Виртуальный класс школы №185 по обществознанию/Пятый урок, 10 класс
Содержание |
Познание и знание
Гносеология (от греч. gnosis – знание и logos – учение) – учение о сущности, закономерностях и формах познания.
Познание – 1) процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром; 2) процесс активного отражения и воспроизведения действительности в сознании человека, результатом которого является новое знание о мире.
Знание – 1) проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека; 2) (в широком смысле) любого рода информация; 3) (в узком смысле) подтверждённая научными средствами информация.
Истинное знание - знание, соответствующее предмету познания, не зависящее от особенностей познающего субъекта.
Субъект и объект познания
Процесс познания предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъекта познания) и познаваемого предмета (объекта познания).
Субъект познания (от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе) – 1) носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.
Объект познания (от лат. objectum – предмет) – то, что противостоит субъекту в его познавательной деятельности. В качестве объекта может выступать и сам субъект.
Под объектом познания подразумевают часть внешнего мира или все реальные фрагменты бытия, противостоящие субъекту и специально подвергающиеся исследованию. Так, к примеру, человек является объектом изучения многих наук – биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др.
Субъект – активно действующее в познании творческое начало. Объект – то, что противостоит субъекту и на что направлена его познавательная деятельность.
Формы (источники, ступени) познания
Существуют две формы (источника, ступени) познания: чувственное и рациональное.
Что общего у чувственного познания и рационального познания?
1) Они формируют знание о предмете.
2) Их цель - получение истинного знания.
В чём различие двух форм (ступеней) познания?
Рациональное познание | Чувственное познание | |
---|---|---|
1) Использует логические умозаключения | 1) Начинается с ощущения | |
2) Отражает существенные свойства предметов и явлений | 2) Даёт наглядный образ предмета | |
3) Формирует понятие о предмете | ||
4) Носит абстрактный характер |
I. Чувственное, опытное познание.
Формы чувственного познания: 1) ощущение, 2) восприятие, 3) представление.
1) Ощущение – отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.
В классификациях ощущений используются разные основания. Выделяют зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и другие ощущения.
2) Восприятие – чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.
3) Представление – чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия на органы чувств.
Степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка происходит перевод представления в абстрактное понятие.
II. Рациональное, логическое познание (мышление).
Формы рационального познания: 1) понятие, 2) суждение, 3) умозаключение.
1) Понятие – мысль, отражающая предметы или явления в их общих и существенных признаках.
Объём понятия – класс объектов, выделяемых из совокупности объектов и обобщаемых в понятии.
Например, под объемом понятия «товар» подразумевается множество всех изделий, предлагаемых рынку как сейчас, так и в прошлом или в будущем.
Содержание понятия – совокупность существенных и отличительных признаков предмета, качества или множества однородных предметов, отраженных в этом понятии.
Например, содержанием понятия «коррупция» является совокупность двух существенных признаков: «сращение государственных структур со структурой преступного мира» и «подкуп и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц».
Закон обратного отношения между содержанием и объёмом: чем шире объём понятия, тем беднее оно содержанием, т.е. конкретными отличительными признаками.
2) Суждение – форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо.
Пример: зубы млекопитающих имеют корни.
3) Умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, называемое заключением, выводом или следствием.
Любое умозаключение состоит из посылок, заключения и вывода. Посылками умозаключения называют исходные суждения, из которых выводится новое суждение.
Заключением называется новое суждение, полученное логическим путем из посылок. Логический переход от посылок к заключению называется выводом.
Виды умозаключений:
1) дедуктивные, 2) индуктивные, 3) традуктивные (по аналогии).
Дедукция (от лат. deductio – выведение) – выведение частного из общего; путь мышления, который ведет от общего к частному, от общего положения к особенному.
Общей формой дедукции является силлогизм, посылки которого образует указанное общее положение, а выводы – соответствующее частное суждение.
Пример №1:
1-я посылка: зубы млекопитающих имеют корни;
2-я посылка: собака – млекопитающее;
Заключение (вывод): зубы собаки имеют корни.
Пример №2
1-я посылка: все металлы проводят электрический ток;
2-я посылка: медь - металл;
Заключение (вывод): медь проводит электрический ток.
Индукция (лат. inductio – наведение) – способ рассуждения от частных положений к общим выводам.
Традукция (лат. traductio – перемещение) – логическое умозаключение, в котором посылки и заключения являются суждениями одинаковой общности.
Традуктивным умозаключением является аналогия.
Типы традукции: 1) заключение от единичного к единичному, 2) заключение от частного к частному, 3) заключение от общего к общему.
Интуиция
Интуиция - (на средневековой латыни intuitio, от intueor – пристально смотрю) – постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.
Интуиция является специфическим компонентом связи чувственного и рационального познания.
Интуиция – 1) способность человеческого сознания в некоторых случаях чутьем, догадкой улавливать истину, опираясь на прежний опыт, на приобретенные ранее знания; 2) проницательность; 3) непосредственное познание, познавательное предчувствие, познавательное озарение; 4) сверхбыстрый мыслительный процесс.
Рационализм (от лат. rationalis разумный, ratio разум) – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
Эмпиризм
Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Эмпиризм сформировался в 17 – 18 вв. (Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли, Юм).
Сенсуализм (от лат. sensus – восприятие, чувство), направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия – основа и главная форма достоверного познания. Сенсуализм – ранняя форма эмпиризма.
Представляющие её философы отрицают существование врожденного знания и вообще скептически настроены по отношению к возможности получения достоверного знания на основе одного только разума.
Интуиция как источник знания
Интутивизм – течение в философии, видящее в интуиции единственно достоверное средство познания.
Были случаи, когда сформулированные результаты «озарений» просуществовали века, прежде чем они получили должное признание, были логически обоснованы и нашли практическое применение. К ним, в частности, относятся предсказание Леонардо да Винчи возможности изготовления летательных аппаратов тяжелее воздуха, формулировка (правда, не совсем ясная) Роджером Бэконом закона постоянства состава и закона паев (кратных отношений) в химии, предвидение Фрэнсисом Бэконом возможности создания судов для подводного плавания и возможности поддержания жизнедеятельности организма при удалении жизненно важных органов.
Виды интуиции: 1) чувственная, 2) интеллектуальная, 3) мистическая.
Объективная, абсолютная и относительная истина
Истина – соответствие между фактами и высказываниями об этих фактах. Истина – это свойство высказываний, суждений или верований.
Объективная истина – содержание знания, которое определяется самим изучаемым предметом, не зависит от пристрастий и интересов человека.
Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о действительности; тот элемент званий, который не может быть опровергнут в будущем.
Относительная истина – неполное, ограниченное знание; такие элементы знания, которые в процессе развития познания будут изменяться, заменяться новыми.
Каждая относительная истина означает шаг вперед в познании абсолютной истины, содержит, если она научна, элементы, крупицы абсолютной истины.
Истина абсолютная и истина относительная – разные уровни (формы) объективной истины.
Заблуждение – уклонение от истины, принимаемое нами за истину.
Ложь – утверждение, не соответствующее истине, высказанное в таком виде сознательно – и этим отличающееся от заблуждения.
Познаваем ли мир?
Агностицизм (греч. а отрицание, gnosis знание) – философское учение, отрицающее полностью или частично возможности познания мира. Роль науки агностицизм ограничивает лишь познанием явлений.
В чём причина относительности человеческих знаний?
1) Мир бесконечно изменчив.
2) Познавательные возможности человека ограничены.
3) Возможности познания зависят от реальных исторических условий своего времени и определяются уровнем развития духовной культуры, материального производства, имеющимися средствами наблюдения и эксперимента.
4) Особенности познавательной деятельности человека.
Истинному познанию мешают различные объективные и субъективные факторы:
1) сама природа человека (ограниченность его ума и несовершенство органов чувств
2) индивидуальные особенности человека, его происхождение, воспитание, образование и т.д.
3) Идолы рынка порождены общественными отношениями и связанными с ними условностями: языком, понятиями обыденного и научного мышления;
4) слепая вера в авторитет личностей и теорий.
Критерии истины
Что является критерием (мерилом) истины?
Критерий – (от греч. kriterion – средство для суждения) – 1) признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; 2) мерило оценки.
Критерий истины – средство проверки истинности человеческих знаний.
- истина – полезность или работоспособность идеи;
- критерием истины является практика = материальное производство + научный эксперимент.
Практика (от греч. praktikos – деятельный, активный) – материальная, целеполагающая деятельность людей.
Функции практики в процессе познания:
1) исходный пункт, источник познания (потребностями практики вызваны к жизни существующие науки);
2) основа познания (именно благодаря преобразованию окружающего мира происходит наиболее глубокое познание свойств окружающего мира);
3) практика является движущей силой развития общества;
4) практика – цель познания (человек познаёт мир, чтобы использовать результаты познания в практической деятельности);
5) практика – критерий истинности познания.
Основные виды практики: 1) научный эксперимент, 2) производство материальных благ и 3) социально-преобразующая деятельность масс.
Структура практики: 1) потребность, 2) цель, 3) мотив, 4) целесообразная деятельность, 5) предмет, 6) средства и 7) результат.
Практика 1) не охватывает весь реальный мир, к тому же 2) практическое подтверждение какой – либо теории может произойти не сразу, а через многие годы, однако это не означит, что данная теория не является истиной. 3) Такой критерий истины относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания.
Идея взаимодополняемости критериев истины: ведущий критерий истины – практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.
Уровни научного познания
1. Эмпирический уровень
Эмпирическое познание основано на чувственном опыте. Основная форма получаемого знания - факт. Главная задача: описание предметов и явлений.
Методы эмпирического познания:
а) наблюдение;
б) описание;
в) измерение;
г) сравнение;
д) эксперимент.
2. Теоретический уровень - формулирование принципов, законов, создание теорий, в которых заключена сущность познаваемых явлений. Теоретическое познание основано на научной теории.
Методы теоретического уровня познания:
а) идеализация - метод научного познания, при котором происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками;
б) формализация;
в) математизация;
г) обобщение
Формы ненаучного познания
Формы ненаучного познания:
1) миф;
2) жизненный опыт;
3) народная мудрость;
4) здравый смысл;
5) религия;
6) искусство;
7) паранаука.
Тест в формате ЕГЭ
Ссылка на тест [1]