Творчество Филдинга Генри

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Команда Художники МОУДОД ДШИ №17 для мини-энциклопедии "Создатели культуры XVIII века в рассказах участников олимпиады по МХК-2009"


ФИЛДИНГ ГЕНРИ (1707–1754)

Содержание

Драматург, а не кучер

Генри Филдинг

Генри Филдинг происходил из обедневшего дворянского рода. Получил очень хорошее гуманитарное образование в аристократической школе, где особое внимание уделялось изучению классической литературы. Однако Лейденский университет в Голландии ему пришлось оставить из-за финансовых трудностей.

Выбрав "между наемным писакой и наемным кучером" драматургию, Филдинг оказался в театре, где за 10 лет создал более 25 комедий и фарсов. Работа в театре вывела его из нищеты, принесла славу, но и множество врагов... Уже тогда в пьесах молодого автора просматривались и легко узнавались яркие типажи английского общества. Начала звучать политическая сатира, которая привела к закрытию театра, где шли пьесы Филдинга.


Творец комического эпоса в прозе

Иллюстрация к произведению "История приключений Джозефа Эндрюса"

Наибольшую популярность и писательскую известность принесли Филдингу основывается не на его три больших романа: «История приключений Джозефа Эндрьюса и его друга м-ра Абрагима Эдамса» , «История Тома Джонса, найденыша» и «Эмилия».

Англия менялась. Выходили в свет произведения, на которые откликались и читатели, и писатели. Не смог промолчать и Филдинг. В ответ на "Памэлу" Сэмюэла Ричардсона появляется "Шамела". Все расхваленные в первом произведении качества - благочестивость, бережливость, покорность - высмеяны и доведены до абсурда во втором. "Шамела" стала началом пародийных произведений уже известного к этому времени Филдинга.

«Джозефа Эндрьюса» это логическое продолжение "Шамелы". Однако литературно-историческое значение «Джозефа Эндрьюса» выходит далеко за пределы простой пародии. Уже в этом романе, написанном почти экспромтом, Филдинг осознает и провозглашает себя творцом нового лит-ого жанра — «комического эпоса в прозе, отличающегося от комедии так же, как серьезный эпос отличается от трагедии тем, что его действие более широко и развернуто, что он охватывает гораздо более многочисленные и разнообразные характеры». Этот новый жанр — настоящая реалистическая эпопея буржуазного общества, — противопоставляется им в равной мере барочному пасторально-историческому роману XVII в. и сентиментально-семейному роману ричардсоновской школы.

"Том Джонс"

Кадр из "Тома Джонса"

Перегруженность работой надорвала его здоровье. В 1744 он пережил трагедию: умерли его дочь и жена. Однако работа поддерживала его, не давала опуститься в долговую яму.

"Том Джонс" – признанный шедевр Филдинга. Это настоящий манифест просветительской эстетики. Воспитательно-публицистическое значение литературы огромно; борьба с социальными злоупотреблениями, с человеческими пороками и лицемерием — задача, которую сам Филдинг ставил себе в каждом своем романе. Смех, с его точки зрения, одно из наиболее могучих средств художника в этой борьбе.

«История Тома Джонса, найдёныша» не была ни пародией, ни аргументом в литературном споре, однако эту книгу всегда противопоставляют «Клариссе» Сэмюэла Ричардсона. Эти два романа стали основополагающими в истории английской литературы. Одна из главных тем у них общая — протест против родительского и мужского деспотизма, право женщины на свободный выбор в браке. Тем не менее различие этих книг принципиально. «Том Джонс» установил традицию сюжета событийного, «Кларисса» — психологического.

Филдинг то благодушно, то иронично рассказывает читателю о похождениях своих созданий, комментирует, удивляется, возмущается, шутит и откровенно обсуждает возможности сюжетных поворотов. Каждая из 18 книг романа предваряется особой главой — авторским отступлением в форме непринуждённой беседы с другом.

Множество персонажей представляет современную Филдингу Англию. И провинция, и лондонское высшее общество нарисованы одинаково сочно; симпатии автора на стороне чистосердечных и наивных, где бы они ни проживали. Сюжет тщательно спланирован, любовные и комические эпизоды чётко уравновешивают друг друга. В романе проявилось мастерство Филдинга как комедийного драматурга. Невероятные совпадения то сталкивают, то разводят героев, ни минуты не давая скучать читателю. Все персонажи говорят живо и естественно. Запутанные нити сюжета благополучно распутываются в финале.


Последний период творчества

«Том Джонс» навсегда утвердил положение Генри Фиддинга как одного из величайших писателей-реалистов, но у него были и другие заслуги. В 1748 г. неподкупность и служебное рвение Фиддинга были отмечены правительством, и он получил высокую должность мирового судьи Вестминстера и Мидлсекса. Объявив войну преступности, которая в те годы приняла угрожающие размеры, исследовав её социальные корни, он достиг невероятных побед и вошёл в историю как успешный реформатор системы правосудия.

«Том Джонс» отмечает собой вершину творчества. Последовавший за ним последний период творчества, в центре которого стоит «Эмилия», характеризуется ослаблением реалистического таланта писателя и его сатирической заостренности.

Персональные инструменты
Инструменты