Команда Клеома школы № 9 г. Азова/Донские армяне

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Национальные костюмы)
(Национальные костюмы)
Строка 106: Строка 106:
  
 
   
 
   
[[Файл:Армения - Символика. Флаг. Команда Клеома.jpeg|93px|thumb|left|]][[Файл:Ростовская область. Символика - флаг. Команда Клеома..jpg|95px|thumb|Right|]][[Файл:Лера Смалюк в национальном армянском костюме. Команда Клеома.png|250px|thumb|left|Лера Смалюк в национальном Армянском костюме]][[Файл:Максим Лесняк в национальном Армянском костюме. Команда Клеома.png|250px|thumb|Right|Максим Лесняк в национальном Армянском костюме]]История национального армянского костюма насчитывает тысячи лет. Традиционный костюм – это своеобразная летопись, которая через века рассказывает нам об образе жизни народа, о его истории и душе. По тканям, крое и набору одежды можно судить о климатических и географических условиях, о социальном, религиозном устройстве, экономическом развитии армянского народа, семейном статусе и многом другом. Можно даже понять, с какими вызовами сталкивался этот древний народ. Так, например, оружие всегда являлось неотъемлемой частью армянского национального костюма, так как причиной этому была неспокойная жизнь на Кавказе.
+
[[Файл:Армения - Символика. Флаг. Команда Клеома.jpeg|93px|thumb|left|]][[Файл:Ростовская область. Символика - флаг. Команда Клеома..jpg|95px|thumb|Right|]][[Файл:Лера Смалюк в национальном армянском костюме. Команда Клеома.png|250px|thumb|left|Лера Смалюк в национальном Армянском костюме]][[Файл:Максим Лесняк в национальном Армянском костюме. Команда Клеома.png|250px|thumb|Right|Максим Лесняк в национальном Армянском костюме]]История национального армянского костюма насчитывает тысячи лет. Традиционный костюм – это своеобразная летопись, которая через века рассказывает нам об образе жизни народа, о его истории и душе. По тканям, крое и набору одежды можно судить о климатических и географических условиях, о социальном, религиозном устройстве, экономическом развитии армянского народа, семейном статусе. Можно даже понять, с какими вызовами сталкивался этот древний народ. Так, например, оружие всегда являлось неотъемлемой частью армянского национального костюма, так как причиной этому была неспокойная жизнь на Кавказе.
  
 
'''Женский костюм:'''
 
'''Женский костюм:'''

Версия 20:08, 9 ноября 2017

Картинка для статьи-многонациональная донская земля команды КЛЕОМА.png


Как на нашем на Дону, в диком степном поле.
Люди издавна селились все по доброй воле.
Здесь природа хороша, рыбные богатства.
Реки, пашни и луга - предпосылки братства.
Тут казачества оплот - древние станицы.
Здесь рождался русский флот охранять границы!
Здесь стоит Нахичевань волей Катерины,
И армянский храм Сурб-Хач, высится картинно.
Дружно издревле живут разные народы,
Здесь корейцы много лет холят огороды.
Наш могучий вольный Дон,
Домом стал народов.
Словно древний Вавилон, языками полон!


Авторы: Команда "Клеома"

Содержание

Введение

Донская земля - перекрёсток великих переселений народов

Ростовская область не сегодня стала многонациональной. Так уж повелось, что Донская земля всегда оказывалась на перекрестке великих переселений народов и древних торговых путей. Какие только завоеватели не отметились в привольных диких степях — скифы, сарматы, аланы, гунны, печенеги. Чьи только купцы не везли товары с Дона и на Дон — античные греческие, византийские, средневековые итальянские. Все они сменяли друг друга, оставляя свой отпечаток в уникальной местной полиэтнической культуре.
Представители более чем двухсот национальностей сегодня считают Ростовскую область своей малой родиной. Русские, армяне, татары, корейцы, казахи, калмыки, представители народов Кавказа, турки-месхетинцы живут вместе и дружно принимают участие в благоустройстве Донского края. Каждый народ, равно как и каждая семья отличается богатой культурой, множественными обычаями, своей национальной кухней. Традиции и культура народов, позволяют ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, даёт возможность получить жизненную опору и духовную поддержку. Смотришь на этот разноцветный этнический букет и понимаешь, насколько Россия богата, насколько богат наш край Донской!

История заселения армянского народа на территории Ростовской области

Древний город Ани
Карта переселения Армян из Крыма на Дон
г. Нахичевань на Дону. Памятник Екатерины II
Церковь Сурб-Хач - Ростов-на-Дону

Если обратиться к истории, то на Дону всегда жили в многоэтничной среде. Пёстрая карта народов Дона формировалась на протяжении долгого периода. Уже более двух столетий проживают на Дону бок о бок русские и армяне. Донские армяне имеют долгую историю миграций и переселений. Основная часть их предков проживала в городе Ани (территория современной Турции) – столице средневековой Армении. Когда же впервые армянский народ появился на Дону?

Средневековый Азак, армянский народ появился на этой земле в конце XIII века. Благодаря давним традициям ремесла и торговли, армяне во многом способствовали расцвету средневекового города. Армянская община имела в Азаке свою церковь Григория Просветителя. Прихожанами армянских церквей становились и тюрки, о чем свидетельствует тюркское слово «бай», использовавшееся как обращение к богу. Армянская община, вероятнее всего погибла в 1395 году, во время погрома города Тимуром. Уцелевшие армянские семьи перебрались в города Крыма.

14 ноября 1749 года императрица Екатерина II подписала Указ о переселении армян из Крыма на Дон. В результате 13000 армян покинули Крым и отправились на донскую землю. Им предстояло столкнуться с большими трудностями: долгая дорога, суровая природа, холодная зима, необжитые, безжизненные степи, пронизывающие ветры. Можно только представить себе страдания и лишения, которые пришлось им пережить. А руководил переселением сам Александр Васильевич Суворов, он трогательно заботился по поводу бедственного положения армян, неоднократно обращался к императрице. Вследствие этого оказывалась помощь: выдавались продукты, одежда, деньги. К сожалению, этого было недостаточно. Из-за всех переживаний, трудностей скончался Петрос Маркесян, глава армянской церкви. Постепенно армяне прижились, смогли привыкнуть к новым условиям, в 1779 г. основали г. Нор-Нахичеван. Выбор места для города определялся рядом условий. Отведенная территория ограничивалась с востока балкой Кизитеринкой, с юга — рекой Доном, а с запада — границей крепости Дмитрия Ростовского. Археологическими исследованиями установлено, что благодаря выгодному для обороны рельефу местности, плодородию края и наличию источников с хорошей ключевой водой здесь, начиная с бронзового века, продолжительное время существовали различные поселения. В 1928 году Нахичевань-на-Дону был упразднен в связи с включением в состав Ростова-на-Дону и пять селений: Чалтырь, Крым, Большие Салы, Малые Салы, Несветай. На новых землях армяне обязательно строили церкви, вначале их было шесть, потом, конечно, количество возросло. Но, к сожалению, сейчас работает только одна армянская церковь Сурб-Хач.

Ныне армяне — это вторая по величине этническая группа Ростовской области РФ и четвёртая по величине армянская диаспора России среди субъектов федерации, численностью свыше 100 тысяч человек (2010 год, перепись). В Ростове-на-Дону армяне составляют 3,4 % населения (2010 год, перепись). Это наивысшая доля армян среди городов-миллионников РФ. Также донские армяне являются единственной армянской диаспорой России, имеющей ареал компактного расселения: в Мясниковском районе они составляют 56,1 % населения. В соседнем Егорлыкском районе их доля составляет 8,5 % населения.

За всё время проживания армян на Донской земле, сделано очень много. Донские армяне подарили миру гениального художника Мартироса Сарьяна, писательницу Мариэтту Шагинян, известного художника Григория Ивановича Шилгтяна и многих, многих других видных знаменитых людей: актеров, писателей, ученых, врачей, поэтов и т. д. На Дону жили и продолжают жить видные сыны армянского народа и России. Уникальность донских армян заключается в том, что они уже почти тысячу лет с момента падения Ани живут за пределами своей исторической родины Армении. Постоянно скитаясь по свету, вбирая в себя культуры других народов и стран, донские армяне, несмотря ни на что, остались армянами, сохранили свою национальную веру, традиции. Конечно, за столько столетий многое изменилось. Много появилось различий в языке, в культуре армянского народа, живущего на Дону. Армянский нахичеванский диалект во многом отличается от литературного языка, он вобрал в себя много русских, украинских, татарских слов. Да и язык армянский за эти тысячу лет изменился, как, впрочем, и любой язык мира.

Донские армяне смогли сохранить свою самобытность, при этом взяв многое из других культур. Последние двести лет особенно сроднили донских армян с Россией, без которой они уже не видят своего будущего.

Традиции

Давно замечено, что люди, остро чувствующие свое национальное самосознание и культурное единство, с особым почитанием строят свою жизнь в соответствии с обычаями предков. Армяне являются одним из народов, которые смогли сохранить своё настоящее духовное богатство, а именно религию, многовековую древнюю культуру и, конечно же, национальные традиции и обычаи. Армянский народ почитает традиции, проповедующие крепкие брачные отношения, уважение к старшему поколению и близкую связь между родственными людьми. Большое значение имеет гостеприимство и готовность прийти на помощь соседу, другу и даже незнакомцу.

Армянское гостеприимство.

О гостеприимстве этого народа по всему миру ходят легенды. По любому радостному поводу здесь накрывается стол, будь то в доме или на работе. Армяне считают, что чем чаще человек угощает других, тем больше счастья и благополучия вернется ему.

Рождение ребёнка.

Как правило, армянские семьи многодетны, в особенности те, которые живут в селах. Здесь рождение ребенка считается большим счастьем, особенно если на свет появляется мальчик. Ребенка принято не показывать посторонним людям, пока ему не исполнится 40 дней. Раньше в те дни, когда были церковные праздники, было принято играть музыку возле дома, где родился ребенок, а дом декорировали зелеными ветками как знак продолжения рода.

Национальные праздники.

В конце февраля в Армении празднуют «Трндез», пришедший из времен язычества. В церковном дворе принято разводить костер, через который должны перепрыгнуть молодожены, чтобы избавиться от всякой нечисти. Еще один праздник, посвященный наступлению весны – «Цахказард», когда люди посещают церковь для освящения веток вербы, а на головы неженатых молодых или детей надевают венки, сплетенные из ивовых прутьев. Излюбленный армянами праздник – «Вардавар», когда все жители Армении обливают водой друг друга – как знакомых, так и случайных прохожих. В старые времена помолвленные молодые девушки клали в миску с водой зерна пшеницы и овса, а когда спустя 3 недели зерна начинали прорастать, барышни должны были поливать этой водой друг друга. На кануне международного Дня Св. Валентина, 13 февраля, в Армении празднуют день Св. Саркиса. Девушки готовят специальное печенье из соленого теста и съедают его перед сном. Считается, что во сне должен прийти суженный и напоить будущую возлюбленную водой.

Уважение к старшим.

К старшим проявляют особое почтение, в их присутствии не принято сидеть, громко разговаривать или курить. Самая пожилая женщина отвечает за порядок и быт, и ее авторитет непререкаем. Жить зятю в семье жены считается неприличным, а невестка должна относится к детям деверя так же, как к своим.

Армянская свадьба.

Армянская свадьба – это целое действо, со своими законами, правилами и обязательными ритуалами. Церемониал бракосочетания включает в себя предварительный сговор, следующее за ним обручение и свадьбу, продолжительность которой может быть от двух дней до недели. Приглашают на женитьбу всех знакомых, поэтому гостей действительно много. Главное действующее лицо – каворкин, или посаженный отец, который отвечает за правильность проведения церемонии.

Национальные костюмы

Армения - Символика. Флаг. Команда Клеома.jpeg
Ростовская область. Символика - флаг. Команда Клеома..jpg
Лера Смалюк в национальном Армянском костюме
Максим Лесняк в национальном Армянском костюме
История национального армянского костюма насчитывает тысячи лет. Традиционный костюм – это своеобразная летопись, которая через века рассказывает нам об образе жизни народа, о его истории и душе. По тканям, крое и набору одежды можно судить о климатических и географических условиях, о социальном, религиозном устройстве, экономическом развитии армянского народа, семейном статусе. Можно даже понять, с какими вызовами сталкивался этот древний народ. Так, например, оружие всегда являлось неотъемлемой частью армянского национального костюма, так как причиной этому была неспокойная жизнь на Кавказе.

Женский костюм:

В комплект повседневной одежды армянской женщины входили рубаха «халав», штаны «похан», верхнее платье «архалух» и передник «гогноц». По праздникам к этому набору добавляли еще одно платье «минтана».

Рубаха «халав» была длинная. Сбоку вшивали клинья, которые имели косой крой. Рукава халава были прямые, а горловина имела круглую форму. Разрез делали на груди. Под рубаху надевали штаны «похан». Они, как правило, были красного цвета и шились из хлопка. На щиколотках штаны украшали вышивкой. Поверх рубахи и штанов надевали платье «архалух». Оно имело разрезы по бокам. Минтана – праздничное верхнее платье – кроилось так же, как и архалух. Но у минтаны не было разрезов. Подпоясывали минтану длинным шарфом, который делали из шелка. Рукава пристегивались отдельно на маленькие пуговки в форме шариков или крепили на шнур. Края рукавов обшивали тесьмой. Особую роль у женщин играл головной убор. Он нёс в себе информацию о социальном статусе женщины. На голову надевали небольшую войлочную шапочку, к которой крепились на специальных цепочках украшения.


Мужской костюм:

В костюм армянского мужчины входили рубаха, штаны, шаровары и кафтан. Для пошива рубахи использовали шелк или ситцевые ткани. Также у рубахи был невысокий стоячий воротничок, который застегивался сбоку. Шаровары делали из хлопка или шерсти и подпоясывали широким поясом. На него крепили кошелек и кинжал. Восточные армяне, как и женщины, поверх всего надевали «аралух». Только он был короче женского, и доходил до колен. Мужские шапки делали из меха, сукна, войлока.

Цвет национального костюма:

Часто выбор цвета для одежды армян, зависел от местности, где они жили. Где-то предпочитали красный цвет, где-то белый. Также использовали синий, фиолетовый и зеленый. Красному цвету отдавали предпочтение не только в одежде, но и широко использовали как цвет для вышивки.

Традиционная армянская одежда очень красочна и разнообразна. Национальный костюм у армянского народа - это настоящее произведение искусства.

Национальная кухня

Армянская национальная кухня. Команда Клеома.jpg

Армянский стол, его нельзя представить

Без зелени практически любой

Петрушка, лук, райхан, где эстрагон поставить,

А сверху все присыпано кинзой.


Соления и свекольная капуста,

Чеснок, огурчик, перчик, черемша.

Витает запах пряный, терпкий вкусно

И точно знаешь хочет, что душа.


Я не поверю если кто-то скажет,

Что он хоть раз не пробовал лаваш,

Любой мне без раздумия подскажет,

Про суп бозбаш и про армянский хаш.

Феликс Ручаевский

Основные занятия донских армян наложили свой отпечаток на их пищу и напитки. Многие блюда, которые они употребляли у себя на исторической родине, стали употребляться и на Дону.

Традиционно армяне готовили пищу на огне. Глиняная печь Тонир(Тандыр) сохраняет своё название и по сей день. Тонир является неотъемлемой частью национальной кулинарии армян. Удивительно то, что в армянской кухне практически не применяют жиров. Большинство блюд готовят на топленом масле. Оно идёт в супы, для тушения и жарения мяса, птицы, рыбы и овощей, а также в кондитерские изделия. Растительные масла используются в армянской кухне реже - для приготовления рыбных и некоторых овощных блюд (фасоль, баклажаны). Причем традиционным является кунжутное масло.

Злаковые растения – пшеница, ячмень, рожь, в пище армян всегда играли важную роль. Одним из основных продуктов питания донских армян является хлеб – лаваш. Его разительная особенность заключается в чрезвычайно тонком тесте: толщина одной лепешки не должна превышать 2,5 мм. Выпекание напоминает настоящее ритуал. По традиции, тесто замешивает самая старшая женщина в доме. Правом раскатывать лепешки обладает невестка.

Важное место в пище донских армян занимают супы. Самый известный суп хаш. Он представляет собой наваристый бульон из ножек барана или бычка и рубца, который едят строго в горячем виде. Бозбаш – суп, на основе бараньего бульона, в состав которого входят горох, сладкий перец, баклажаны, лук и картошка. Спас - оригинальное в своём роде первое блюдо, представляющее собой суп из кисломолочных продуктов: сметаны и мацуна. В этих кисломолочных продуктах варятся крупа, яйцо, лук, мята и кинза.

Мясные блюда в национальной кухне армянского народа — это совершенно особый культ. «Хоровац» — армянский шашлык. Причём шашлык, приготовленный на мангале, называется «карси хоровац», в кастрюле — «хазани хоровац», говяжий с курдючным салом — «икибир». В армянской кухне кухне более двух десятков различных видов шашлыка. Заслуживают внимания и другие мясные блюда: кюфта, тисвжик, баскыртат, долма.
Долма - блюдо, представляющее собой начинённые овощи или листья (как правило, виноградные), голубцы в виноградных листьях.

Армяне знают толк и в плове, не уступая в этом гурманам из Средней Азии. Оригинальными армянскими пловами являются чров плав – с добавлением сухофруктов; нров плав – сдобренный гранатами; апхтац тзков плав – с копчёной рыбой.

Самые известные мучные сладости – это кята и назук - своеобразные мнгослойные пироги с начинкой. Каждый слой пропитывается топленым маслом и сахаром, поэтому у кяты и назука такое тающее тесто и нежнейший вкус. Другая сладость в армянской кухне – шуджух - обязательно украшающая праздничные и новогодние столы. Делается она так: из виноградного или абрикосового сока варят дошаб – ароматный сироп. А из дошаба варится густой мучной кисель, куда добавляют по вкусу гвоздику, корицу или другие специи. Когда он закипит, в него обмакивают цепочки нанизанных на нитку ядрышки грецкого ореха и, высушивая их, хранят на зиму. Алани - сушеные персики и другие фрукты, начиненные вместо косточек ореховой массой с фруктовым сахаром, а также изюмом и другой начинкой. Варенье варят не только из фруктов – абрикосов, кизила, слив, вишни, яблок, но и из орехов и, особенно пикантное, из зеленых помидоров.

Будучи ещё со времен Крыма искусными виноградарями, донские армяне делают вина различных сортов.

На протяжении многих лет, вплоть до настоящего времени, армянская кухня сохранила свои основные черты.

Национальный фольклор

Армянский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен. Народная музыка армян обладает ярко выраженным своеобразием, мелодическим богатством и композиционным благородством.

Житейские мудрости армян - это пословицы и поговорки, притчи, легенды, сказки, в которых таится особый и характерный армянскому народу смысл.

Пословицы и поговорки:

«То, что не рождается - не умирает» (Որը չի ծնվել, այն չի մահանում)
«Знает больше, не тот, кто дольше жил, а тот, кто дальше ходил» (Ավելին չգիտի նա, ով ամենաերկարն է ապրում, այլ նա, ով երկար է քայլում)
«Мать девушку хвалит - оставь, беги. Сосед хвалит - хватай, беги» (Երբ աղջիկա մայրն է գովաբանում - թող փախի. Հարեւանն է գովաբանում - վերցրու փախի)
«Гостям два раза рады: когда они приходят и когда уходят» (Հյուրերին երկու անգամ են ուրախ - երբ նրանք ժամանում են, եվ երբ նրանք հեռանում են)
«Давай - не бойся, бери - не стыдись!» (Տուր - մի վախենա, վերցրու - մի ամաչի)
«Больше знай, да меньше болтай» (Շատ ես իմանում - քիչ խոսա)
«В поле и жук мясо» (Դաշտում բզեզն էլ է միս)
«С каждой бороды по волосу - безбородому борода» (Յուրաքանչյուր մորուքից մազ - անմորուքին մորուք)
«Есть человек - тысячи людей стоит, а есть человек - и одного не стоит» (Մարդ կա - հազարին արժե, մարդ էլ կա ոչ մեկին)

Притча «Отец Хикара»

Отец Хикара состарился, обессилел, стал для семьи обузой. Однажды, когда старик пил воду, из его дрожащей руки выпала чашка и разбилась. Жена Хикара рассердилась и, сказала мужу:

- Твой отец - для нас горе и наказание, теперь я буду давать ему воду и обед в деревянной посуде.

Как сказала, так и сделала. Хикар не возражал.

Прошло некоторое время. Однажды сын Хикара увидел возле деда деревянную посуду и подумал, что стариков, наверное, кормят и поят из деревянной посуды. Он взял кусок дерева и стал тесать. Отец и мать спросили у него:

- Сынок, что ты делаешь?

- Деревянную посуду. Когда вы состаритесь, я буду из нее кормить вас…

Слова сына пристыдили отца и мать, и с этого дня они стали заботиться о старике.

Легенда "Лаваш"

В давние времена был в Армении царь по имени Арам. Случилось так, что в один из боев он попал в плен к ассирийскому царю Носору. Победитель поставил условие: - Десять дней ты останешься без хлеба, голодным. На одиннадцатый день будешь состязаться со мной в стрельбе из лука - если победишь, отпущу тебя невредимым, вернешься к своему народу с достойными царю подарками.

На следующий день Арам потребовал. чтобы из армянской армии, стоящей у границ Ассирии, принесли его самый красивый панцирь.

Ассирийские гонцы заспешили в путь. Армяне тут же догадались, что их царь на что-то намекает, и, чтобы выиграть время и подумать, задержали гонцов на всю ночь. На рассвете ассирийцы помчались в обратную дорогу и подали царю Араму панцирь. Они не знали, что в броне спрятан тонкий-претонкий хлеб. Да и никто в те времена и слышать не слышал о лаваше - попробуй догадаться, что хлеб можно спрятать в панцирь. Взял Арам панцирь, а потом вдруг заявил, мол не этот самый красивый. Делать нечего, вновь послали гонцов, и те принесли новый панцирь. Но и этот не понравился армянскому царю. И гонцы каждый день до истечения условного срока покрывали ту же дорогу и каждый раз, ведать о том не ведая, приносили Араму лаваш.

На одиннадцатый день Арам и Носор вышли на стрельбище. Носор был уверен, что Арам, оставшись без хлеба, пал духом и силами, утерял меткость глаза. Но - вот чудеса! - Арам вышел победителем в состязании и с честью возвратился в свою страну. Армянский хлеб спас его. Возвратился царь и велел огласить по всей стране: впредь в Армении вместо других хлебов пусть пекут лаваш.

Армянская народная сказка «Мудрый ткач»

Однажды, когда царь сидел на троне, из дальних стран пришел к нему путник, очертил полосу вокруг его трона и молча стал поодаль. Царь ничего во всем этом не понял. Он вызвал своих приближенных, но и те ничего не могли понять. Для царя было большим позором, что во всей его стране не нашлось человека, кто бы мог разгадать, что это значит. Он издал строгий приказ, что казнит всех мудрецов своей страны, если они не решат этой загадки. Приближенные царя, искавшие мудреца, который мог бы разгадать эту тайну, случайно набрели на один дом. Войдя туда, они увидели в комнате колыбель, которая качалась, хотя вокруг никого не было. Вошли в другую комнату, там тоже стояла колыбель и качалась, хотя и тут не было людей. Поднялись на крышу дома — там нашли разостланную мытую пшеницу, а рядом с ней качался воткнутый в землю тростник и разгонял птиц, чтоб те не клевали пшеницу, хотя и не было ветра. Диву дались люди царя. Спустившись в нижнюю комнату, они увидели ткача за работой на станке. Ткач этот привязал одну нитку за основу, другую — за уток, а третью — за ремизку. В то время как он ткал, нитки двигались и качали обе колыбели и тростник на крыше.

— Вот так мастер, не хуже мудреца! Рассказали ткачу люди царя о том, как один странник провел полосу вокруг трона царя, и никто не может узнать, что хочет он сказать этим, а потом предложили ему пойти и разгадать эту тайну.

— Если ты разгадаешь, большие подарки получишь от царя, — прибавили они. Ткач призадумался, взял две бабки и курицу и пошел с ними к царю. Придя во дворец и увидев странника, ткач бросил перед ним две бабки. Странник при виде этого достал из кармана горсть проса и посыпал наземь. Ткач же бросил курицу, которая стала быстро клевать просо. После этого странник мгновенно надел лапти и удалился.

— Что хотел сказать странник? — спросили у ткача. — Странник этот хотел сказать нашему царю, что его царь собирается прийти и осадить нашу землю, и хотел узнать, думает ли царь наш ему подчиниться или выйдет ему навстречу с войском. Я бросил перед ним бабки — дескать, вы перед нами дети, играйте лучше у себя дома в бабки и перестаньте думать о войне с нами. Странник насыпал просо, чтоб показать, что войску их числа нет. Я же, пустив курицу, ответил ему, что наш один воин разобьет все их войско.

Царь удостоил ткача больших почестей, богато наградил и хотел назначить его везиром, но ткач не согласился. За свою услугу он взял очень мало и на прощание сказал царю:

— Я бы хотел, царь, лишь одного: чтобы ты знал, что среди твоих слуг можно найти людей более умных, нежели твои везиры, и чтобы отныне ты считал за людей ткачей и лапотников.

Заключение

Ростовская область богата историческими традициями и объединяет людей разных национальностей. С 1995 года на Донской земле проводится фестиваль «Народов Дона дружная семья», который собирает всю этническую мозаику области, а также лучшие творческие коллективы Южного Федерального Округа. Желание сохранить мир и межнациональное единство, уважительно относиться к людям иных культур, активизировать культурный межнациональный обмен, укрепить творческие контакты, дружбу и взаимопонимание между представителями народов разных национальностей, проживающих на Донской земле – это основные идеи фестиваля. За время его существования, Ростовскую область посетили лучшие национальные коллективы из Адыгеи, Дагестана, Калмыкии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии-Алании, Чеченской Республики, Краснодарского края. Фестиваль стал одной из визитных карточек нашей малой родины, символом дружбы и братства народов, живущих не только на территории области, но и России.

Фото национальных танцев. Команда Клеома для проекта 80 лет Ростовской области.png
Народы Ростовской области. Команда Клеома.jpg
Армянский танец. Команда Клеома.png


В марте 2001 года армянская диаспора при поддержке администрации Ростовской области провела Дни армянской культуры под девизом "Армяне Дона в новом тысячелетии на благо России".

А в июне 2015 года в городе Ростове-на-Дону прошёл первый в истории Конгресс народов Дона под названием «Столица ста лиц». Армян Дона представил лично председатель правления РРОО «Нахичеванская-на-Дону армянская община», депутат Законодательного Собрания Ростовской области Арутюн Сурмалян. «Конгресс народов Дона - это призыв к единству действий по поддержанию межнационального мира и спокойствия на Дону. Сегодня в регионе действуют более 80 региональных и местных национально-культурных объединений. Армянская община одна из самых крупных и активных. Этническое многообразие – это несомненный ресурс развития нашего края.
Умение жить в ладу с другими нациями и народами закладывается в детстве, поэтому мы должны учиться уважать друг друга и беречь межнациональное согласие, учиться принимать друг друга такими, какие мы есть – независимо от национальности, вероисповедания, убеждения и обычаев. Когда есть уважение к каждому народу, живущему рядом с тобой, мир на Земле – такое же естественное явление, как и умение дышать. И пусть мы говорим на разных языках, но все вместе образуем единый народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой.

Дон – наш общий дом, а мы – его единая семья!

Источники:

История поселения армян на Дону
Краткая История Донских Армян
Донские армяне
О вкладе донских армян в армянскую, российскую и региональную донскую субкультуру
Армения
Традиции и обычаи армянского народа
Национальная кухня Армении
Армянская кухня - Сладости
Армянский фольклор
Фестиваль национальных культур «Народов Дона дружная семья»
Персональные инструменты
Инструменты