Кризис традиционного общества Европы XVI века
Статью необходимо переименовать- см. Имя статьи |
Автор работы: Шевченко Дмитрий учащийся 10 "В" класса Лицея №17 города Костромы:
Содержание |
Методы и приёмы
В процессе выполнения научной статьи использованы методы научного обобщения, систематизации, логического анализа, построения информации, а также использование основных понятий для раскрытия темы.
Понятие кризиса общества Европы
Структурно-демографическая концепция имеет глобальный характер и предназначена для объяснения социально-экономических кризисов, происходивших в средние века и в новое время в различных странах Европы. Исходным пунктом демографического подхода является утверждение о том, что эти кризисы, как правило, были вызваны перенаселением. Рост населения приводил к нехватке пашен, которая проявлялась в крестьянском малоземелье, в росте цен, падении реальной заработной платы, частых голодных годах. Низкий уровень жизни, постоянное недоедание способствовали распространению эпидемий. С другой стороны, беднеющее население не могло платить налоги в прежних размерах, и это приводило к финансовому кризису государства. По мере сокращения доходов обострялась борьба внутри элиты за их распределение. В конечном счете, кризис находил выражение в системной катастрофе — в катастрофическом голоде и эпидемиях, в междоусобной борьбе, в резком ослаблении государства, открывающем дорогу вторжениям врагов. Катастрофа приводила к значительному сокращению численности населения, после чего начинался новый «экологический цикл». Изобилие свободных пашен, недостаток рабочей силы в период после катастрофы было причиной повышения уровня жизни крестьян и быстрого роста населения. Через некоторое время потери восполнялись и начинался новый кризис перенаселения.
Очевидно, что современный известный нам социальный мир — есть продукт и продолжение так называемого проекта «просвещения». Современность со свойственными ей культами разума, науки и техники может быть осмысленна только в том случае, если мы обратимся к изучению идейных корней — то есть, идей просвещения. Всякие гениальные идеи и концепции не рождаются на пустом месте. Необходима ситуация хаоса, разрушения привычных проявлений жизни, чтобы родились новые идеи и представления. В качестве ситуации хаоса предстаёт кризис западноевропейского общества в 16
Причины кризиса
Борьба Верхов за власть
Одной из причин кризиса является борьба верхов за власть, а именно духовенства и феодалов. В середине четырнадцатого века по Европе пронеслась эпидемия чумы, выкосившая 20 миллионов душ из ее 60-миллионного населения. В результате «сделочная» позиция крестьянина по отношению к феодалу резко усилилась. Ведь теперь рабочих рук не хватало и власть помещика-сеньора ослабла. В течение тридцати-сорока лет сеньоры пытались силовым способом вернуть прежнее положение вещей. В ответ одно за другими вспыхнули восстания низов — настоящая европейская антифеодальная революция. В 1378—1382 годах прокатываются бунты «белых колпаков» во Франции, Уота Тайлера в Англии и чомпи — во Флоренции. Она надломила хребет феодализма. И после у сеньоров осталась лишь одна стратегия: сохранить свои привилегии. И не случайно в пятнадцатом веке появляются новые, сильные монархии и централизованно-бюрократические государства привычного нам типа. С этим процессом совпали открытие Америки, возникновение нового мирового разделения труда и революция в военном деле шестнадцатого века. В итоге к 1648 году класс феодалов избежал уничтожения, сумев сохранить власть и привилегии. Кто-то превратился в представителей королевского двора, как во Франции. Кто-то смешался с богатыми крестьянами, как джентри в Англии. Как показывают исследования, 90 % феодальных семей, которые были у власти в 1453 году, сохранили ее и в 1648-м. Однако, борясь за сохранение своих привилегий, феодалы породили капитализм. Как некий «побочный продукт». Правда, далось все это ценой невероятных крови, насилия и страданий: мы видим раскол католической церкви, отпочкование протестантизма, ожесточенные религиозно-гражданские войны в Германии, Франции и Голландии, свирепствующую инквизицию и сотни тысяч заживо сожженных. Тридцатилетнюю войну, уничтожившую четверть населения тогдашней Германии. И еще миллионы погибших от голода, холода, болезней и нищеты — спутников войн и общественных конфликтов.
Гибель экономики старого типа
Другая причина — это гибель экономики старого типа.
Капитализм в Западной Европе зародился в недрах феодализма. В XIV—XVI веках в Европе возникли раннебуржуазные отношения и к XV веку стали отмечаться упадок и разложение феодализма, распад феодальных отношений. Этот процесс разложения феодального общества начался в XV веке в результате роста производительных сил и развития товарооборота. В отдельных городах, расположенных на Средиземном море, встречались зачатки капиталистического производства, а в XVI веке там начался период капитализма. Конец феодального периода с его новыми чертами, (развитие ремесла и торговли, появление и развитие мануфактуры, рост производства) ознаменовался поисками новых рынков, приобретением и расширением колоний, что и вызвало дальние путешествия и крупные географические открытия. «Потребность в постоянно увеличивающемся сбыте продуктов гонит буржуазию по всему земному шару. Всюду она должна внедриться, всюду обосноваться, всюду установить связи» Рост городов, торговых и промышленных центров приводил к росту буржуазии — ремесленников и торговцев. Развертывались классовые конфликты, выступления против феодалов, восстания крестьян и ремесленников, крестьянские войны, городские восстания. Буржуазия выступала против феодалов. Восстания крепостных крестьян и ремесленников потрясли феодальный строй в Европе на протяжении XIV—XVIII веков, подорвали его и привели к буржуазным и буржуазнодемократическим революциям, победа которых означала утверждение капитализма.
Затяжные войны
Северная семилетняя война
Причины войны Причины начала войны приписываются главным образом недовольству Дании развалом Кальмарской унии. Это недовольство проявилось несколько раз во время правления Густава Вазы, например, датский король Кристиан III включил традиционный шведский знак отличия в виде трех корон в свой собственных герб. В Швеции это рассматривалось как ещё одно притязание со стороны Дании. Это и другие события создали значительные трения между странами, особенно после смерти Густава Вазы и Кристиана III. В обеих странах на престол взошли молодые и целеустремлённые монархи — Эрик XIV в Швеции и Фредерик II в Дании. Эрик XIV в начале своего правления препятствовал планам Дании завоевать Эстонию. В феврале 1563 года представители Эрика отправились в Гессен для переговоров о браке с принцессой Кристиной. Посланцы были задержаны в Копенгагене. Эрик XIV добавил отличительные знаки Дании и Норвегии в свой собственный герб и отклонил требования убрать их. Любек, недовольный ограничениями, которые ввел Эрик XIV для препятствия торговле с Россией и возвращения торговых привилегий, присоединился к Дании в качестве союзника. Вскоре в войну вступила Польша, стремившаяся получить контроль над торговлей в Балтийском море. Последствия Возможно, самым важным следствием войны было учреждение постоянной армии в Швеции. Эта война, после которой Швеция в следующем веке почти непрерывно участвовала в других войнах, создала военную мощь, сделавшую Швецию на определённый период величайшей военной державой в северной Европе. Война, с её ужасными разрушениями и бессмысленными человеческими жертвами, усилила неприязнь между шведами и датчанами, превратила двойственное до этого отношение норвежцев к шведам в чувство страха и спровоцировала сопротивление шведскому влиянию в Норвегии.
Малая война в Венгрии.
Австрийское контрнаступление После неудачи Сулеймана I под Веной в 1529 году, Фердинанд I предпринял в 1530 году контрнаступление, чтобы перехватить инициативу и отомстить за разорение, причинённое 120-тысячной армией Сулеймана. Сулеймановский вассал, король Венгрии Янош Запольяи атаковал Буду, однако Фердинанд сумел взять Гран и другие важные крепости на Дунае. Последствия В 1566 году Сулейман вновь атаковал Венгрию. Он был уже стар, и умер во время Сигетварской битвы, однако в целом кампания оказалась успешной для турок: они нанесли поражение австрийцам в Венгрии и захватили ещё больше территории.
Итальянские войны
Вторая итальянская война (1499—1504) В июле1499 года французская армия вторглась в Ломбардию и практически без сопротивления заняла Милан. Герцог Лодовико Моро бежал в Тироль, где с помощью императора Максимилиана I набрал небольшую наёмную армию из швейцарцев и в 1500 году отбил свою столицу. Однако вскоре французы одержали верх над швейцарцами и пленили Лодовико Моро. Ломбардия перешла под власть Франции, а Людовик XII провозгласил себя герцогом Миланским. Успехи в Северной Италии позволили королю Франции возобновить свои претензии на Неаполь. В 1500 году он заключил Гранадский договор с Фердинандом II Арагонским о разделе Неаполитанского королевства. В 1501 году французские войска вторглись на территорию Неаполя, а испанский экспедиционный корпус высадился в Калабрии. Неаполитанский король Федериго сдался на милость победителей. К 1502 году Южная Италия оказалась разделённой между Францией и Испанией. Людовик XII был вынужден пойти на переговоры. Согласно Блуаскому миру 1505 года Франция признала Неаполитанское королевство владением Испании, но сохранила за собой Ломбардию и Геную. В результате Южная Италия перешла под власть испанского короля, в Северной сохранилась гегемония Франции, а в Средней Италии была восстановлена власть папы римского.
Война Камбрейской лиги (1508—1516)
Вступив на Священный престол в 1503 году папа Юлий II развернул программу создания в Средней Италии сильного современногоПапского государства, способного противостоять иностранным державам. В 1508 году имперская армия попыталась вторгнуться на территорию Венеции, но была отбита, а венецианцы оккупировали Риеку и Триест. Усиление Венеции сплотило против неё европейские государства.
В 1509 году испанские войска захватили венецианские порты в Апулии, армия папы вторглась в венецианскую Романью и занялаРавенну, Венгрия атаковала Далмацию, а армия Савойи высадилась на Крите. Одновременно войска императора захватили Роверето и Верону, а французская армия разгромила венецианцев в битве при Аньяделло.
В 1511 году папе удалось сформировать новый союз, на этот раз против Франции. В состав «Священной лиги», помимо Юлия II, вошли Венеция, Испания, Англия, а чуть позднее — и император Максимилиан I. Хотя первоначально удача сопутствовала французам, которые под командованием Гастона де Фуа захватили Брешию и разбили испанцев в битве при Равенне,
В 1525 году новая крупная французская армия под командованием самого короля Франциска I перешла через Альпы, стремясь возвратить под власть Франции Ломбардию. Однако в битве при Павии французские войска были наголову разбиты испанцами, а Франциск I попал в плен. Находясь в испанском плену, король Франции был вынужден в 1526 году подписать кабальный Мадридский договор, в соответствии с которым он отказался от всех претензий на Италию и уступил Испании бывшие владения Бургундского дома — Бургундию, Артуа и Фландрию.
Последняя Итальянская война (1551—1559)
Результат Като-Камбрезийский мир завершил Итальянские войны. Главным их результатом стало утверждение испанской гегемонии в Италии и превращение Испании в ведущую державу Европы. Франция была вынуждена довольствоваться присоединением небольших территорий, а начавшиеся вскоре Религиозные войны надолго ослабили страну. В ходе войн сильно пострадало хозяйство Италии. Закрепление испанской власти и феодальной раздробленности в условиях разорения страны привело к падению значения итальянских государств в европейской политике и смещению Италии на периферию исторического развития Европы. С другой стороны, вернувшись из Италии, французские и немецкие солдаты и офицеры принесли в свои страны идеалы Ренессанса и гуманизма, что послужило толчком к бурному развитию культуры Возрождения к северу от Альп.
Религиозная Революция (Реформация)
Несомненно, одной из главных причин кризиса традиционного общества Европы является Реформация. Реформа́ция — массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной Европе XVI — начала XVII веков, направленное на реформирование католического церкви в соответствии с Библией.
Её началом принято считать выступление Мартина Лютера : 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций. Основной причиной Реформации явилась борьба между правящим классом и духовенством. В самом центре этой борьбы оказались обычные крестьяне, которые страдали больше всех о введения новых государственных и церковных обложений. Многие задавали себе такой вопрос: «Если земные блага это прелюдия, то зачем церкви столько денег?» Протестантизм получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм). Меры, направленные на борьбу с Реформацией, получили название Контрреформации. Три главные причины Реформации 1) На протяжении всего Средневековья церковь играла значительную роль в жизни общества, идеально вписываясь в господствующий на Западе феодальный строй. Церковная иерархия была полным отражением иерархии светской так и члены клира градуировались по феодальным степеням от папы (верховного первосвященника) до приходского кюре. Являясь крупным феодалом, церковь в разных государствах Западной Европы владела до 1/3 количества всей обрабатываемой земли, на которой использовала труд крепостных 2) Феодальная католическая церковь, бывшая идейной санкцией средневекового общества, могла существовать и процветать до тех пор, пока господствовала её материальная основа — феодальный строй. Но уже в XIV—XV веках в Европе началось формирование нового класса, постепенно захватывавшего в свои руки экономику. (появление буржуазии) 3) Помимо экономического и национального гнёта предпосылкой Реформации послужили гуманизм и изменившаяся интеллектуальная среда в Европе. Критический дух эпохи Возрождения позволил по-новому взглянуть на все явления культуры, в том числе и на религию. Упор Возрождения на индивидуальность и личную ответственность помог критически пересмотреть церковную структуру, а мода на древние рукописи и первоисточники обратила внимание людей на несоответствие первохристианства и современной церкви. Люди с пробуждённым рассудком и мирским мировоззрением становились критически настроенными к религиозной жизни их времени в лице католической церкви. То есть изменения нравов самого общества.
Лютеранство
Мартин Лютер начал протестантскую Реформацию церкви в 16 веке по принципу «убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии». Тем самым начал борьбу с церковным феодализмом и продаже «отпущений» грехов — индульгенций. Лютеране признают два таинства: крещение и причастие. Посредством крещения люди становятся христианами. В причастии они укрепляются в вере. Особенностью лютеранского причастия внутри западной традиции является то, что потиром причащаются все верующие, а не только священники.
Кальвинизм
Жан Кальвин пошёл дальше — он убрал из церкви всё, что в Библии не требуется. Поэтому протестантская Реформация церкви по Кальвину — кальвинистское богословие — характеризуется склонностью к рационализму и часто недоверием к мистике. В церкви по Кальвину, не было ни чего лишнего и мирского, никакой помпезности и золотых украшений, все просто и согласно канонам. Главная заповедь кальвинистов это: Толкование Библии на основе только Библии. Любое место Библии толкуется не с позиций какого-либо человеческого, а исключительно с помощью авторитета Божьего — других мест Библии
Итоги Реформации
Итоги реформационного движения невозможно охарактеризовать однозначно. С одной стороны, католический мир, который объединял все народы Западной Европы под духовным руководством папы римского, прекратил существование. Единая католическая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей, тогда как раньше клирики могли апеллировать к папе в качестве арбитра. С другой стороны, национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной Европы, которая до этого была как бы окраиной Христианского Мира — необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных учебных заведений (в основном в форме церковно-приходских школ), так и высших, что выразилось в создании университетов для подготовки кадров национальных церквей. Для некоторых языков специально была разработана письменность, чтобы иметь возможность издавать на них Библию. Провозглашение духовного равенства стимулировало развитие представлений о равенстве политическом. Так, в странах, где большинство составляли реформаты, мирянам представлялись большие возможности в управлении церковью, а гражданам — в управлении государством. Основным же достижением Реформации стало то, что она значительно поспособствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические. Стремление к экономии, к развитию промышленности, к отказу от дорогостоящих развлечений (равно как и дорогостоящих богослужений) способствовало накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство. В итоге протестантские государства начали опережать в экономическом развитии католические и православные. Даже сама этика протестантов способствовала развитию экономики.
Характеристика нового времени
Историческое и культурное развитие Европы с первой половины XVII в. по 80-е годы XIX в. обычно называют Новым временем, новой историей. Понятия эти появились в европейской науке в эпоху Ренессанса, когда историю стали делить на древнюю (античность), среднюю (средневековье) и новую. Начало новой истории в XIV—XV вв. гуманисты Возрождения связывали с расцветом наук и искусств. В дальнейшем термин «Новое время» приобрел иные значения и продолжает использоваться с необходимыми уточнениями, которые касаются прежде всего основных, наиболее существенных черт Нового времени, его отличия от других исторических периодов, его хронологических и географических границ. Проблемам истории и культуры Нового времени посвящена огромная, практически необозримая литература. Поскольку речь идет о сравнительно недавнем прошлом, объем информации необычайно велик. Помимо многообразия различных точек зрения, философских, исторических, культурологических, искусствоведческих теорий, в этой области гуманитарного знания как нигде сильно влияние идеологий, главная цель которых не объективное описание, а защита интересов определенной группы людей. Идеологические элементы содержит большинство концепций Нового времени, а их существует много десятков. Мы коснемся тех из них, которые сыграли главные роли в формировании современной картины Нового времени. Некоторые ученые рассматривают Новое время как одну из стадий в эволюции человеческого общества. Так, в учении К. Маркса (1818—1883) история изображается как подчиненный объективным законам процесс смены общественно-экономических формаций. Его важнейшим фактором является классовая борьба. Суть новой истории марксизм видит в развитии капиталистической формации, где основными общественными классами становятся капиталисты (буржуа) и наемные рабочие (пролетариат). Маркс считал, что неустранимые (прежде всего — классовые) противоречия капитализма должны привести к его гибели. Выступая как идеолог революционного движения и пророк нового, коммунистического общества, Маркс в то же время был крупным экономистом, социологом, историком. В 50-60-е годы XX в. Р. Арон и У. Ростоу создают теорию индустриального общества. Она описывает переход от отсталого аграрного «традиционного» общества, в котором господствуют сельское хозяйство и сословная иерархия, к промышленно развитому обществу с массовым производством, рыночной экономикой и демократическим социальным строем. В основе этого перехода лежат технические нововведения в сочетании с духом предпринимательства и конкуренции. Индустриальное общество складывается в Европе в XVII—XIX вв. Сегодня в западных и российских публикациях часто употребляется выражение «эпоха модерна» (от франц. модерн — новый, нынешний, современный). Под модерном понимается политическая и экономическая система, созданная в тех же XVII—XIX вв. в Европе и США, вместе с соответствующими ей формами культуры. Распространение норм эпохи модерна на другие регионы мира называется модернизацией. Общества, не пошедшие по пути модернизации, относятся сторонниками этой концепции к числу отсталых, примитивных, неразвитых и даже находящихся вне истории. Идеологическая направленность этих взглядов очевидна. Немецкий социолог, историк и философ М. Вебер (1864—1920) считал, что европейский капитализм обязан своим происхождением протестантской этике, привившей людям такие черты, как трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость. Термины «Новое время», «капитализм» Вебер, в отличие от Маркса, употреблял не в качестве названий реально существующих эпох или общественных формаций, а как схемы, удобные для упорядочения исторического материала. В новой истории Европы можно выделить два периода. Первый охватывает 1640—1789 гг. В эти годы буржуазные общественные и экономические отношения окончательно вытесняют средневековые. Происходит революция в Англии (1640—1688): королевская власть ограничивается, законодательные функции и контроль за правительством переходят к выборному парламенту, юридически закрепляются права граждан. На континенте в этот период господствует абсолютная (неограниченная) монархия, хотя постепенно развивается сословное представительство. В 1776 г. принимается Декларация независимости США. В 1787 г. утверждается конституция США, провозглашающая создание демократической республики. В XVII—XVIII вв. происходят огромные изменения в науке и технике, формируется философия Просвещения, в искусстве складываются стили барокко, рококо, классицизм. Второй период новой истории — с 1789 по 1880 г.- время победы и утверждения капитализма во всей Европе. Решающую роль в этом процессе сыграла Великая французская революция 1789—1799 гг. и последовавшее за ней правление Наполеона Бонапарта (с 1799 г.- первый консул, с 1804 по 1815 г. — император Франции). Развитие европейской цивилизации Нового времени сочетает в себе эволюционные и революционные моменты, медленное накопление определенных явлений и резкие болезненные скачки, приводившие к переворотам в экономике, политике, культуре.
Роль и Итоги Кризиса
Кризис традиционного общества стал судьбоносным для Европы. После всех потрясений, которые прошел в Европе с XVI- начала XVII веков, являлись коренными переменами не только в общественно социальном строе, так и экономическом. Кризис традиционного общества положил конец эпохе Средневековья и дал начало Новому Времени. Итогами этого кризиса можно смело считать зарождение капитализма, падения авторитета папского престола, появления нового общественного класса — буржуазии.
Файлы
Литература
Михаил Хазин «Кризис только начинается!»
Кареев Общий курс истории XIX и XX века до начала мировой войны
Хобсбаум Э. Век Революции. Европа 1789—1848
Косминский Е. А. Историография средних веков. V век — середина XIX века.
--Дмитрий Шевченко 19:20, 4 апреля 2012 (MSK)