Команда Корабль гениев школы № 172 г. Москвы/Творчество Ломоносова М.В.
Школа №172 "Корабль гениев" для мини-энциклопедии " Создатели культуры XVIII века в рассказах участников олимпиады по МХК-2009"
Михаил Васильевич Ломоносов | |
Михаил | |
Файл:Sch172 lomonosovPrtMain.jpg | |
Дата рождения: | 19 ноября 1711 г. |
Место рождения: | деревня Мишанинская |
Дата смерти: | 15 апреля 1765 |
Место смерти: | Санкт-Петербург |
О Михаиле Васильевиче Ломоносове точнее всех сказал Пушкин:
"Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом."
Содержание |
Обучение Ломоносова
Можно только представить насколько "жаждал" Ломоносов знаний, раз он преодолел все трудности и невзгоды, в декабре ушел с рыбным обозом в Москву, в Славяно-греко-латинскую академию, лучшую в городе. Проучиться в заведении 5 лет наперекор бедности ему помогла необычная энергия, выносливость и "благородная упрямка". Благодаря неуёмному стремлению он в числе лучших учеников был отправлен учиться в Петербург, а затем и за границу. Главным предметом научных работ Ломоносова в течение первых 10 лет были естественные науки, особенно химия, физика, металлургия, физическая география, а с 1753 до конца жизни Ломоносов работал в самых различных областях естественных и прикладных наук, занимался наряду с этим литературным творчеством, опубликовал несколько од и трагедий, а также ряд фундаментальных философских трудов.
Просветительская деятельность
Просветительская деятельность Ломоносова не ограничивалась рамками Академии Наук. Он предложил проект создания в Петербурге отдельного университета, не входящего в Академию Наук, выдвинул идею открытия университета в Киеве, участвовал в создании Академии Художеств в Петербурге, обосновал необходимость учреждения гимназий в губернских городах. Однако главную роль в осуществлении просветительских замыслов Петра I Ломоносов отводил Академии Наук. Важнейшим направлением её деятельности он считал создание условий для воспитания отечественных учёных.
Поэзия
Поэзия Ломоносова была проникнута высокой идеей служения своему народу, стремлением способствовать развитию русской культуры просвещения; она являлась неотъемлемой составной частью его научной и просветительской деятельности. Также ему принадлежит часть реформы русского стихосложения, начатой В. К. Тредиаковским.
Искусство мозаики
Возродив в России утраченное древнерусское искусство мозаики, Ломоносов одновременно создал и собственную технику мозаичного набора. В отличие от западноевропейских мастеров, набиравших мозаики преимущественно тонкими пластинками смальты, Ломоносов разработал методику набора мозаичных картин четырёхгранными брусками (палочками) различного сечения, длина которых в несколько раз превышала размер бруска. Это обеспечивало прочность набора.
Грандиозное настенное мозаичное полотно "Полтавская баталия" задумано Ломоносовым как часть серии мозаик для внутреннего убранства Петропавловского собора, прославляющих деяния Петра I. Она состоит из миллиона тридцати тысяч кубиков смальты. В левой части композиции, ближе к её центру, изображён Пётр I на вздыбленном коне в образе смелого полководца, ведущего русские войска в бой. За ним - его соратники. Среди них можно узнать Шереметева Б.П. и Меньшикова А.Д. В самом центре композиции перед Петром I изображён простой солдат с мушкетом, преграждающий путь царю. Он как бы сдерживает его от порыва прорваться в гущу схватки и возможности погибнуть. Ломоносов выдвигает на первый план простого солдата, символизирующего народ, роль которого - по мысли художника - столь же значительна, как и самого Петра I, то есть Ломоносов проводит идею единства народа и правителя.
Язык мозаики лаконичный и чёткий. Цвета насыщенные, построенные на контрастных сопоставлениях. Красные и зелёные смальты глубоких оттенков - цвета мундиров русского воина - противопоставлены, синим и жёлтым - одеждам шведских солдат. При яркости и сочности этих цветов небо и поле боя, изображённые на картине справа, как бы затянуты дымкой от залпов орудий, которая объединяет все цвета картины. На протяжении всей своей многогранной жизни М.В. Ломоносов преодолевал преграды непонимания, осуждения и зависти. Перед смертью он писал:
"За то терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы научились россияне, чтобы показали своё достоинство".