Географический центр Пошехонского района Ярославской области
Содержание страницы не соответствует названию - на этой странице только про край, а не про команду и школу! Следует либо переименовать страницу, либо перенести информацию о команде и школе на страницу команды!
Содержание |
Авторы
Команда Искатели Пошехонского района Ярославской области
Название
Географический центр Пошехонского района
Место на карте
Для этого укажите точные координаты, название места, а также измените широту, долготу и масштаб предъявления!!!
Например:
<googlemap version="0.9" lat="59.00097" lon="50.210205" type="terrain" zoom="4"> 57.6301, 39.865631, Ярославль Ярославль, Ярославская область
58.57, 38.84, Географический центр Пошехонского края Ярославской области </googlemap>
История создания
(если располагаете)
Рассказ экскурсовода
Опишите место, где находится, рассчитанный Вами географический Центр.
Чем интересна близлежащая территория? (географическое, литературное и историческое прошлое и настоящее прилегающей территории)
Наряду с текстовой информацией разместите здесь информацию в виде презентации, буклета, видеосюжета о новом туристическом бренде (Можно использовать Youtube, Picasa, Google-документы, Calameo, Scribd и другие сервисы).
Экскурсия по городу Пошехонье
Дорогие гости города! Посетив наш город, вы познакомитесь с историей его возникновения, узнаете об историческом прошлом, увидите памятники архитектуры XIX века.
История возникновения города Пошехонье
Пошехонье – древняя земля, глубинка центральной России. Первоначально Пошехонье – это обширная местность на левой стороне реки Шексны в её среднем и нижнем течении. Само название произошло от другой формы наименования этого левого притока великой Волги – Шехонь/Шехона. В 1486 году был образован Белозерский уезд, а в 1541-ом, в период укрепления Русского централизованного государства - из этого уезда выделена новая отдельная территориально-административная единица - Пошехонский уезд Центром его было определено Белое село . В 1540 году пришел в “ пределы Пошехонския” монах Адриан, ставший впоследствии местным святым, и с 1543-го - начал строить монастырь, который сыграл заметную роль в истории уезда и города. Самым значительным центром Пошехонского края было село Пертома, расположенное при слиянии рек Согожи, Соги и Пертомки. Основание территории, как и в большинстве приречных поселений, начиналось со стрелки, образованной впадением реки Пертомки в реку Согожу. Именно здесь размещался ансамбль соборной Троицкой церкви, сначала деревянной, затем с XVIII века каменной (с торговой площадью). От собора вдоль берегов рек расходились дороги-улицы, которые формировали продольное размещение слободы, являлись внешней связью с населенными пунктами региона. В окрестностях села с XVI века располагались монастыри. Спасо-Преображенский в 30 верстах по реке Сохоти и Адрианов в шести верстах по реке Ветке, который владел крестьянами села Пертома. В 1680 году административный центр уезда, его городское Правление были переведены из Белого села в монастырское село Пертому, не случайно некоторые краеведы ведут отсчет действительной истории города Пошехонье с этого года. В петровские времена уезд входил в состав Петербургской губернии, с 1727 года приписан к Ярославлю и в составе Ярославской провинции к Московской губернии. В 1777 году Указом Екатерины II село Пертома переименовано в город Пошехонье, уезд включен в состав Ярославской губернии, в следующем году утвержден Герб города, который в настоящее время является гербом Пошехонья.
Советский период в Пошехонье
Когда 20 июня 1918 года в Петрограде был убит Народный комиссар по делам печати и агитации Володарский, трудящиеся Пошехонья на траурном митинге приняли резолюцию о присвоении городу названия Пошехонье-Володарск в память о революционном деятеле (очень часто можно было встретить сокращенное написание названия города П-Володарск). Историческое название было возвращено в 1991 году. В годы Советской власти Пошехонье – Володарск стал центром большого сельскохозяйственного района. Появились новые предприятия местной и кооперативной промышленности по переработке сырья и сельскохозяйственной продукции, сырмаслозавод, льнозавод, рыбозавод. В это же время происходит переименование улиц города. Они имеют радиально-кольцевое расположение. Напольная улица, которая являлась границей города в XIX веке, переименована в улицу имени Войнова. За Напольной улицей находилось городское кладбище, где в 1822 году была построена каменная церковь Успения Божьей матери. Главная улица города Ярославская стала называться улицей имени рабочего С.А. Преображенского. Во время мятежа против советской власти в 1918 г. Сергей Александрович Преображенский был убит возле Андрианова монастыря. Он был одним из первых руководителей Советской власти в Пошехонье. Дворянская улица переименована в Советскую, Столыпинская – в Пролетарскую.Мологская улица после Великой Отечественной войны получила имя Героя Советского Союза лётчика В.Г. Семенишина.Одна из улиц города названа в честь первой женщины-космонавта В.В. Терешковой. Имя В.В. Терешковой связано с Пошехоньем ещё и тем, что именно она помогла городу в установлении нового памятника В.И. Ленину Эта скульптура Владимира Ильича одна из последних в Советском Союзе. Местным властям стоило не малых трудов отстоять его установку в конце 80-ых, когда такие монументальные проявления респекта вождю мирового пролетариата были уже не актуальны. История с появлением памятника Ленину в Пошехонье похожа на легенду. Все началось в конце 80-ых. Прежний гипсовый Владимир Ильич, установленный в 1938 году, стал буквально разваливаться на глазах. И тогда местные власти обратились в Москву в Министерство культуры. Но достучаться пошехонцам до столичных чиновников оказалось невозможно. Помог случай. В августе 1985 Пошехонье посетила Валентина Терешкова. В то время ярославская Чайка возглавляла Комитет советских женщин при правительстве страны. К ней с просьбой и решила обратиться Антонина Петровна Мочалова, бывшая тогда секретарем пошехонского отделения компартии по идеологии. Она рассказала высокой гостье о проблеме. Валентина Владимировна прониклась и пригласила Антонину Петровну в Москву. Дальше все случилось как в сказке. Валентина Терешкова помогла с деньгами, материалами, проектами, выбором подрядчиков. Через год в Пошехонье по случаю открытия нового памятника Ленину состоялся праздник района. По тем временам заполучить каменное изваяние вождя, за такое короткое время, для небольшого городка было чем-то из разряда фантастики. Памятник открыли в 1986-м г. До сих пор поражают размеры памятника, художественное исполнение. Не поскупились и на материалы. Ильич не из гипса или чугуна, а из розового гранита. Базарная площадь была переименована в площадь Свободы. Именно здесь находится памятник В.И. Ленину как символ советской эпохи.
Троицкий собор
На стрелке, где река Пертомка впадает в реку Согожу, находится ансамбль Троицкого собора с восстановленными в 2007 г. куполами. Троицкий собор является древнейшим каменным зданием, сохранившимся в Пошехонье. Его композиционное ядро – в плане близкий к квадрату массивный двухсветный четверик, увенчанный высоким широко расставленным пятиглавием. С востока к четверику примыкала трехапсидная алтарная часть, а с запада - небольшая прямоугольная в плане трапезная. Толстые стены и два мощных, квадратных в плане пилона служат основой для системы подпружных арок и крестовых сводов. Барабан центральной главы световой, боковые главы глухие. Внешний облик Троицкого собора весьма лапидарен (выразителен, ясен). Простые, лишенные наличников оконные проемы на северной и южной стене расположены по три в ряд в верхнем ярусе и по одному по сторонам портала в нижнем. Ныне нижние окна и порталы растесаны и частично утрачены. Карниз с зубчиками служит как бы основанием для пяти полукруглых кокошников, расположенных в верхней части каждого фасада. Внутреннее убранство Троицкого собора не сохранилось. От стенописей середины XVIII века уцелели лишь незначительные фрагменты. К северо-западу от собора высится четырёхъярусная колокольня, выстроенная во второй половине XIX века. К северу от Троицкого собора находился входивший в состав соборного комплекса не сохранившийся до наших дней теплый храм Рождества Христова. Христорождественский храм был снесён в 1920, Троицкий закрыли и использовали как мазутный цех, колокольню – как водонапорную башню. Троицкий собор и колокольню возвратили церкви в конце 90-х годов.
Город пяти рек и семи мостов
Весной 1941 года после создания Рыбинского водохранилища изменился ландшафт города. Появились большие водные пространства, подступившие вплотную к городскому центру, часть территории оказалась под водой. Реки в Пошехонье - гордость и краса города. Центральным своим «фасадом» город выходит на реку Согожа, в которую впадает Сога. С другой стороны в Согожу впадает Пертомка. Таким образом, Пошехонье стоит на своеобразном мысе окаймленным с запада и востока реками впадающими в Согожу. За обилие рек Пошехонье называют «Северной Венецией», "Городом пяти рек и семи мостов". Здесь протекаю Согожа, Сога, Пертомка, Шельша, пятая река Шексна затоплена водами Рыбинского водохранилища. Неудивительно, что в Пошехонье живет Водяной. До 16 апреля водяной спит, а проснувшись, разъезжает по своим угодьям на соме, как на лошади. Туристический праздник проходит, начиная с 16 апреля 2005 года под названием «Хозяин рек пошехонских». Главный герой, естественно, водяной. Мифологический персонаж русского фольклора наряжается в красную рубаху и пестрые штаны, покидает согретое местечко на дне омута и выходит к гостям. Он добрый, любит песни, игры, шутки и дает советы приезжим по части рыбной ловли. Именно в 2005 году Водовик Водяникович Пошехонский (такое имя записано в паспорте водяного) прописался в нашем городе.Презентация Пошехонский водяной
Пошехонье считается родиной русского анекдота. Здесь, как и в болгарском городе Габрово, творятся всяческие нелепости. Интерес к образу пошехона-чудака возник в России давно. Все начиналось с фольклора, русской культуры начала XVIII века. Наивные пошехонцы на елку лазали, чтобы Москву посмотреть, лукошком солнце ловили, в трёх соснах заблудились, плели лапоть размером с лодку и ночью путались в собственных ногах.В 1798 году в Санкт-Петербурге вышла в свет книга Василия Семеновича Березайского «Анекдоты древних пошехонцев». В 1821 году, в год смерти создателя книги, под названием «Анекдоты, или веселые похождения старинных пошехонцев» вышло ее второе издание, а в 1863 году – следующее. Главным объектом иронии и насмешки Березайского были невежество и глупость. Тип «весёлого пошехонца», созданный Березайским, утвердился в России, был популярным и просуществовал в лубочных изданиях вплоть до н. ХХ столетия. Можно с уверенностью сказать, что к этим анекдотам «приложили руку» и сами пошехонцы, которым было выгодно изображать из себя недотёп, с которых нечего взять. Пошехоны- чудаки в настоящее время - это литературные персонажи из книги Василия Березайского «Анекдоты древних пошехонцев», написанной более 200 лет назад. Коренные пошехонцы и гости города встречаются с пошехонами-чудаками в стране Пошехонии и играют с ними в игры, основанные на анекдотах о древних пошехонцах. За 2 года (2009-2010) пошехонские чудаки стали узнаваемым туристическим брендом. Собирательный образ расторопных пошехонских мужичков завоевал неподдельный интерес местных жителей и гостей города. Презентация Пошехоны-чудаки
Пятницкая основная общеобразовательная школа
Приглашаем Вас совершить уникальное путешествие. Добро пожаловать в наш замечательный Пошехонский край. Пошехонье. Древняя земля. Глубинка Центральной России…. Здесь корни страны, Здесь истоки народа, Снегов белизна, Алый отблеск восхода И купол небес Ослепительно синий Мой край пошехонский – надежда России!
- Приглашаем в путешествие всех, кто желает пообщаться с уникальным по богатству и разнообразию историко-культурного наследия Пошехонского района., с его природой во всей ее красе.
Многое из того, что сохранено здесь, в этих уютных уголках Русской глубинки, казалось, уже давно разрушено и забыто. Древнерусские ремесла, культурное наследие, спокойная монастырская жизнь – все это вы увидите, пропустите через сердце, оставите в своей душе, совершив путешествие по Пошехонии.
- Наш туристический маршрут начинается на границе двух районов: Пошехонского и Даниловского. Здесь протекает река Ушлонка, которая несет свои воды в реку Ухра.
- На берегу реки находится святое место «Рябинина пустынь». Здесь много лет покоилось тело преподобного мученика Адриана Пошехонского, убитого злодеями в Адриановом монастыре, привезенного за 30 верст и брошенного в бочаг реки Ушлонка. Местный крестьянин Исидор нашел тело, положил в гроб и похоронил его под помостом разрушенной церкви, находящейся неподалеку. А рядом посадил деревце – рябинку. С 1626 года господь благоволил открыть святые мощи Адриана. Каждый год на Илиинскую Пятницу собирались здесь жители окресных деревень, а также Вологды, Костромы, Ярославля, Романова. Сюда же приносилась и икона великомученицы Параскевы, ставилась на месте бывшего храма, у рябины, и совершались многие молебствия. С некоторых пор стали совершаться там чудеса: многие болящие получали исцеления от различных недугов. Молебны святой великомученице усилились. Болящие прикладывались к иконе и затем пролезали сквозь сучья рябины, и исцелялись, - конечно, не от дерева, как многие по простоте полагали, а от лежащих тут святых мощей преподобномученика Адриана. В эти годы здесь возводится церковь во имя святого пророка Ильи и великомученицы Параскевы, а затем устраивается монастырь. Нетленные останки Адриана были найдены и перевезены в Адрианов монастырь.
- Дальше наш маршрут лежит мимо села Покров – Рогуля, где расположена полуразрушенная церковь Косьмы и Дамиана, XIX века и церковь Покрова Богоматери, 1763 года.
- Следующая остановка – святой источник. Это место предоставляет возможность восстановить душевное и физическое здоровье благодаря не только тишине и чистоте природы, но и особой ауре этих мест: красивейшая река Иней, родник, сосновые и еловые леса, древнее болото, удаленность от центров развитой промышленности. Пройдя по лесной тропинке, перед нами открывается прекрасный пейзаж и родник Святого Адриана Пошехонского. Недалеко от этого местечка раньше располагалась деревня Зайцево. Все ее жители были долгожители, так как часто испивали родниковой воды. Раньше родник выглядел очень просто. А сейчас приобрел свою красоту. Люди говорят, что душа радуется каждому проведенному здесь часу. Родник освящен в июне 2006 года отцом Григорием (церковь Жен Мироносиц с. Дмитриевское). «Хозяин» родника Андреев Алексей Васильевич, который возродил этот уникальный водоем. Он организовал строительство часовенки, купальни, работа по возрождению святого источника продолжается. Органолептические показатели воды прекрасные. Вода чистая, вкусная, без посторонних запахов и привкусов. Здесь можно окунутся в святую воду, насладится душистым лечебным чаем, настоянным на травах и уйти с чистой, доброй душой. [[1]]
- В 7 километрах от этого места в д. Погост-Пятницкий Белосельского сельского поселения находится храм Святой Параскевы наречённой Пятница, построена в 1767 – 1779 гг. Церковь внесена в список ценных архитектурных памятников. На ней есть и купол и шатёр. Стены и купол были украшены фресковой росписью и лепниной. Через века ни дожди, ни снега не смыли краски, они остались яркими на тех местах, где ещё сохранилась штукатурка. Неразрывно связана история храма с историей местного святого источника. Сейчас ведутся работы по благоустройству этого родника.
- Затем наш маршрут идет по тракту, согласно легенде, здесь проезжала Екатерина II. Село Белое названо царицей. Здесь расположена церковь Воскресения 1795 года. В 1541 году был образован Пошехонский уезд. Центром его было село Белое до 1680 года. Белосельская земля родина известного краеведа Балова Алексея Васильевича (1861 – 1942.
- Дальше наш путь лежит в село Дмитриевское. Здесь расположена церковь Жен Мироносец. В ней три престола. Летнее помещение Жен Мироносец, а зимнее имеет два престола: по левую сторону - святой Пятнице, по правую сторону - Дмитрию.Церковь построена в 1783 году на пожертвования прихожан. В 1999 году был произведен ремонт храма. По шоссе подъезжаем к Адрианову монастырю.
- Адрианов-Успенский монастырь (или Адрианова-Бельская пустынь), мужской, 3-го класса (с 1764 г.), находился в Ярославской губернии, Пошехонского уезда, в 5-ти верстах к юго-востоку от Пошехонья по дороге в Данилов, при реке Ветхе.
Он был основан в 1543 г. преподобным Адрианом Пошехонским и старцем Леонидом. Главный храм обители - Собор в честь Успения Божией Матери. Святыни: икона Божией Матери "Успение", святые мощи преподобного Адриана. Память в Православной церкви 5 (18) марта и 19 ноября (2 декабря). В прежние времена Пошехонский Адрианов монастырь называли северным Афоном. Здесь был самый строгий устав, а женщинам и вовсе не позволялось входить на его территорию. 5 марта 1550 года вооруженные крестьяне Белосельской волости с «благословения» священника Косаря напали на монастырь, ищя «сокровищ». Нашли 40 руб., скопленных на строительство нового храма, и ларец с принадлежностями иконописца. Адриан был задушен (по другой версии задавлен полозьями саней), убит один монах, прочие подвержены истязаниям, обитель разграблена. Белосельцы были уличены судом, понесли наказание. По благословению патриарха Филарета, в Рождественский пост 1626 года (или 1627 г.) мощи были обретены, перенесены в Адрианову пустынь и положены в соборной церкви Успения. В 1699 году монастырь погорел, сгорели и храмы. Через год построена деревянная церковь, а затем и каменный собор. Своё архитектурное завершение монастырь получил в XIX веке, когда все деревянные постройки заменились на каменные. К началу XX века в монастыре осталось только два храма, оба каменные: собор Успения Божией Матери с приделами во имя Николая Чудотворца и мучеников Адриана и Наталии, и зимний храм Богоявления Господня с приделом в честь Рождества Пресвятыя Богородицы. При монастыре имелась странноприимная, в которой находили приют и пропитание бедные богомольцы и странники. При монастыре имелась и школа, в которой обучалось до 70-ти человек – детей обоего пола. В 1918 году обитель закрыли, разграбили, монастырское кладбище распахали под огороды, уцелевшие от погромов строения распределили под дома и дачи, а потом и вовсе забросили. Духовная жизнь в Адриановом монастыре возродилась в 2000 году. Монастырь был открыт как женский. 2006 году женский монастырь был преобразован в мужской. В 2007 году был оштукатурен весь колокольный комплекс, сделана новая крыша и все строительные работы внутри северного крыла. На территории имеются: огород, хозяйственные постройки, среди них гараж, скотный двор и др. В одной из хозяйственных построек расположен естественный ледник. Внутри постройки бьёт родник, благодаря которому зимой происходит естественное намерзание льда. Недавно в монастыре произошло знаменательное событие – первый за долгие годы монашеский постриг. На плечи наместника монастыря иеромонаха Димитрия легло теперь особое попечение, – о котором специально напомнил Владыка Кирилл, – быть духовным наставником и нести все неизбежные на пути монашеского делания скорби не только самому, но и за новых иноков[[2]]
- Следующая остановка город Пошехонье. Город пяти рек и семи мостов. Коренные жители и гости любовно называют его «Северной Венецией». Это большое историческое место, связанное с прошлым нашего народа. Город богат историческими событиями, архитектурными памятниками и знаменитыми людьми. Цивилизация и время меняют лик родных просторов, стираются памятники прошлого. И все же надо стараться сохранять для наших потомков и красоту ландшафта, и исторические памятники местного значения. В 1777 году Указом Екатерины II село Пертома переименовано в город Пошехонье. Интересно название Пошехонье? Откуда оно произошло? Эта местность располагалась на левой стороне реки Шексны. Название произошло от притока великой Волги – речки Шехонь (Шехона).
- В Пошехоньи две площади, 45 улиц, 10 переулков, проживает более 8 000 человек. В городе радиальное расположение улиц, ориентированных на соседние города (Любимская, Даниловская, Рыбинская, Ярославская, Мологская ). Здесь есть своя набережная, мосты, высокая колокольня, ручьи и реки, кругом леса. Много лет назад пошехонские мастера ковали с усальное золото, которым отделывались купола храмов Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. На площади Свободы прекрасно гармонируют старые здания: торговые ряды, Троицкий собор и новые: Администрация, Сбербанк, Центральный банк. Пошехонцы гордятся парком и мемориальным ансамблем Боевой Славы (Аллея героев, памятник братьям Королевым, погибшим в годы Великой Отечественной войны).
- Одна из первых достопримечательностей, которую увидят туристы, попадающие в центр города – это Троицкий собор, прекрасный памятник архитектуры середины XVIII века. Он старше самого Пошехонья. Храм построен еще до переименования Екатериной II села в город. Раньше здание использовалось под мазутный цех, а стоящая рядом колокольня служила водонапорной башней. Но возрождалась духовная жизнь современного Пошехонья не в Троицком соборе, а рядом. Колокольню, хоть ее и превратили в водонапорную башню, было легче приспособить под службы. Огромная заслуга в деле возрождения принадлежит отцу Григорию и самим прихожанам храма. С терпением и надеждой они по крупицам направляли силы на созидание ради возрождения веры в сердцах пошехонцев. Сейчас Троицкий собор восстановлен. Здесь проходят службы. [[3]]
- Также в городе можно посетить историко-краеведческий музей, где подробно представлены история и природа Пошехонского края, народные промыслы. Торговые ряды были возведены в 1830 году в стиле позднего классицизма. Успенская церковь (1820-1822 г.г.) расположена у городского кладбища, где похоронена почитаемая в Пошехонье Манечка Сохотская. Особый интерес для туристов вызовет встреча с Хозяином лесов Пошехонских – бурым медведем, знакомство с его зимним жилищем – настоящей берлогой в музее и в Доме Топтыгина. Вы можете стать участником «Пошехонских потешек» - это народные забавы и гуляния на площади города. Вас встретит Водяной, угостят наваристой ухой и пышными пирогами. А затем наш путь продолжится к географическому центру Пошехонского района.
Галерея
Фото эскиза или макета памятного знака "Географический центр".
Можно использовать...
- P1010656.jpg - '''некорректное имя файла; не указан автор'''
Информационные ресурсы
(Литература, Интернет-ресурсы, другие источники которыми Вы пользовались при подготовке материалов)
- Емельянов Л.К. Из истории Пошехонья: Сельская новь, 2000, 2 августа, № 61
- Борисов Н.С. Малые города Верхневолжья. Рыбинск. Мышкин. Пошехонье. Архитектурно -художественные памятники XVII-XIX веков. 2007
- Юрий Васильев. Пошехонье – Москва: Огонек, 2006, № 22
- Материалы из архива МУК «Центр туризма Пошехонского муниципального района"