Творчество Фрагонара Жана Оноре

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Команда Художники МОУДОД ДШИ №17 для мини-энциклопедии "Создатели культуры XVIII века в рассказах участников олимпиады по МХК-2009"


Содержание

Фрагонар Жан Оноре (1732–1806)

Фрагонар Жан Оноре - известный французский художник второй половины 18 в., блестящий живописец и рисовальщик, тонкий колорист; работал над гравюрой и занимался оформлением книг. Оставил большое наследие (ок. 500 картин и ок. 1000 рисунков), работал в бытовом жанре, писал галантные сцены, пейзажи, портреты.


Учеба и творческое становление

Переехав в Париж, Жан в 1747 поступил в мастерскую Ж.-Б.С.Шардена, художника, работавшего в бытовом жанре и жанре натюрморта. Проучившись у Шардена 6 месяцев, Фрагонар перешел в мастерскую Франсуа Буше, художника яркого декоративного дарования стиля рококо, чье творчество стало отправной точкой в развитии творчества Фрагонара.

Поэзия жизни

"Поцелуй украдкой"

Продолжая традиции искусства рококо, художник достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в.: обнаженные купальщицы, подобные речным божествам, страстные любовные объятия, любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины. Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму.

Стилю Фрагонара свойственна внутренняя свобода, смелость обобщения формы, основанная на цвете, богатстве цветовых оттенков. Он передавал красочность реального мира, использовал теплую золотистую гамму, игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес). В 1771 он создал серию из четырех панно "Любовь пастухов", в 80-е – серию аллегорических композиций "Фонтан любви", "Поклонение розе" и др.


Декоративные серии

"Качели"

Среди декоративных картин Фрагонара следует назвать серию из пяти больших панно вертикального формата, которую иногда называют "Стадии любви". Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. В этих панно особенно хорошо видны черты зрелого стиля мастера: вместо четких контуров, как у Буше, – широкие скользящие мазки и свободно положенные пятна цвета. Фрагонар одновременно использует и светлые жемчужные оттенки палитры Буше, и резкие пламенные красные тона. Это позволяет ему достигать удивительных световых эффектов: свет оживляет поверхности и практически растворяет формы. В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше.

В панно "Встреча" художник искусно противопоставляет почти игрушечные фигурки влюбленных и роскошную растительность вокруг них, а в выразительной «реакции» Венеры и Амура – статуй из скульптурной группы, поставленной в саду среди деревьев, – чувствуется легкая насмешка.

Подобные картины принадлежат к числу наиболее популярных произведений Фрагонара; однако его творчество гораздо более разнообразно, чем это может показаться на первый взгляд. Склонность к декоративности, тонкое чувство света и цвета, умелая передача движения, а также высочайшее мастерство исполнения всегда остаются характерными чертами его произведений, в каком бы жанре он ни работал.


"Фантастические" и экспрессивные портреты

"Читающая"

Портрет – интересная и обширная область творчества Фрагонара. Серия портретов (1761–1765), т.н. «экспрессивные головы», – обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи. Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты, и были чрезвычайно эмоционально насыщенны. Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: "Портрет Сен-Нона в испанском костюме", "Портрет Дидро".

Его кисти принадлежат т.н. "фантастические портреты", в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: "Пение", "Читающая", "Художник".

В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей. Так же известен как виртуоз в графике, использовал тушь, акварель, итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты.


Последний мастер рококо

Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство 18 в., а Великая французская революция явилась завершением эпохи рококо в искусстве, на смену ей пришел строгий классицизм. С 1792 по 1797 Фрагонар, получив место в музейной комиссии, занимался сохранением сокровищ Лувра, превращенного из королевской коллекции в Национальный музей искусства. Особое выделяется его работа по формированию луврского Кабинета рисунков. С 1797 он отошел от этой деятельности. Скончался 22 августа 1806.

Персональные инструменты
Инструменты