Караул, село (Кировская область)
Введение«Земля моя, Народ любимый, Надежда, гордость, боль моя...» «Деревня продолжает таять...»Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа. Для того чтобы полюбить, нужно всё это видеть и знать. Ведь мы не ценим и не бережём того, чего не знаем. Сегодня перед страной стоит проблема вымирания деревень. Ежегодно с карты страны исчезают сотни деревень, и это порождает как экономические проблемы, так и нравственные. Земли, разработанные нашими предками, приходят в запустение, зарастают лесом. Ещё глубже нравственная проблема. В деревне остались маленькие островки нашей национальной культуры, и они безнадёжно тонут в океане цивилизации. В мёртвых деревнях осталась малая родина миллионов граждан. Как жить без Родины? Какие культурные ценности и как может сохранить наше поколение? Мы, молодые граждане своей страны, путешествуя по просторам родного края, должны не только наслаждаться красотой вятской природы, но и изучать историю, проводить исследования и мероприятия по охране природы. В этом мы видим свою лепту в деле сохранения памяти о Вятской деревне. Историко-географическое описание села Караул Богородского районаГеографическая справкаСело Караул расположено на правом берегу реки Коса, в 30 км на северо-восток от районного центра Богородское. До города Кирова (областного центра)- 162 км. В окрестностях села есть овраги с интересными названиями, данными местными жителями: - Крутик - назван так за крутые склоны. Находится на расстоянии 1 км к востоку от села и спускается к реке Кузем; - Большой Лог - находится на Северо-востоке на расстоянии чуть больше 1 км от села с противоположной стороны к реке Кузем; - Каменный Лог - на севере к реке Коса; Некоторые уголки природы тоже не остались без метких народных названий: - Егоркош - перекат на реке Коса. Находится на расстоянии 0,5 км на северо-запад от ферм колхоза. Кош в переводе с удмуртского - оголовь. Это участок поймы реки. Принадлежала она Егору. Сейчас название перешло только на самое мелкое место реки. - Трофимов покос - участок лугов в километре к юго-востоку от села. Название получил от имени крестьянина Трофима Саитова, который косил здесь траву для своего скота. - Алексеевская оголовь. Во все времена существования села Караул большое значение имела река Коса. Перегороженная плотиной, она вращала жернова мельницы, она же образовывала обширные пойменные луга и пастбища для скота, она кормила людей рыбой. Уже в советское время в селе была построена электростанция. Главная улица села идёт вдоль дороги Ухтым - Митроки. Улица полностью застроена жилыми домами. Перпендикулярно к ней идут улицы Советская, Новая, Юбилейная. На улице Советской расположены здание администрации, медпункта, дом культуры, детсад, интернат, колхозная контора, почта и два магазина. Она продолжается за реку Кузем, где находится школа. В центре села находится площадь, где установлен памятник погибшим в годы войны. Памятниками архитектуры являются церковь, каменные дома, принадлежавшие церкви и полукаменный дом на правом берегу Кузема, построенный в 19 веке. По пойме реки Коса находятся выпасы для скота, сенокосные угодья, пахотные земли колхоза имени Кирова. В лесах около села растут земляника, малина. Особенно много ягод в так называемых Поломской и Вочкарёвской роще - по названию бывших деревень. Из истории села КараулЗа время своего существования село имело три названия: Ухтым, Верхнекосинское, Караул. Первое название Ухтым получил в 1648 году. По переписи Михаила Воейкова сказано: «...починок Новорасчистинский, Отятский (удмуртский) на устье реки Ухтыма». В починке наименовано 9 хозяйств (т.е. семей): 1. Максима Асанова - 9 мужских душ 2. Сангейки Максимова - 3 мужские души 3. Карпа Едигарева - 9 мужских душ 4. Терешки Андреева - 8 мужских душ 5. Лучки Андреева - 5 мужских душ 6. Луки Дзюина - 5 мужских душ 7. Толмикла Порина - 5 мужских душ 8. Афанасия Порина - 5 мужских душ 9. Зянквы Андреева - 5 мужских душ. Столько же было лиц женского пола. Эти фамилии сохранились до наших дней. Тат как починок находился в устье реки Ухтым, он получил название Ухтым (Ухтымский). По тем временам деревня из 9 дворов была уже немаленькой. Вместе с женским населением насчитывалось до 100 жителей. В 1697 году впервые встречаются слова «починок за Караулом». Оказывается в 17-18 веке караулы создавались на межуездных границах. Граница между уездами Хлыновским (Вятским) и Казанским проходила близко от деревни Ухтым. Точной границы не было, поэтому между уездными властями часто возникали споры, вплоть до вооружённых конфликтов. Споры вызывали частые переходы из одного уезда в другой, что влияло на поступление налогов. С целью сдерживания крестьян от перехода из уезда в уезд, в пограничных местах стали создаваться караулы. Одним из таких и был караул у Ухтыма. В 1719 году царь Пётр Первый издал указ о крещении удмуртов. Неохотно удмурты отказывались от своей, веками созданной, языческой религии. Но, где уговорами, а чаще нагайкой, заставили их принять христианство. Первыми были окрещены из косинских удмуртов те, кто проживал в деревне Ухтымской. В 1722 году все косинские удмурты были окрещены. Не обошлось и без принуждения. Известен такой случай. В деревне Польской удмурт Михаил Возисов отказался креститься. После трёх ударов плёткой его силой повели к реке и окрестили. Для вновь крещённых удмуртов в 1746 году при деревне Ухтымской создали новый Верхнекосинский церковный приход. В исследованиях академика Лупнова сказано: «При впадении реки Куземки в Косу основано село Верхнекосинское». Таким образом, датой основания села является 3 апреля1747 года. В 1742-50 гг. за рекой Куземкой была построена деревянная церковь. Разрешение на постройку каменной церкви было дано 1 июня 1790 года. Возникновение каменной церкви во вновь образованном селе Верхнекосинском привлекло сюда русских жителей, как в само село, так и в удмуртскую деревню Ухтым. Появляются русские фамилии: Ситниковы, Чирковы, Солоденниковы, Наймушины. Постепенно деревня Ухтым и село Верхнекосинское срослись в одно поселение со смешанным удмуртским и русским населением, стали появляться смешанные семьи. По переписи 1785 года деревня Ухтымская была самым крупным поселением на территории Богородского района. В ней жило 240 мужских душ. Постепенно деревня росла. В 19 веке это поселение местным населением всё чаще стало называться Караулом. В советское время название села Караул было узаконено. В прошлом село принадлежало Ухтымской волости Глазовского уезда Вятской губернии. Трудолюбие удмуртов и русских села Караул ярко проявилось при возделывании льна. Косинские удмурты, в целом, были прирождёнными льноводами. Эта ценная, но весьма трудоёмкая культура, давала немалые доходы и белое льняное полотно для одежды. Чтобы облегчить труд по обработке льноволокна, на его завершающей стадии один крестьянин по фамилии Вылегжанин изобрёл механическую льномялку. Сделанное изобретение в конце 19 века широко распостранилось по всей Вятской губернии и за пределами. В годы первой русской революции 1905-1907 гг. учитель Караульской школы Степан Евдокимович Суслов впервые донёс до жителей Караула революционное слово. 18 февраля 1918 года в Карауле, как и во всей Ухтымской волости, установилась Советская власть. Активными участниками установления власти были Логинов Михаил Назарович, военный комиссар и секретарь партийной организации Квакин. В 1929 году в селе была организована коммуна «Красный ударник».Член коммуны Ситникова Анна Петровна рассказывала: « Сначала вошло немного хозяйств. Большинство вступали одиночки, затем стали вступать семейные. Коммунары жили в поповских домах и старой школе. Всё имущество вошедших обобществлялось. Питались в общей столовой. Первым председателем коммуны был Золотарёв В.И.. Поля коммуны были небольшими. В руках коммуны были две жатки, две косилки. Пахали, убирали, подвозили лес всё лошадьми. Руками коммунаров был построен свинарник на 200 голов, коровник. Скота у коммунаров было много. Отбирали также скот у зажиточных крестьян и единоличников». Скоро коммуна распалась. В 1931 году в Карауле образовался колхоз «Красный якорь». Председателем колхоза был Андреев Савелий Акимович. Колхоз был бедным, поля были плохими. Экономически население отличалось бедностью. Церковь в селе перестала функционировать довольно поздно с 1962 года. Из истории школыВ 1837 году (тогда Верхнекосинское) была открыта миссионерская школа, чтобы облегчить русификацию удмуртского населения, приучить его к русскому языку и письменности. Это была первая школа на территории нынешнего Богородского района. За годы существования школы происходили перемены: сначала она была двухклассным училищем, потом трёхклассным земским училищем. В.Д.Ситников вспоминал: « В селе было две школы: миссионерская, где обучались мальчики, и приходская - это церковная школа, где обучались девочки. В обеих школах было по три класса, занимались по два учителя. Кроме учителей вели уроки попы, их было двое в нашей церкви». В первые годы советской власти школа стала 4-х классной начальной школой. Заведовала школой Анна Ивановна Баженова. Вспоминает Л.Д.Солоденников « Шёл 1920 год. Бывшая церковно¬приходская школа в нашем селе Караул стала называться начальной сельской школой. В этом году я начал учиться в первом классе. Школа размещалась в двух каменных зданиях, с южной и северной сторон Караульской церкви. В церкви шла служба, но она не имела никакого отношения к школе. В южном каменном здании на втором этаже находились 1 и 2 классы, на первом этаже было общежитие, в котором размещались учащиеся - дети из окрестных деревень: Каличи, Заболотное, Скарёнки, Ключи. В северном каменном здании учились до 1922 года 3 и 4 классы. В 1920 году после призыва Ленина к молодёжи на 3 съезде комсомола «учиться, учиться и учиться» усилилась тяга детей к школе. По решению Ухтымского волостного исполнительного комитета были переданы в распоряжение школы двухэтажные здания, принадлежавшие в прошлом священнику Авенирову. В школе быстро увеличивалось количество учащихся. Особенно много стало учиться девочек. Тогда первые и вторые классы школы размещались в двух каменных зданиях, а 3 и 4 классы в здании, которое было только что передано под школу». В 1935 году был открыт 5 класс. Весной 1938 года был сделан первый выпуск 28 удмуртских и русских юношей и девушек из 7 класса. Вместе с открытием 8 класса была создана школьная комсомольская организация. Секретарём был избран Мутных Витя, а заместителем -Золотарёва Людмила. В то время школа считалась одной из многочисленных в районе, в ней училось около 340 человек, начальные классы были параллельными, а в остальных насчитывалось до 30-40 учеников. В 1-3 классах детей учили на национальном языке учителя-удмурты: Возисов, Саитов. В 1963 году школа стала восьмилетней, а в 1982 г. была преобразована в среднюю. В 1969 году школа была переведена во вновь построенное здание, а старые здания стали подсобными помещениями, в которых разместились школьные мастерские и интернат. В настоящее время школа малочисленна. В ней 9 классов-комплектов, обучается 22 ученика. В 2007 году школа отмечала юбилей - 170 лет. Некоторые выпускники сельской школы стали известными людьми: полковник В. Д. Солоденников, заслуженный строитель России, лауреат Государственной премии Л. Д. Солоденников, доцент Пермского СХИ В. С. Бармин, врач-психиатр г. Перми А. Д. Попыванов, заслуженный рационализатор России, почётный гражданин г. Кирова Г. А. Андреев. Из воспоминаний жителейПорина Валентина Егоровна сейчас проживает в посёлке Октябрьский, до 28 лет жила в селе Караул. Мы ей задали несколько вопросов: - Что запомнилось о детстве в военные годы? - Жили очень голодно. Была большая смертность среди детей. Ели всё, вплоть до травы. Стандартный обед - лепёшки из клевера с примесью муки. Из нашего класса ученики умирали. В школе кормили на обеде пшённой кашей на воде, но мы и этому были рады. Семьи были большие, по 7-8 детей, немногие выжили в эти голодные годы. После войны хозяйство стало налаживаться. У зажиточных семей были большие огороды, до 50 соток, держали много скота (куры, кролики, овцы, свиньи). Многое вспоминается с чувством горечи и слезами на глазах. Мы жили рядом с церковью и часто бегали смотреть как хоронят умерших, особенно страшно было когда хоронили детей. Покойника сперва отпевали в церкви, несли к могиле. Но хоронили без гробов. - А что вам запомнилось радостного из той жизни? - Это праздники! Умели и стар и млад веселиться, сейчас такого не встретишь. Мы собирались на девичник. Любили особенно Пасху. Собирались на улице, обменивались крашенными яйцами, ударяя друг друга по лбу яйцом. Потом заходили в дома, поздравлялись, угощались. Парни любили гонять мяч. Кстати, в селе у нас было много знахарок, которых побаивались, но всё же, если случалась хворь, обращались за помощью к ним. Многие находили исцеление. Современный КараулВ настоящее время в селе проживает около 300 человек, население разъезжается, так как колхоз распадается. Хозяйство колхоза основано на выращивании ржи, пшеницы, сеют ячмень и овёс. Все культуры идут на производство фуража. Из отраслей животноводства развито скотоводство. Во многих крестьянских хозяйствах занимаются пчеловодством. Почти во всех семьях забота о доме лежит на плечах женщин, так как мужчины многие уезжают на заработки. В материальном отношении семьи обеспечены плохо, выращивают скот для продажи. В селе есть два магазина, библиотека, созданная в 1896-1898 гг.и сейчас расположенная в здании дома культуры. ПРИЛОЖЕНИЯМаршрут походаФото из походаСтатья в газету (см. ниже)Использованная литература
Авторы проекта:учащиеся 10 класса
учащаяся 9 класса
учитель географии - Квакина О. В.
|