Учебный проект Рабство вчера и сегодня

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Автор проекта

Файл:IMG 2317.jpg
Полянина Ольга, ученица 11"А" МОУ лицей г.Советска Кировской области

Цель создания проекта


Изучить эволюцию рабства, формы рабства.

Задачи проекта


1. Раскрыть понятие рабства;

2. Охарактеризовать и сравнить рабство древнего мира, средневековое рабство, капиталистическое рабство и современное рабство;

3. Составить сравнительную таблицу «Рабство во все времена»;

4. Изучить современные формы рабства;

5. Разработать памятку «Как не попасть в рабство».

История возникновения рабства


Рабство является древнейшим правовым институтом, представляющим собой реализацию права собственности на человека. Это первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб, наряду с орудиями производства, являлся собственностью своего хозяина-рабовладельца.

Основными экономическими предпосылками возникновения рабства были:

  • достижение такого уровня производительных сил, когда люди могли производить больше, чем необходимо для их существования (т.е. появление прибавочного продукта);
  • возникновение имущественного неравенства и частной собственности на средства производства. Те люди, которые были более независимы в материальном смысле, сначала пытались мирно нанимать к себе в хозяйство людей, которые нуждались в жилье, пище, одежде. Чувствуя, что наемные рабочие (конечно, такого термина тогда не было) зависят от них, они начинали их эксплуатировать. Некоторые убегали, кто-то боролся, но все-таки большая часть стала зависимой и получила статус рабов.

Человек, попавший в рабство, не имел никаких прав, а лишённый, к тому же, экономического стимула к труду, он работал только по прямому физическому принуждению. Вследствие низкой производительности труда владелец орудий производства мог получить прибавочный продукт только посредством самых грубых физических методов насилия и принуждения работников, поэтому именно рабство явилось первой, исторически возникшей формой эксплуатации.

Очень часто «особое» положение рабов подчёркивалось внешними признаками (клеймо, ошейник, особая одежда). Рабы были приравнены к вещам, и никто не предполагал, что «вещь» может изменить свой статус и, тем самым, избавиться от данных атрибутов. Основными источниками рабства были: обращение военнопленных в рабов, пиратство, покупка рабов, а также обращение в рабов должников-единоплеменников (в развитых рабовладельческих государствах долговое рабство было запрещено), также немаловажными источниками были обращение в рабов жестоких преступников, ну, и, конечно, естественный прирост рабов.

Начальной формой рабства было так называемое патриархальное рабство, когда рабы входили во владевшую ими семью как бесправные члены: они жили обычно под одной крышей с хозяином, но выполняли более тяжёлую работу, чем остальные члены семьи. Патриархальное рабство существовало в той или иной степени у всех народов мира.

Оно преобладало в обществах Древнего Востока, а также в древнегреческих государствах и Риме до определённого периода, когда быстрые темпы развития экономики способствовали превращению его из патриархального в античное. Для поздней Римской республики патриархальное рабство переросло в классическое и античное рабства, связанное с товарным хозяйством, с максимальной степенью экспроприации личности раба, что равносильно его полному бесправию, превращению его в "говорящее орудие". К тому же очень часто бывало, особенно в богатых домах, что рабам нарочно отрезали языки, превращая их тем самым, в безмолвное орудие.

Расцвет "классического" рабства был сравнительно кратковременным, т.к. в самой природе рабского труда были заложены причины его неизбежного упадка и перерождения: отвращение рабов к своему труду и угнетение не могло не привести к экономической неэффективности рабства и неумолимо требовало в лучшем случае коренной модификации рабской зависимости.

Исторические факторы, такие как сокращение притока рабов, непрекращающиеся восстания рабов и т.д., действовали наряду с экономическими факторами, что в свою очередь побуждало рабовладельцев искать новые формы эксплуатации. Становилась очевидной необходимость в какой-то мере заинтересовать непосредственного производителя-раба в его труде и тем повысить эффективность эксплуатации. Многие рабы прикрепляются к земле и постепенно сливаются с колонами. Исторически этот перелом, обусловленный экономическими причинами, привёл к фактическому стиранию различий между колонами и рабами.

В период раннего средневековья в возникших на территории Римской империи "варварских" государствах, особенно в государстве остготов в Италии и вестготов в Испании, рабство, как таковое, играло заметную, но уже не ведущую роль в хозяйстве. Значительная часть рабов сидела на земле, платя господину оброк, и постепенно сливалась с обедневшим слоем крестьян-общинников в группу феодально-зависимого крестьянства.

К XIII веку в большинстве стран Западной Европы рабство фактически исчезает, однако в городах Средиземноморья широкая торговля рабами (перепродажа их из Турции в Северную Африку) продолжалась до XVI века. В Византии процесс изживания рабовладельческих отношений шёл значительно медленнее, чем в Западной Европе, так в X-XI веках рабство сохраняло там ещё экономическое значение. Но в конце XI-XII веков и в Византии практически завершается процесс слияния рабов с зависимым крестьянством. У германцев и славян рабство было распространено преимущественно в патриархальной форме; на Руси оно существовало ещё в IX-XII веках в недрах развивавшегося феодального общества. Постепенно рабы (на Руси их называли холопы) пополняли ряды феодально-зависимого крестьянства, превращаясь главным образом в дворовых; вместе с тем положение некоторых групп крепостных (занятых на тяжелых промыслах - работавших в рудниках) мало чем отличалось от положения рабов. В древнейших государствах Закавказья и Средней Азии рабство существовало до IV-VI веков. Пережиточные его формы сохранялись и в период средневековья.

В крупнейших странах Востока - Китае, Индии и других – рабство, в его патриархальной форме, сохранилось вплоть до развития там капиталистических отношений, а иногда существовало и наряду с ними. Основным источником рабства в средние века здесь было долговое рабство. В Китае была широко распространена продажа в рабство обедневшими крестьянами членов своих семей. Кроме того, одним из источников рабства в Китае на протяжении всего средневековья было превращение в государственных рабов преступников или членов их семей.

Довольно широкий размах приобрело рабство и в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока. Так как ислам запрещал обращать в рабство мусульман, то основным источниками поступления рабов в мусульманские страны был захват их во время войн с "неверными" и покупка на рынках стран Европы, Азии и Африки. Рабы в мусульманских странах использовались на тяжёлых работах - в рудниках, в войсках мусульманских государей (Мамлюки – полностью из рабов, после этой службы им могли «даровать» свободу, но, как правило, до этого момента никто не доживал), в домашнем хозяйстве и личном услужении (включая гаремы и обслуживающий их персонал).

Новый этап широкого распространения (с XVI века) рабства в странах Азии, Африки и Америки связан с процессом так называемого первоначального накопления капитала, колониальным порабощением этих стран. Широкие размеры и наибольшее экономическое значение рабство приобрело в колониях на Американском континенте. Это было вызвано особенностями развития колоний в Америке: недостатком рабочей силы и наличием свободных земель, в значительной части пригодных для ведения крупного плантационного хозяйства. А так же тем, что в Новый Свет ехали, как правило, пилигримы и уголовники, которые в свою очередь хотели всего лишь обладать землей, а не работать на ней.

Сопротивление индейцев, а также их вымирание, наряду с формальным запретом королями Испании и Португалии обращать индейцев в рабов, привели к тому, что испанские и португальские, а затем и североамериканские плантаторы стали ввозить негров-рабов из Африки. Наибольшего размаха работорговля достигла в XVII - XIX веков. Общее число негров, ввезённых в страны Америки, составляло, по-видимому, свыше 10 млн. чел. В областях крупных плантаций на территории южных штатов США, в Вест-Индии, а также в Бразилии и Гвиане негры-рабы к концу XVIII века составляли большинство населения. Обращались с неграми на плантациях очень жестоко; они были низведены до положения рабочего скота. В несколько лучшем положении находились лишь группы рабов, обслуживавших домашнее хозяйство плантаторов. Брачные связи рабовладельцев с наложницами-негритянками привели в ряде стран к появлению многочисленного слоя мулатов. Новый толчок развитию плантационного рабства в США в конце XVIII веке - первом десятилетии XIX века дал промышленный переворот, вызвавший резкое увеличение спроса на хлопок и другие технические культуры.

По мере развития капиталистических отношений всё более отчётливо выявлялась низкая производительность рабского труда, тормозившего дальнейшее развитие производительных сил. В этих условиях под давлением всё усиливавшегося сопротивления рабов и с ростом широкого общественного движения против рабства началась отмена рабства.

Великая французская революция провозгласила отмену рабства. Однако во французских колониях этот акт был проведён в жизнь по существу лишь в 40-х гг. XIX века. Великобритания юридически отменила рабство в 1807 году, но фактически вплоть до 1833 рабство в британских колониях сохранялось. В 50-х гг. XIX в. объявила об отмене рабства Португалия, а в 60-х гг. рабство было отменено большинством государств Американского континента. В США рабство было отменено в результате Гражданской войны 1861-1865 годов между Северными и Южными (рабовладельческими) штатами. Однако продолжали существовать формы принудительного труда, мало отличающиеся от рабства. В ряде колониальных и зависимых стран институт рабства продолжал сохраняться длительное время. Особенно широкий размах имело рабство в португальских колониях Африки, как в плантационном, так и в домашнем хозяйстве. У арабов Центральной и Южной Аравии и в некоторых странах Африки рабство сохранялось вплоть до 50-х гг. XX века.

Международно-правовое регулирование борьбы против рабства началось ещё в XIX веке; однако большинство документов, осуждавших рабство, носило формальный характер, даже больше информативный. По существу первая международная конвенция против рабства была заключена в 1926 году в Женеве в рамках Лиги Наций. Принятая ООН в 1948 году Всеобщая декларация прав человека провозгласила (статья 4), что рабство и работорговля запрещаются во всех видах. В 1956 году в Женеве состоялась конференция представителей 59 государств по вопросу о борьбе с рабством, принявшая дополнительную конвенцию об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством. Так же к нему приравнивался принудительный труд.

Сегодня все государства мира поддерживают борьбу против рабства. Однако количество рабов с каждым годом только увеличивается, несмотря на то, что документы о вреде рабства носят обязательный, а не информативный характер. Основной причиной того, что рабство в нашем цивилизованном мире процветает, является то, что это один из самых быстрых и выгодных видов заработка. И, как это ни печально, но сегодня когда речь идет о деньгах, люди меньше всего думают о морали.

Виды рабства


Виды рабства в различные исторические эпохи и в связи с особенностями социально-экономического развития стран и народов мира отличались большим разнообразием. Иногда один вид рабства мог иметь разные варианты в зависимости от того, в какой стране и у какого народа он существует.

Выделяется 6 видов рабства:

Персональные инструменты
Инструменты