Творчество Филдинга Генри

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Команда Художники МОУДОД ДШИ №17 для мини-энциклопедии "Создатели культуры XVIII века в рассказах участников олимпиады по МХК-2009"


ФИЛДИНГ ГЕНРИ (1707–1754)

Генри Филдинг происходил из обедневшего дворянского рода. Получил очень хорошее гуманитарное образование в аристократической школе, где особое внимание уделялось изучению классической литературы. Однако Лейденский университет в Голландии ему пришлось оставить из-за финансовых трудностей. Выбрав "между наемным писакой и наемным кучером" драматургию, Филдинг оказался в театре, где за 10 лет создал более 25 комедий и фарсов. Работа в театре вывела его из нищеты, принесла славу, но и множество врагов... Уже тогда в пьесах молодого автора просматривались и легко узнавались яркие типажи английского общества. Начала звучать политическая сатира, которая привела к закрытию театра, где шли пьесы Филдинга.

Творец комического эпоса в прозе

Наибольшую популярность и писательскую известность принесли Филдингу основывается не на его три больших романа: «История приключений Джозефа Эндрьюса и его друга м-ра Абрагима Эдамса» , «История Тома Джонса, найденыша» и «Эмилия».

Англия менялась. Выходили в свет произведения, на которые откликались и читатели, и писатели. Не смог промолчать и Филдинг. В ответ на "Памэлу" Сэмюэла Ричардсона появляется "Шамела". Все расхваленные в первом произведении качества - благочестивость, бережливость, покорность - высмеяны и доведены до абсурда во втором. "Шамела" стала началом пародийных произведений уже известного к этому времени Филдинга. «Джозефа Эндрьюса» это логическое продолжение "Шамелы". Однако литературно-историческое значение «Джозефа Эндрьюса» выходит далеко за пределы простой пародии. Уже в этом романе, написанном почти экспромтом, Филдинг осознает и провозглашает себя творцом нового лит-ого жанра — «комического эпоса в прозе, отличающегося от комедии так же, как серьезный эпос отличается от трагедии тем, что его действие более широко и развернуто, что он охватывает гораздо более многочисленные и разнообразные характеры». Этот новый жанр — настоящая реалистическая эпопея буржуазного общества, — противопоставляется им в равной мере барочному пасторально-историческому роману XVII в. и сентиментально-семейному роману ричардсоновской школы.

Перегруженность работой надорвала его здоровье. В 1744 он пережил трагедию: умерли его дочь и жена. Однако работа поддерживала его, не давала опуститься в долговую яму.

"Том Джонс" – признанный шедевр Филдинга. Это настоящий манифест просветительской эстетики. Задача художника — черпать свой материал из «великой книги Природы»; правдивое подражание природе — единственный источник эстетического наслаждения. Воображение писателя должно быть строго замкнуто в границах возможного; «за крайне редкими исключениями, высочайшим предметом для пера... историков и поэтов является человек» («Том Джонс», книга VIII, 1). Воспитательно-публицистическое значение литературы — с точки зрения Филдинга — огромно; борьба с социальными злоупотреблениями, с человеческими пороками и лицемерием — задача, которую сам Филдинг ставил себе в каждом своем романе. Смех, с его точки зрения, одно из наиболее могучих средств художника в этой борьбе.


английский писатель, виднейший представитель английского реализма XVIII века, один из основоположников европейского реалистического романа.



Однако, согласно Ф., добродетель сама по себе так же недостаточна, как недостаточен разум, оторванный от добродетели. Победа Тома Джонса над Блайфилом раскрывается не только как победа абстрактной Добродетели над абстрактным Пороком, но и как победа обладателя доброго сердца (хотя бы он и нарушил все правила буржуазной нравственности) над односторонностью буржуазного благоразумия. Эта апелляция от разума к чувству, от благоразумия к доброму сердцу в творчестве Ф. уже заставляет предчувствовать предстоящую критику буржуазного общества в произведениях сентименталистов.

«Том Джонс» отмечает собой вершину творчества Ф. Последовавший за ним последний период творчества Ф., в центре к-рого стоит «Эмилия», характеризуется ослаблением реалистического таланта писателя и его сатирической заостренности.

Персональные инструменты
Инструменты