Сенге, Питер
- Питер Сенге, Школа Бизнеса, Бостон
- Автор книги Пятая дисциплина - искусство и практика обучающейся организации
- Сенге П. Пятая дисциплина. Искусство и практика обучающейся организации / [Пер. с англ. Б. Пинскера, И. Татариновой]. - М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2009, - 448 с.
Форма мира зависит от Выбора
Senge P., 2000, "A World Shaped by Choice", Imagine, essays on the future edited by Marianne Williamson, Rodale Press, fall 2000.
Мы живем в парадоксальное время, когда люди обладают огромной властью над окружающим миром. Мы обладаем властью вылепливать мир вокруг нас и задавать направление, в котором мир изменяется.
На одном из недавних семинаров для успешных предпринимателей я ощутил глубокое чувство болезненности всего происходящего. Хотя многие могли сказать массу вещей о нашем будущем, всех не оставляло чувство фатализма. В конце концов, я нарисовал на доске простую кривую и спросил аудиторию: "Отражает ли этот график будущее, на которое никто из нас не может повлиять? " И мы все согласились, что это так.
Рисунок, который я нарисовал, был кривой экспоненциального роста. Я обозначил его как "технологическое продвижение". Но, с тем же успехом я мог обозначить этот график как "тоска" или "бессилие". Мне кажется, что это образ нашего мира и все мы тайно с этим согласны. Ирония заключается в том, что этот график есть творение рук человеческих. Он создан нашими руками. Рост прогресса не продиктован космосом. Это не физический закон. Это продукт организации современного мира.
В индустриальную эпоху природный и социальный капитал воспроизводят капитал производственный и финансовый. Мы уничтожаем леса и почвы - среду обитания для множества видов. Утрата биологического разнообразия сопрягается с утратой культурного разнообразия. Уменьшается число биологических видов, уменьшается число существующих лингвистических систем и вместе с ними разнообразие мыслей и средств выражения, которые развивались человечеством в течение тысячелетий. Потери природного капитала сопряжены с потерями капитала человеческого, ростом числа безработных и голодающих.
Настоящие изменения уже на пороге. Один из создателей Sun Microsystems - Bill Joy описывает "почему будущее не нуждается в нас". Он использует примеры из области генетической инженерии, нанотехнологий, робототехники и молекулярной электроники. Чувствующие машины, способные к самовоспроизведению из области фантастики шагнули в наш мир. Постепенно происходит признание, что роботы, способные мыслить и чувствовать могут быть лучше приспособлены к окружающей среде. Экологическое разрушение и развитие мыслящих машин шагают рука об руку. Продолжая разрушать окружающую среду, которая удовлетворяла потребности множества видов и наши собственные, не очищаем ли мы стол для видов, которые окажутся более приспособлены к жизни в этих новых условиях.
Все это не новость. Все эти события описаны многократно. Однако мы продолжаем вести себя так, как будто мы не можем оказать никакого влияния на происходящие вокруг нас события, так как будто этот технологический рост является законом природы. Я полагаю, что наше отношение к технологии является ключевой проблемой, от решения которой зависит будущее, которое мы оставим нашим внукам. Проблема не в самой технологии, но в людях, которые создают эту технологию. Проблема в том, что мы утрачиваем способность делать выбор. А эта способность влияет на наше будущее.
Время машин и машинных систем.
Как правило, отдельные технологи редко испытываю чувство беспомощности и отсутствия влияния на технологические системы. Многие из них считают себя технологическими богами. Но, те же самые люди чувствуют собственную беспомощность перед крупными паттернами технологических изменений, перед такими вопросами как последствия генетической инженерии. Этот фатализм кроется в системе, которая контролирует эти крупные технологические паттерны. Под "системой" я имею именно то, что имеет в виду большинство из нас, используя этот термин. Например, существует система глобальных финансовых рынков, которая взаимодействует с системой владения капиталами, которая взаимодействует с системой корпоративного управления и особенно системой управления персоналом, включая систему развития и обучения исполнителей. Взятые в совокупности эти системы в единстве с рынком труда, желаниями потребителей, государственным регулированием образуют то, что люди часто называют глобальным капитализмом или глобальным корпоративным порядком. Этот термин указывает на нечто, что мы контролировать не можем, но что может контролировать нас. Часто этот термин используется как маска конспиративной теории о том, что существует маленькая группа людей, которые "из-за занавеса" скрыто контролируют всю эту систему. Был я за многими этими занавесами, но нигде там никаких людей не обнаружил. Я обнаружил там таких же людей, которые чувствуют, что они должны продолжать свою бешеную гонку и что какая-то система все контролирует.
Вот это я и называю системой. Многим из нас свойственно понимание системы индустриального времени. Мы воспринимаем систему как машину. В период 1750 по 1820 продуктивность труда в Англии поднялась в 200 раз за счет использования паровых машин. Это было рождение прототипа системы конвейера. Конвейер породил образ организации людей как механической системы. Конвейер был столь мощным конструктом трансформировавшим общество, что он стал моделью для организации не только работы, но и школы. Современные городские системы школьного образования являются продуктом середины 19 века и полностью копируют систему организации конвейера, которым так восхищались специалисты образования - четко выделенные стадии, жесткое расписание и звонок на стене. Эта система машинного образования и думанья породила современные корпорации, которые хотя и значительно сложнее конвейером, все равно остаются в нашем коллективном разуме "машинами для деланья денег".
Ирония в том, что мы создали машины и машинную систему. Потом мы утешили себя, что кто-то другой находится у руля. Мы научились смотреть на все в этом мире так, как будто это машина. Биологи отделяют живые системы термином аутопоэзийный против алопоэтизийный. Системы, которые сами себя создают против систем, которые создаются за счет внешнего воздействия. Привычка к механическому мышлению приводит к тому, что мы рассматриваем большинство из объектов и событий, включая нас самих как объекты, созданные внешними силами. Неудивительно, что несмотря на свою технологическую мощь мы испытываем бессилие. Мощь и бессилие имеют один и тот же источник.
И все-таки я надеюсь на изменения.
Приходит время живых систем.
Наш машинный способ рассмотрения окружающего мира является только способом рассмотрения. Есть эта точка зрения, но могут быть и другие. Мы можем рассматривать систему как взаимоотношения, в которых мы ежедневно участвуем в своей жизни. Это можеи звучать абстрактно, но на самом деле за этими словами стоят очень конкретные вещи.
Представьте себе группу людей, работающих над созданием нового продукта. Они пытаются создать уникальную разработку, но по ходу проекта группа оказывается в сложном положении. Они запаздывают с завершением проекта, и каждый начинает катить бочку на остальных. Разработчики дизайна считают, что производители могли бы быть порасторопнее. Специалисты по электронике добавили какую-то дополнительную функцию, которая на их взгляд должна привлечь внимание покупателей. Каждая подгруппа встречается с трудностями и наступает всеобщяя подавленность и разочарование. В какой-то момент все чувствуют раздражение и понимают, что и все остальные испытывают те же чувства. И тогда один из инженеров говорит - "мы все в одной лодке". И молодая женщина-инженер говорит - "Может быть, мы разыгрываем обычную трагедию общих ресурсов?" И она рисует диаграмму - одну из тех диаграмм, которые так любят рисовать все инженеры, на которой изображен известный биологический феномен. (Garrett Hardin) когда каждый из членов группы пытается отстоять свои личные интересы и стремительно расходует общий ресурс. В результате общий ресурс расходуется и вся группа проигрывает. Мы как пастухи, каждый из которых стремится дать своей отаре отожрать как можно больше, до тех пор, пока все пастбище не будет уничтожено. Наши отары - это подсистемы проекта, а наш общий ресурс это - наше доверие, наши отношения внутри организации, наша способность помогать друг другу и работать вместе. "Боже мой!" - воскликнул другой инженер - "Что же мы сделали с собой"!
И с этого момента недовольство рассеялось, а общая креативность резко пошла вверх. Группа успешно завершила проект.
На самом деле мы все рождаемся системными мыслителями, способными воспринимать и понимать системы, с которыми мы взаимодействуем. Редкий ребенок в четыре года не понимает, что если он не приберется в своей комнате, то это сделают мама или папа. Дети в этом возрасте очень хорошо понимают паттерн взаимосвязи поведения нескольких людей, которые поддерживают чистоту в комнате, точно так же как они понимают множество других социальных систем, в которые они включены в своих семьях и в сообществах своих друзей. Затем, к несчастью, они идут в школу.
Но, представим другой тип школы, где наше естественное стремление к пониманию постоянно поддерживается и подпитывается. Дети продолжают удовлетворять свое любопытство о том, почему вещи происходят так, как происходят. Вместо того чтобы получать инструкции от всезнающих учителей, они узнают о том, как они могут свой собственный мир. Они учатся, делая, а не слушая. Они узнают о том, кем являются они сами. Вместо того чтобы протестовать против взрослых, которые требуют их внимания и послушания, они сами ищут взрослых, которые могут дать им нужный совет и служить образцами для поведения. И дети находят эти образцы повсюду.
Далее следует пример с Андреа и Пауло, которые работают консультантами по дизайну, и проводят самостоятельные исследования в национальном парке, который расположен к северу от их города. Они строят компьютерную модель и изучают последствия строительства дороги. И если они не согласны друг с другом, они обращаются за помощью к взрослым и работают с группами фермеров и индейцев. И они собираются все вместе один раз в месяц для обсуждения общих вопросов. Этот день - "День Сообщества".
Все связано в Бостоне Обсуждение:Сенге, Питер
Это не просто факультативный проект для учеников изучающих научный образ мира. Это путь, на котором они изучают науку. Здесь они делают это в два раза быстрее, чем они бы делали это в классе. Они уже не дети, они учатся вести реальную исследовательскую работу и быть членами сообщества, которые делают окружающий мир лучше. В День Сообщества люди вновь соединяются с социальной сетью, которая и есть школа. Для этих детей школа более не является системой, которую создали какие-то внешние силы и которой должны подчиняться и школьники и учителя. Теперь это сотни соучеников, которые внутри своего сообщества постоянно прокладывают живой учебный курс, "учебный детский сад на всю жизнь", как называет его Митч Резник.
Это все реальные истории о том, как люди работают и учатся вместе. У меня сотни таких историй, многие из которых собраны и изучены благодаря совместным усилиям людей внутри сети SOL (the Society for Organizational Learning). Эти истории показывают, что мы можем взаимодействовать с системами, которые определяют нашу повседневную жизнь. Мы можем выстраивать свой собственный социальный мир, в котором люди живут с большим уважением друг к другу и к окружающей природе. Этот мир отличается от мира, в котором цели и ответы знают начальники и учителя.