Учебный проект Город Советск - жемчужина Вятского края
Руководитель проекта
Цель создания проекта
Показать красоту Вятского края на примере малого городка Советска
Задачи проекта
- Рассказать об исторических особенностях становления города;
- Показать красоту природы города Советска и Советского района;
- Рассказать о знаменитых земляках-советчанах (кукарах);
Участники проекта
- Полянина Ольга
- Шевнина Александра
- Батухтина Ксения
- Новиков Павел
- Мешкова Настя
- Мансурова Людмила
- Полянин Игорь
Мой город (вступление в проект)
Мой город Л.А. Полякова Советск родной, мой милый городок, Стоишь вдали ты от больших дорог, К тебе не ходят даже поезда, Но здесь горит, горит моя звезда! Текут здесь реки Пижма и Немда. Бежит в тех реках чистая вода, Живут здесь люди, добрые душой. Таков мой город, город небольшой.
Город Советск, что расположен в Кировской области, имеет богатую и интересную историю. Жители его в разные годы и века были не только свидетелями, но и активными участниками многих важных исторических событий, наложивших отпечаток на судьбу Отечества. Советчане вписали в его историю немало славных страниц. Историю города надо знать, потомучто мы родились здесь, живем или жили, наша жизнь связана с этим прекрасным краем. Местность вокруг города необыкновенно красива. Праздничность сосновых боров и монашеская строгость еловых лесов, роскошь многоцветия трав и свер-кающие влажной зеленью пойменные заливные луга. А какое обилие рек! В двух километрах от города в многоводную Пижму впадает тихая речка Немда. Через 5 километров сама Пижма вливается в мощную реку Вятку, которая протекает между Жерновогорьем и Лесотехникумом, вклю-ченными в городскую черту. А озера и старицы округи, ключи, вблизи которых предпочитали ставить свои починки вятские крестьяне! Среди обаяния этой природы спокойно спускаются к Пижме дома и улицы города Советска. И чувствуется удивительная гармония и равновесие между го-родом и окружающей природой. Здесь есть все: высокий крутой берег и пологий спуск к песчаному пляжу. Панорама величественна и прекрасна. Хочется верить, что наш проект будет интересен жителям и гостям города, продолжателям истории нашего края.
Летопись дат и событий
1594 г. – первое письменное упоминание о слободе Кукарке. 1609 г. – Кукарка сожжена. 1620 г.– появились первые сведения о вновь выстроенной слободе Кукарке. 1678 г. – основан Кукарский Успенский женский монастырь. 1839 г. – открыта больница. 1840 г. – открыто первое учебное заведение – мужское одноклассное училище. 1861 г. – открыта общественная библиотека П.В. Алабиным. 1869 г.. - открыта лесная школа. 1880 г.. – в Кукарке открыта телеграфная станция. 1893 г. – открыта школа кружевниц в слободе Кукарке. 1903 г. – открыта учительская семинария. 1905 г. – построено пожарное депо. 1908 г. – открыто городское училище. 1910 г. – в слободе построена электростанция. январь 1910 г. – организовано кукарское образовательное общество. июнь 1910 г. – открыт родиноведческий музей. 1911 г. – кукарское электрическое товарищество построило телефонную станцию. Март 1918 г. - в Кукарке издается газета «Голос труда». Август 1918 г. – стала издаваться уездная газета «Известия» (вместо газеты «Голос труда»). 9 августа 1918 г. слобода Кукарка переименована в г. Советск. 20 октября 1918 г. создана комсомольская организация. 1920 г. – организована трудовая артель кружевниц. 1922 г. создана пионерская организация. 1926 г. – появились первые радиоточки. 1930 г. – стала выпускаться газета «Путь Ильича» (с 1962г. «Ленинское знамя», с 1991- «Вести трехречья»). 1932г. организована чулочная мастерская (с 1934г. – трикотажная фабрика с 1943 г.- перчаточная фабрика). 1961 г. – построена первая водонапорная башня в городе. 1964 г. - началось впервые асфальтирование (улицы Кирова). 1965 г.- появление телеретранслятора в г. Советске. 1968 г.- 1 сентября открыт памятник воинам советчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. 1972 г. – пущена в эксплуатацию ср. школа №1 на 964 места. 1976 г. – ввод нового автомобильного моста через р. Пижму. 1977 г. – построен районный Дом культуры. 1985 г. –построен пешеходный мост через р. Пижму (на месте старого проезжего моста, построенного в 1964г.) 1991г. – пущен в эксплуатацию автомобильный мост через р. Вятку. 2008г. – открытие плазмоцентра.
Карта города Советска и Советского района
Извините, данный раздел проекта находится в разработке.
Исторические истоки города
Cлобода Кукарка Кукарского уезда Вятской губернии
Экскурсия по городу
Город Советск Кировской области
Администрация города
Администрацию города возглавляет глава муниципального образования. Он является высшим должностным лицом и наделяется в соответствии с уставом собственными полномочиями. Глава избирается на муниципальных выборах, он подконтролен и подотчетен населению. Структура городской администрации изменилась с 1 января 2009 года. Появился заместитель главы администрации и три отдела: отдел ЖКХ и муниципальной собственности, организационно-правовой и финансово-экономический. Отдел ЖКХ и муниципальной собственности контролирует организацию в городе тепло- и водоснабжения населения, а также водоотведения. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора – тоже в компетенции отдела. Специалисты отдела также занимаются вопросами приватизации жилья и сбора арендной платы за землю. Финансово-экономический отдел формирует бюджет города и контролирует его исполнение. Организационно-правовой отдел – самый большой по численности. Сюда входят: специалист по работе с Думой города, юрист, специалист по СМИ и связям с общественностью и т. д. Специалист по работе с Думой отвечает за формирование вопросов на заседание Думы, работу депутатских комиссий и опубликование (или обнародование) решений Думы. Юрист представляет администрацию города в судебных заседаниях, а также контролирует правовую правильность всех документов, исходящих из администрации. Специалист по СМИ и связям с общественностью готовит материалы о работе администрации и Думы города для публикации в официальном издании городской администрации – газете «Наш город над Пижмой-рекой». Кроме того, в администрации работает главный архитектор, который контролирует вопросы строительства и ремонта в городской черте. Не так давно (в 2005 году) в городе появился свой представительный орган – Дума города Советска (ранее была только районная Дума). Ее возглавляет председатель Думы, который работает на общественных началах. Представительный орган сформирован из 16-ти депутатов, которых выбрало население в своих избирательных округах – на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Городская Дума обладает большими полномочиями. В ее исключительной компетенции находятся вопросы принятия устава города и внесение в него изменений и дополнений, а также утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении. Дума устанавливает, изменяет и отменяет местные налоги и сборы, принимает планы и программы развития муниципального образования, определяет порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, регулирует установление тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений и т. д. Попросту говоря, администрация города и ее глава работают для того, чтобы люди жили лучше. Если улицы освещены, мусора нет, дороги зимой разгребаются от снега, а летом ремонтируются – значит, местная власть работает. Представительный орган (Дума) должен играть главную роль: от того, какой он принимает бюджет, какие программы намечает для развития своего поселения, зависит очень многое. Местное самоуправление – это больше, чем власть. В первую очередь потому, что она близка к населению. И каждый человек, проживающий на данной территории, имеет возможность влиять на принимаемые решения, чтобы они принимались в интересах населения.
Кукарка-Советск: церкви края
Покровская церковь Самое древнее здание города Советска. Первое письменное упоминание о ней относится к 1674 году (в летописи о Покровской церкви под датой 1674 года имеется запись: «Погребена в монастырской ограде девица Анна Кривских- надпись на плите перед входом в церковь на площадке.») Предшественником этой церкви являлся Ионанно - Предтеченский монастырь, или Пустыня Жерновых гор (основанный предположительно между 1555 и 1568 годами). В 1594 году при монастыре существовал храм деревянный однопредельный во имя Иоанна Предтечи. В 1609 году, в смутное время, монастырь был разорен, а Иоанно-Предтеченская церковь сожжена. Неоднократно монастырь подвергался нападению и в последующие годы. После очередного разорения монастыря было решено перенести его в слободу Кукарку под защиту её жителей и крепости. Как сообщает в 1851 году священник Дмитрий Трапицын в «Статистическом описании церквей сл. Кукарки» – перевод монастыря произошел между 1668-1690 годах. Место было выбрано на высоком берегу реки Пижмы за речкой Кукаркой. Монастырь занимал значительную земельную площадь. Он был обнесен деревянным забором – оградой, со входом через деревянную надвратную церковь во имя Николая Можайского (на том месте ныне стоит часовенный памятный кирпичный столп на ул. Колхозной). Граница ограды проходила от угла нынешнего кладбища к магазину по улице оф. Смехова, от магазина в сторону р. Пижмы и по ее берегу до кладбища. После перевода Иоанно – Предтеченского монастыря из с. Жерновогорья в сл. Кукарку его название сохранилось. В архивных документах Покровской церкви имеется запись о перестройке в 1788 году Предтеченской церкви (ныне левый придел Покровской церкви) по причине разрушения алтарной стены и тесноты помещения. Придел был освящен иереем Вознесенской церкви села Ильинска Петром Иродионовым. Можно заключить, что Кукарская Покровская церковь имела начало с Предтеченской (ныне северный придел во имя Иоанна Предтечи), она была теплой. Гора, которую преодолевали, чтобы дойти до монастыря, стала называться Ивановской. Нет точной даты переименования Иоанно-Предтеченского монастыря в Покровский, но известно, что в 1719 году в летописи о Кукарской Успенской церкви монастырь уже назывался Кукарским Покровским. В 1725 году в монастыре случился пожар (что в нем пострадало, неизвестно). В 1764 году Кукарский Покровский мужской монастырь упраздняется (последним игуменом монастыря был Илларион). Все монашествующие переводятся в Истобенский монастырь. Покровская церковь преобразуется в приходскую в 1765 году. Определяются селения, входящие в Покровский приход: селения Подмонастырской слободки и в основном Петропавловского приказа (Самоделкино, Грехово, Городище, Б. и М. Жаворонково и другие). Правый придел Покровской церкви во имя святителя Николая Чудотворца Можайского устроен после сгоревшей 6 сентября 1774 года надвратной деревянной Никольской церкви, ворота под которой вели в монастырскую ограду. Утварь и иконы были спасены. Священником Покровской церкви в это время был Тимофей Самарцев, а старостой - Петр Вшивцев. Ныне на месте престола сгоревшей церкви стоит памятный часовенный столп с нишей для иконы - в 1784 году он уже существовал (подобный кирпичный столп стоял и у нынешнего магазина по ул. оф. Смехова, когда и по какому поводу установлен – неизвестно). 3 июня 1777 года, после сгоревшей надвратной Никольской церкви, была выдана Храмозданная грамота на строительство Никольского придела, который строится с правой стороны от Покровского придела, в виде палатки с куполом на столбах и четырьмя окнами. «Палатка» просуществовала до 1780-го года, потом ее разобрали и стали строить каменный придел с кирпичной главкой (такой же, как и над Покровским приделом). В 1785 году он был достроен и освящен. Получилось здание, как бы состыкованное из трех малых церквей, имеющее в каждую церковь отдельные входы с западной стороны (хотя традиционно входы в церкви устраивались крестообразно – с западной, южной и северной сторон). В 1836 году мастер В.Ф. Кривошеин из Орловской округи в Предтеченском и Никольском приделах убрал алтарные столбы и сделал приличные арки. В Прибавлении №52 к «Вятских Губернских ведомостям» №26 от 30.12.1839 года о Кукарской Покровской церкви пишется «…. стены её с южной стороны выложены не кирпичом, а бутовым отесанным камнем. Ряды камней в стенах лежат не по ватерпасу, а по положению земной поверхности, которая довольно поката на северо-запад». Церковь строилась не в один прием, поэтому в ней постоянно производились какие-либо строительные работы: 1773 год – в алтаре Покровского придела сменили деревянный пол на опочный; 1778 год - пробиты окна в холодную Покровскую церковь; 1780 год - на строящемся Никольском приделе переложен восьмерик главки по пропорции; 1784 год – в главном приделе заменен каменный пол из серых плит, понижен уровне пола на ¼ и постелен новый из опочных строганных плит; 1805 год – Михайло и Иван Негановы из сл. Кукарки белят внутри Предтеченского и Никольского теплых приделов, а также ремонтируют шпиц колокольни; 1821 год – крыша Покровской церкви приобретает нынешний внешний вид. Переделаны деревянная кровля на металлическую (мастер П. Морозов) и стропила (мастера В.Максимов и К.Белобородов). Тогда и появляется этот своеобразный купол. При сооружении купола верхняя часть его была поднята, и закрылся четверик основания главки с архитектурными деталями (видимо, тогда же и была разобрана главка над Никольским приделом). 1822 год – Павел Морозов ремонтирует два ребра на шпице колокольни, поврежденные громовым ударом. (Такой же ремонт будет произведен Иваном Семеновых и в 1845 году); 1827 год – штукатурятся внутри все три придела, карнизы и 25 клейм для изображения икон (мастера Братухин Иван Гаврилович и его сын Алексей); 1834 год – Павел Морозов разбирает внутренние стены, своды, делает арки и соединяет теплые приделы Предтеченский и Никольский. В церковной ограде при монастыре в сарайчике был устроен глубокий колодец в 10 сажень с деревянным срубом на двух опорах с колесом. Вода из колодца поднималась на поверхность двумя двухведерными бадьями, окованными железными обручами. Колесо вращалось руками. Одна бадья опускалась вниз, а вторая, наполненная водой, поднималась вверх. Деревянный сруб служил недолгое время. На его восстановление требовались большие затраты, объявлялись денежные сборы. В 1839 году крестьянин Савва Иерофеевич Трегубов д. Ключевской Орловского уезда Вятской губернии вычистил обвалившийся и заваленный сверху колодец до дна, срубил из леса новый, выделав горловину колодца. Позднее в колодце становится мало воды. В 1845 году крестьянин Максим Лежнин из д. Шуга Водозерского Приказа колодец углубил. В эти же годы строится и 2-х этажный кирпичный дом для церковнослужителей. Из-за большого объема строительных работ по решению прихожан был взят на работу помощник старосты по строительству Павел Прокопьевич Пушкарев из д. Грехово. 1846 год - на поверхности кровли были вырисованы и вызолочены 138 звезд разной величины: Яков и Александр Соловьевы вызолотили обе главки церкви; 1857 год - Фёдор Бердинский из д. Б.Яснур вызолотил листовым золотом и оба креста; 1863 год – Покровская церковь почти за 200 лет своего существования приобрела современный внутренний вид. Церковь стала тепло-холодной. При строительных работах в церкви использовался местный строительный материал: лес, известь, кирпич, опочный камень. Одним из поставщиков опоки был Киприан Матвеевич Лапшин, который поставлял плиты для пола, работу выполнял Петр Федотович Соснин. Множество мастеров выполняли в церкви живописные, столярные и архитектурные работы: 1790 год - Илларион Гущин из Суны делает к иконам киоты и клейма с резьбою; 1795 год - Петр Жилин из Устюга делает ризы из серебра; 1808 год - Василий Яковлев из Нолинска переливает треснутый колокол; 1827 год - Иван Шмелев из г. Вятки позолотил иконостас Никольского придела и в клеймах написал лики святых; 1829 год - Фёдор Юрасов из г. Вятки обложил серебром два Евангелия; 1834 год - Петр Саврасов из Глазовского уезда написал иконы в клеймах; 1837 год - Григорий Романов из Владимирской губернии отбелил ризу иконы Николая Можайского; 1837 год - Яков Соловьев из Нижегородской губернии, дворовый крестьянин помещика Горихвастова, по договору с крестьянином В. И. Самоделкиным, (который оплатил работы живописца) написал иконы во все три иконостаса. В Никольском приделе были написаны иконы на библейские темы: наверху в щите - «Тайную вечерю»; в навесе в клейме - «Нагорную проповедь»; на середине царских дверей «Вседержитель»; в 4-х клеймах - четырех Евангелистов (сообразно теперешним чеканным). В Предтеченском приделе были написаны иконы: наверху в щите - «Моление о чаше Иисуса Христа» с изображением в тени спящих апостолов и подходящего Иуду со спирою; в навесе – Саваоф ( Бог – отец) с надписью «Отче наш иже еси»; на середине царских дверей - «Благовещение», в 4-х клеймах - четырех Евангелистов; на Пономарских дверях - «местного Захарию - отца Предтечева»; на тумбе - «Смерть Захарии». В среднем приделе: на полукружии - «Распятие Христа», от него направо- «Суд пред Пилатом», «Суд пред Архиереем», «Предательство Иуды»; а налево - «Пригвождение ко кресту», «Несение креста», «Биение у столпа»; в клеймах - «Снятие со креста», «Положение во гроб»; на аналойных тумбах (высоких столиках с покатым верхом) - «Сошествие святого духа», «Покрова Б.Матери», «Святого Николая Можайского», «Иоанна Предтечи», две панагии (маленькие полукруглые иконки) к царским дверям с изображением Спасителя и Богоматери. На церкви также работали мастера: Алексей Иванович Клевакин убирает в 1842 году старую ризу с иконы св. Николая Можайского и делает новую медную с позолотой; Евод Михайлович Портнягин из г. Мурома, мастер по золочению и резьбе по дереву (1843 год); Яков Прокопьевич и Александр Прокопьевич Соловьевы расписывают распятие, а на тумбе в 14 клеймах - жизнь Христа (1846 год); Андрей Иванович Вендельман - мастер по золочению церковной утвари из Лифляндской губ. (1850 год). На строительство церкви самые крупные суммы вложили Самоделкины Василий и Андрей (за 20 лет -10 860 руб.), которые и в последующее время дарили церкви утварь: сосуды, серебряные кресты, позолоченные потиры, дискосы; а также прихожане: Иван Филиппович Самоделкин, Евдокия Елькина, Афанасий Взоров – лекарь, Максим Терехов, Смоленцев, Петр Чертищев, Иван Александрович Дмитриевых, Василий Васильевич Жаровцев, Лукиных – капитан, купцы: Димитрий Якимов, Александра Константиновна Александрова, Михаил Васильев, Стефания Якимова и многие другие. Невозможно перечислить всех людей, которые принимали участие в переустройстве храма за его трехвековую жизнь. В 1855 году церковь оштукатурили снаружи. Иконостасы в приделах заменялись неоднократно: так в 1866 году он заменен в главном приделе, а старый, изготовленный на средства В. И. Самоделкина, передан в Богословскую церковь с. Ситемка (Б. Богословское). В церкви имелись древние богослужебные книги - в 1917 году их было 139; в библиотеке хранились книги, газеты и журналы (722 наименования). Интересна история и колокольни. Время возникновения неизвестно, но по её смежности со стеной Предтеченского придела можно заключить, что она построена раньше, чем Покровский придел, возможно одновременно с Предтеченским. Шпиц колокольни и главка, выполняющие роль кровли, цельнокирпичные, и швы кладки затирались специальным составом, не пропускающим влагу. 1864 год – на кирпичную кладку нашит деревянный каркас, «шпиц на колокольне обит белым аглицким железом с вызолоченными звездами» (так записано в летописи Покровской церкви). Известны два момента в ее истории, когда над колокольней висела угроза её уничтожения: - в 1844 году священнослужители с прихожанами решили удлинить церковь, при этом разобрать колокольню и некоторые внутренние стены. Удельный архитектор Салавкин обследовал здание и выявил трещины: на стенах, своде Никольского придела и за алтарной аркой Покровского придела, - и запретил перестройку церкви. Прихожане и служители церкви высказали свои соображения по поводу появления трещин: с южной стороны Никольского придела вблизи стены производились захоронения, а вешняя и дождевая воды, проникая в глубину, расслабляли грунт, и стена садилась. Говорили, что тяжелая каменная колокольня давит на грунт, деформируя его, происходит подвижка грунта. И чтобы облегчить колокольню, предлагали разобрать её шпиц, к стене придела приложить быки (контрфорсы). В 1852-1854 годах для выявления причины возникновения трещин из г. Вятки прибыли архитектор Ломакин и инженер Олехнович. Инженер Олехнович запретил разбирать колокольню, прикладывать быки, т. к. испортится вид фасада. Распорядился закрепить своды и стены металлическими связками и заштукатурить трещины. Все эти неисправности устранил мастер Марко Слободин из Орловского уезда. Но быки у южной стены все же сложили, видимо железные связки не остановили разрушение. Кирпичное покрытие шпица от влаги и морозов продолжало разрушаться, в 1855 году покрыли железом выступы окон, а через 10 лет и весь шпиц. На колокольне было 17 колоколов: самый большой - 196 пудов (1136 кг), самый малый - 32 ½ фунта (128,2 кг). Колокольней, которой уже более трёх веков, мы любуемся и поныне. И хотя церковь перестраивалась неоднократно, в законченном виде она представляет собой единый архитектурный образ, выдержанный в традициях зодчества XVII века. Архитектура того времени, исполненная редкой живописности, так называемым «дивным узоречьем», была тесно связана с народным творчеством, с деревянным зодчеством. От других храмов нашего края Покровскую церковь отличает величавая простота и лаконизм, что придает великую силу выразительности и яркую образность. Тип храма, состоящего из основного двухцветного объекта с примыкающими к нему с запада Трапезной и шатровой колокольни, остается в рамках традиций Вятской школы зодчества «первой волны» его развития. Храм имеет приземистые пропорции, объемы его подчёркнуто массивны, декор много проще, чем на других памятниках Вятского края. Наличники из гладких полуколонок несут простой по рисунку трехобъемный кокошник, карниз из валиков с поребриком, выразительные дуги, лопатки по углам кубического объема составляют весь декоративный наряд церкви. Главка венчает оригинальную по форме крышу на четыре ската, несомненно, навеянную мотивами деревянного зодчества. Невысокая шатровая колокольня хорошо увязана с храмом, сливаясь с ним в общий гармоничный силуэт. С виртуозным мастерством древние мастера используют отношение пропорций, придающее силу и красоту облику скромного храма, рассказывающего нам об эстетических вкусах наших предков, тем самым, связывая жизнь современную с бытовым укладом минувших лет. Это помогает полнее раскрыть богатство и неповторимое своеобразие культуры нашего современного края. Кроме самого здания церкви примечательна и ограда вокруг неё. Желание устройства ограды возникло у прихожан и служителей церкви в 1820 году при священнике этой церкви Василии Владимировиче Филимонове, который написал прошение Вятскому Преосвященному Амвросию об утверждении плана ограды (утвержден в апреле 1822 года). Старостой церкви в это время был крестьянин Самоделкин Василий Иванович (из д. Самоделкино), выбранный на мирском сходе 10. 04. 1817 года. Строительство ограды проводилось на пожертвования и сборы с прихожан (по решениям мирских сходов от 19.04. 1821 года - по 1 руб. с каждой ревизской души и от 01. 06. 1821 года ещё по 1 руб. с каждой мужской души). 100 тыс. штук кирпича, необходимого для строительства ограды, поставлял купец Герасим Васильевич Платунов (по 16 руб. за тысячу) из кирпичных сараев, находящихся около церкви; глину для изготовления кирпича брали неподалеку от церкви (ныне овраг на кладбище за стеной церковной ограды). Известь поставляли Иван и Кирилл Капустины. Работы по кладке кирпичной ограды и въездных ворот, согласно плана, произвел в 1822 - 1823 годах Павел Морозов из д. Чертихи Нижегородской губ. (дворовый крестьянин Урусова). На углах стены ограды четыре башенки, с калиткой на кладбище и в стене - в южную сторону, за которой прежде была кузница. Высота стены 3 ½ аршина, длина её 81 ½ сажень, на воротах четыре иконы. На лицевой стороне Деисус (в центре Иисус Христос, слева Дева Мария, справа Иоанн Креститель). На задней – Святитель и Чудотворец Николай. Иконы в застеклённых овальных нишах ворот (в клеймах) написаны на листовом железе в 1829 году живописцем Иваном Ивановичем Шмелевым из г. Вятки. Главку ворот вызолотили в 1846 году Яков и Александр Соловьевы, крест над воротами листовым золотом в 1857 году выполнил Фёдор Бердинский. На колоннах ворот были установлены фонари, которые освещали вход в ограду. (Следы их креплений видны и сегодня - это хомуты из полосового железа.) Ограда, выполненная в стиле Византийской архитектуры, имеет и поныне впечатляющий вид, особенно проезжие ворота и бойницы. В книге 1866 года Н. Золотницкого о Кукарке сообщается: «Покровская церковь с усыпальницей и другими церковными зданиями обнесена высокой каменной оградой, к которой примыкает обнесенное деревянной решеткой кладбище; внутренность ограды также служит кладбищем и наполнена надгробными памятниками, большей частью из опочного камня». Резные надгробные сооружения из местной опоки сохранили имена резчиков - Л. О. Бронникова, Зенцова и др., а также имена погребенных. Здесь нашел свое упокоение один из благочестивых иноков пустыни Жерновых гор, строгий подвижник веры, Игумен Евфимий (или местно чтимый святой Никон). Сохранился надгробный камень с надписью церковного почерка (вя-зью): «Лета 1706-го июня 3-его дня преставился раб Божий схимонах Никон Кошкин; камень сей резал сын его поп Елисей». Резчик увековечил свое имя на боку камня еще другою надписью тарабарского письма: «Тарекъ мефасъ и лиениласъ лыпъ ецо Гемпой Ион Елисей Товтипыжъ», что по известному ключу значит: «камень резал и сие писал сын его Черный Поп Елисей Кошкин» (летом 1864 го-да камень этот по усердию крестьянина И. Ф. Самоделкина поднят из земли, в которую углубился, и положен на другой новый камень, могила обнесена железной решеткой). Евфимий длительное время служил в монастырской церкви Жерновогорской обители, а потом в Кукарке, где стал игуменом. «В статистическом описании церквей..» в 1851 году священником Дмитрием Тропицыным упоминается факт восстановления грамот на владение Землями «Пустыни Жерновых Гор» строителю Герасиму и Черному попу Евфимию с братиею. В 1653 году выдаются вводные на владение землями по речке Суводь и Немде. В 1699 году Евфимий снова пишет прошение Петру I о земле. В Покровской церкви хранились книги с «подписами» Никона, которые он жертвовал монастырю. Перед кончиной Евфимий становится схимником (схимник – особая высшая степень монашества, т. е. затвор в монастыре и соблюдение особо строгих монашеских правил) и принимает имя Никон. Могила Никона, умершего в 1706 году, и сегодня содержится духовенством в опрятности. Многие местные жители считают его святым. Посещают его могилу, берут песок из-под плиты и натирают больные места, веря в ее целительную силу. При входе в паперть Покровской церкви, в левом углу, похоронен монах Елисей Кошкин. Есть еще один древний памятник, но надпись на нем не читается. Здесь похоронены почётные граждане слободы Кукарки - купцы Якимовы, владельцы пароходства, кирпичных заводов, серповой фабрики, жертвователи на храмы. Также похоронены крупные торговцы Лебедевы (один из сыновей которых организовал наш музей); известные торговцы железными изделиями Родигины (один из них - Павел Степанович Родигин - был расстрелян 12 сентября 1918 года в числе 38 человек под деревней Валово, где и был зарыт. Родственники расстрелянных по ночам приплывали на лодках, выкапывали погибших и увозили для погребения в церковной ограде. (Эпитафия на надгробии П.С. Родигина - «Безвре-менно погибшему мужу и отцу от любящих жены и детей»). Против алтаря похоронены два священнослужителя в одной могиле, на памятнике с крестом необычный текст: «Здесь погребены протоиерей села Мокина Алексей Петрович Вознесенский 66 лет и диакон Троицкого Собора города Советска Иоанн Гаврилович Кашин 33 лет. День смерти их 12 сентября 1918 года (расстреляны также под д. Валово). День погребения 21 мая 1921 года. В церковной ограде похоронены П. Носов – председатель Кукарской Волостной Земской Управы в 1917 году; С. А. Вшивцев – Заслуженный деятель искусств РСФСР; А. В. Шишкин - Заслуженный работник культуры РСФСР, член Союза журналистов СССР (урна с его прахом в 1985 году была привезена из г. Москвы)… В 30-х годах XX века Покровская церковь была закрыта. В ней размещалось зернохранилище коммуны «Пролетарий». В ограде была устроена мельница. Вновь церковь была открыта в 40-е годы. Покровская церковь – памятник архитектуры XVII века, находится под охраной государства. Троицкий собор и Спасо-Преображенская церковь (сл. Кукарка). Тот собор, который мы знаем по фотографиям и которым так гордились кукарские жители, был построен в 1829 году. Название Троицкий он наследует от других церквей и храма, которые в Кукарке существовали до него. Впервые в литературных источниках упоминается «древян храм живоначальной Троицы» в книге Константина Шушерина в 1620 году. А собор упоминается впервые в 1678 году. В 1750 году в Кукарке случился большой пожар, в котором сгорели собор, крепость и деревянные Спасо-Преображенская и Успенская церкви. Но церкви сразу же восстанавливаются. Строится каменная Спасо-Преображенская церковь в 1752 году, каменный Троицкий собор в 1761 году (по другим источникам в 1750 году) и деревянная Успенская церковь. Спасо-Преображенская церковь и собор соседствовали друг с другом. Обе колокольни были отдельно стоящими от храмов. В этом виде собор простоял до 1818 года, когда кукарские жители решили его сломать, так как он был мал и некрасив, а на его месте построить новый. В это время было принято решение Спасо-Преображенскую церковь приписать к Троицкому собору, и с того времени она стала называться теплым храмом Троицкого собора. Из прибавления № 8, № 9 к «Вятским губернским ведомостям» за 1838 год: «В Кукарке четыре каменные церкви, в том числе особенно замечателен богатый собор, построенный по плану, составленному в Кабинете Его Императорского Величества архитектором Статским Советником Руско, усердием прихожан и всех удельных крестьян Яранского уезда. Замечательно, что постройка этого огромного здания, которое в длину и ширину имеет по 18 сажен, а в вышину с крестом 26 сажен (сажень - 2 метра 13 сантиметров), произведена с соблюдением всех правил архитектуры без Архитектора. Комиссия, возглавляемая непосредственно Главным Управляющим Вятскою Удельною Конторою, строила его самым экономическим образом. Все материалы заготовлялись на месте, заблаговременно, с соблюдением всех выгод. Кирпич, которого израсходовано более трех миллионов, с доставкой на место не дороже 14 рублей за тысячу. Наружная сторона собора выложена опочным камнем, которым изобилует Кукарка... Построение храма стоило более 200 тысяч рублей. Храм украшен тремя иконостасами с отличной резьбою и позолотою, с образами хороших мастеров. Теплый храм по величине и расположению заслуживает не меньшей похвалы. Если он уступает холодному в красоте и блеске снаружи, зато далеко превосходит расположением. В нем все устрое¬но так, что невольно побуждает к молитве. Вся честь как в построении холодного храма, так и в переправке теплого, принадлежит бывшему в Кукарке протоиерею Феоктисту Ивановичу Ивановскому. При соборах есть две колокольни очень хорошей архитектуры. Главная имеет в вышину с крестом 31 сажень». Собор был построен вновь, но колокольня осталась от старого собора 1761 года (по иным источникам - 1700 года). В Троицком соборе, кроме главного - во имя Троицы, были приделы Петра и Павла и во имя Святого благоверного Великого князя Александра Невского. А в теплом храме главный придел - во имя Преображения Господня, и во имя Смоленской Божией Матери, и Николая Чудотворца Мирликийского. Пятиглавый с большим круглым куполом собор и колокольня действительно были величественны - 66 метров в высоту. Он привлекал к себе взор со всех сторон. В Кукарке самое большое богатство было сосредоточено именно в этих двух храмах, в них сосредотачивалась вся старина местной христианской культуры, старинные иконы и книги. Среди них: книги «Иоанн Златоуст» 1664 г., «Рус-ский временник» 1681 г., «Лексикон треязычный» 1704 г., «Триод» - 1717г., «Дневник камер-юнкера Бергольца» 1721 г., «Регламент» - 1724 г., «Камень веры» - 1728 г., «Евангелие учительское» - 1744 г.; крест серебропозолоченный 1747 года... Внутри помещения колокольни, в часовне, был установлен массивный крест из толстого дерева, обтесанный «маковицей» и вставленный в землю, распятие на нем обложено позлащенным серебром стоимостью 1200 рублей. Резное изображение Спасителя помещено в стеклянный футляр. В соборе - икона Смоленской Божией Матери (принесена из Казани около 1700 года), восьмиконечный деревянный напрестольный крест, обложенный тонкочеканным серебром с надписью о царе Михаиле Федоровиче. Снаружи собор имел множество архитектурных деталей из резной опоки: отделка окон, дверных проемов, базы и капители колонн, крыльцо и ступени ле-стниц, цоколь здания, отмостка и водоотводные лотки, выносные плиты и симы; довольно редкие элементы архитектуры в нашем крае: триглифы, метапы, капли, тении, регулы, колонны… В дальнейшем строительстве кирпичных зданий в Кукарке (в 30-е годы XIX века было всего 8 гражданских кирпичных зданий) архитектура собора служила постоянным примером для каменного строительства. Теплый храм был обнесен глухой каменной оградой, а холодный (собор) – ажурной решёткой на опочном цоколе. Троицкий собор был разрушен в 30-годы XX века. Кирпич вывезен в Киров на строительство гостиницы «Центральная», а колонны, по воспоминаниям старожилов, украшают драматический театр г. Кирова. Стены разбирали вручную, загружали в баржи на Пижме (высота стен была значительная, лотки из досок одним концом были положены на собор, а другим на баржу - кирпичи скользили прямо в неё). Теплый храм пострадал меньше - у него разрушен только купол и колокольня. Всё помещение сохранилось, только справа появился пристрой, а вместо входа в здание церкви сделано окно. Ныне в этом здании расположен краеведческий музей. К собору была приписана Тихвинская церковь при д. Лядовской, построенная в 1863 году на месте сооружённой в древности часовни (в память избавления от моровой язвы) жителями слободы Кукарки, давшими обет ежегодно на Троицкой неделе совершать Крестный ход с иконою Смоленской Божьей Матери и служить заздравные молебны. Церковь уничтожена пожаром в 1913 году, отстраивалась ли вновь – неизвестно. Собору принадлежали часовни: в соборной колокольне (внизу) - «Крестовоздвиженская»; на старом кладбище (у устья р. Кукарки) - каменный столп; в д. Лядовской (на могиле Марии убиенной) - деревянная с каменным подвалом; в д. Тараево (Тырышкино) - деревянная «Богородицкая»; в д. Смоленцево (на ключе) - деревянная «Смоленской Божьей Матери»; за д. Смоленцево - «Спасская» (каменный столп). Успенская церковь (сл. Кукарка). Успенская церковь ведет свою историю от кукарского Успенского женского монастыря (во имя Успения Божьей матери), основанного в слободе Кукарке 1676-1678 годах. В 1740 году монастырь был упразднен, а церковь переведена в приходскую. Церковь в монастыре была деревянной, неоднократно перестраивалась, подвергалась пожарам. После пожара 1750 года церковь вновь была выстроена в 1764 году (деревянная, с деревянными крестами, обшитыми белым железом. В церкви было 2 придела: во имя Успения Божьей матери и во имя всех святых; утвари было мало), но и она сгорела в 1787 году. Еще при существовании деревянной церкви, на основании храмозданной грамоты Преосвященника Лаврентия от 9 июля 1786 года, вятский архитектор Филимон Меркулович Росляков готовит сметы и чертежи на строительство ка-менной Успенской церкви. В 1788 году каменная церковь была построена об одном теплом приделе и расширена в 1796 году пристройкой двух холодных приделов: левый - в честь мучеников (в последствии переименованный во имя Сергия Радонежского), а правый - во имя всех святых. Эта церковь существовала в таком виде до 1862 года. В связи с ростом числа прихожан храм становится тесен, особенно зимой. В 1862 - 1867 годах подкупольная часть церкви расширяется на 3 придела. Вновь устраиваются все 3 иконостаса. Успенская церковь (ее холодная часть), перестраивается и делается духовое отопление. Колокольня и трапезная остаются прежними. В это время в слободе сложился зажиточный слой купечества и представители его считали за честь своим материальным участием украшать храмы в слободе. Средства на перестройку поступали от прихожан-благотворителей. Все три престола освящены в 1868, 1869 и 1870 годах. Каменная ограда от прежней церк-ви оказалась тесной и её в 1876 году снесли, построили временную деревянную, а в 1895-1897 годах на средства семейства П.П. Носова была построена просторная ограда на опочном цоколе с такими же опочными точеными столбами, забранными коваными узорчатыми решётками. Строится каменная паперть. Изготавливается 2-х ярусный иконостас. 16 икон для иконостаса пишет итальянский художник М.Ф. Андриолли. В центральном приделе живопись выполняется учениками московского училища ваяния и зодчества под руководством художника Ергунова по эскизам художника В.М. Васнецова (1884 г.). В восьмигранном куполе в строгих позах застыли легендарные прорицательницы - Сивиллы. В 1884 году при церкви была открыта церковно-приходская школа. В 1887 и 1889 годах на средства прихожан и П.П. Носова строятся две часовни на углах каменной церковной ограды с решёткой в честь Александра II и Александра III. В высоту они были около 16 м и около 7 метров каждая сторона, отделаны белой резной опокой по красному кирпичу, с высоким цоколем и витражами в дверях. На северном фризе здания церкви была исполнена живопись на библейский сюжет. Маковки церкви и колокольни сверкали золотом на солнце. В кресты были вмонтированы зеркальные отражатели. В церкви хранились ценные иконы «Трех радостей» (неизвестного художника) Преподобного Марона и Ахтырской Божьей Матери. 23 января 1918 года декретом рабоче-крестьянского правительства церковь была отделена от государства. Инструкция от 24.08.1918 года: «Всем церковным Советам и хранителям церковных ценностей. Рабоче–крестьянское правительство декретом об отделении церкви от го-сударства и школы от церкви, опубликованном от 23 января 1918 года в №15 га-зеты рабоче–крестьянского правительства, а также по исполнению и проведению в жизнь этого декрета постановлением Народного Комиссариата Юстиции (Инструкция об отделении церкви от государства и школы от церкви от 24 ав-густа 1918 года, распубликованная в известии ВЦИК в №186 от 30 августа 1918 года лишило всякого юридического права собственности все общества группы религиозных верований на имущество (ценности) в чем бы оно не заключалось обратно таковое в общенародное достояние, считая распорядителем всего на местах рабоче–крестьянские красноармейские Советы, передавая лишь группам верующих того или иного культа в бесплатное пользование на основании догово-ренности верующих с Волостными Советами, где группы религиозных верующих обязуются беречь и охранять все ценности и имущество ничуть не расточая его, а наоборот поддерживая его благосостояние впредь до того момента, когда явится Государственная потребность использования в общенародных интересах РСФСР). В исторический неслыханный момент переживаемого голода в рабоче–крестьянской стране, где должно быть все использовано во имя спасения
Природные памятники Советского района
Местные знаменитости
Ведерников Александр Филиппович
Меньшиков Валерий Александрович
Истории, мифы и легенды края
Извините, раздел проекта в стадии разработки.
Герои Советского Союза-советчане
Извините, раздел проекта в стадии разработки.
К столетию краеведческого музея города Советска
Уважаемые посетители нашего проекта! 16 июня 2010 года краеведческому музею города Советска исполняется 100 лет. Музей открыт по инициативе местного жителя А.С.Лебедева. С 1919 по 1922 гг. существовало два музея: родиноведческий и искусства и старины. В 1922 г. оба музея объединяются в один научно-художественный который в 1926 г. был преобразован в музей местного края. С 1936 г. именуется краеведческим. С 1986 по 1991 гг. оформлены новые экспозиции: отдел природы, история дооктябрьского прошлого края, история края с 1917 по 1990 гг., оформлена экспозиция "Деятели науки и культуры - советчане". Советский районный краеведческий музей открыт 16 июня 1910 года по инициативе любителя - краеведа А.С. Лебедева. С 1919 - 1922 гг. существовало два музея - родиноведческий и искусства и старины. В 1922 году оба музея объединены в один научно-художественный, который в 1926 году был преобразован в музей местного края. С 1936 года музей именуется краеведческим. С 1982 - 1997 гг.музей был филиалом Кировского объединенного историко-архитектурного и литературного музея. В ноябре 1985 года музей переходит на новые площади. С 1986 по 1991 гг. совместно с художниками Кировских художественно-производственных мастерских оформлены новые экспозиции: отделы природы, истории края, дооктябрьского прошлого, история с 1917 по 1991 гг, знаменитые земляки, оборудован выставочным залом. Бывшее здание Спасо-Преображенской церкви 1752 года постройки. В 30-е гг. было частично разрушено. Справа пристроены дополнительные площади. До музея в здании находился районный дом Культуры.
Тематика творческих работ учащихся по теме проекта
1. Байконур - моя боль и любовь. Автор работы Смышляева Елена, выпускница лицея, участница XII областных Циолковских чтений, 2008 год.
Источники
- Города земли Вятской. Кукарка - Советск. К 90-летию переименования. - Киров: ООО "Альфа-Ком", 2008. Составитель - директор МУК "Советский районный краеведческий музей", заслуженный работник культуры РФ Смехова А.Н.
- Кукарка-Советск:церкви края. - Советск, 2009. Составитель - краевед Советского района Репин А.С.
- Истории, мифы и легенды края (издание второе дополненное). - Советск, 2006.Составители - работники Советского районного краеведческого музея: А.Н. Смехова, С.А. Лапшина, С.Н. Головина.
- Герои Советского Союза - советчане.Советск, 1995. Составитель - директор МУК "Советский районный краеведческий музей", заслуженный работник культуры РФ Смехова А.Н.
- Кукарка-Советск. Время и судьбы. Киров, 1999 год. Составитель - директор МУК "Советский районный краеведческий музей", заслуженный работник культуры РФ Смехова А.Н.