Памятник Саратовскому Прометею

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Версия от 12:12, 2 марта 2006; СОШ 101 (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Одним из символов нынешнего Саратова считается памятник уроженцу города Н.Г.Чернышевскому. К нему приводят школьников, здесь назначаются свидания, сюда несут букеты цветов молодожёны. Великий русский демократ давно обосновался на Новой Соборной площади, которая теперь называется его именем, сменив на постаменте того, с кем боролся при жизни.

Рядом с консерваторией, у городского сада «Липки» на месте, где ныне стоит памятник Чернышевскому, ранее был воздвигнут монумент царю Александру II. 4 января 1896 года Саратовская городская дума на собрании постановила: «для увековечения памяти Великого Преобразователя России царя Освободителя Александра II соорудить в Саратове памятник на одной из лучших площадей».

     Был создан особый комитет по сбору пожертвований и постройке памятника. Всего пожертвований было собрано около       35 000 рублей. Остальную сумму (около 6500 рублей) дополнил от себя город.
     На объявленный конкурс поступило  одиннадцать       проектов.
     Два дня, 29 и 30 ноября 1901 года, жюри   рассматривало проекты.
     Комитет принял решение соорудить памятник по моделям «Заря»-М.А.Чижова и «Правда»-С.М.Волнухина.

Взяли из первого проекта модель статуи Александра II, а из второго проекта пьедестал в виде четырёхгранной пирамиды с символическими фигурами.

Одна фигура изображала крестьянина с надетым на левое плечо лукошком, осеняющего себя крестным знамением. Это олицетворяло освобождение крестьян.

vВторая композиция изображала склонив-шихся над книжкой учительницу с девочкой, что должно было олицетворять развитие народного образования.

    Третья фигура – богиня правосудия, держащая в одной руке книгу законов и в другой весы.
     Четвёртая композиция – фигура коленопреклонённой болгарки, показыва-ющей рядом стоящей с нею девочке на освободителя славян от турецкого ига.

vПамятник Александру II простоял на Соборной площади чуть более семи лет. Советской власти не исполнилось и года, когда исполком Саратовского совета вынес решение в десятидневный срок убрать памятник царю.

     Монумент обнесли лесами и 21 сентября 1918 года приступили к разрушению.
     В первую очередь сняли с лицевой стороны постамента бронзовую золочёную надпись: «Царю освободителю Саратов». Затем на землю была сброшена корона, двуглавые орлы и другие бронзовые украшения. На площади вечером собиралась толпа любопытных, следивших внимательно за падением каждой принадлежности былого величия самодержавия.

Памятник Александру II простоял на Соборной площади чуть более семи лет. Советской власти не исполнилось и года, когда исполком Саратовского совета вынес решение в десятидневный срок убрать памятник царю.

     Монумент обнесли лесами и 21 сентября 1918 года приступили к разрушению.
     В первую очередь сняли с лицевой стороны постамента бронзовую золочёную надпись: «Царю освободителю Саратов». Затем на землю была сброшена корона, двуглавые орлы и другие бронзовые украшения. На площади вечером собиралась толпа любопытных, следивших внимательно за падением каждой принадлежности былого величия самодержавия.

v23 сентября 1918 года газета «Известия Саратовского совета рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов и районного исполнительного комитета» писала: «Фигура самодержца была опутана уже цепями и на шее красовался плотно затянутый столыпинский галстук, перекинутый через перекладину над головой… Скоро лебёдка мелодично загремела и бронзовая площадка, на которой стояла фигура императора, вместе с ней отделилась от гранитного монолита. Вся фигура была закреплена на двух толстых металлических стержнях, которые при поднятии бронзового массива тоже поднялись: их пришлось долго перепиливать. Поднятая затем чуть-чуть выше, фигура царя заколебалась, кивнула в сторону лютеранской церкви, повернулась в сторону архиерейских покоев и безнадёжно поклонилась всем корпусом вниз. Памятник Александру II простоял на Соборной площади чуть более семи лет. Советской власти не исполнилось и года, когда исполком Саратовского совета вынес решение в десятидневный срок убрать памятник царю.

     Монумент обнесли лесами и 21 сентября 1918 года приступили к разрушению.
     В первую очередь сняли с лицевой стороны постамента бронзовую золочёную надпись: «Царю освободителю Саратов». Затем на землю была сброшена корона, двуглавые орлы и другие бронзовые украшения. На площади вечером собиралась толпа любопытных, следивших внимательно за падением каждой принадлежности былого величия самодержавия.

23 сентября 1918 года газета «Известия Саратовского совета рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов и районного исполнительного комитета» писала: «Фигура самодержца была опутана уже цепями и на шее красовался плотно затянутый столыпинский галстук, перекинутый через перекладину над головой… Скоро лебёдка мелодично загремела и бронзовая площадка, на которой стояла фигура императора, вместе с ней отделилась от гранитного монолита. Вся фигура была закреплена на двух толстых металлических стержнях, которые при поднятии бронзового массива тоже поднялись: их пришлось долго перепиливать. Поднятая затем чуть-чуть выше, фигура царя заколебалась, кивнула в сторону лютеранской церкви, повернулась в сторону архиерейских покоев и безнадёжно поклонилась всем корпусом вниз. vvКанат, которым были опутаны ноги, натянулся и фигура медленно стала сползать по двум заложенным на мраморный постамент длинным брёвнам. Когда император стал по брёвнам сползать вниз, один рабочий добродушно под-держивал его за громадную руку, весело улыбаясь в сторону. Другой рабочий в это же время ухватился за растрёпанный конец пенькового каната, который был обмо-тан на шее царя, словно боясь, что царь нечаянно выскользнет из петли. Мимо па-мятника проходил красноармейский отряд... Отчеканивая шаг под музыку, красно-армейцы не могли удержаться от улыбки и не проводить взглядом распластавшего-ся на брёвнах венценосца. Интересное зрелище привлекло много любопытных, но «чистая» публика, чувство-вавшая себя очень нехорошо, смотрела из «Липок», где в это время все свободные скамейки были заняты только ей». Так, в сентябре 1918 года не стало одной из интереснейших достопримечатель-ностей города. В конце первой годовщины Октябрьской революции на старом постаменте появил-ся небольшой бюст Н.Г.Чернышевского. В таком виде памятник простоял до 1935 года. В связи с реконструкцией площади «царский» постамент перенесли к железнодорожному вокзалу, где место бюста заняла в полный рост фигура Дзержинского. А на Новой Соборной площади, где уже не стало монументального Александро-Невского собора и строился стадион «Динамо», на новый постамент взобрался в 1953 году задумчивый Н.Г.Черны-шевский работы скульптора Кибальникова. В статье о своём памятнике Кибаль-ников писал: «Чернышевский показан в расцвете сил, со взглядом, устремлённым в далёкое будущее. В правой руке он держит свиток своего литературного произ-ведения – главного оружия, которым он боролся за счастье народа».

Чудом уцелела деталь памятника императору – Учительница с девочкой работы скульптора С.М. Волнухина.  До недавнего вре-мени она стояла у детского корпуса в клиническом городке 3-й Советской боль-ницы.  В 1996 году по пред-ложению губернатора Д.Ф. Аяцкова брон-зовую композицию перенесли в тенистый сквер на улице Московской.

Персональные инструменты
Инструменты