Памятник Саратовскому Прометею
Одним из символов нынешнего Саратова считается памятник уроженцу города Н.Г. Чернышевскому. К нему приводят школьников, здесь назначаются свидания, сюда несут букеты цветов молодожёны. Великий русский демократ давно обосновался на Новой Соборной площади, которая теперь называется его именем, сменив на постаменте того, с кем боролся при жизни. Рядом с консерваторией, у городского сада «Липки» на месте, где ныне стоит памятник Чернышевскому, ранее был, воздвигнут монумент царю Александру II.Вышгород
4 января 1896 года Саратовская городская дума на собрании постановила: «для увековечения памяти Великого Преобразователя России царя Освободителя Александра II соорудить в Саратове памятник на одной из лучших площадей».
Был создан особый комитет по сбору пожертвований и постройке памятника. Всего пожертвований было собрано около 35 000 рублей. Остальную сумму (около 6500 рублей) дополнил от себя город. На объявленный конкурс поступило одиннадцать проектов. Два дня, 29 и 30 ноября 1901 года, жюри рассматривало проекты.
Комитет принял решение соорудить памятник по моделям «Заря» - М.А.Чижова и «Правда» - С.М.Волнухина.
Взяли из первого проекта модель статуи Александра II, а из второго проекта пьедестал в виде четырёхгранной пирамиды с символическими фигурами. Одна фигура изображала крестьянина с надетым на левое плечо лукошком, осеняющего себя крестным знамением. Это олицетворяло освобождение крестьян. Вторая композиция изображала склонившихся над книжкой учительницу с девочкой, что должно было олицетворять развитие народного образования. Третья фигура – богиня правосудия, держащая в одной руке книгу законов и в другой весы. Четвёртая композиция – фигура коленопреклонённой болгарки, показывающей рядом стоящей с нею девочке на освободителя славян от турецкого ига.
Памятник Александру II простоял на Соборной площади чуть более семи лет. Советской власти не исполнилось и года, когда исполком Саратовского совета вынес решение в десятидневный срок убрать памятник царю. Монумент обнесли лесами и 21 сентября 1918 года приступили к разрушению.
В первую очередь сняли с лицевой стороны постамента бронзовую золочёную надпись: «Царю освободителю Саратов». Затем на землю была сброшена корона, двуглавые орлы и другие бронзовые украшения. На площади вечером собиралась толпа любопытных, следивших внимательно за падением каждой принадлежности былого величия самодержавия.
23 сентября 1918 года газета «Известия Саратовского совета рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов и районного исполнительного комитета» писала:
«Фигура самодержца была опутана уже цепями и на шее красовался плотно затянутый столыпинский галстук, перекинутый через перекладину над головой… Скоро лебёдка мелодично загремела, и бронзовая площадка, на которой стояла фигура императора, вместе с ней отделилась от гранитного монолита.
Вся фигура была закреплена на двух толстых металлических стержнях, которые при поднятии бронзового массива тоже поднялись: их пришлось долго перепиливать.
Поднятая затем чуть-чуть выше, фигура царя заколебалась, кивнула в сторону лютеранской церкви, повернулась в сторону архиерейских покоев и безнадёжно поклонилась всем корпусом вниз. Канат, которым были опутаны ноги, натянулся и фигура медленно стала сползать по двум заложенным на мраморный постамент длинным брёвнам.
Когда император стал по брёвнам сползать вниз, один рабочий добродушно поддерживал его за громадную руку, весело улыбаясь в сторону. Другой рабочий в это же время ухватился за растрёпанный конец пенькового каната, который был обмотан на шее царя, словно боясь, что царь нечаянно выскользнет из петли. Мимо памятника проходил красноармейский отряд... Отчеканивая шаг под музыку, красноармейцы не могли удержаться от улыбки и не проводить взглядом распластавшегося на брёвнах венценосца.
Интересное зрелище привлекло много любопытных, но «чистая» публика, чувствовавшая себя очень нехорошо, смотрела из «Липок», где в это время все свободные скамейки были заняты только ей». Так, в сентябре 1918 года не стало одной из интереснейших достопримечательностей города.
В конце первой годовщины Октябрьской революции на старом постаменте появился небольшой бюст Н.Г.Чернышевского. В таком виде памятник простоял до 1935 года. В связи с реконструкцией площади «царский» постамент перенесли к железнодорожному вокзалу, где место бюста заняла в полный рост фигура Дзержинского. А на Новой Соборной площади, где уже не стало монументального Александро-Невского собора, и строился стадион «Динамо», на новый постамент взобрался в 1953 году задумчивый Н.Г.Черны-шевский работы скульптора Кибальникова. В статье о своём памятнике Кибальников писал: «Чернышевский показан в расцвете сил, с взглядом, устремлённым в далёкое будущее. В правой руке он держит свиток своего литературного произведения – главного оружия, которым он боролся за счастье народа.
Чудом уцелела деталь памятника императору – Учительница с девочкой работы скульптора С.М. Волнухина. До недавнего времени она стояла у детского корпуса в клиническом городке 3-й Советской больницы. В 1996 году по предложению губернатора Д.Ф. Аяцкова бронзовую композицию перенесли в тенистый сквер на улице Московской.
В данной статье использованы следующее источники:
Альманах «Памятники Отечества» №1-2,1998 г.
Н.М. Чернышевская. Чернышевский и Саратов, С.,1978.
Рассказы о старом Саратове. Саратов,1937.
А.Н. Пыпин. Мои заметки. Москва,1910.