Саровский драматический театр

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Версия от 20:43, 6 февраля 2013; Ерунова Мария Григорьевна (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Статья создана в рамках конкурса IT-проектов "Открыто о закрытом". Школа Росатома.


Содержание

Эпиграф

Театр – это мир идей,

Перенесенных на людей.

И это мир, в котором люди

Живут надеждами на чудо.

И тот, кто заглянул однажды

Уже не сможет не вернуться

Туда, где может зритель каждый

В любую сказку окунуться.

Театр – это мудрость жизни.

И каждый здесь найдет ответ

О том, кто патриот Отчизны,

А кто лишь создает портрет.

Спасибо вам, творцы иллюзий,

За труд, порой неоценимый.

Всегда пусть с вами будет муза,

А вы – судьбой всегда хранимы!

(Автор: Нестерова Елена)

Введение

Здравствуйте! Вас приветствуют ученицы 8А класса школы №11 Вавилова Анна, Гараева Виктория, Шифанова Мария. Мы хотим вам рассказать о культурном центре города - Саровском драматическом театре. Он основался на слиянии двух чистых рек Сатиса и Саровки, что находятся на самом юге Нижегородской области. Чем он так уникален? Да тем, что долгое время его не было на географических картах, о нем не писали в газетах. Даже имени у него своего не было. Он пользовался названием соседнего города Арзамаса. И для того, чтобы не запутались почтальоны, к этому имени прибавляли цифру «16». Мало кто знал, что в Арзамасе-16 создают грозное оружие, которое оберегает нашу Отчизну от нападения врагов. Только в 1995 году город получил современное название Саров.

История создания драматического театра

В силу закрытости города Саровский театр назывался Нижегородским областным драматическим театром. Он был открыт 30 апреля 1949 года, во время самой напряженной работы над созданием первой атомной бомбы. В закрытый город прибывала научно-техническая элита из многих городов Советского Союза, но большинство - из Москвы и Ленинграда: без обеспечения нормальной культурной жизни обойтись было нельзя.

Инициаторами открытия театра был директор «объекта», «генерал-майор» Павел Михайлович Зернов на его плечи взваливалось очень многое, и главная задача, спешная, незамедлительная – создание первой атомной бомбы. От положительного решения её зависело всё - в случае неудачи не одна бы голова, в том числе и его собственная, полетели бы с плеч. Люди работали на износ, иной раз по 14 часов в сутки. Все учреждения в спешно созданной зоне были лишены своих районных организаций (ранее посёлок принадлежал Темниковскому району), даже ревизоров из Темникова теперь не пропускали. Все органы Советской власти оказались в прострации, работать не могли. И тем не менее, в этом хаосе, в этой борьбе за бомбу, от всех требовалось прежде всего сохранять человеческий облик.

Георгий Дмитриевич Куличков рассказывает такую легенду о Зернове.

Однажды на совещании он увидел, что несколько человек пришли небритыми и тут же возмутился: «Что это такое?! Разве это лагерь? Чтоб больше этого не было» И распорядился немедленно построить парикмахерскую. И до сих пор стоит напротив Красного дома; одноэтажное здание - это и есть та самая парикмахерская. И там же впервые была повешена такая вывеска: «Руководящий состав объекта обслуживается вне очереди». «С этого самого момента, - шутит Георгий Дмитриевич, - верхи и откололись от низов. А Зернов был инициатором».

Забота о культуре, о духовном «жизнеобеспечении» посёлка чувствовалась с первых дней создания зоны, и сразу было понятно, что она создавалась не на год. Театр был открыт в рекордные сроки: в апреле был подписан приказ, а в мае уже состоялось первое выступление. Театру было отдано почти всё здание бывшей церкви Серафима Саровского (сам храм и двухэтажный ряд келий до поворота), в котором на тот момент было зернохранилище.

[файл: старое здание театра]

В бывшем архиерейском был открыт танцевальный зал. Его отличие от танцплощадки в парке было в том, что туда не пускали освобождённых из заключения. В помещениях, прилегающих к этому фойе, располагался ресторан и бильярдная. Все, кто впервые входил в ресторан, просто обалдевали: на улицах посёлка –грязь да убожество, а здесь словно иной мир: ковровые дорожки, на всех столах белоснежные скатерти и на каждой из них стоят цветы, играет джаз-банда и особенно поражает воображение один скрипач - некий Горшков, пират с одним глазом.

Первыми посетителями театра были выдающиеся ученые: А. Д. Сахаров, Н. Н. Боголюбов, Н. Л. Духов, С. Г. Кочарянц и другие. Изначально труппа театра насчитывала всего 7 актеров, а афиши и программки приходилось писать от руки.


[файл: фото Новикова.jpg]

На момент открытия театра труппы, как таковой, не было. Был назначен исполняющим обязанности директора театра М. Новиков (до этого он был начальником культотдела, к тому же ещё и неплохим баянистом, в годы войны постоянно выступавшим в единственном тогда центре культурной жизни посёлка – местном клубе. Справедливости ради надо отметить, что до 1949 года история «объекта» уже знала один театр, но это был театр заключённых. Говорят, у них были очень неплохие постановки.

К началу 1950-х годов труппа театра значительно расширилась. Она насчитывала 26 артистов и в течение сезона драмтеатр успевал порадовать зрителей 6-7 премьерами.

Театр, начала 50-х, был и мечтой, и праздником, и отдушиной, и зеркалом духовного и nворческого потенциала зарождающегося города. Он был способен примирять и объединять то, что за пределами его имело чёткие границы и рамки дозволенности. Актёры, учёные, солдаты, офицеры - вклад каждого в рождение театра был искренен и ценен. Прошлое всегда романтично. Была бомба, и лагеря, и дремучие леса, и взорванные храмы, но был и театр, а, значит, было огромное желание жить и жить хорошо.

Шло время…

Не смотря на «закрытость объекта» из столичных и ведущих театров страны приглашались режиссеры, актеры и театральные художники.

В стенах городского театра работало большое количество именитых режиссеров и актеров, народных артистов, заслуженных деятелей искусств лауреатов Государственных премий. Многие артисты, приезжающие работать в театр, были широко известны на всю страну. Жители города их узнавали на улицах.

В 1956 году театр был реорганизован в музыкально - драматический театр, который пользовался большим успехом. Спектакли в те годы, как правило, проходили при полных зрительных залах. Попасть на премьеру было не просто. Особым успехом пользовались оперетты и музыкальные комедии.

Театр тех лет, кроме постановки спектаклей, использовал и другие сценические формы работы. Регулярно артисты проводили концерты, вечера молодежи. Практиковались периодические творческие выходы артистов в «красные уголки» молодежных общежитий.

В 1968 году театру возвратили название «Драматический», существующие доныне.

Но тогда в 1968 реорганизация обернулась настоящей трагедией и для города, и для театра как коллектива, и для отдельных актеров. Сколько поломанных судеб все это стоило! 31 июля 1968 года весь коллектив театра был уволен, а 1 августа стали приглашать вновь на работу, уже в совсем другой по сути и духу театр. И ведь пригласили далеко не всех, кто-то оказался новому театру не нужен. И так было во всех закрытых городах, где были музыкально-драматические театры. В результате кто-то ушел из актерской профессии навсегда


Режиссеры драматического театра Сарова

Возможно мы забыли кого-то из режиссеров, работавших в нашем замечательном театре, поэтому просим прощения.

С 1990 года театром руководит директор.

Первым директором, понесшим на себе бремя единовластия, стал Ю.И.Абызов.

(фото)

В 1993 году в театре началась, как говорят теперь в городе, «эпоха Бориса Смбатовича Меликджанова» (фото)

Просмотры
Персональные инструменты
Навигация
Инструменты