения кирпичной кладки. Строители показали здесь возможности материала при кладке фигурных деталей. Своеобразным приемом является выделение белокаменных деталей на фоне красных кирпичных стен. Для этого применялся местный камайский камень. Особенно нарядным выглядит особняк Дубинина благодаря изящным витым столбикам из белого камня.


Файл:258.jpg Файл:PICTO332.jpg Файл:PICTO329.jpg


Своеобразным стилевым смешением отличаются боковые приделы Тихвинского храма, а также его колокольня. Они были возведены в 1884 году на средства Дубинина и составляют единый ансамбль с его особняком. Кроме элементов русского классицизма и древнерусского узорочья, здесь четко прослеживаются элементы готики. Особенно характерны в этом плане оконные проемы, оформленные в виде стрельчатых арочек.

Эклектичные постройки с элементами деревянного декора составляют большинство старых построек. Владеющие многовековым плотницким опытом мастера, даже обученные каменному делу, мыслили образами дерева при работе с новым материалом. Они старались преодолеть сопротивление кирпича, подчинить его своей воле. В этом есть особая прелесть кунгурских зданий. Достаточно взглянуть на удивительные ажурные оконные завершения общественного банка или кирпичную вязь кладки ворот Тихвинского храма.

Файл:Изображение 279.jpg

Архитектура второй половины XIX века наиболее объемно представлена в Кунгуре, и постройки этого периода важны тем, что определяют художественное своеобразие города, его лицо. На рубеже Х1Х-ХХ веков возник и довольно быстро укрепился в России стиль МОДЕРН. Идея стиля модерн возникла на почве этического осуждения эклектизма. Достаточную свободу фантазии архитекторам давали новые открытия в строительной технике: железобетон, профильный прокат, крупноразмерное стекло. Впервые главным становится стремление к комфорту. Появляется несимметричность зданий в целом. Основой служили три источника: первый - пропорция здания, второй - природное окружение здания, третий - образы национального прошлого в их эмоциональном истолковании.

Здание железнодорожного вокзала в Кунгуре можно отнести к классическому модерну с использованием русских национальных мотивов. Гостей города удивляет его сходство со сказочным теремком. Действительно, в решении здания использованы принципы, присущие теремам XVII века, поэтому кунгурский вокзал вполне заслуженно считается красивейшим вокзалом Екатеринбургской железной дороги.

На основе ассоциаций с образами Древней Руси и ее зодчеством модерн создал своеобразное ответвление - так называемый неорусский стиль. Жилой дом № 43 по ул. Ленина, на углу, недалеко от городского рынка, относится к деревянному классическому модерну. В дореволюционном Урале деревянные здания в этом стиле были очень распространены, но дома разрушались от времени, подвергались пожарам, их сносили, поэтому их очень мало дошло до нашего времени. Сегодня деревянный модерн представлен лишь единичными постройками: в Перми сохранились только два здания, столько же в Екатеринбурге, причем они беднее по композиции и невыразительны по планировке. Наш город может гордится тем, что обладает удивительным образцом этого стиля.

Кунгурские поэты считают, что нет на Урале более живописного места. И не только они прославляют его. Ведь о Кунгуре писали Радищев и Пушкин, Решетников и Мамин-Сибиряк, Алексей Толстой и Шишков, Евгений Фёдоров и Степан Злобин, Аркадий Гайдар и Степан Щипачёв. Вероятно, нет такого литературного жанра, в котором не говорилось бы о Кунгуре.


В самом ландшафте Кунгура изначально присутствует высокая зрелищность, столь ценимая российскими градостроителями, о которых с непреложностью можно сказать, что умели предки выбирать места для городов, определяя их не просто в земном пространстве, но и во всём окружающем космосе. «Против неба на земле», как говорят кунгуряки.


Вот такой наш Кунгур. Возникший в конце русского средневековья, начавшийся с малого деревянного острога, при всех взлётах, падениях, город хранит историческую память, высокий дух российского первопроходчества.

Вернуться на Культурное наследие Кунгура и Кунгурского района (п. Комсомольский)



Словарь архитектурных терминов

Персональные инструменты
Инструменты