Черникович, Парфён Парфёнович
(не показаны 13 промежуточных версий 1 участника) | |||
Строка 2: | Строка 2: | ||
|имя = Черникович Парфён Парфёнович | |имя = Черникович Парфён Парфёнович | ||
|оригинал имени = Черникович Парфён Парфёнович | |оригинал имени = Черникович Парфён Парфёнович | ||
− | |портрет = | + | |портрет = Черникович П.П..jpg |
|размер = 300px | |размер = 300px | ||
− | |описание = | + | |описание = Черникович П.П. |
|имя при рождении = Черникович Парфён Парфёнович | |имя при рождении = Черникович Парфён Парфёнович | ||
|дата рождения = 2 ноября [[1920]] год | |дата рождения = 2 ноября [[1920]] год | ||
− | |место рождения = | + | |место рождения = деревня Страхини (Минская губерния) |
|дата смерти = [[2011]] год | |дата смерти = [[2011]] год | ||
|место смерти = [[Нижний Новгород]] | |место смерти = [[Нижний Новгород]] | ||
}} | }} | ||
==Биография== | ==Биография== | ||
− | Парфён Парфёнович Черникович родился 2 ноября 1920 года. С отличием окончил семилетнюю школу, работал в леспромхозе. Затем поступил в Холмогорскую профессионально-техническую школу художественной резьбы по кости имени Ломоносова. Став одним из лучших учеников, ещё студентом и до призыва в армию он создавал авторские произведения, участвовал в совместном труде над заказными вещами, которые получали высокие оценки искусствоведов, использовались в качестве памятных подарков высокопоставленным лицам, экспонировались на всероссийских выставках и конкурсах. | + | Парфён Парфёнович Черникович родился 2 ноября [[1920]] года. С отличием окончил семилетнюю школу, работал в леспромхозе. Затем поступил в Холмогорскую профессионально-техническую школу художественной резьбы по кости имени Ломоносова. Став одним из лучших учеников, ещё студентом и до призыва в армию он создавал авторские произведения, участвовал в совместном труде над заказными вещами, которые получали высокие оценки искусствоведов, использовались в качестве памятных подарков высокопоставленным лицам, экспонировались на всероссийских выставках и конкурсах. |
− | В [[1941]] году Парфён был призван в ряды Красной Армии. Во время войны участвовал в боях под Старой Руссой, Демьянском, Новгородом. Получил тяжелое ранение и провел в госпиталях около девяти месяцев. После демобилизации и возвращения домой с инвалидностью долгих полтора года не мог приступить к своей любимой работе. | + | В [[1941]] году Парфён был призван в ряды [[Красная Армия|Красной Армии]]. Во время [[Великая Отечественная война|Великой Отечественной войны]] участвовал в боях под [[Старая Русса, город (Новгородская область)|Старой Руссой]], Демьянском, [[Новгород|Новгородом]]. Получил тяжелое ранение и провел в госпиталях около девяти месяцев. После демобилизации и возвращения домой с инвалидностью долгих полтора года не мог приступить к своей любимой работе. |
+ | [[Файл:Работы Черниковича П.П.jpg|300px|raight|thumb|Работы Черниковича Парфёна Парфёновича в [[Музей истории художественных промыслов Нижегородской области в г.Нижнем Новгороде|музее истории народных художественных промыслов Нижегородской области]]]] | ||
+ | Первое большое произведение мастера – ваза «Север» – сразу же поставила его в ряд наиболее талантливых холмогорских мастеров. Эта вещь была отмечена грамотой ЦК ВЛКСМ и первой премией Всесоюзного конкурса резьбы по камню, кости и дереву ([[Москва]], 1945) и преподнесена в дар президенту [[США]] Ф. Рузвельту от Советского правительства. | ||
− | + | Следующая большая работа – кубок «Победа» ([[1946]]) – из мамонтовой кости с изображением батальных сцен и портретов маршалов [[СССР|Советского Союза]] отнесена экспертной комиссией к числу уникальных художественных произведений. | |
− | + | ||
− | Следующая большая работа – кубок «Победа» (1946) – из мамонтовой кости с изображением батальных сцен и портретов маршалов Советского Союза отнесена экспертной комиссией к числу уникальных художественных произведений. | + | |
Последующие годы работы в артели (позднее – Ломоносовской фабрике художественной резьбы по кости) принесли много творческих достижений и побед. Парфён Парфёнович по праву считался ведущим художником промысла, занимал пост художественного руководителя артели. Сделано много заказных работ для лучших музеев страны и большое количество образцов для постановки на производство. | Последующие годы работы в артели (позднее – Ломоносовской фабрике художественной резьбы по кости) принесли много творческих достижений и побед. Парфён Парфёнович по праву считался ведущим художником промысла, занимал пост художественного руководителя артели. Сделано много заказных работ для лучших музеев страны и большое количество образцов для постановки на производство. | ||
− | В 1958 году произошло событие, засвидетельствовавшее факт международного признания творчества мастера и тем самым поднявшее престиж всего холмогорского промысла. Для участия на Всемирной выставке в Брюсселе после тщательного отбора на всех уровнях была послана шкатулка Черниковича «Север» («Поездка на оленях»), за которую художник получил диплом и серебряную медаль. | + | В [[1958]] году произошло событие, засвидетельствовавшее факт международного признания творчества мастера и тем самым поднявшее престиж всего холмогорского промысла. Для участия на Всемирной выставке в Брюсселе после тщательного отбора на всех уровнях была послана шкатулка Черниковича «Север» («Поездка на оленях»), за которую художник получил диплом и серебряную медаль. |
Дом в селе Ломоносово, где жил Парфён Парфёнович с семьей, был центром притяжения творческих сил, здесь часто бывали местные художники и многие деятели культуры страны, которых влекли родина М.В. Ломоносова и знаменитый холмогорский промысел. | Дом в селе Ломоносово, где жил Парфён Парфёнович с семьей, был центром притяжения творческих сил, здесь часто бывали местные художники и многие деятели культуры страны, которых влекли родина М.В. Ломоносова и знаменитый холмогорский промысел. | ||
− | В [[1968]] году по приглашению начальника Управления художественных помыслов облисполкома Парфён Парфёнович с семьёй переезжает в город Горький. | + | В [[1968]] году по приглашению начальника Управления художественных помыслов облисполкома Парфён Парфёнович с семьёй переезжает в город Горький (ныне [[Нижний Новгород]]). |
− | Открылось большие возможности для применения творческих и организаторских способностей художника. Горьковская область не имела на тот момент косторезных традиций, а Управление художественных промыслов целенаправленно работало над созданием в крае нового промысла. | + | Открылось большие возможности для применения творческих и организаторских способностей художника. [[Нижегородская область|Горьковская область]] не имела на тот момент косторезных традиций, а Управление художественных промыслов целенаправленно работало над созданием в крае нового промысла. |
− | Со свойственными ему энергией и творческим подходом к делу решал Черникович ответственную задачу организации в Варнавине косторезного промысла. Подготовка производства, кадров мастеров-косторезов, фонда образцов для производства – эти и другие вопросы, связанные с новым промыслом составляли постоянную его заботу в 1970-е годы. | + | Со свойственными ему энергией и творческим подходом к делу решал Черникович ответственную задачу организации в [[Варнавино, посёлок (Нижегородская область)|Варнавине]] косторезного промысла. Подготовка производства, кадров мастеров-косторезов, фонда образцов для производства – эти и другие вопросы, связанные с новым промыслом составляли постоянную его заботу в 1970-е годы. |
Предстояло решить, может быть, главную творческую задачу в жизни – создать с нуля не только косторезный промысел, но и его художественный стиль. | Предстояло решить, может быть, главную творческую задачу в жизни – создать с нуля не только косторезный промысел, но и его художественный стиль. | ||
Строка 38: | Строка 38: | ||
Работа Парфёна Парфёновича на нижегородской земле принесла мастеру много творческих удач и большое признание. | Работа Парфёна Парфёновича на нижегородской земле принесла мастеру много творческих удач и большое признание. | ||
− | В Нижнем Новгороде ему были присвоены почётные звания заслуженного, а затем – народного художника России. | + | В Нижнем Новгороде ему были присвоены почётные звания заслуженного, а затем – народного художника [[Россия|России]]. |
Лучшие его работы нижегородского периода были признаны сообществом мастеров и искусствоведов и, как и прежде, пополняли собрания музеев страны. Несколько вещей поступило в [[Эрмитаж]]. | Лучшие его работы нижегородского периода были признаны сообществом мастеров и искусствоведов и, как и прежде, пополняли собрания музеев страны. Несколько вещей поступило в [[Эрмитаж]]. | ||
Строка 44: | Строка 44: | ||
На посту начальника художественного отдела проектно-конструкторского бюро Управления художественных промыслов (1970-е годы) Парфён Парфёнович много сделал для развития традиционных нижегородских промыслов, принимая участие в разработке, отборе лучших образцов и способствуя постановке их на производство. | На посту начальника художественного отдела проектно-конструкторского бюро Управления художественных промыслов (1970-е годы) Парфён Парфёнович много сделал для развития традиционных нижегородских промыслов, принимая участие в разработке, отборе лучших образцов и способствуя постановке их на производство. | ||
− | Мастер прожил долгую творческую жизнь. Над созданием своих произведений он трудился и в преклонном возрасте, пока позволяло зрение. Последняя работа была закончена в 2008 году. В 2011 году художника не стало. | + | Мастер прожил долгую творческую жизнь. Над созданием своих произведений он трудился и в преклонном возрасте, пока позволяло зрение. Последняя работа была закончена в [[2008]] году. В [[2011]] году художника не стало. |
Свыше 100 творений мастера хранятся более чем в 16 музеях нашей страны, в нескольких зарубежных музеях. Много работ подарено и находится в частных коллекциях. | Свыше 100 творений мастера хранятся более чем в 16 музеях нашей страны, в нескольких зарубежных музеях. Много работ подарено и находится в частных коллекциях. | ||
+ | |||
==Награды== | ==Награды== | ||
+ | *Заслуженный художник РФ. | ||
+ | |||
+ | * Народный художник РФ. | ||
==Источники информации== | ==Источники информации== | ||
− | [[ | + | [http://artru.info/ar/24842/ Биография Черниковича П. П. на сайте Аrtru.info] |
+ | |||
+ | [http://master-raduga.nnov.ru/vChernikovich-95let Биография Черниковича П. П. на сайте "Мастерская радуги"] | ||
+ | |||
+ | [[Варнавинская резная кость]] | ||
+ | |||
+ | [[Категория:Нижегородская область]][[Категория: Проект Нижегородские кудесники]][[Категория:Персоналии по алфавиту]][[Категория:Нижний Новгород]] |
Текущая версия на 09:26, 11 июня 2016
Черникович Парфён Парфёнович | |
Черникович Парфён Парфёнович | |
Черникович П.П. | |
Имя при рождении: | Черникович Парфён Парфёнович |
Дата рождения: | 2 ноября 1920 год |
Место рождения: | деревня Страхини (Минская губерния) |
Дата смерти: | 2011 год |
Место смерти: | Нижний Новгород |
[править] Биография
Парфён Парфёнович Черникович родился 2 ноября 1920 года. С отличием окончил семилетнюю школу, работал в леспромхозе. Затем поступил в Холмогорскую профессионально-техническую школу художественной резьбы по кости имени Ломоносова. Став одним из лучших учеников, ещё студентом и до призыва в армию он создавал авторские произведения, участвовал в совместном труде над заказными вещами, которые получали высокие оценки искусствоведов, использовались в качестве памятных подарков высокопоставленным лицам, экспонировались на всероссийских выставках и конкурсах.
В 1941 году Парфён был призван в ряды Красной Армии. Во время Великой Отечественной войны участвовал в боях под Старой Руссой, Демьянском, Новгородом. Получил тяжелое ранение и провел в госпиталях около девяти месяцев. После демобилизации и возвращения домой с инвалидностью долгих полтора года не мог приступить к своей любимой работе.
Первое большое произведение мастера – ваза «Север» – сразу же поставила его в ряд наиболее талантливых холмогорских мастеров. Эта вещь была отмечена грамотой ЦК ВЛКСМ и первой премией Всесоюзного конкурса резьбы по камню, кости и дереву (Москва, 1945) и преподнесена в дар президенту США Ф. Рузвельту от Советского правительства.
Следующая большая работа – кубок «Победа» (1946) – из мамонтовой кости с изображением батальных сцен и портретов маршалов Советского Союза отнесена экспертной комиссией к числу уникальных художественных произведений.
Последующие годы работы в артели (позднее – Ломоносовской фабрике художественной резьбы по кости) принесли много творческих достижений и побед. Парфён Парфёнович по праву считался ведущим художником промысла, занимал пост художественного руководителя артели. Сделано много заказных работ для лучших музеев страны и большое количество образцов для постановки на производство.
В 1958 году произошло событие, засвидетельствовавшее факт международного признания творчества мастера и тем самым поднявшее престиж всего холмогорского промысла. Для участия на Всемирной выставке в Брюсселе после тщательного отбора на всех уровнях была послана шкатулка Черниковича «Север» («Поездка на оленях»), за которую художник получил диплом и серебряную медаль.
Дом в селе Ломоносово, где жил Парфён Парфёнович с семьей, был центром притяжения творческих сил, здесь часто бывали местные художники и многие деятели культуры страны, которых влекли родина М.В. Ломоносова и знаменитый холмогорский промысел.
В 1968 году по приглашению начальника Управления художественных помыслов облисполкома Парфён Парфёнович с семьёй переезжает в город Горький (ныне Нижний Новгород).
Открылось большие возможности для применения творческих и организаторских способностей художника. Горьковская область не имела на тот момент косторезных традиций, а Управление художественных промыслов целенаправленно работало над созданием в крае нового промысла.
Со свойственными ему энергией и творческим подходом к делу решал Черникович ответственную задачу организации в Варнавине косторезного промысла. Подготовка производства, кадров мастеров-косторезов, фонда образцов для производства – эти и другие вопросы, связанные с новым промыслом составляли постоянную его заботу в 1970-е годы.
Предстояло решить, может быть, главную творческую задачу в жизни – создать с нуля не только косторезный промысел, но и его художественный стиль.
Соединив виртуозную холмогорскую технику ажурной и рельефной резьбы с творчески переработанными элементами деревянной и каменной резьбы и различных нижегородских росписей мастеру удалось выработать новый синтетический холмогорско-нижегородский стиль. Он же лег в основу творчества варнавинских косторезов, которые самостоятельно развили его в лучших работах теперь уже всемирно известного нижегородского варнавинского промысла.
Работа Парфёна Парфёновича на нижегородской земле принесла мастеру много творческих удач и большое признание.
В Нижнем Новгороде ему были присвоены почётные звания заслуженного, а затем – народного художника России.
Лучшие его работы нижегородского периода были признаны сообществом мастеров и искусствоведов и, как и прежде, пополняли собрания музеев страны. Несколько вещей поступило в Эрмитаж.
На посту начальника художественного отдела проектно-конструкторского бюро Управления художественных промыслов (1970-е годы) Парфён Парфёнович много сделал для развития традиционных нижегородских промыслов, принимая участие в разработке, отборе лучших образцов и способствуя постановке их на производство.
Мастер прожил долгую творческую жизнь. Над созданием своих произведений он трудился и в преклонном возрасте, пока позволяло зрение. Последняя работа была закончена в 2008 году. В 2011 году художника не стало.
Свыше 100 творений мастера хранятся более чем в 16 музеях нашей страны, в нескольких зарубежных музеях. Много работ подарено и находится в частных коллекциях.
[править] Награды
- Заслуженный художник РФ.
- Народный художник РФ.
[править] Источники информации
Биография Черниковича П. П. на сайте Аrtru.info