Творчество Растрелли Бартоломео-Карло

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Районный Дом детского творчества Дети страны Уйкоаль для мини-энциклопедии "Создатели культуры XVIII века в рассказах участников олимпиады по МХК-2009"


Содержание

Растрелли Бартоломео-Карло (1675 - 1744)

Это скульптор. По происхождению итальянец. В скульптурной мастерской Флоренции прошёл хорошую художественную выучку. И всё это пригодилось ему в России. куда он был приглашён Петром I для украшения новой русской столицы Санкт-Петербурга. В его обязанности входило проектирование дворцов, каскадов и фонтанов, исполнение статуй из мрамора, порфира и других твердых пород, отливка скульптуры из меди, свинца и железа, изготовление портретов из воска и гипса, а также штемпелей для чеканки медалей и монет, создание декораций и машин для театральных представлении. Специальным пунктом договора предусматривалось, что Растрелли обязуется готовить учеников. 24 марта 1716 года сорокалетний Растрелли прибыл в Петербург и стал первым из великих скульпторов России. По договору он ехал за границу на три года, но остался здесь навсегда. Здесь он стал ведущим представителем стиля барокко.

Бартоломео-Карло Растрелли












Его след в искусстве России

Вначале Растрелли работал преимущественно как архитектор. Он работал по планировке Санкт-Петербурга. Но вскоре французский архитектор Ж.-Б. Леблон, оттеснил Растрелли как архитектора. Поэтому Растрелли смог проявить свой талант только в области скульптуры. Но нет худа без добра. Он сумел соединить в скульптурных портретах пышную барочную парадность, так хорошо соответствующую победоносному духу петровского царствования, с вдумчивым проникновением в человеческую душу, что также отвечало задачам эпохи, с ее интересом к деятельной личности. Работая над портретами, Растрелли внимательно изучает натуру, стремится передать наиболее характерные индивидуальные черты.


Его работы (не сохранившиеся)

1. Бронзовые фигуры на мотивы басен Эзопа. Они были расставлены на левом берегу Невы и были впоследствии подарены Екатериной II графам Остерману и Бецкому , которые приказали их перелить; таким образом они уничтожены.

2. Бронзовый бюст первого российского солдата С.Л.Бухвостова, отлитый Растрелли по приказанию преобразователя России

3. Свинцовые статуи работы, украшавшие собой аллеи и фонтаны Летнего и Петергофского садов.


Его работы (сохранившиеся)

4. Бронзовый бюст Петра Великого, хранящийся в так называемой Аполлоновой зале Зимнего дворца
Б-К. Растрелли. Бюст Петра I

5. "Восковая персона" Петра I - раскрашенная фигура в натуральную величину, облачённая в одежды Петра.

6. Два бюста Петра I: один в дереве - для военного корабля, другой - из позолоченного свинца

7. Статуя Петра I верхом на коне и барельефы петровского монумента на площади перед Инженерным замком.

Б-К. Растрелли. Памятник Петру I у Михайловского замка

Первый конный памятник в российском искусстве потребовал много времени для своего создания. Вначале была сделана небольшая модель будущего памятника, а 1724 году модель появилась в окончательном виде. Но только через двадцать лет, уже после смерти скульптора, при участии его сына, архитектора Ф.-Б. Растрелли, статую отлили в бронзе. В 1800 году Павел I установил памятник перед Михайловским замком. Там он стоит и поныне с надписью "Прадеду - правнук". 8. Бронзовая статуя императрицы Анны Иоанновны в сопровождении пажа («Анна Иоанновна с арапчонком»).





Нереализованный проект

Петр I решил в Санкт-Петербурге поставить Триумфальный столп, наподобие римской Траяна. Он должен был увековечить победы России в северной Войне 1700 – 1721 гг. Этот столп представлял собой огромную колону, опоясанную барельефами на темы событий Северной войны. Наверху колонны должна была находиться статуя Петра I. Работы по архитектуре колонны сначала вёл К-Б.Растрелли. Возможно, что он начал выполнять модель и часть барельефов. Но после смерти Петра I его Екатерина I, ставшая императрицей. передала эту работу другому человеку. Исследователям трудно определить, какая часть работы выполнена Растрелли, а какая Нартовым. Тем не менее, решение этого своеобразного памятника характерно для творчества Растрелли. После смерти Петра колонну стали называть "Столп памяти Петра I и Северной войны". Реализовать идею не удалось. Была сделана только модель, и то не полностью. В 1938 году модель реконструировали, и сейчас она находится в Эрмитаже.

Персональные инструменты
Инструменты