Географический центр Пошехонского района Ярославской области

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Авторы

Команда Искатели Пошехонского района Ярославской области

Название

Географический центр Пошехонского района

Место на карте

<googlemap version="0.9" lat="59.00097" lon="50.210205" type="terrain" zoom="4">

58.57, 38.84, Географический центр Пошехонского края Ярославской области </googlemap>

История создания

Команда "Искатели" у памятного знака

Пользуясь методикой Б.В. Нуждина, наша команда рассчитала координаты географического центра: 58 градусов 34'12" с.ш. и 38 градусов 50'24" в.д. В середине ноября мы установили памятный знак недалеко от деревни Каменка-3. Большую помощь в создании знака оказал профессиональный художник и учитель Белосельской школы Чернов Алексей Александрович. На знаке вырезан медведь - символ Пошехонского района, к тому же сам географический центр находится в так называемом "медвежьем углу". Внизу вырезаны рыбки, так как наш край богат реками, окаймляется Рыбинским водохранилищем. Знак размещён на столбе, здесь же находятся таблички с указанием координат географического центра и указатель на центр Пошехонского района. На вершине столба прикреплён небольшой флюгер. Теперь каждый, кто будет проезжать мимо может ознакомиться с новой достопримечательностью нашего края.

Экскурсия по Пошехонскому краю к географическому центру

Приглашаем Вас совершить уникальное путешествие.

Добро пожаловать в наш замечательный Пошехонский край.

Пошехонье. Древняя земля. Глубинка Центральной России….

Здесь корни страны,

Здесь истоки народа,

Снегов белизна,

Алый отблеск восхода

И купол небес

Ослепительно синий

Мой край пошехонский – надежда России!

Приглашаем в путешествие всех, кто желает пообщаться с уникальным по богатству и разнообразию историко-культурного наследия Пошехонского района., с его природой во всей ее красе. Многое из того, что сохранено здесь, в этих уютных уголках Русской глубинки, казалось, уже давно разрушено и забыто. Древнерусские ремесла, культурное наследие, спокойная монастырская жизнь – все это вы увидите, пропустите через сердце, оставите в своей душе, совершив путешествие по Пошехонии.

Наш маршрут ведет к Географическому Центру Пошехонского района, который расположен у деревни Каменка (на северо-восток 4,7 км в лес) и имеет следующие остановки

1. Рябинина Пустынь

2. село Покров - Рогуля.Церковь Косьмы и Дамиана.

3.Святой источник.Родник Святого Адриана Пошехонского.

4.Храм Святой Параскевы наречённой Пятница.

5.Село Белое. Церковь Воскресенья.

6. Село Дмитриевское. Церковь Жен Мироносец

7.Адрианов-Успенский монастырь (или Адрианова-Бельская пустынь).

8.Город Пошехонье. Троицкий собор.

9. Торговые ряды.

10. Успенская церковь.

11.Историко-краеведческий музей

12.Мемориальный ансамбль Боевой Славы.

13.Народные забавы и гуляния на площади города (встреча с хозяином лесов Топтыгиным, с Водяным)

14.Рыбинское водохранилище.

15. Сохоть

16. Географический центр Пошехонского района.

Святыни Пошехонского края

Наш туристический маршрут начинается на границе двух районов: Пошехонского и Даниловского. Здесь протекает река Ушлонка, которая несет свои воды в реку Ухра.

На берегу реки находится святое место «Рябинина пустынь». Здесь много лет покоилось тело преподобного мученика Адриана Пошехонского, убитого злодеями в Адриановом монастыре, привезенного за 30 верст и брошенного в бочаг реки Ушлонка. Местный крестьянин Исидор нашел тело, положил в гроб и похоронил его под помостом разрушенной церкви, находящейся неподалеку. А рядом посадил деревце – рябинку. С 1626 года господь благоволил открыть святые мощи Адриана. Каждый год на Илиинскую Пятницу собирались здесь жители окресных деревень, а также Вологды, Костромы, Ярославля, Романова. Сюда же приносилась и икона великомученицы Параскевы, ставилась на месте бывшего храма, у рябины, и совершались многие молебствия. С некоторых пор стали совершаться там чудеса: многие болящие получали исцеления от различных недугов. Молебны святой великомученице усилились. Болящие прикладывались к иконе и затем пролезали сквозь сучья рябины, и исцелялись, - конечно, не от дерева, как многие по простоте полагали, а от лежащих тут святых мощей преподобномученика Адриана. В эти годы здесь возводится церковь во имя святого пророка Ильи и великомученицы Параскевы, а затем устраивается монастырь. Нетленные останки Адриана были найдены и перевезены в Адрианов монастырь.

Дальше наш маршрут лежит мимо села Покров – Рогуля, где расположена полуразрушенная церковь Косьмы и Дамиана, XIX века и церковь Покрова Богоматери, 1763 года.

Следующая остановка – святой источник. Это место предоставляет возможность восстановить душевное и физическое здоровье благодаря не только тишине и чистоте природы, но и особой ауре этих мест: красивейшая река Иней, родник, сосновые и еловые леса, древнее болото, удаленность от центров развитой промышленности. Пройдя по лесной тропинке, перед нами открывается прекрасный пейзаж и родник Святого Адриана Пошехонского. Недалеко от этого местечка раньше располагалась деревня Зайцево. Все ее жители были долгожители, так как часто испивали родниковой воды. Раньше родник выглядел очень просто. А сейчас приобрел свою красоту. Люди говорят, что душа радуется каждому проведенному здесь часу. Родник освящен в июне 2006 года отцом Григорием (церковь Жен Мироносиц с. Дмитриевское). «Хозяин» родника Андреев Алексей Васильевич, который возродил этот уникальный водоем.

Родник Святого Адриана

Он организовал строительство часовенки, купальни, работа по возрождению святого источника продолжается. Органолептические показатели воды прекрасные. Вода чистая, вкусная, без посторонних запахов и привкусов. Здесь можно окунутся в святую воду, насладится душистым лечебным чаем, настоянным на травах и уйти с чистой, доброй душой.

Презентация Родник святого Адриана

В 7 километрах от этого места в д. Погост-Пятницкий Белосельского сельского поселения находится храм Святой Параскевы наречённой Пятница, построена в 1767 – 1779 гг.

Церковь Параскевы Пятницы

Церковь внесена в список ценных архитектурных памятников. На ней есть и купол и шатёр. Стены и купол были украшены фресковой росписью и лепниной. Через века ни дожди, ни снега не смыли краски, они остались яркими на тех местах, где ещё сохранилась штукатурка. Неразрывно связана история храма с историей местного святого источника. Сейчас ведутся работы по благоустройству этого родника. Презентация Церковь Параскевы Пятницы

Затем наш маршрут идет по тракту, согласно легенде, здесь проезжала Екатерина II. Село Белое названо царицей. Здесь расположен храм Святой Параскевы наречённой Пятница 1795 года. В 1541 году был образован Пошехонский уезд. Центром его было село Белое до 1680 года. Белосельская земля родина известного краеведа Балова Алексея Васильевича (1861 – 1942. Дальше наш путь лежит в село Дмитриевское. Здесь расположена церковь Жен Мироносец. В ней три престола. Летнее помещение Жен Мироносец, а зимнее имеет два престола: по левую сторону - святой Пятнице, по правую сторону - Дмитрию.Церковь построена в 1783 году на пожертвования прихожан. В 1999 году был произведен ремонт храма.

По шоссе подъезжаем к Адрианову монастырю. Адрианов-Успенский монастырь (или Адрианова-Бельская пустынь), мужской, 3-го класса (с 1764 г.), находился в Ярославской губернии, Пошехонского уезда, в 5-ти верстах к юго-востоку от Пошехонья по дороге в Данилов, при реке Ветхе. Он был основан в 1543 г. преподобным Адрианом Пошехонским и старцем Леонидом.

Главный храм обители - Собор в честь Успения Божией Матери.

Адрианов монастырь

Святыни: икона Божией Матери "Успение", святые мощи преподобного Адриана. Память в Православной церкви 5 (18) марта и 19 ноября (2 декабря). В прежние времена Пошехонский Адрианов монастырь называли северным Афоном. Здесь был самый строгий устав, а женщинам и вовсе не позволялось входить на его территорию. 5 марта 1550 года вооруженные крестьяне Белосельской волости с «благословения» священника Косаря напали на монастырь, ищя «сокровищ». Нашли 40 руб., скопленных на строительство нового храма, и ларец с принадлежностями иконописца. Адриан был задушен (по другой версии задавлен полозьями саней), убит один монах, прочие подвержены истязаниям, обитель разграблена. Белосельцы были уличены судом, понесли наказание. По благословению патриарха Филарета, в Рождественский пост 1626 года (или 1627 г.) мощи были обретены, перенесены в Адрианову пустынь и положены в соборной церкви Успения. В 1699 году монастырь погорел, сгорели и храмы. Через год построена деревянная церковь, а затем и каменный собор. Своё архитектурное завершение монастырь получил в XIX веке, когда все деревянные постройки заменились на каменные. К началу XX века в монастыре осталось только два храма, оба каменные: собор Успения Божией Матери с приделами во имя Николая Чудотворца и мучеников Адриана и Наталии, и зимний храм Богоявления Господня с приделом в честь Рождества Пресвятыя Богородицы. При монастыре имелась странноприимная, в которой находили приют и пропитание бедные богомольцы и странники. При монастыре имелась и школа, в которой обучалось до 70-ти человек – детей обоего пола. В 1918 году обитель закрыли, разграбили, монастырское кладбище распахали под огороды, уцелевшие от погромов строения распределили под дома и дачи, а потом и вовсе забросили. Духовная жизнь в Адриановом монастыре возродилась в 2000 году. Монастырь был открыт как женский. 2006 году женский монастырь был преобразован в мужской. В 2007 году был оштукатурен весь колокольный комплекс, сделана новая крыша и все строительные работы внутри северного крыла. На территории имеются: огород, хозяйственные постройки, среди них гараж, скотный двор и др. В одной из хозяйственных построек расположен естественный ледник. Внутри постройки бьёт родник, благодаря которому зимой происходит естественное намерзание льда. Недавно в монастыре произошло знаменательное событие – первый за долгие годы монашеский постриг. На плечи наместника монастыря иеромонаха Димитрия легло теперь особое попечение, – о котором специально напомнил Владыка Кирилл, – быть духовным наставником и нести все неизбежные на пути монашеского делания скорби не только самому, но и за новых иноков

Презентация Адрианов монастырь

Следующая остановка город Пошехонье. Город пяти рек и семи мостов. Коренные жители и гости любовно называют его «Северной Венецией». Это большое историческое место, связанное с прошлым нашего народа. Город богат историческими событиями, архитектурными памятниками и знаменитыми людьми. Цивилизация и время меняют лик родных просторов, стираются памятники прошлого. И все же надо стараться сохранять для наших потомков и красоту ландшафта, и исторические памятники местного значения.

История возникновения города Пошехонье

Вид с реки Согожи. Фото Сверчковой И.В.

Дорогие гости города! Посетив наш город, вы познакомитесь с историей его возникновения, узнаете об историческом прошлом, увидите памятники архитектуры XVIII - XIX веков.Пошехонье[[1]] – древняя земля, глубинка центральной России. Первоначально Пошехонье – это обширная местность на левой стороне реки Шексны в её среднем и нижнем течении. Само название произошло от другой формы наименования этого левого притока великой Волги – Шехонь/Шехона.В 1486 году был образован Белозерский уезд, а в 1541-ом, в период укрепления Русского централизованного государства - из этого уезда выделена новая отдельная территориально-административная единица - Пошехонский уезд Центром его было определено Белое село . В 1540 году пришел в “ пределы Пошехонския” монах Адриан, ставший впоследствии местным святым, и с 1543-го - начал строить монастырь, который сыграл заметную роль в истории уезда и города. Самым значительным центром Пошехонского края было село Пертома, расположенное при слиянии рек Согожи, Соги и Пертомки. Основание территории, как и в большинстве приречных поселений, начиналось со стрелки, образованной впадением реки Пертомки в реку Согожу. Именно здесь размещался ансамбль соборной Троицкой церкви, сначала деревянной, затем с XVIII века каменной (с торговой площадью).

Знак при въезде в город. Фото Сверчковой И.В. 2010

От собора вдоль берегов рек расходились дороги-улицы, которые формировали продольное размещение слободы, являлись внешней связью с населенными пунктами региона. В окрестностях села с XVI века располагались монастыри. Спасо-Преображенский в 30 верстах по реке Сохоти и Адрианов в шести верстах по реке Ветке, который владел крестьянами села Пертома. В 1680 году административный центр уезда, его городское Правление были переведены из Белого села в монастырское село Пертому, не случайно некоторые краеведы ведут отсчет действительной истории города Пошехонье с этого года. В петровские времена уезд входил в состав Петербургской губернии, с 1727 года приписан к Ярославлю и в составе Ярославской провинции к Московской губернии. В 1777 году Указом Екатерины II село Пертома переименовано в город Пошехонье, уезд включен в состав Ярославской губернии, в следующем году утвержден Герб города, который в настоящее время является гербом Пошехонья.

Советский период в Пошехонье

Когда 20 июня 1918 года в Петрограде был убит Народный комиссар по делам печати и агитации Володарский, трудящиеся Пошехонья на траурном митинге приняли резолюцию о присвоении городу названия Пошехонье-Володарск в память о революционном деятеле (очень часто можно было встретить сокращенное написание названия города П-Володарск). Историческое название было возвращено в 1991 году. В годы Советской власти Пошехонье – Володарск стал центром большого сельскохозяйственного района. Появились новые предприятия местной и кооперативной промышленности по переработке сырья и сельскохозяйственной продукции, сырмаслозавод, льнозавод, рыбозавод. В это же время происходит переименование улиц города. Они имеют радиально-кольцевое расположение. Напольная улица, которая являлась границей города в XIX веке, переименована в улицу имени Войнова. За Напольной улицей находилось городское кладбище, где в 1822 году была построена каменная церковь Успения Божьей матери. Главная улица города Ярославская стала называться улицей имени рабочего С.А. Преображенского. Во время мятежа против советской власти в 1918 г. Сергей Александрович Преображенский был убит возле Андрианова монастыря. Он был одним из первых руководителей Советской власти в Пошехонье. Дворянская улица переименована в Советскую, Столыпинская – в Пролетарскую.Мологская улица после Великой Отечественной войны получила имя Героя Советского Союза лётчика В.Г. Семенишина.Одна из улиц города названа в честь первой женщины-космонавта В.В. Терешковой.

Памятник В.И.Ленину на площади Свободы фото Сверчковой И.В. 2010

Имя В.В. Терешковой связано с Пошехоньем ещё и тем, что именно она помогла городу в установлении нового памятника В.И. Ленину Эта скульптура Владимира Ильича одна из последних в Советском Союзе. Местным властям стоило не малых трудов отстоять его установку в конце 80-ых, когда такие монументальные проявления респекта вождю мирового пролетариата были уже не актуальны. История с появлением памятника Ленину в Пошехонье похожа на легенду. Все началось в конце 80-ых. Прежний гипсовый Владимир Ильич, установленный в 1938 году, стал буквально разваливаться на глазах. И тогда местные власти обратились в Москву в Министерство культуры. Но достучаться пошехонцам до столичных чиновников оказалось невозможно. Помог случай. В августе 1985 Пошехонье посетила Валентина Терешкова. В то время ярославская Чайка возглавляла Комитет советских женщин при правительстве страны. К ней с просьбой и решила обратиться Антонина Петровна Мочалова, бывшая тогда секретарем пошехонского отделения компартии по идеологии. Она рассказала высокой гостье о проблеме. Валентина Владимировна прониклась и пригласила Антонину Петровну в Москву. Дальше все случилось как в сказке. Валентина Терешкова помогла с деньгами, материалами, проектами, выбором подрядчиков. Через год в Пошехонье по случаю открытия нового памятника Ленину состоялся праздник района. По тем временам заполучить каменное изваяние вождя, за такое короткое время, для небольшого городка было чем-то из разряда фантастики. Памятник открыли в 1986-м г. До сих пор поражают размеры памятника, художественное исполнение. Не поскупились и на материалы. Ильич не из гипса или чугуна, а из розового гранита. Базарная площадь была переименована в площадь Свободы. Именно здесь находится памятник В.И. Ленину как символ советской эпохи.

Троицкий собор

Троицкий собор фото Сверчковой И.В. 2010
Ансамбль Троицкого собора. Фото Сверчковой И.В.

Этот храм старше самого города. В советскую эпоху долгие 70 лет Троицкий собор пребывал в полном забвении. Новую жизнь он обрел только три года назад. Троицкий собор - старейшее каменное здание, сохранившееся в Пошехонье. По одной из легенд в середине 16 века на месте существующего соборного комплекса располагалась Троицкая пустынь, основанная монахом Ионой, современником местночтимого Адриана Пошехонского. Вероятно, первые храмы здесь были деревянными. Только в 1635 году теплая церковь Рождества Христова была заменена каменной. В 1757 году на месте деревянного Троицкого собора заложили каменный. Сооружен он был на средства местного зажиточного крестьянина Петра Тимофеевича Белавина. Весь храмовый комплекс представлял собой единое целое. Центральное место в нем занимал Троицкий собор. Троицкий собор является древнейшим каменным зданием, сохранившимся в Пошехонье. Его композиционное ядро – в плане близкий к квадрату массивный двухсветный четверик, увенчанный высоким широко расставленным пятиглавием. С востока к четверику примыкала трехапсидная алтарная часть, а с запада - небольшая прямоугольная в плане трапезная. Конструктивное решение основного объема Троицкого собора напоминает близкий ему по времени собор Богоявленского Островского монастыря (1702 г). Толстые стены и два мощных, квадратных в плане пилона служат основой для системы подпружных арок и крестовых сводов. Барабан центральной главы световой, боковые главы глухие. Внешний облик Троицкого собора весьма лапидарен. Простые, лишенные наличников оконные проемы на северной и южной стене расположены по три в ряд в верхнем ярусе и по одному по сторонам портала в нижнем. Ныне нижние окна и порталы растесаны и частично утрачены. Карниз с зубчиками служит как бы основание для пяти полукруглых кокошников, расположенных в верхней части каждого фасада. На западной стене симметрично по отношению к ее центральной оси размещены два небольших окна крестообразный очертаний, устроенные не ранее второй половины XVIII века. К этому же периоду можно отнести и обработку рустом широких лопаток на углах четверика. Внутреннее убранство Троицкого собора не сохранилось. От стенописей середины XVIII века уцелели лишь незначительные фрагменты.

Колокольня в Пошехонье

К северо-западу от собора высится четырехъярусная колокольня, выстроенная во второй половине XIX века. Она напоминает не сохранившуюся до наших дней соборную колокольню в Ярославле. Три тяжелых кубических объема служат основанием для прорезанной высокими арками ротонды. Увенчанной полусферой купола. Такая композиция характерна для проектов академика К.А.Тона. «Тоновский» стиль оказал сильное воздействие на провинциальное культовое строительство середины XIX века. Декоративное убранство колокольни также решено в тоновском стиле. Первый ярус украшен фризом из кокошников, средний из которых выделяется своими размерами и имеет в центре круглое окно. Арочные пролеты трех нижних ярусов фланкированы спаренным гранеными полуколоннами, несущими высокий антаблемент и декорированные килевидными архивольтами. Простенки между пролетам верхнего яруса обработаны тосканскими пилястрами. К северу от Троицкого собора находился входивший в состав соборного комплекса несохранившийся до наших дней теплый храм Рождества Христова. Севернее располагался невысокий одноглавый Христорождественский храм. Колокольня, стоящая отдельно завершала ансамбль. В конце 20-ых годов Храм Рождества Христова разрушили. Троицкий же собор в целом сохранился, но в течение многих лет его использовали как под складские, так под торговые помещения. Многие даже не знали, что это храм. Он был не узнаваем, обезглавлен. Такой большой сарай. С какими-то непонятными пристройками цехами. В 20-м году храм был закрыт. Все иконы из собора были вынесены на площадь. Милиция оцепила их и прилюдно сожгла. Колокольню использовали как водонапорную башню. И даже прыгали с неё с парашютом. Работы по восстановлению Троицкого храма начались в конце прошлого века. Первой была отреставрирована колокольня. Примечательно, что купол на 75 - метровое сооружение ставили с вертолета. В августе 1999 года "под колокольней" состоялась первая после 70-летнего перерыва служба. Активное восстановление самого храма началось 5 лет назад. Восстановление началось в 2005. В 2007 году в обновленном Троицком соборе была отслужена первая Божественная литургия. Сейчас это действующий храм, не только самый старинный, но и самый большой.

[Троицкий собор]

Город пяти рек и семи мостов

Весной 1941 года после создания Рыбинского водохранилища изменился ландшафт города. Появились большие водные пространства, подступившие вплотную к городскому центру, часть территории оказалась под водой. Реки в Пошехонье - гордость и краса города. Центральным своим «фасадом» город выходит на реку Согожа, в которую впадает Сога. С другой стороны в Согожу впадает Пертомка. Таким образом, Пошехонье стоит на своеобразном мысе окаймленным с запада и востока реками впадающими в Согожу. За обилие рек Пошехонье называют «Северной Венецией», "Городом пяти рек и семи мостов". Здесь протекаю Согожа, Сога, Пертомка, Шельша, пятая река Шексна затоплена водами Рыбинского водохранилища.

Презентация Город пяти рек и семи мостов

Неудивительно, что в Пошехонье живет Водяной. До 16 апреля водяной спит, а проснувшись, разъезжает по своим угодьям на соме, как на лошади. Туристический праздник проходит, начиная с 16 апреля 2005 года под названием «Хозяин рек Пошехонских». Главный герой, естественно, водяной. Мифологический персонаж русского фольклора наряжается в красную рубаху и пестрые штаны, покидает согретое местечко на дне омута и выходит к гостям. Он добрый, любит песни, игры, шутки и дает советы приезжим по части рыбной ловли. Именно в 2005 году Водовик Водяникович Пошехонский (такое имя записано в паспорте водяного) прописался в нашем городе.

Презентация Пошехонский водяной

Пошехонский сыр

Когда незнакомому человеку говорят о Пошехонье, то пошехонский сыр - первая ассоциация, которая у него возникает. К сожалению, сейчас в Пошехонье сыр не производят, однако эта марка известна по всей России, и любой завод по производству молока обязательно выпускает такой сыр. Но все эти сыры не имеют цифры 2 в своём обозначении, а значит, по мнению специалистов, не имеют 100% пошехонского вкуса. В чем же секрет? Посмотрите на пошехонскую природу. Здесь большое количество сочных лугов и пастбищ, чистой воды. Именно поэтому у пошехонского молока очень высокое качество. Об этом знали ещё в позапрошлом веке, когда именно здесь Николай Верещагин, Владимир Бландов и Григорий Бирюлев основывали сыроделательное производство всей России. А придумал Пошехонский сыр Павел Антонович Авдиенко.

Изготавливают сыр в форме круглых головок весом 3,5 — 7 кг. Молоко выдерживают при температуре около 32°C со специальной закваской. Сгустившаяся смесь, которую называют «калье», разбивается лопатками, в результате чего получается полноценная сырная заготовка - «зерно». После удаления сыворотки «зерно» оседает. Затем оно сливается в формовочный аппарат, где сырный пласт прессуется и укладывается в формы. Следом головки сыра на 2 суток опускаются в ванны с рассолом, после чего сыр должен в специальных помещениях созревать 45 дней.

Производством сыра марки «Пошехонский» на Пошехонском сырзаводе в последнее время занималась мастер-сыродел Галина Алексеевна Каменская, за что получила звание Героя Социалистического Труда.

Мы очень надеемся на то, что производство сыра восстановят.

Пошехонье - родина русского анекдота

Пошехонье считается родиной русского анекдота. Здесь, как и в болгарском городе Габрово, творятся всяческие нелепости. Интерес к образу пошехона-чудака возник в России давно. Все начиналось с фольклора, русской культуры начала XVIII века. Наивные пошехонцы на елку лазали, чтобы Москву посмотреть, лукошком солнце ловили, в трёх соснах заблудились, плели лапоть размером с лодку и ночью путались в собственных ногах.В 1798 году в Санкт-Петербурге вышла в свет книга Василия Семеновича Березайского «Анекдоты древних пошехонцев». В 1821 году, в год смерти создателя книги, под названием «Анекдоты, или веселые похождения старинных пошехонцев» вышло ее второе издание, а в 1863 году – следующее. Главным объектом иронии и насмешки Березайского были невежество и глупость. Тип «весёлого пошехонца», созданный Березайским, утвердился в России, был популярным и просуществовал в лубочных изданиях вплоть до н. ХХ столетия. Можно с уверенностью сказать, что к этим анекдотам «приложили руку» и сами пошехонцы, которым было выгодно изображать из себя недотёп, с которых нечего взять.

С Пошехонским краем связано творчество выдающегося русского сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина, который сам в Пошехонье никогда не был. Образ анекдотических пошехонцев был использован и переосмыслен писателем в его произведениях «Пошехонские рассказы» 1884 года и «Пошехонская старина» (1887 — 1889). Образ Пошехонья, созданный в произведениях Салтыкова-Щедрина, собирательный. Под именем пошехонцев сатирик выводит невежественных, ограниченных и жестких людей, особенно помещиков-крепостников, и чисто фольклорный мотив он превратил в мощный сатирический образ.

Пошехоны- чудаки в настоящее время - это литературные персонажи из книги Василия Березайского «Анекдоты древних пошехонцев», написанной более 200 лет назад. Коренные пошехонцы и гости города встречаются с пошехонами-чудаками в стране Пошехонии и играют с ними в игры, основанные на анекдотах о древних пошехонцах. За 2 года (2009-2010) пошехонские чудаки стали узнаваемым туристическим брендом. Собирательный образ расторопных пошехонских мужичков завоевал неподдельный интерес местных жителей и гостей города.

Презентация Пошехоны-чудаки

Топтыгин дом

Медвежий угол

Пошехонье – родина медведей. В Пошехонье в 2007 году был запущен проект «Медвежий угол». Здесь очень густые и непролазные места, поэтому говорят что больше всего медведей Ярославской области живет тут. Создавать этот уникальный экспонат помогали охотники. Многие материалы были привезены из леса. По описаниям и советам охотников берлога была воспроизведена в своем естественном виде. Так что теперь в музее есть не только медведь, но и его природное жилище. В местном музее , в котором и без того интересная экспозиция, ведь он по статусу историко-краеведческий, сначала соорудили медвежью берлогу. Интерес к медведям и берлоге был большой, поэтому в Пошехонье быстро открылся Музей Медведя – «Топтыгин дом». Это забавный музей, в котором можно увидеть медведей, услышать охотничьи байки и рассказы о встрече человека с медведем, о процессе изготовления лабазов, прикормки медведя овсами, о силе и осторожности этого животного. В одном из залов, посвященных природе Пошехонья, размещаются образцы растений, чучела животных и птиц, характерных для этого края. .. Все желающие могут сфотографироваться рядом с берлогой и послушать рассказы о настоящей охоте на медведя, ее правилах и особенностях. Этот экспонат – единственный в своем роде в масштабах Ярославской области и в России . Учитывая интересы самых маленьких посетителей, музей планирует устраивать кукольные спектакли по мотивам русских народных сказок. Взрослые смогут узнать о повадках этих животных, образе жизни и правилах охоты. Организаторы музея планируют также открыть "Сладкую лавку", где после экскурсии посетители смогут угоститься мёдом, вареньем, традиционным пошехонским пряником.

"Русская Атлантида"

Просторы Рыбинского водохранилища

Из города Пошехонье наш путь лежит к рукотворному морю.Рыбинское водохранилище - искусственное море – создано на реке Волге и её притоках Шексне и Мологе. 13 апреля 1941 года в 13ч. 10 мин началось его заполнение. Около 17 тысяч лет назад на месте Рыбинского водохранилища было ледниковое озеро. Постепенно оно обмелело, и возникла обширная Молого-Шекнистая низменность. Рыбинске водохранилище планировалось как самое большое по площади искусственное озеро в мире. Строительство Рыбинского гидроузла началось в 1935 году у деревушки Переборы. осенью 1940 года русло Волги перекрыли. Наполнение гигантской чаши продолжалось 7 долгих лет. Средняя глубина – 5,5 м, максимальная – 25-30 м. затоплены: леса, 663 деревни, 1 город ( Молога), 6 монастырей и более 50 храмов. Переселено 130 000 чел. На дне Рыбинского водохранилища покоятся деревни, кладбища и даже целые села с церквями. Но во время межени над поверхности воды показываются кресты церквей. В основном такие подводные сёла находятся вблизи пошехонских и брейтовских берегов. После наполнения гигантской чаши ушла под воду восьмая часть ярославской земли, в том числе драгоценные заливные луга, травы которых по своему качеству не уступали травам с альпийских лугов, пашня, пастбища. Тысячи гектар грибных и ягодных лесов.Сельскохозяйственному производству региона был нанесён тяжелейший удар, т.к. Мологский и Пошехонский уезды были основными районами маслоделия. Такая вот своеобразная « Русская Атлантида»… Конечно, Рыбинское море поглотило не весь Пошехонский район, а лишь меньшую его часть. По берегам водоёма образовались новые поселения, новые колхозы, и жизнь в общем- то нормализовалось. Городу Пошехонью повезло. Рыбинское море не только не накрыло его, но разлившиеся реки, настолько улучшили облик Пошехонья, что многие называют его « Северной Венецией». Воды рукотворного моря поглотили село Никольское, село Мормужино, село Пельнево, село Космодемьянское Пошехонского уезда. Под водой оказался и памятник архитектуры церковь Космы и Дамиана 1838 года. На дне моря покоятся сотни деревень, кладбища, сёла с церквями. Создание такого « Водного гиганта» привело к разрушению культурно-исторического наследия. Прошло около семи десятилетий и мы должны помнить об истоках духовности и культуры, и передать их нашим потомкам.

Сохоть

Рассказ о Сохоти у знака географического центра

Центр Пошехонского района, вычисленный нами, участниками проекта, находится неподалёку от бывшего села Сохоть, которое расположено на реке Сохоть. Когда-то в это село, а точнее в конце 15 века, дремучими лесами, нехоженной тропой пришел Преподобный Севастиан, который в последствие и стал Преподобным Севастианом Сохотским. Там он на реке Сохоть построил для себя келью и церковь, при которой стал жить. Затем на месте первой обители возник крупный монастырский комплекс в Ярославской области, который состоял из нескольких храмов и жилых зданий для обителей монастыря.[2] Несмотря на трудности, большую удаленность от Пошехонья туда тянулись люди и селились там. Своими силами они построили два крупных храма: церковь Преображения, церковь Рождества Богоматери и много других хозяйственных построек, которые в последствие были разрушены. К настоящему времени от некогда развитого комплекса сохранилось несколько полуразрушенных хозяйственных построек. Каменный собор уничтожен. Деревянная церковь в советское время превращена в клуб, в начале 20-го века перенесена в деревню Зубарево Пошехонского района и приспособлена под жилой дом. А сейчас там сохранился каменный этаж трапезной, старый дом и колодец. В память о Преподобном Севастиане Сохотском в селе Колодино в 2004 году был построен храм Преподобного Севастиана Сохотского Пошехонского. По прибытию настоятеля этого храма отца Василия Мозякова, были организованы каждый год поездки в Сохоть, по благословению Владыки Кирилла. В Сохоти мы облагородили территорию, установили кресты на месте разрушенного храма и проводили службу и молебен святому.

Фотоэкскурсия

Перед установкой памятного знака участниками команды была проведена экскурсия к географическому центру Пошехонского района Ярославской области. Фотоматериалы этой экскурсии можно посмотреть в фотоальбоме Picasa

Установка знака географического центра Пошехонского района Picasa

Буклет: туристический маршрут к географическому центру Пошехонского района, созданный участниками команды "Искатели" от Пятницкой ООШ Буклет тур маршрут

Буклет: туристический маршрут к географическому центру Пошехонского района, созданный участниками команды "Искатели" от Колодинской СОШ Географический центр Пошехонского района

Галерея

Фото эскиза или макета памятного знака "Географический центр".



Информационные ресурсы

  • Емельянов Л.К. Из истории Пошехонья: Сельская новь, 2000, 2 августа, № 61
  • Борисов Н.С. Малые города Верхневолжья. Рыбинск. Мышкин. Пошехонье. Архитектурно -художественные памятники XVII-XIX веков. 2007
  • Юрий Васильев. Пошехонье – Москва: Огонек, 2006, № 22
  • Материалы из архива МУК «Центр туризма Пошехонского муниципального района"
  • Лукьяненко В. Время собирать камни.[[3]]
  • Звучат ли колокола из под темной воды (Святыни, которые унесло Рыбинское водохранилище).[[4]]
  • Михеев Г. Северная Венеция - Пошехонье.[[5]]
  • Список объектов, затопленных Рыбинским морем.[[6]]
  • Русская Православная церковь. Сайт Московского патриарха.[[7]]
  • Нестеров Ю. Русская Атлантида.[[8]]
  • Троицкий собор.[[9]]
  • Троицкий собор.[[10]]
  • Хмельницкая Е. О туристических брендах.[[11]]
  • Туристические маршруты.[[12]]
  • Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона [[13]]
  • Пошехонье - город пяти рек и семи мостов [14]
  • Пошехонская старина и уединенные пошехонцы [15]
  • Рыбинское водохранилище и его история [16]
  • Град-Китеж Рыбинского водохранилища [17]
  • Ярославский край [18]
Персональные инструменты
Инструменты
Акция ВЫХОДИ В ИНТЕРНЕТ 2015

организаторы проекта
PH International
www.Iteach.ru
Корпорация Intel
Компания ТрансТелеКом