Педагогика сетевых сообществ

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Версия от 08:09, 10 мая 2006; 127.0.0.1 (обсуждение)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

В настоящее время педагогика сообществ является отдельным быстро развивающимся направлением теории обучения. Это направления базируется на следующих ключевых положениях когнитивной психологии и педагогики:

  1. Учение определяется инструментами и объектами, которыми пользуется учащийся (Дж. Дьюи, И. Иллич, С. Пейперт, С. Френе, А. Кей, М. Минский, М. Резник, Э. Брукман)
  2. Учение определяется средой, в которой происходит освоение нового знания (Дж. Лав, Е. Ланджер, Дж. Баукер)
  3. Учение происходит в сообществе, где новички постепенно становятся экспертами через практическое участие в решении проблем внутри конкретной области знаний (Э. Венгера, С. Стар, Дж. Орр, Д. Мартин).

Совместная деятельность и обсуждение этой деятельности формирует сообщество. Действия над объектами требуют общения и это общение по поводу действий и объектов имеет первостепенное значение для учения.

Джон Дьюи - американский философ, психолог и педагог, один из ведущих представителей прагматизма, оказавший сильное влияние на педагогическую мысль США.

Дьюи основывался на философии, которая следовала из теории эволюции Дарвина, - это как раз добавление среду образования идеи неустойчивости и развития.

Для Дьюи постоянные повторения и подкрепление информации ведут только к поверхностному обучению. Задача учителя состоит в том, чтобы организовать среду в учебной комнате таким образом, чтобы ученик сталкивался бы с проблемной ситуацией, которую бы он был мотивирован решить через посредство учебной деятельности. Вот этот подход в начале развития педагогического дизайна по целому ряду причин не оказывал воздействия на технологию обучения.

Интересы учеников
интересы в общении и обсуждении
интерес к исследованию и изучению вещей
интерес к созданию и конструированию вещей
интерес к художественному самовыражению
Понятие ситуации как сети
Слово «Ситуация» обозначает не отдельный объект или событие и не множество объектов и событий, поскольку у нас нет никакого опыта суждений по поводу объектов или событий, взятых по отдельности. Мы всегда рассуждаем о взаимосвязях в контексте единого целого, которое мы и называем «Ситуация» [Dewey, Boydston, Nagel, 2008, с. 72].

Содержание

Определение обучения

Реконструкция и реорганизация опыта, которые добавляют опыту смысл и повышают способность контролировать ход последующего опыта.

Понятие среды

Дьюи выделяет понятия

Объекты и предметы

Дьюи часто обсуждает значение объекта для организации деятельности. Здесь одновременно и движение и объект, который позволяет сосредоточиться на предмете деятельности.

Мертвое и фанатичное постоянство не является нашей целью. Сосредоточение не означает неподвижности или судорожной остановки, паралича потока представлений. Это означает разнообразие и смену идей, комбинируемых в единое, устойчивое, направленное движение к единому заключению. Мысли сосредотачиваются не благодаря тому, что остаются неподвижны и спокойны, но благодаря тому, что движутся по направлению к одному объекту, как генерал сосредотачивает свои войска для атаки или обороны. Удерживать ум на одном предмете - то же, что держать курс корабля: это требует постоянной смены места в связи с единством направления. Дьюи Д. Как мы мыслим. Психология и педагогика мышления. М.: Лабиринт, 1999. с. 36

  • и далее 36 - 37 Дьюи раскрывает значение деятельности, направленной на результат, деятельности связанной с предметом, который является главной опорой дисциплинированного мышления у взрослых.

Окружающая среда

Слова "окружающая среда" и "обстановка" означает нечто большее, чем просто то, что окружает индивида. Они указывают на то, что собственные устремления человека являются непосредственным продолжением среды. Объекты, в связи с которыми человек становится отличным от других, - вот его истинная окружающая среда. Так, астронома отличают от других людей его интерес к звездам и их положениям в пространстве. Из всего того, что его окружает, важнейший элемент его среды - телескоп. Для изучающего древность окружающую среду составляет далекая эпоха жизни человечества, которой он занимается: ее следы, письменные и другие источники, посредством которых он устанавливает связь с тем временем. Короче, окружающая среда состоит из тех внешний условий, которые способствуют или мешают, стимулируют или затрудняют деятельность, характерную для живого существа. Вода является для рыбы окружающей средой, поскольку она необходима для ее жизнедеятельности. Северный полюс представляет собой важный элемент окружающей среды для исследователя Арктики, поскольку он определяет характер его действий. Именно потому что жизнь - не просто пассивное существование (если считать, что таковое вообще возможно), а деятельность, окружающая среда или обстановка - все что поддерживает эту деятельность или препятствует ей.

Дьюи определяет истинную окружающую среду человека как объекты, в связи с которыми человек становится отличным от других людей. И тут можно говорить только о личной окружающей среде. В этом смысле разговоры о персональной обучающей среде должны начинаться с того, что является средой, что является для человека персональной средой и только потом, что является обучающей персональной средой. Вот определение персональной обучающей среды - эта та часть персональной среды, которая связана с обучением, освоением форм поведения.

Социальная среда

Социальная среда формирует интеллектуальные и эмоциональные установки поведения у индивидуумов путем вовлечения их деятельность, которая порождает и усиливает определенные побуждения, имеет определенные цели и влечет за собой определенные последствия. Коллектив не создает побуждений, привязанностей и неприязни, он указывает объекты, вызывающие их. Объекты, заслуживающие внимания, определяются условиями жизни группы; эти же условия задают направление и ставят ограничения нашей наблюдательности и памяти. Самое главное в наших установках формируется независимо от обучения именно такими влияниями.

Обучающая среда

Дьюи и идеи развития и эволюции

Dewey was the first philosopher who understands that the theory of natural selection would change our thinking about ourselves and living forms, and also that approach to philosophy would be changed significantly, because he knew the mind emerging from earlier mindless forms implies new accounts of epistemology or knowledge, ethics and political philosophy; and with that Dewey reconsiders all traditional types of philosophy.

Дьюи был первым философов, кто осознал, что теория естественного отбора изменит наше понимание самих себя и других форм жизни и то, что изменения будут значительны, поскольку признание того, что наше сознание произошло от других бессознательных форм жизни, потребует изменений в эпистемологии, этике и философии.

  • Liu H. The Influence of Evolution on Dewey’s Educational and Philosophical Thoughts // International Journal of Social Science and Humanity. 2013. P. 83–86.

Дж. Попп считает, что базовая концепция развития, которая лежала в центре теории образования Дьюи, позволяет называть Дьюи первым философом эволюции.

  • Popp J.A. Evolution’s First Philosopher: John Dewey and the Continuity of Nature. SUNY Press, 2008. 174 p.


Образ будущего Источник?
По-прежнему верно то, что трудности, которые переживает человек, — это силы, заставляющие его проектировать образ более совершенного положения вещей. Но образ лучшего будущего имеет форму и поэтому может служить инструментарием для действия, в то время как в классическом мировоззрении идея завершена и как таковая остается в мире ноуменальном. Стало быть, она является всего лишь объектом поклонения либо средством утешения, тогда как для современного взгляда идея есть предположение о каком-либо действии или способе действия.
Деятельность, направленная на объект (?)
«Сегодня дело обстоит так, что если человек, скажем физик или химик, хочет что-то узнать, то созерцание — это самое последнее, к чему он прибегнет. Он не станет смотреть на объект каким бы то ни было долгим и пристальным взглядом, поскольку понимает, что подобным образом не выявит его неизменную и характерную форму. Он не надеется на то, что хоть малая мера такого отстраненного, пусть и внимательного, исследования поможет открыть некие тайны. Он предпочитает делать что-то, отдавать некоторую энергию, смотреть, как она действует на объект и как он реагирует; он помещает объект в необычные условия, с тем чтобы вызвать в нем какие-то изменения.»

Воспитание ума, воспитание мышления

Задачей обучения является воспитание ума.

В некоторых системах и приемах воспитания сама идея воспитания ума безнадежно смешивается с дрессировкой, которая вообще касается ума или касается с другой стороны, так как всецело занята воспитанием ловкости во внешнем выполнении. Этот метод сводит "воспитание" человека до уровня дрессировки животных. Практическая ловкость, приемы настоящей техники, могут применяться осмысленно, не механически только в том случае, если разум принимал участие в их приобретении. ... Сведения - Это знания, которое приобретается и копится; мудрость - это знание направляющее силы на то, чтобы лучше прожить жизнь. ... Уменье, которым вполне управляет рассудок, есть умение, приобретенное при помощи рассудка. с.45

не существует одной единообразной силы мышления, а есть масса различных путей, какими отдельные вещи - вспоминаемые, наблюдаемые, увиденные, прочтенные - вызывают представления или идеи, соответствующие данному моменту и плодотворные для будущего. Воспитание (ума) есть такое развитие любопытства, внушений и навыков исследования и проверки, которое увеличивает их качество и действенность. Предмет - каждый предмет - постольку интеллектуален, поскольку у всякого данного лица ему удается осуществить это развитие. (с. 40)

Этапы мышления

Неопределенная ситуация, проблемная ситуация, выдвижение гипотезы, критическое рассмотрение, экспериментальная проверка гипотезы.

  1. чувство затруднения,
  2. его определение и определение его границ,
  3. представление о возможном решении,
  4. развитие путем рассуждения об отношениях представления,
  5. дальнейшие наблюдения, приводящие к признанию или отклонению, т.е. заключение уверенности или неуверенности [Дьюи, 1999, с. 60]


  1. Неприятное и тревожное ощущение затруднения. На данном этапе необходимо выявить причины этого затруднения и для самого себя осознать проблему, ответив на главный вопрос: в чем именно она состоит.
  2. Когда проблема сформулирована, неопределенная ситуация становится проблемной. Этот этап включает осознание трудности и понимание цели, к которой мы стремимся. В случае, если проблема установлена с самого начала, первый и второй этапы сливаются воедино.
  3. Здесь выдвигается гипотеза. Она должна устранить трудности, достигнуть определенности и окончательно решить проблему. Данный этап требует работы понятийного мышления, а также определения идей, содержащих предвидимые последствия умственных операций, или поступков, направленных на решение проблемы.
  4. Этот этап включает критическое рассмотрение выдвинутой гипотезы, теоретическое прослеживание ее последствий и их оценка
  5. Пятый этап состоит в чисто экспериментальной проверке гипотезы и ее фактической результативности, а также в оценке того, что с ее помощью может быть достигнуто.

Дьюи говорит о том, что взаимодействие объекта и субъекта происходит в некой проблемной ситуации. Решить проблему — значит изменить проблемную ситуацию в нужном направлении. Это направление человек определяет сам. Вначале он не видит альтернатив и отрабатывает умения действовать только в одном направлении. Но затем начинает видеть и другие пути. А это значит, что и проблема, и направление выхода из нее не заданы объективно. Человек, формулируя проблему, таким образом, определяет и ситуацию, и себя в ней. В этом и состоит суть понятия личность.

Граф

Kolb - reflective learning

http://www.open.ac.uk/blogs/openminded/?p=318

learning_styles3.jpg

Дьюи (Педагогическое кредо)

http://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/7/9
  • Я считаю, что школа - это, в первую очередь, социальный институт. Поскольку образование - это непрерывный социальный процесс, школа - это такая форма общественной жизни, где сконцентрированы все виды деятельности, что позволяет ребёнку наиболее эффективно и полно усвоить наследие человечества, и использовать свои способности для общественных целей.
  • Я считаю поэтому, что образование это процесс жизни, а не подготовка к будущей жизни.
  • Я считаю, что школа должна представлять текущую жизнь как важную и реальную, настолько же, насколько и та, которую ребенок ведет дома, в своем близком окружении и на площадках для игр.
  • Я считаю, что образование, которое не пронизано жизненными формами, формами, которые достойны того, чтобы существовать ради них самих, всегда является бледным подобием живой реальности, ограничивает и ослабляет.
  • Я считаю, что школа, как социальный институт, должна упрощать существующую социальную жизнь, должна сводить ее, где возможно, до простейших форм. Существующая жизнь настолько сложна, что ребёнок, сталкиваясь с ней, получает "пинки и шишки", он или переполняется огромным количеством впечатлений, так что теряет способность разумно реагировать, или его так возбуждают разнообразные виды деятельности, что его способности призывают его поспешно вступить в игру и он или чрезмерно углубляется в каком-то одном направлении или ещё более разбрасывается.
  • Я верю, что как упрощённая модель социальной жизни, школьная жизнь должна постепенно вырастать из домашней жизни, т. е. в школе следует начинать и продолжать те виды деятельности, с которыми ребёнок уже был знаком в домашних условиях.
  • Я считаю, что нужно предоставлять ребёнку эти виды деятельности, представлять их так, чтобы ребёнок постепенно узнавал их значение, и был готов сам принимать участие в них.

Литература

  1. Dalsgaard P. Designing for inquisitive use // Proceedings of the 7th ACM conference on Designing interactive systems. New York, NY, USA: ACM, 2008. P. 21–30.
  2. Dewey J. How We Think. Cosimo, Inc., 2008. 238 p.
  3. Dewey J., Boydston J.A., Nagel E. The Later Works of John Dewey, 1925-1953: 1938, Logic - the Theory of Inquiry. SIU Press, 2008. 828 p.
  4. Granger D.A. John Dewey, Robert Pirsig, and the Art of Living: Revisioning Aesthetic Education. First Edition. Palgrave Macmillan, 2006. 384 p.
  5. Koschmann T. Dewey’s contribution to the foundations of CSCL research // Proceedings of the Conference on Computer Support for Collaborative Learning: Foundations for a CSCL Community. International Society of the Learning Sciences, 2002. P. 17–22.
  6. Wiburg K.M. An historical perspective on instructional design: is it time to exchange Skinner’s teaching machine for Dewey’s toolbox // The first international conference on Computer support for collaborative learning. Hillsdale, NJ, USA: L. Erlbaum Associates Inc., 1995. P. 385–391.
  7. Артемов М.Ю. Историко-критический анализ метода проектов в системе языкового образования // УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ОРЛОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ. 2011. № 6. P. 364–371.
  8. Валеева Л.А. Логический метод обучения джона дьюи // ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. 2007. № 6. P. 16 – 17.
  9. Валеева Л.А. Педоцентризм Джона Дьюи как глобальная идея гуманистической педагогики xx века // ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЛАСТНОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИКА. 2007. № 3. P. 3–7.
  10. Дьюи Д. Как мы мыслим. Психология и педагогика мышления. М.: Лабиринт, 1999. 192 p.
  11. http://ddong.narod.ru/dewey/index.htm РЕКОНСТРУКЦИЯ В ФИЛОСОФИИ
  12. Дьюи Д. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2000. 384 p.
  13. Карпачева Н.В. Проблема взаимодействия школы и социальной среды в педагогическом учении Джона Дьюи // ВЕСТНИК ТАМБОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. 2007. № 5. P. 92–95.

Селестен Френе — один из самых видных педагогов 20-го столетия, создатель оригинальной системы обучения и воспитания, проникнутой духом гуманизма и самоотверженной любви к детям.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДЕТАЛИ

Кино

По средам последний час занятий посвящен показу фильмов, который иногда сопровождается музыкой и песнями. У нас имеется маленький кинопроектор, а кооперативная фильмотека регулярно поставляет нам фильмы. Есть также кинокамера, с помощью которой мы снимаем свои фильмы в деревне, на прогулках и т.п. Эти фильмы живо и непосредственно отражают нашу жизнь и являются поэтому, так же как и составленные нами тексты, ценнейшим учебновоспитательным средством. Мы посылаем наши фильмы, как и тексты, нашим корреспондентам в обмен на их пленки. Благодаря этим кинодокументам наши киносеансы приобретают специфическую нравственную и духовную ценность, которая дополняет (что до сих пор абсолютно не учитывалось педагогами) учебную и развлекательную функции кинематографа <...>

Пластинки

В школе есть и проигрыватель, возведенный усилиями нашего Кооператива в ранг учебного средства, когда специально подобранные пластинки широко используются для обучения пению и организации школьных праздников с танцами и музыкальным сопровождением. Несколько лет назад в школе появилось новое учебное средство, Не менее ценное, чем кинопроектор и проигрыватель: это магнитофон. Его можно прекрасно использовать в разнообразных учебных целях, в частности записывать голоса учеников, рассказы рабочих и ремесленников, а также знакомиться с голосами наших друзей из Других городов.

Радио

Радио почти не используется в нашей работе. Так же как и усовершенствованный кинематограф, современное радио абсолютно не соответствует нашим методам. Даже так называемые учебные программы не только бесполезны, они могут и навредить, внося в учебный процесс нашей трудовой школы верхоглядство и разброд. Однако мы вовсе не собираемся окончательно отказываться от радио. Напротив, мы убеждены, что школа, чтобы отражать все богатство современного мира, должна сделать радио и кинематограф незаменимыми учебными средствами, имеющими богатейшие возможности. Сегодня то же самое можно сказать и о телевидении.

Пишущая машинка

До сих пор пишущая машинка была роскошью, недоступной народным школам. Но современный технический прогресс уже позволяет нам приобрести по приемлемой цене надежную саморегулирующуюся машинку, на которой дети смогут самостоятельно работать. Если нам это удастся, пишущая машинка станет важнейшим инструментом, неоценимым учебным средством как для учеников, так и для учителей. Она дополнит школьную типографию и копировальный аппарат, и это станет такой же революцией в учебной технике, какой было изобретение бумаги и замена гусиных перьев стальными.

  • Френе С. Избранные педагогические сочинения. Пер. с франц. М.: Прогреcc, 1990. 304 с.

Иллич перечислил и подробно рассмотрел ресурсы и службы, необходимые для успешного функционирования учебного сетевого сообщества внутри города:

  • Учебные ресурсы, к которым относятся книги, средства деятельности, обучающие игры;
  • Примеры для подражания и система, которая поддерживает обмен навыками и умениями.
  • Партнеры, с которыми можно было бы соревноваться, сотрудничать, спорить и говорить на одном языке.

Сеймур Пейперт - один из наиболее влиятельных фигур в современной педагогике в сфере использования технических, компьютерных и медийных средств. См. Конструкционизм

Papert.jpg

Цитата из Переворота в Сознании:

Школа самбы, хотя ее нельзя "экспортировать" в чуждую культуру, включает множество атрибутов, которыми должна и могла бы обладать среда обучения. Учение неотделимо от реальности. Школа самбы имеет свою цель, и учение в этой школе интегрировано с данной целью. В ней новички не отделены от опытных взрослых, и последние тоже учатся. Среда обучения Лого похожа на школу самбы в одних отношениях и отличается в других. Наиболее значительное сходство определяется тем фактом, что в среде обучения ЛОГО математика превращается в деятельность, в которую включены как новички, так и опытные взрослые. Эта деятельность столь изменчива и столь богата открытиями, что уже в первый день занятий программированием ученик способен сделать нечто новое и поразить учителя. Джон Дьюи тосковал по первобытным обществам, в которых ребенок становился охотником, участвуя в настоящей охоте, а не имитируя эту деятельность в игре. Учась в современных школах, ребенок не становится значимым участником, а выполняемые им примеры на сложение или другие арифметические действия даже не являются имитацией увлекающей и узнаваемой деятельности из взрослой жизни. Но написание программы для компьютерной графики или музыки, а также полет на воображаемом космическом корабле очень напоминают реальную деятельность взрослых, и даже таких взрослых, которые могли стать героями или послужить примером для честолюбивого ребенка. Среда обучения Лого похожа на школу самбы и по качеству отношений между людьми. Хотя в этой среде присутствуют учителя, но их вмешательство в учение ребенка более напоминает поведение опытных танцоров из школы самбы, чем действия обычных школьных учителей, ведущих урок в соответствии с планом и учебной программой. В среде обучения ЛОГО учитель станет отвечать на вопрос при условии, что его ответ поможет, а иногда он просто садится рядом с учеником и говорит: "Давай я покажу тебе кое-что". Но то, что он показывает, не продиктовано пунктами плана. Иногда учитель показывает нечто такое, что ученик может использовать сразу в своей программе, а иногда он показывает нечто, чему сам недавно научился и что, по его мнению, может понравиться ученику. И совсем не исключено, что учитель действует стихийно, как человек, оказавшийся в неструктурированной социальной ситуации и увлекшийся тем, что он делает. Среду обучения Лого делает похожей на школу самбы также и тот факт, что поток идей и даже само обучение не представляют собой улицу с односторонним движением. Среда Обучения задумана таким образом, чтобы сделать обучение математике и воспитание более богатыми и глубокими, чем в обычной современной школе. Дети создают программы, чтобы нарисовать, что им хочется, смешные картинки, например, чтобы получить какие-то звуковые эффекты, написать музыку или придумать компьютерную забаву. Они начинают взаимодействовать с математикой, потому что результат их математической деятельности принадлежит им и реальной жизни. Часть из этих забав представляет собой экспериментирование и преобразование развеянных на стенах класса рисунков с последующим преподнесением получившегося результата автору или авторам исходного рисунка. Хотя работа на компьютере обычно индивидуальна, вызывает у детей стремление к взаимодействию. Такие дети хотят заниматься вместе с другими детьми, поскольку они часто обсуждают друг с другом свои действия. И то, что они говорят друг другу, не ограничивается обсуждением получившихся результатов: среда ЛОГО задумана, чтобы облегчить разговор о процессе созидания, а не его результатах. Но, разрабатывая среду обучения Лого таким образом, чтобы структурированное мышление превращалось в плодотворное мышление, мы воспользовались когнитивным стилем, одним из аспектов которого является возможность сделать более доступным разговор о процессе мышления. В среде обучения ЛОГО особое значение придается отладке, которая работает в том же направлении. Ошибки учащихся становятся темой для разговора, в результате у детей развивается способность выделять и концентрировать внимание на тех языковых средствах, которыми пользуются, чтобы точнее выразить, в какого типа помощи они нуждаются.

Но, несмотря на отмеченное сходство, среда обучения ЛОГО — это не то же, что школы самбы. И различия эти фундаментальны. На поверхности они проявляются и том факте, что учителя — это профессионалы, призванные руководить, даже когда они стараются избегать этого. Учащиеся — это временная группа, редко сохраняющаяся настолько долго, чтобы отдаленные цели создания среды ЛОГО превратились в собственные цели детей. Но в конечном счете эти различия определяет то, как эти две реалии связаны с окружающей культурой. Школы самбы корнями уходят в народную культуру. Знания, осваиваемые в этих школах, неразрывно связаны с ней. Среда обучения ЛОГО — это искусственный оазис, в котором люди сталкиваются со знаниями (математическими и матетическими), но они отделены от основного потока окружающей культуры, а на самом деле в каком-то отношении противоположны ценностям, утверждаемым в такой культуре. Когда я спросил себя, может ли это измениться, то мне сразу пришло на ум, что поднятый мною вопрос по своей природе социален, поскольку школы самбы не изобретались исследователями, не субсидировались из соответствующих фондов и не возникли в результате решения правительства. Ничего подобного не происходило, а школы возникли. Это, очевидно, относится и к любым новым удачным формам учебных ассоциаций, которые могли бы возникнуть из матетической компьютерной культуры. Новые плодотворные социальные образования должны своими корнями уходить в культуру, а не возникать по предписанию чиновников. Таким образом, мы пришли к необходимости посмотреть на преподавателей с позиций антропологизма. Новаторы в образовании должны осознавать, что для успешного осуществления их предложений необходимо, чтобы эти предложения нашли отзвук в окружающей культуре, и в них следует использовать динамичные тенденции культуры в качестве посредников педагогического вмешательства.

Сетевое сообщество это - группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств. Сообщества такого рода не могут быть специально спроектированы, организованы или созданы в приказном порядке. Сетевое сообщество = простые действия участников + обмен сообщениями + социальные сервисы . Использование в педагогической практике сетевых сообществ служит для воспитания следующих умений: 1) совместное мышление ( переход от эгоцентрической позиции к пониманию роли и знаниям других людей); 2) толерантность; 3) освоение децентрализованных моделей; 4) критичность мышления.

Наука о сетях предлагает более строгое определение понятия сообщество и методы выявления структуры сообщества

См. книгу Барабаши Network science - глава 9 http://barabasi.com/networksciencebook/chapter/9





Персональные инструменты
Инструменты