Агеев, Григорий Антонович

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Биографическая справка

Агеев Григорий Антонович родился в 1902 году в г. Вильно (Вильнюс) в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1918 года. Участник Гражданской войны. Участвовал в восстановлении рудников Донбасса, строительстве Днепрогэса, проведении коллективизации, строительстве шахт Дальнего Востока и Подмосковья.

В годы Великой Отечественной войны – один из создателей народного ополчения Тулы. Командовал сводным отрядом истребительских батальонов, действовал на территории Суворовского района. В первом же бою проявил исключительное мужество и умение руководить бойцами. С октября 1941 – комиссар Тульского рабочего полка. В короткий срок совместно с командиром провел большую работу по сплочению личного состава полка, подготовке к боевым действиям. 29 октября при отражении первого удара фашистов находился на самых трудных участках боя. 30.10.1941 погиб в бою, спасая раненых. Звание Героя Советского Союза присвоено 9.5.65 посмертно. Награжден орденом «Ленина», орденом «Трудового Красного Знамени». Похоронен в Туле. На месте гибели – обелиск, на доме, где формировался Тульский рабочий полк, - мемориальная доска. Его именем названы улица и школа в Туле, улица в г. Суворов.

Немного истории

Это был июль 1916 года. Быстрый, юркий 14 – летний паренек перебегал через привокзальную площадь. Хотелось перекусить, и парнишка спешил к зданию вокзала, где были буфеты. Множество мальчишек, в том числе и четырнадцатилетние, сновало вокруг. Но наш знакомец был необычен тем, что на нем ловко сидела унтер-офицерская форма и на груди сияли георгиевские кресты. Едва не столкнувшись в вокзальной двери с генералом, в окружающей его офицерской свите, четырнадцатилетний унтер вначале, по-мальчишески испугавшись, хотел было уступить дорогу высокому чину, но через мгновение, оправившись от испуга, решительно шагнул вперед. Рука генерала потянулась к фуражке. Вверх взлетели руки офицеров. И генерал, и офицеры в щегольских мундирах с золотыми погонами отдавали честь не маленькому солдатику-подростку. Они, соблюдая воинский ритуал, козыряли полному Георгиевскому кавалеру, на груди которого сияли все четыре солдатских Георгиевских креста.

Георгиевкие кресты носили на груди многие выдающиеся советские военачальники. Легендарный герой гражданской войны Василий Иванович Чапаев все четыре степени солдатского Георгия. Маршал Советского Союза Семен Михайлович Буденный также был полным георгиевским кавалером. Георгиевскими крестами отмечены за храбрость и боевые заслуги Маршалов Советского Союза Г.К. Жукова, В.К. Рокоссовского. Среди этих славных имен не затерялось имя Героя Советского Союза Григория Антоновича Агеева, 14-летнего унтер-офицера. Родился он в Вильнюсе в 1902 году в семье мастерового «золотыми» руками своими строившегося хоромы для богачей. На вопросы сыновей, отчего они сами бедствуют, разводил руками. Ответа не было.

Первоя мироавя война

1914 год. Началась первая мировая война. Россия воевала с Германией. 12-летний Гриша Агеев, услышавший проникновенную проповедь священника в небольшой церкви, призывавшую к защите и спасению России от наступавшего немца, решил отправиться на войну бить «германца». Оставив домашним записку «Не ищите меня, я сам объявлюсь», мальчик отправился на вокзал. Там царила суматоха. Под парами стоял воинский эшелон. На платформах зачехленные орудия. Выполняя приказы командиров, готовивших эшелон к отправке, туда-сюда сновали люди в армейской форме. Все это действо захватило и он так смело и толково объяснил начальнику свое желание защищать Россию, что подумав, офицер согласился. И, надо подумать, не разу не пожалел об этом. Первый свой Георгиевский крест IV степени заработал маленький солдат, когда забрался в немецкий окоп и вытащив вместе с лентами немецкий пулемет доставил его к своим. Второй крест получил за дерзкое пленение немецкого командира роты и его ординарца.

Третий Георгиевский крест – награда за то, что «Унтер Агеев в составе пулеметной команды месяц не выходил из боя».

Четвертым крестом святого Георгия награжден за тяжелые бои на румынском фронте под Яссами. Три месяца болел, валялся в холерных бараках. Выжил. Снова решил отправиться на фронт. Но менялась обстановка в стране и услышав однажды слова солдатского агитатора-большевика: «Убегай! Царю нужен такой верноподданный холуй…», - подумал старший унтер-офицер: «Может правда заключена в этих словах…».

Октябрь 1917 года

Решив, что отныне ни царю, ни временному правительству, возглавившему страну после февральской буржуазной революции служить не будет, забросил Григорий «все четыре Георгия в реку». Окончательно перейдя на сторону свершившейся в октябре 1917 года социалистической революции сажался в составе первой Московской народной дружины. На Украине, оккупированной немцами, был связным партизанских отрядов, политруком конной разведки, военным комиссаром. Шестнадцатилетним в 1918 году став членом ВКП(б) выполнял партийные задания. Пришлось побывать председателем ревкома, продовольственным комиссаром, редактором многотиражки, строить Днепрогэс, восстанавливать шахты Донбасса.

Всюду этот красивый, небольшого роста, широкоплечий человек был на своем месте. Обладающий огромным запасом энергии, талантом организовывать людей, умеющий убеждать, годился для любого дела.

Оценкой работы стало награждение орденом Трудового Красного Знамени. Пригодился Агеев и на Дальнем Востоке, куда в 1939 году был отправлен Наркоматом тяжелой промышленности в качестве уполномоченного по восстановлению и строительству новых угольных шахт.

На Дальнем Востоке

В ноябре того же года вступил в должность управляющего трестом БШС (Бурейшахтострой). Здесь на Ургале разворачивалась большая работа. 12 шахт планировалось построить за годы 3-ей пятилетки. Необходимо было создать топливную базу для обслуживания Байкало-Амурской магистрали, для развития промышленности Дальнего Востока. А для этого многое приходилось начинать с нуля. Из воспоминаний старожилы района Лештаева Ф.В. «Вот опишу я управление «Бурейстроя». При Бурейстрое был построен автогараж на 100 автомашин и тракторов. Но предприятие растянулось Бурейстроем от Буреи и до Среднего Ургала. В Усть-Тырме был построен гараж на 10 машин и несколько домиков, барак, столовая. На Усть-Ургале – склады, бараки и малые автогаражи. На Чекунде были построены склады, бараки… В октябре 10-го 1939 года приехали с Хабаровска до Кульдура начальство: Агеев Григорий Антонович, Гуськов Александр Михайлович… С Кульдура я их привез на автомашине, на эмке легковой (ГАЗ М 1) до Усть-Ургала. Тут наш край. 11 октября 1939 года я… на автомашине повез по мари своих пассажиров… Агеев встал на восход солнца, перекрестился. «Поехали, - сказал, - с богом». Мне стало смешно. Он сказал: «Что Федя смеется? Это меня бабушка учила и я помню такие тяжелые дел. Но несмотря, что я тяжелую войну прошел, это мне помогало»… Наш путь был тяжелый. Во многих местах пришлось толкать машину и рубить ветки для настила. Через ключи пришлось делать переезды. У меня были скобы, проволока. Агеев за это похвалил и руку пожал». Приехали мы на Средний Ургал… в нижний Чегдомын и тут они пешком все исходили, были на городке, а там было несколько бараков.

… на Среднем Ургале знакомились с народом. Агеев с ними говорил как со старыми знакомыми. У него были анекдоты, поговорки и даже песни подпевал. Агеев, когда принял производство, написал приказ, кто, где должен работать. Стал организовывать лесозаготовки вместе с Гуськовым А.М. Заготавливали лес на Сатанках, Морском ключе, в верховье Ургала, где теперь пионерлагерь, на Таландже, в верховье Чегдомына. В 1940 году стали строить шоссейную дорогу от Среднего Ургала до Соцгородка. Одновременно в Нижний Чегдомын по улице Рабочей и крутому спуску. И где бы е появлялся Агеев на лошади, пешком или автомобиле, всегда поднимал дух молодежи. Дороги, дороги, встречи с людьми, жилье в конторе Бурейшахтостроя, пока на крутом берегу Ургала не было построено жилье для него и Гуськова, куда можно было перевезти семью. В незамысловатых воспоминаниях Ф.В. Лештаева подмечено все: внимание к людям, забота о них, умение убедить в правильности принятого решения, организовать работу и полная самоотдача делу, которым занимаешься.

Строительство Ургальсих шахт, пребывание в таежном, диком прекрасном крае становится главным, необходимым делом, и тем трагичнее для Григория Антоновича стало бюро Чекундинского райкома партии, на котором было принято решение об отстранении Агеева от работы под предлогом невыполнения пуска шахт в строй, Агеев был отозван в Москву и вскоре назначен на точно такую же должность на строительство шахт в Подмосковье. А здесь, на Ургале, осталась частица его души, дело, в которое он многое вложил с ноября 1939 по апрель 1941 года. Остались люди, помнившие его и оставившие свои воспоминания.

Великая Отечественная война

Недолго оставалось пребывать Г.А. Агееву в этом бушующем и яростном мире. 31 октября 1941 года, находясь в Тульском полку народного ополчения в должности комиссара во время жесточайшего боя вынес он на своих плечах семерых раненых. За этот подвиг 24 года спустя был удостоен политрук Агеев звания Героя Советского Союза. Было ему в момент совершения подвига 39 лет. Всего 39, на которые пришлось две войны, огромная работа строительства страны, служение народу.

Героической жизни, преданности отчизне не забыли люди. О нем помнят в Туле, которую защищал, помнят ургальские шахтеры, называя улицы его именем. Улицы Агеева есть в городе Тула и в поселке Чегдомын. В ноябре 2004 года в поселке Чегдомын установлена мемориальная доска начальнику «Бурейшахтостроя» Г.А. Агееву, она расположена она на улице его имени

Персональные инструменты
Инструменты