Проект Русская культура 17 века/Глоссарий
Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Версия от 19:26, 22 июля 2014; Ключникова Екатерина (обсуждение | вклад)
Коллективная работа участников сетевого проекта "Русская культура 17 века"
Содержание |
А
Азбуковники — словари иностранных слов, дополненные сведениями о фонетике, правописании, падежах и склонениях. Статьи располагались в алфавитном (азбучном) порядке (обычно учитывались лишь первые буквы), отсюда и пошло название «Азбуковники». Составлялись в 17 веке на Украине и в России. Примерный синоним — глоссарий. Образцом служили западноевропейские тезаурусы.
В
- Вирши— один из видов стиха духовного, а затем и светского содержания, развивавшийся сначала в Польше, затем на Украине и в Белоруссии с конца XVI до начала XVIII века. В конце XVII—XVIII века этот вид стиха перешёл и в русскую литературу. Ранние восточнославянские вирши носили тонический характер, впоследствии под польским влиянием стали силлабическими. Впоследствии в разговорном русском языке слово «вирши» приобрело пренебрежительное значение — «плохие стихи». Это связано с отходом русской поэзии от силлабики в 1730-х гг. и, соответственно, с отношением к этим текстам как к несовершенным.
- Возрождение - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи: начало XIV — последняя четверть XVI века и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
- Восьмерик на четверике — тип архитектурной композиции церковного здания: верхний объём октагональной конфигурации («восьмерик») поставлен на четверик, как правило, более низкий. Первоначально такое архитектурное решение получило распространение в русском деревянном храмовом строительстве. В конце XVII века стало одним из важнейших приёмов московского барокко. Храмы данного типа продолжали возводиться в России вплоть до конца XVIII века.
Г
- Глубокая гравюра - способ получения оттиска при котором краска накатывается и переносится на запечатываемую бумагу из углублений штрихов. Технология изготовления форм гравюры на металле глубокой печати многообразна. Но это многообразие техник можно разделить на две группы по принципу гравирования. К первой группе относятся все печатные формы, полученные механическим способом, - это резцовая гравюра, сухая игла, меццо-тинто, или черная манера, пунктирная гравюра (сделанная пуансонами или рулеткой). Ко второй - печатные формы, полученные химической обработкой металла (травлением). Это все разновидности офорта: игловой офорт, мягкий лак или срывной лак, акватинта, лавис, пунктирная гравюра (полученная травлением), как разновидность ее, карандашная манера, резерваж и разные технические приемы современных художников, которые часто называются смешанной техникой. В 1649 г. в Москве появилась первая книга с иллюстрациями, изготовленными методом глубокой гравюры. Это было "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей". В ней содержалось 35 гравированных таблиц. Гравюры были вырезаны по русскому рисунку в Голландии и там же отпечатаны. На Руси глубокая печать появилась двадцатью годами позже – в 1665-1668 гг. Даты эти указаны под гравюрами художника Симона Ушакова. Первая московская книжная гравюра на меди вошла в книгу 1680 г. "Псалтырь в стихах" Симеона Полоцкого. Это было гравированное изображение царя Давида.
И
- Изразец - керамический элемент украшения или облицовки стен либо печей, имеющий на тыльной стороне коробчатый выступ для сцепления с кладкой. С первой половины 17 века изразцы активно применяются в Москве, Ярославле, Нижнем Новгороде, Владимире и других городах Русского царства для отделки фасадов и особенно интерьеров монастырских и церковных строений.
К
- Корабли - бесстолпные кубические храмы в 17 веке.
- Классицизм - художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII—XIX вв.В основе классицизма лежат идеи рационализма, нашедшие яркое выражение в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства.
- Кокошник (архитектура) — обычно полукруглый или килевидный наружный декоративный элемент в виде ложной закомары. Данный элемент получили широкое распространение в русской церковной архитектуре XVI и, особенно, XVII века. В отличие от закомар, имеют исключительно декоративное значение (не отвечают формам сводов). Располагаются на стенах, у оснований шатров и барабанов глав, венчают оконные наличники, уменьшающимися кверху ярусами (один над другим или «вперебежку») покрывают своды. Название архитектурного элемента происходит от наименования традиционного русского женского головного убора "кокошник".
М
- Мануфактуры - относительно крупные предприятия, где существует разделение труда, хотя труд остается ручным. Крупнейшие мануфактуры ориентированы на военные нужды и нужды двора — Хамовный двор и Пушечный двор в Москве, канатный завод в Архангельске, железоделательный завод в Туле и др. ;
Н
- Нарышкинское (московское) барокко - условное по фамилии заказчиков направление в русской архитектуре конца 17 - начала 18 в. Нарядные многоярусные постройки, для убранства которых характерно сочетание красного и белого цветов, применение в убранстве в качестве декоративных украшений раковин, колонн, капителий и других элементов ордера. Наиболее известные сооружения: церкви Покрова в Филях, трапезная, колокольня, надвратные церкви и украшения короны на башнях Новодевичьего монастыря в Москве, Рождественская и Гордеевская церкви в Нижнем Новгороде, церкви и дворцы в Сергиевом посаде, Звенигороде и др.
О
- Обмирщение культуры - это усиление светских начал в культуре, освобождение культуры от церковного влияния. Процесс обмирщения культуры в Русском государстве проходил в 17 веке. Обмирщение охватило все сферы культурной жизни страны: литературу, живопись, архитектуру и т. д. Само церковное мировоззрение переживало кризис, выразившийся в расколе. Появляются новые жанры в литературе, ранее неизвестные стили в архитектуре и живописи, развивается печатное дело. Заметным становится личностное начало, которого практически не знала средневековая культура, имевшая дело не с живыми людьми, а с носителями либо добра, либо зла. На развитие русской культуры оказали также влияние постепенное преодоление национальной замкнутости и расширение связей с другими странами.
П
- Парсуна (от латинского слова persona — «личность», «особа») — ранний жанр портрета в Московском государстве. Портрет реального лица (царя, боярина, митрополита, иногда даже купца), выполненный иконописными приемами. В парсуне портретное сходство передаётся весьма условно, часто используются атрибуты и подпись, позволяющие определить изображённого. Парсуны появились в конце 16 века и сошли на нет к концу 17 века. По изображённым на парсунах персонам и техники живописи, их можно разделить на следующие категории: 1) надгробные портреты (темпера на доске); 2) парсуны маслом на холсте.
- Потешная палата — специальное здание для театра. Было построено в Москве в 1613 году.
Р
- Русское узорочье (московское узорочье) — архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории Русского государства, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта. В развитии данного стиля выделяют два этапа: ранний (эпоха царя Алексея Михайловича) и поздний (время правления царя Фёдора Алексеевича). С середины XVII века русское узорочье постепенно вытесняется русским барокко.
С
- Сатирическая повесть - жанр в литературе. В Русском государстве этот жанр появился в конце 16 - начале 17 в. Выразительные средства стиля 17 века - гротеск, преувеличение, пародирование.
- Светская культура – это символы, представления, вещи, практики и нормы, не связанные непосредственно с религией. В Русском государстве светские начала в культуре начали активно развиваться в 17 веке.
- Силлабическое стихосложение (или изосиллабизм) — принцип деления стиха на ритмические единицы, равные между собой по числу слогов, а не числу ударений и месту их расположения. В стиховых системах, строящихся на изосиллабизме, основной мерой стиха считается обычно известное, равное во всех единицах число слогов с обязательным ударением на последнем (или предпоследнем) слоге. Если стих делится пополам цезурой на две меньших единицы, то каждое полустишие имеет постоянное равное число слогов и ударение на конце. В русском государстве силлабическое стихосложение получило широко распространение в 17 веке. Наиболее яркий представитель - Симеон Полоцкий.
- Синопсис («Синопсис Киевский, или Краткое описание о начале русского народа») — первое учебно-историческое сочинение, изданное в Русском государстве в 1674 году. Представляет собой компилятивный обзор истории Юго-Западной Руси. Автором предположительно является Иннокентий Гизель. До начала XIX века «Синопсис» использовался как школьный учебник по истории.
- Скоропись — вид кириллического письма, возникший из полуустава во второй половине 14 века, употреблявшаяся в канцеляриях и частном делопроизводстве, из которой в 19 в. появился современный рукописный шрифт. Характеризуется ярко выраженным каллиграфическим характером, округлостью букв, плавностью их написания, большим количеством росчерков, лигатур и сокращений. Скоропись - наиболее распространённый вид письма в Русском государстве 17 века.
- Славяно-Греко-Латинская Академия — первое в России высшее учебное заведение. Открыто в 1687 году по инициативе Симеона Полоцкого. Славяно-Греко-Латинская Академия дала начало всему высшему образованию в России. Целью создания Академии была подготовка образованных людей для нужд России. Среди выпускников - выдающиеся деятели науки, государства, дипломатии, церкви, искусства и культуры.
- Строгановское письмо — стилистическое направление в русской иконописи конце 16 — начале 17 века. В 17 веке строгановское письмо получило широкое развитие и его традиции укрепились. Возник строгановский стиль, строгановская школа, которая распространилась не только на Русском Севере, но и в Москве и в городах верхней Волги. Несмотря на то, что большинство икон выполняли московские мастера, на обратной стороне иконы ставилась фамильная метка Строгановых. Отсюда и пошло название — "Строгановское письмо", "Строгановская школа". Влияние Строгановской школы на русское искусство было очень устойчивым: оно сказалось в лицевом шитье 17 века и особенно в иконописи. Строгановы ввели в области иконописания разделение труда между иконописцами узкой специализации: «личник», «доличник», мастер «палатного письма», и т.п. Иконы строгановской школы отличаются небольшими размерами, миниатюрностью, филигранностью письма, изнеженной хрупкостью жестов и поз персонажей, сложностью композиции, фантастичностью пейзажных фонов. Сочная, плотная цветовая гамма усилена активным использованием золота и серебра. Композиции фигур всегда дополнялись фантастическим пейзажем с низким горизонтом. Небо всегда украшалось причудливой формы облачками. В композиции много палат, горок, растений и фигур. Иконы Строгановского письма имели повествовательный характер и строились многоклеймовыми звеньями. В центре иконы находился основной образ святого. Он изображался более крупными цветовыми пятнами. Растительность писалась более приближенной к натуре, с разнообразными и проработанными элементами. Самые известные мастера строгановской школы – Истома Савин с сыновьями Никифором и Назарием, Чирин Прокопий, Емельян Москвитин.
Ф
- Фольклор — народное творчество, чаще всего устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы.
Ч
- Четверик (архитектура) — четырёхугольный в плане объём в русской деревянной и каменной архитектуре. Форму четверика имела основная часть здания храма, а внутри он мог иметь столбы, несущие своды и купол. В XVII—XVIII веках получили распространение бесстолпные храмы с четвериком, перекрытым крещатым, сомкнутым или ступенчатым сводом.
Ш
- Шатер - архитектурная форма в виде многогранной (чаще всего восьмигранной) пирамиды, служащая для завершения архитектурного сооружения. Шатрами завершали храмы, колокольни, башни и крыльца. Шатры бывают деревянные и каменные (кирпичные).
Источники информации
- Орлов А. С., Георгиева Н. Г., Георгиев В. А. История России: словарь-справочник. - Москва: Проспект, 2011.
- Российская архитектура. Словарь. - М.,1995.
- Русский исторический портрет. Эпоха парсуны. - М., 2004.
- wikipedia [1]