Саровский драматический театр

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск
Статья создана в рамках конкурса IT-проектов "Открыто о закрытом". Школа Росатома.


Содержание

Эпиграф

Театр – это мир идей,

Перенесенных на людей.

И это мир, в котором люди

Живут надеждами на чудо.

И тот, кто заглянул однажды

Уже не сможет не вернуться

Туда, где может зритель каждый

В любую сказку окунуться.

Театр – это мудрость жизни.

И каждый здесь найдет ответ

О том, кто патриот Отчизны,

А кто лишь создает портрет.

Спасибо вам, творцы иллюзий,

За труд, порой неоценимый.

Всегда пусть с вами будет муза,

А вы – судьбой всегда хранимы!

(Автор: Нестерова Елена)


Саровский драмтеатр. Новое здание.jpg

Введение

Здравствуйте! Вас приветствуют ученицы 8А класса школы №11 Вавилова Анна, Гараева Виктория, Шифанова Мария. Мы хотим вам рассказать о культурном центре города - cаровском драматическом театре. Он основался на слиянии двух чистых рек Сатиса и Саровки, что находятся на самом юге Нижегородской области. Чем он так уникален? Да тем, что долгое время его не было на географических картах, о нем не писали в газетах. Даже имени у него своего не было. Он пользовался названием соседнего города Арзамаса. И для того, чтобы не запутались почтальоны, к этому имени прибавляли цифру «16». Мало кто знал, что в Арзамасе-16 создают грозное оружие, которое оберегает нашу Отчизну от нападения врагов. Только в 1995 году город получил современное название Саров.

История создания саровского драматического театра

В силу закрытости города Саровский театр назывался Нижегородским областным драматическим театром. Он был открыт 30 апреля 1949 года, во время самой напряженной работы над созданием первой атомной бомбы. В закрытый город прибывала научно-техническая элита из многих городов Советского Союза, но большинство - из Москвы и Ленинграда: без обеспечения нормальной культурной жизни обойтись было нельзя.

Инициаторами открытия театра был директор «объекта», «генерал-майор» Павел Михайлович Зернов на его плечи взваливалось очень многое, и главная задача, спешная, незамедлительная – создание первой атомной бомбы. От положительного решения её зависело всё - в случае неудачи не одна бы голова, в том числе и его собственная, полетели бы с плеч. Люди работали на износ, иной раз по 14 часов в сутки. Все учреждения в спешно созданной зоне были лишены своих районных организаций (ранее посёлок принадлежал Темниковскому району), даже ревизоров из Темникова теперь не пропускали. Все органы Советской власти оказались в прострации, работать не могли. И тем не менее, в этом хаосе, в этой борьбе за бомбу, от всех требовалось прежде всего сохранять человеческий облик.

Георгий Дмитриевич Куличков рассказывает такую легенду о Зернове.

Однажды на совещании он увидел, что несколько человек пришли небритыми и тут же возмутился: «Что это такое?! Разве это лагерь? Чтоб больше этого не было» И распорядился немедленно построить парикмахерскую. И до сих пор стоит напротив Красного дома; одноэтажное здание - это и есть та самая парикмахерская. И там же впервые была повешена такая вывеска: «Руководящий состав объекта обслуживается вне очереди». «С этого самого момента, - шутит Георгий Дмитриевич, - верхи и откололись от низов. А Зернов был инициатором».

Старое здание саровского драматического театра

Забота о культуре, о духовном «жизнеобеспечении» посёлка чувствовалась с первых дней создания зоны, и сразу было понятно, что она создавалась не на год. Театр был открыт в рекордные сроки: в апреле был подписан приказ, а в мае уже состоялось первое выступление. Театру было отдано почти всё здание бывшей церкви Серафима Саровского (сам храм и двухэтажный ряд келий до поворота), в котором на тот момент было зернохранилище.

В бывшем архиерейском был открыт танцевальный зал. Его отличие от танцплощадки в парке было в том, что туда не пускали освобождённых из заключения. В помещениях, прилегающих к этому фойе, располагался ресторан и бильярдная. Все, кто впервые входил в ресторан, просто обалдевали: на улицах посёлка –грязь да убожество, а здесь словно иной мир: ковровые дорожки, на всех столах белоснежные скатерти и на каждой из них стоят цветы, играет джаз-банда и особенно поражает воображение один скрипач - некий Горшков, пират с одним глазом.

Первыми посетителями театра были выдающиеся ученые: А. Д. Сахаров, Н. Н. Боголюбов, Н. Л. Духов, С. Г. Кочарянц и другие. Изначально труппа театра насчитывала всего 7 актеров, а афиши и программки приходилось писать от руки.


SarovregNovikov.jpg

На момент открытия театра труппы, как таковой, не было. Был назначен исполняющим обязанности директора театра М. Новиков (до этого он был начальником культотдела, к тому же ещё и неплохим баянистом, в годы войны постоянно выступавшим в единственном тогда центре культурной жизни посёлка – местном клубе.

Справедливости ради надо отметить, что до 1949 года история «объекта» уже знала один театр, но это был театр заключённых. Говорят, у них были очень неплохие постановки.

50-е годы

К началу 1950-х годов труппа театра значительно расширилась. Она насчитывала 26 артистов и в течение сезона драмтеатр успевал порадовать зрителей 6-7 премьерами.

Театр, начала 50-х, был и мечтой, и праздником, и отдушиной, и зеркалом духовного и творческого потенциала зарождающегося города. Он был способен примирять и объединять то, что за пределами его имело чёткие границы и рамки дозволенности. Актёры, учёные, солдаты, офицеры - вклад каждого в рождение театра был искренен и ценен. Прошлое всегда романтично. Была бомба, и лагеря, и дремучие леса, и взорванные храмы, но был и театр, а, значит, было огромное желание жить и жить хорошо.

Шло время…

Несмотря на «закрытость объекта», из столичных и ведущих театров страны приглашались режиссёры, актёры и театральные художники.

В стенах городского театра работало большое количество именитых режиссёров и актёров, народных артистов, заслуженных деятелей искусств, лауреатов Государственных премий. Многие артисты, приезжающие работать в театр, были широко известны на всю страну. Жители города их узнавали на улицах.

В 1956 году театр был реорганизован в музыкально - драматический театр, который пользовался большим успехом. Спектакли в те годы, как правило, проходили при полных зрительных залах. Попасть на премьеру было не просто. Особым успехом пользовались оперетты и музыкальные комедии.

Театр тех лет, кроме постановки спектаклей, использовал и другие сценические формы работы. Регулярно артисты проводили концерты, вечера молодежи. Практиковались периодические творческие выходы артистов в «красные уголки» молодежных общежитий.

60-е годы

И вот в середине 1968 года музыкально-драматический театр расформировали и создали Новый театр драмы. В его составе уже не было хора, балета, солистов- вокалистов. Правда, оставили маленький оркестр – 14 человек во главе с замечательным дирижером С.А.Гусевым. Уехали любимцы саровской публики Л.Данилова, Н.Кочергин, К.Лосев, В.Ловковский и другие. Однако несколько артистов оперетты, в том числе Т.Шумская, остались верны своему театру и городу. Остались в театре солистки балета Л.Сергеева и С.Шевцова. Но им пришлось поменять профессию. Верность театру сохрани и талантливый Н.Васильев, который приехал в город после окончания ГИТИСа в 1957 году и всю жизнь проработал на нашей сцене. Остались в городе художники И.Тарасова и Е.Гоголев. Все эти замечательные люди и сегодня живут в Сарове. Они любят наш славный уютный город, а горожане, мы думаем, любят их. Но тогда в 1968 реорганизация обернулась настоящей трагедией и для города, и для театра как коллектива, и для отдельных актеров. Сколько поломанных судеб все это стоило! 31 июля 1968 года весь коллектив театра был уволен, а 1 августа стали приглашать вновь на работу, уже в совсем другой по сути и духу театр. И ведь пригласили далеко не всех, кто-то оказался новому театру не нужен. И так было во всех закрытых городах, где были музыкально-драматические театры. В результате кто-то ушел из актерской профессии навсегда. Но несмотря на все свои потери и проблемы театр в городе продолжал жить, хотя никогда уже в его истории не было таких аншлагов, никогда уже поклонники с трепетом не звонили, чтобы узнать, чей состав играет вечером, и никогда уже театр не был законодателем моды… Итак, в середине 1968 года Новый театр драмы принял новый главный режиссер, народный артист Белоруссии Ю.Б.Щербаков. Театр вступил в новый этап своей истории. В труппу пришли новые артисты.

70-80-е годы

Судьба нашего театра в 70-80-е годы не была простой и ровной. И конечно, актеры и зрители легендарных 50-60 имеют некоторое право с ностальгической грустью по тому музыкально-драматическому театру и легким снисхождением к этому Горьковскому областному драматическому говорить: «Вот тогда у нас был театр. И какой театр – ого-го! И полные залы и зрительская любовь! А ныне…» Но будем справедливы: тому театру было несомненно легче привлечь к себе зрителя, чем театру 70-80. Еще не была распространена такая навязчивая и трудно излечимая болезнь, как телевидение; еще не было сети кинотеатров с разнообразным и быстроменяющимся репертуаром; не было ни Дворца культуры, ни Дома ученых. Театр был просто вне конкуренции. Не стоит забывать и о привлекательности «легкого жанра» этого театра. Смотреть оперетту несравнимо легче чем драму. Поэтому о периоде 70-80 г. в жизни саровского театра можно говорить как о времени борьбы за зрителя. И в первый год после реорганизации театру, казалось бы, повезло. Пришёл известный режиссёр, народный артист БССР Ю.Б.Щербаков, до этого работавший во МХАТе, Ленкоме, в театре им. Гоголя; привёз с собой много интересных молодых актёров, и, могло показаться, что театр только выиграл от своей реорганизации.

Лихие 90-е…

В 90-е годы областной драматический театр Сарова перешел на принципиально иную модель своего управления и развития, он стал директорским. Все предыдущие четыре десятилетия в театре сосуществовали и делили обязанности по его руководству и директор (администратор), и главный режиссер (художественный руководитель). Последним главным режиссером, возглавлявшим труппу всего один сезон 1989-1990 г., был В.В.Баронов. И после него вот уже 13 лет театром руководит только директор.

Первым директором, понесшим на себе бремя единовластия, стал Ю.И.Абызов. Время тогда было грустное. Все театральное искусство переживало определенный кризис: и материальный, и репертуарный. Театральные подмостки запестрели образами наркоманов, проституток, как до сих пор еще пестрят экраны телевизоров подобными «черными» сюжетами, но теперь уже с крутой приправой к ним из «братков» и «бригад». Материально в первой половине 90-х Саров тоже уже не мог похвастаться своим благополучием и стабильностью. У города не было денег, и как следствие этого – театр не мог выезжать на гастроли. А без гастролей внутри театральная жизнь затихает…

Однако в 1993 году в городе все же прошло большое мероприятие – Фестиваль малых театральных форм, по-другому его еще называли – фестиваль профессиональных и народных театров закрытых городов. Первое место в фестивале никому присуждено не было.

В 1993 году в театре началась, как говорят теперь в городе, «эпоха» Бориса Смбатовича Меликджанова .

Какие бы ни были мнения об этом времени, одно бесспорно – Борис Смбатович не был, как многие директора и главрежи до него, человеком со стороны, он «вырос» в нашем театре, он как никто иной знал его проблемы и нужды. Одна из заслуг его как директора была новая «внешняя политика» театра. Благодаря ему и отделу культуры мы смогли увидеть на нашей сцене не просто гастролеров, которые приезжали и рассказывали байки, а блестящие столичные спектакли.

Режиссеры театра

За время своего существования театр сменил множество режиссеров, но остался верен своему зрителю.

Новая эпоха саровского драматического театра

В апреле 2006 года театр переезжает в новое здание, которое имеет 2 зала – основной на 528 мест с мягкими креслами и зал для малой сцены на 102 места.

Сегодня театр носит название "Нижегородский областной драматический театр" (г.Саров), но жители города именуют его саровским драматическим театром.

В репертуаре саровского драматического театра произведения таких драматургов как: А.Островский, А.Чехов,М.Горький, В.Шекспир, К.Гольдони, Ж.-Б.Мольер и пьесы современных драматургов.

Все цеха и службы укомплектованы специалистами-профессионалами. В труппе театра 37 актёров и 10 артистов оркестра. Далеко не каждый столичный театр может похвастаться «живым» оркестром, не говоря уже о провинциальных. Но в нашем театре оркестр был с самого момента открытия. В 1949 году – духовой, с 1956 по 1968г. – эстрадно-симфонический, с 1968 г.– камерный. В разное время дирижёрами оркестра работали Д. Д. Пикарский, С.А. Гусев, Н.С. Брюханова, Б. Язвич, Б.С. Смарагдов, В.С. Тимофеев, Ю.Ф. Мишустин, В. Драничников. С 2011 года во главе оркестра встал молодой дирижер Леонид Привалов. Леонид родом из Костромы, закончил Нижегородскую Государственную консерматорию им. М.И. Глинки, факультет народных инструментов по классу баяна. Сейчас продолжает учиться в консерватории, но теперь уже на дирижерском факультете, на кафедре симфонического и оперно-оркестрового дирижирования.

Главным режиссером является Александр Ряписов.

Директор театра - Першина Марина Владимировна.

Закулисье

Для зрителя Театр начинается с вешалки. Для тех, кто стоит по ту сторону сцены, Театр начинается со служебного входа. Эта дверь ведет в скрытый от глаз непосвященного, страстный, богатый событиями мир, который называется Закулисье. В конце на поклон под аплодисменты благодарного зрителя выходят актеры, режиссер, художник-постановщик – главные действующие лица торжества. А за кулисами как муравьи, трудятся костюмеры, балетмейстер, декораторы, звукорежиссер, помощники режиссера, швеи, гримеры, столяры, осветители, реквизиторы. Без них не мог бы состояться ни один спектакль.

Достижения театра

У саровского драматического театра множество наград. За последние годы театр активно принимает участие в престижных театральных фестивалях: им. Е.Евстигнеева, Энергодарском международном фестивале (Украина), в фестивалях театров ЗАТО.

Заключение

Жители Сарова гордятся тем, что в нашем городе построен и начал работу один из уникальных объектов российской культуры – саровский драматический театр. Он уникален и по конструктивному исполнению, и по уровню примененных современных технических решений. Нижегородский областной драматический театр - единственный в мире, выполненный полностью из монолитного железобетона. В настоящее время это культурно-просветительский центр нашего города.

"МОЙ ТЕАТР"

Город спит... Отдыхает театр,

Дремлют кресла в сумрачном зале.

Тишина. И звонки все молчат -

Они тоже за вечер устали.

Вспоминаю с волненьем всегда

Первый выход в спектакле на сцену:

Пусть в массовке, но, верьте, тогда

Всех счастливей была во вселенной.

Нет, искусство, друзья, никогда,

Никогда не стареет с годами!

А волшебное слово "театр" -

Оно будет всю жизнь вместе с нами.

Сколько судеб на сцене прошло,

Сколько дней и далеких, столетий!..

В них мы жили, а зритель тепло

И любовь отдавал нам за это.

Мы взрослеем, и годы летят -

За весною торопится лето...

Но я так же люблю мой театр,

И душа той любовью согрета. (Людмила Туманова)

Источники:


ДНЕВНИК КОНКУРСА IT-ПРОЕКТОВ "ОТКРЫТО О ЗАКРЫТОМ"

Просмотры
Персональные инструменты
Навигация
Инструменты