Создатели культуры XVIII века/Пашкевич, Василий Алексеевич
(→Творчество) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | [[ | + | [[Категория:ДОО по МХК]] |
+ | Школа №172 "Корабль гениев" для мини-энциклопедии " [[Создатели культуры XVIII века в рассказах участников олимпиады по МХК-2009]]" | ||
+ | |||
+ | |||
+ | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
+ | {{Персона | ||
+ | |имя = Василий Алексеевич Пашкевич | ||
+ | |оригинал имени = Василий | ||
+ | |портрет = sch172_Olivergold3.jpg | ||
+ | |размер = 150px | ||
+ | |описание = | ||
+ | |дата рождения = [[1742]] г. | ||
+ | |дата смерти = [[9 марта]] [[1797]] | ||
+ | |место смерти = Санкт-Петербург | ||
+ | }} | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Василий Алексеевич Пашкевич''' ([[1742]] - [[9 марта]] [[1797]]) - русский композитор, дирижёр, педагог, скрипач, певец, один из создателей русской национальной оперы. | ||
+ | |||
== Биография == | == Биография == | ||
+ | С 1763 года он служил в придворном оркестре, а затем был назначен «камер-музыкантом» и дирижером придворного бального оркестра. Одновременно работал в Придворной певческой капелле в качестве не только «большого певчего», но и композитора. Особенно значительной была его деятельность в петербургском «вольном» театре антрепренера Книппера. Эта работа сблизила его с выдающимися театральными деятелями того времени –драматургом Княжниным, актером Дмитриевским. Успех опер Пашкевича привлек внимание Екатерины II, которая поручила создавать ему музыку к написанным ею пьесам. В 1796 году деятельность Пашкевича внезапно оборвалась. Прослужив при дворе более 30 лет, он получил отставку без назначения пенсии (К власти в России пришел Павел I). Вскоре затем скончался в Петербурге. | ||
− | |||
== Творчество == | == Творчество == | ||
− | + | Пашкевич стоит в ряду основоположников оперного жанра в России. Одна из самых ранних опер композитора «Несчастье от кареты», написанная в сотрудничестве с писателем Я.Б. Княжниным, вызвала живой интерес. Под видом наивной бытовой комедии здесь выступала вполне реальная картина крепостнических нравов. Правда , антикрепостническая направленность пьесы была смягчена «чувствительным тоном» во вкусе сентиментальной литературы того времени. Те же тенденции проявились и в музыке Пашкевича, во многом перекликавшейся с аналогичными сентиментальными операми французских композиторов. Музыка и текст несли в себе отпечаток «слезной драмы». Однако образы страдающих крестьян, насильно разлученных жестоким помещиком – с большим сочувствием и сердечностью обрисованные автором, глубоко трогают. | |
− | Пашкевич | + |
Версия 13:19, 31 января 2010
Школа №172 "Корабль гениев" для мини-энциклопедии " Создатели культуры XVIII века в рассказах участников олимпиады по МХК-2009"
Василий Алексеевич Пашкевич | |
Василий | |
Файл:Sch172 Olivergold3.jpg | |
Дата рождения: | 1742 г. |
Дата смерти: | 9 марта 1797 |
Место смерти: | Санкт-Петербург |
Василий Алексеевич Пашкевич (1742 - 9 марта 1797) - русский композитор, дирижёр, педагог, скрипач, певец, один из создателей русской национальной оперы.
Биография
С 1763 года он служил в придворном оркестре, а затем был назначен «камер-музыкантом» и дирижером придворного бального оркестра. Одновременно работал в Придворной певческой капелле в качестве не только «большого певчего», но и композитора. Особенно значительной была его деятельность в петербургском «вольном» театре антрепренера Книппера. Эта работа сблизила его с выдающимися театральными деятелями того времени –драматургом Княжниным, актером Дмитриевским. Успех опер Пашкевича привлек внимание Екатерины II, которая поручила создавать ему музыку к написанным ею пьесам. В 1796 году деятельность Пашкевича внезапно оборвалась. Прослужив при дворе более 30 лет, он получил отставку без назначения пенсии (К власти в России пришел Павел I). Вскоре затем скончался в Петербурге.
Творчество
Пашкевич стоит в ряду основоположников оперного жанра в России. Одна из самых ранних опер композитора «Несчастье от кареты», написанная в сотрудничестве с писателем Я.Б. Княжниным, вызвала живой интерес. Под видом наивной бытовой комедии здесь выступала вполне реальная картина крепостнических нравов. Правда , антикрепостническая направленность пьесы была смягчена «чувствительным тоном» во вкусе сентиментальной литературы того времени. Те же тенденции проявились и в музыке Пашкевича, во многом перекликавшейся с аналогичными сентиментальными операми французских композиторов. Музыка и текст несли в себе отпечаток «слезной драмы». Однако образы страдающих крестьян, насильно разлученных жестоким помещиком – с большим сочувствием и сердечностью обрисованные автором, глубоко трогают.