Учебный проект Рабство вчера и сегодня
Автор проекта
Цель создания проекта
Изучить эволюцию рабства, формы рабства.
Задачи проекта
1. Раскрыть понятие рабства;
2. Охарактеризовать и сравнить рабство древнего мира, средневековое рабство, капиталистическое рабство и современное рабство;
3. Составить сравнительную таблицу «Рабство во все времена»;
4. Изучить современные формы рабства;
5. Разработать памятку «Как не попасть в рабство».
История возникновения рабства
Рабство является древнейшим правовым институтом, представляющим собой реализацию права собственности на человека. Это первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб, наряду с орудиями производства, являлся собственностью своего хозяина-рабовладельца.
Основными экономическими предпосылками возникновения рабства были:
- достижение такого уровня производительных сил, когда люди могли производить больше, чем необходимо для их существования (т.е. появление прибавочного продукта);
- возникновение имущественного неравенства и частной собственности на средства производства. Те люди, которые были более независимы в материальном смысле, сначала пытались мирно нанимать к себе в хозяйство людей, которые нуждались в жилье, пище, одежде. Чувствуя, что наемные рабочие (конечно, такого термина тогда не было) зависят от них, они начинали их эксплуатировать. Некоторые убегали, кто-то боролся, но все-таки большая часть стала зависимой и получила статус рабов.
Человек, попавший в рабство, не имел никаких прав, а лишённый, к тому же, экономического стимула к труду, он работал только по прямому физическому принуждению. Вследствие низкой производительности труда владелец орудий производства мог получить прибавочный продукт только посредством самых грубых физических методов насилия и принуждения работников, поэтому именно рабство явилось первой, исторически возникшей формой эксплуатации.
Очень часто «особое» положение рабов подчёркивалось внешними признаками (клеймо, ошейник, особая одежда). Рабы были приравнены к вещам, и никто не предполагал, что «вещь» может изменить свой статус и, тем самым, избавиться от данных атрибутов.Основными источниками рабства были: обращение военнопленных в рабов, пиратство, покупка рабов, а также обращение в рабов должников-единоплеменников (в развитых рабовладельческих государствах долговое рабство было запрещено), также немаловажными источниками были обращение в рабов жестоких преступников, ну, и, конечно, естественный прирост рабов.
Начальной формой рабства было так называемое патриархальное рабство, когда рабы входили во владевшую ими семью как бесправные члены: они жили обычно под одной крышей с хозяином, но выполняли более тяжёлую работу, чем остальные члены семьи. Патриархальное рабство существовало в той или иной степени у всех народов мира.
Оно преобладало в обществах Древнего Востока, а также в древнегреческих государствах и Риме до определённого периода, когда быстрые темпы развития экономики способствовали превращению его из патриархального в античное. Для поздней Римской республики патриархальное рабство переросло в классическое и античное рабства, связанное с товарным хозяйством, с максимальной степенью экспроприации личности раба, что равносильно его полному бесправию, превращению его в "говорящее орудие". К тому же очень часто бывало, особенно в богатых домах, что рабам нарочно отрезали языки, превращая их тем самым, в безмолвное орудие.
Расцвет "классического" рабства был сравнительно кратковременным, т.к. в самой природе рабского труда были заложены причины его неизбежного упадка и перерождения: отвращение рабов к своему труду и угнетение не могло не привести к экономической неэффективности рабства и неумолимо требовало в лучшем случае коренной модификации рабской зависимости.
Исторические факторы, такие как сокращение притока рабов, непрекращающиеся восстания рабов и т.д., действовали наряду с экономическими факторами, что в свою очередь побуждало рабовладельцев искать новые формы эксплуатации. Становилась очевидной необходимость в какой-то мере заинтересовать непосредственного производителя-раба в его труде и тем повысить эффективность эксплуатации. Многие рабы прикрепляются к земле и постепенно сливаются с колонами. Исторически этот перелом, обусловленный экономическими причинами, привёл к фактическому стиранию различий между колонами и рабами.
В период раннего средневековья в возникших на территории Римской империи "варварских" государствах, особенно в государстве остготов в Италии и вестготов в Испании, рабство, как таковое, играло заметную, но уже не ведущую роль в хозяйстве. Значительная часть рабов сидела на земле, платя господину оброк, и постепенно сливалась с обедневшим слоем крестьян-общинников в группу феодально-зависимого крестьянства.
К XIII веку в большинстве стран Западной Европы рабство фактически исчезает, однако в городах Средиземноморья широкая торговля рабами (перепродажа их из Турции в Северную Африку) продолжалась до XVI века. В Византии процесс изживания рабовладельческих отношений шёл значительно медленнее, чем в Западной Европе, так в X-XI веках рабство сохраняло там ещё экономическое значение. Но в конце XI-XII веков и в Византии практически завершается процесс слияния рабов с зависимым крестьянством. У германцев и славян рабство было распространено преимущественно в патриархальной форме; на Руси оно существовало ещё в IX-XII веках в недрах развивавшегося феодального общества. Постепенно рабы (на Руси их называли холопы) пополняли ряды феодально-зависимого крестьянства, превращаясь главным образом в дворовых; вместе с тем положение некоторых групп крепостных (занятых на тяжелых промыслах - работавших в рудниках) мало чем отличалось от положения рабов. В древнейших государствах Закавказья и Средней Азии рабство существовало до IV-VI веков. Пережиточные его формы сохранялись и в период средневековья.
В крупнейших странах Востока - Китае, Индии и других – рабство, в его патриархальной форме, сохранилось вплоть до развития там капиталистических отношений, а иногда существовало и наряду с ними. Основным источником рабства в средние века здесь было долговое рабство. В Китае была широко распространена продажа в рабство обедневшими крестьянами членов своих семей. Кроме того, одним из источников рабства в Китае на протяжении всего средневековья было превращение в государственных рабов преступников или членов их семей.
Довольно широкий размах приобрело рабство и в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока. Так как ислам запрещал обращать в рабство мусульман, то основным источниками поступления рабов в мусульманские страны был захват их во время войн с "неверными" и покупка на рынках стран Европы, Азии и Африки. Рабы в мусульманских странах использовались на тяжёлых работах - в рудниках, в войсках мусульманских государей (Мамлюки – полностью из рабов, после этой службы им могли «даровать» свободу, но, как правило, до этого момента никто не доживал), в домашнем хозяйстве и личном услужении (включая гаремы и обслуживающий их персонал).
Новый этап широкого распространения (с XVI века) рабства в странах Азии, Африки и Америки связан с процессом так называемого первоначального накопления капитала, колониальным порабощением этих стран. Широкие размеры и наибольшее экономическое значение рабство приобрело в колониях на Американском континенте. Это было вызвано особенностями развития колоний в Америке: недостатком рабочей силы и наличием свободных земель, в значительной части пригодных для ведения крупного плантационного хозяйства. А так же тем, что в Новый Свет ехали, как правило, пилигримы и уголовники, которые в свою очередь хотели всего лишь обладать землей, а не работать на ней.
Сопротивление индейцев, а также их вымирание, наряду с формальным запретом королями Испании и Португалии обращать индейцев в рабов, привели к тому, что испанские и португальские, а затем и североамериканские плантаторы стали ввозить негров-рабов из Африки. Наибольшего размаха работорговля достигла в XVII - XIX веков. Общее число негров, ввезённых в страны Америки, составляло, по-видимому, свыше 10 млн. чел. В областях крупных плантаций на территории южных штатов США, в Вест-Индии, а также в Бразилии и Гвиане негры-рабы к концу XVIII века составляли большинство населения. Обращались с неграми на плантациях очень жестоко; они были низведены до положения рабочего скота. В несколько лучшем положении находились лишь группы рабов, обслуживавших домашнее хозяйство плантаторов. Брачные связи рабовладельцев с наложницами-негритянками привели в ряде стран к появлению многочисленного слоя мулатов. Новый толчок развитию плантационного рабства в США в конце XVIII веке - первом десятилетии XIX века дал промышленный переворот, вызвавший резкое увеличение спроса на хлопок и другие технические культуры.
По мере развития капиталистических отношений всё более отчётливо выявлялась низкая производительность рабского труда, тормозившего дальнейшее развитие производительных сил. В этих условиях под давлением всё усиливавшегося сопротивления рабов и с ростом широкого общественного движения против рабства началась отмена рабства.Великая французская революция провозгласила отмену рабства. Однако во французских колониях этот акт был проведён в жизнь по существу лишь в 40-х гг. XIX века. Великобритания юридически отменила рабство в 1807 году, но фактически вплоть до 1833 рабство в британских колониях сохранялось. В 50-х гг. XIX в. объявила об отмене рабства Португалия, а в 60-х гг. рабство было отменено большинством государств Американского континента. В США рабство было отменено в результате Гражданской войны 1861-1865 годов между Северными и Южными (рабовладельческими) штатами. Однако продолжали существовать формы принудительного труда, мало отличающиеся от рабства. В ряде колониальных и зависимых стран институт рабства продолжал сохраняться длительное время. Особенно широкий размах имело рабство в португальских колониях Африки, как в плантационном, так и в домашнем хозяйстве. У арабов Центральной и Южной Аравии и в некоторых странах Африки рабство сохранялось вплоть до 50-х гг. XX века.
Международно-правовое регулирование борьбы против рабства началось ещё в XIX веке; однако большинство документов, осуждавших рабство, носило формальный характер, даже больше информативный. По существу первая международная конвенция против рабства была заключена в 1926 году в Женеве в рамках Лиги Наций. Принятая ООН в 1948 году Всеобщая декларация прав человека провозгласила (статья 4), что рабство и работорговля запрещаются во всех видах. В 1956 году в Женеве состоялась конференция представителей 59 государств по вопросу о борьбе с рабством, принявшая дополнительную конвенцию об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством. Так же к нему приравнивался принудительный труд.
Сегодня все государства мира поддерживают борьбу против рабства. Однако количество рабов с каждым годом только увеличивается, несмотря на то, что документы о вреде рабства носят обязательный, а не информативный характер. Основной причиной того, что рабство в нашем цивилизованном мире процветает, является то, что это один из самых быстрых и выгодных видов заработка. И, как это ни печально, но сегодня когда речь идет о деньгах, люди меньше всего думают о морали.
Виды рабства
Виды рабства в различные исторические эпохи и в связи с особенностями социально-экономического развития стран и народов мира отличались большим разнообразием. Иногда один вид рабства мог иметь разные варианты в зависимости от того, в какой стране и у какого народа он существует.
Выделяется 6 видов рабства:
Современные формы рабства
Заключение
Как было сказано выше, вопрос о рабстве, как о проблеме, начал серьезно подниматься в середине XX века. С учетом того, что рабство существует практически с того самого момента, как возникло общество, а затем и государство, это произошло довольно-таки поздно. Однако, несмотря на то, что люди осознали «роль» рабства и даже ведут борьбу против него всем миром, проблема такая до сих пор существует, и даже не угасает, а разгорается.
Существование рабства в древности объясняется одной главной причиной, которую очень легко понять. Вот как говорил про нее Аристотель (384 – 322 годы до н.э.): «Природа устроила так, что и физическая организация свободных людей отлична от физической организации рабов: у последних тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов, свободные же люди держатся прямо и не способны для выполнения подобного рода работ, зато они пригодны для политической жизни… одни эти люди по своей природе свободные, другие - рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо». Другими словами, раньше было вполне нормальным явлением, что люди могут быть свободными и несвободными, одни должны работать, другие заниматься политикой. Кстати, благодаря такому разделению государство получало большую выгоду. Рабы, понимая, что они должны быть рабами, работали усердно, повышая производительность труда до небывалых размеров. Свободные же люди занимались исключительно политикой и искусством, благодаря чему повышался уровень культуры общества и политическая культура граждан.
Но разве можно объяснить явления рабства в современном мире, где главенствует право, где права и свободы граждан являются основным приоритетом для развитого государства? И, как показал мини-опрос, проведенный мною перед началом работы над проектом, люди считают, что рабства не существует рядом с ними. Однако по мере включения в работу я поняла, что рабство не только является очень устойчивой системой, но и постоянно развивается. Оно окружает людей, и его формы разнообразны.
Я считаю, что рабство стало одной из главных проблем в современном мире. Решение этой проблемы имеет такое же важной значение, как, например, решение экологической проблемы. Своей работой я показала, насколько многогранны явления рабства, как близко они приблизились к нам, как легко угодить в эту непростую ситуацию и как сложно из нее выбраться. Кто бы мог подумать, что рабство может существовать в семье (в главном институте государства, между прочим), в офисе, и даже в армии.
В ходе выполнения проекта я достигла цели, которую поставила в начале работы (изучила эволюцию рабства и его формы), выполнила все задачи. Для практического применения моей работы составила сравнительную таблицу «Рабство во все времена», а также разработала памятку «Как не попасть рабство?». Я считаю, что моя работа поможет понять, насколько опасны явления рабства. Но не надо забывать, что мы живем в современном мире, поэтому в случае опасности к вашим услугам Уголовный Кодекс Российской Федерации и, конечно же, Всеобщая Декларация прав человека.
Как было уже замечено, рабство находится в непрерывном развитии. Доказательством этому служит то, что постоянно появляются новые его виды. Так, совсем недавно появился еще один вид – научно-техническое рабство. Но его еще предстоит изучить. Многое нужно сделать и для того, чтобы ликвидировать те формы рабства, которые уже существуют, а для этого еще нужно работать и работать.
Список использованной литературы
1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 томах. -М.: Русский язык, 1999.
2. Ожегов С.И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений /Российская Академия Наук. Институт русского языка имени В.В.Виноградова.- 4-е издание, дополненное. М.: Азбуковник, 1999.
3. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года
4. Дополнительная Конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством 1956 г. / Международные акты о правах человека: Сборник документов. М.: 1998.
5. Конвенция о рабстве 1926 г./ Международные акты о правах человека: Сборник документов. М.: 1998.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 15 июня 2008 года. – М.: Эксмо, 2008. – 192 с.
7. Большая Советская Энциклопедия, гл. редактор Введенский Б.А., 35-й том. М., БСЭ.
8. Большая школьная энциклопедия. Гуманитарные науки. 2-е изд., испр. и доп. / Сост. П.Кошель. – М.: ОЛМА-ПРЕСС; ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2006. – 540 с.
9. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2. 11 кл. / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Л.Ф.Иванова и др.; Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 281с.
12. http://www.chaingonggirls.com - ссылка не работает