«Не важно, откуда ты, какой национальности.
У каждого в душе свой родной город или село, и все мы жители Ростовской области».
|
История заселения калмыцкого народа на территории Ростовской области
Калмыки появились в пределах России в начале XVII века. Они перекочевали из Джунгарского ханства и образовали в низовьях реки Волга Калмыцкое ханство, которое укрепилось при Аюке-хане. Архивные документы свидетельствуют, что калмыков призвали на Дон местные казаки для совместной борьбы с крымскими татарами. Так, в 1642 году донские казаки обратились к своим новым соседям с предложением о совместной борьбе с крымцами за овладение Азовом. А в 1648 году калмыки впервые появились под Черкасским городком. Между калмыками и казаками был заключен оборонительный и наступательный союз, согласно которому 1000 калмыков выступили против крымцев. С этого времени между ними заключались договора и давались присяги о верной службе России. Броневский В.Б. История Донского Войска
Войсковое старшинство всегда с охотой принимало к себе на службу "...добрых конников, храбростью отличных, к службе всегда готовых и ревностных и так необходимых для хозяев пастухов и коновалов, войску весьма полезных". Калмыкам, жившим кочевой жизнью и с детства обучавшимся воинскому делу, не требовалось много времени для того, чтобы привыкнуть к казачьему быту и условиям "государевой службы".
К началу XIX века на территорию Войска Донского были переселены калмыцкие группы, находившиеся в составе казачьих 19 войск Новороссии. Донским калмыкам, ранее кочевавшим по территории всего Войска, был выделен обширный земельный надел (будущий Сальский округ), на котором в разное время проживало 15 аймаков (сотен), два из которых вскоре влились в другие. Оставшиеся 13 сотен к началу ХХ века получили статус станиц, большая часть которых называлась именами донских атаманов: Платовская (Ики-Бурульская или Намровская сотня), Батлаевская (Багутовская), Денисовская (Богшрахинская, Бултуковская), Иловайская (Рынцановская, Зюнгарская), Власовская (Бембдякинская, Ики-Чоносовская), Чунусовская (Бага-Чоносовская), Кутейниковская (Кевюдовская), Ново-Алексеевская (Геленгякинская), Бурульская (Бага-Бурульская), Граббевская (Харьковская, Цевднякинская), Беляевская, Потаповская (Балдырская), Эркетинская. Очиров У.Б. Книги памяти Ростовской области
С далеких пор на южных рубежах России
С ханом Аюкой донские казаки дружили,
В войсках его калмыки храбрые служили
Границы русские они надежно сторожили.
Смелость и отвага этих воинов лихих
Известны были всем врагам России.
Калмыков царь землею одарил в степях донских,
Всех воинов в казачество включили.
И с времени того калмыки с казаками дружно жили.
Они сражались во многих войнах,
И звание казаков несли достойно.
Калмыцкие полки донского войска
С французами сражались и в Париж вошли.
И немцы гибли на их пиках острых
В боях жестокой мировой войны.
|
Когда в 20-м веке над страной беда нависла,
Калмыков много на защиту Дона вышло.
В степях родных с врагом пришлось им биться.
В народной памяти на век остались
Степных героев многих имена.
Из тех, кто на донской земле сражались,
Герой калмыцкий – Деликов Эрдни.
В боях, в труде, на мирной ниве
Калмыки честь казачества хранили.
Сегодня, так же как и много лет назад,
Донской калмык – казакам друг, сосед и брат.
Автор:Бетербиев Тимур
|
|
Место проживания калмыков на территории Ростовской области
К конце 1920-х встал вопрос о переселении в Калмыцкую автономную область оставшихся на Дону сальских калмыков. Существовало два мнения: переселить донских калмыков с занимаемой территории. Второе — оставить их на месте. По справке статистического бюро Сальского округа от 17 мая 1928 года на на территории Сальского округа Северо-Кавказского края проживало 7400 человек калмыцкого населения, из которых рассчитывали переселиться в Калмыцкую автономную область 5719 человек, или 1371 хозяйство. Калмыцкое население края было рассеяно по территориям Дубовского, Зимовниковского, Пролетарского, Ремонтненского, Романовского районов.
Карта "Область Войска Донского"
|
|
Всесоюзная перепись 1959 г. зафиксировала в Ростовской области 2 660 калмыков.
Всесоюзная перепись 1970 г. в этом регионе был 861 калмык.
Всесоюзная перепись 1979 г. — 640 калмыков.
Всесоюзная перепись 1989 г. — 529 калмыков (с учетом студентов, обучавшихся в вузах г. Ростов-на-Дону).
|
Традиции калмыков
В современном мире мы живем не так, как жили наши предки. Мы все более и более удаляемся от традиционного уклада жизни, от традиционного понимания того, что в этом мире - хорошо, и что в этом мире - плохо.
Калмыки - единственный монголоязычный народ в Европе, исповедующий буддизм и являющийся представителем культуры кочевников.
Калмыкия - это самобытная страна, которая не оставит равнодушным никого. Традиции и обычаи калмыков - это яркие празднества, гулянья, удивительные истории.
Калмыцкие приметы
Примет у любых народностей много: и хороших и плохих. У некоторых людей достаточно развит инстинкт предчувствия того, что должно случиться в ближайшем или отдаленном будущем. Очевидно, из таких предчувствий складываются приметы и у калмыков.
Калмыцкие хорошие приметы - Сән йор
|
Калмыцкие плохие приметы - Му йор
|
Если человек собрался в поездку и в это время идет дождь, то это хорошая примета. Все задуманное сбудется. |
Нельзя складывать руки на животе, ибо таким положением рук человек обрекает себя на одиночество, никого не останется из родственников, кто бы мог помочь в трудную минуту, приласкать, сказать доброе слово.
|
Если вы одарите маленьких детей подарками, то их радость к вашей удаче. |
Нельзя, по поверьям калмыков, поднимать с земли утерянную кем-то драгоценную вещь. Калмыки имели в виду золото. "Чужое золото, счастье не принесет, а вот несчастье может доставить", - говорили старые калмыки.
|
Вспомните калмыцкую пословицу: "Лучшую еду отдай гостю, а лучшую одежду носите сами" и последуйте ей. Сами "притянете" хорошую примету к себе. Старые калмыки говорили: "Удача идет в руки дающему". |
Нельзя поднимать с земли острые предметы. Согласно поверью, острый предмет надо обойти стороной, и тогда стороной обойдет беда.
|
Если сын похож на мать, а дочь на отца, то этим детям будет сопутствовать удача и успех. |
Нельзя разбрасывать вычесанные волосы, где попало, а то ум станет рассеянным.
|
Если человек при входе в дом спотыкается о порог, то ожидается прибыль для хозяев этого дома. |
Нельзя выходить навстречу входящему, надо остановиться и сначала пропустить его, а потом уж выходить самому. Считается, что входящий несет в дом добро, а тот, кто не уступил дорогу входящему, уносит его тут же.
|
Если у мужчины дергается левый глаз, а у женщины - правый, то это к хорошему известию |
Нельзя полоскать рот чаем. Для калмыков чай - священная пища, а значит относиться к нему надо с уважением.
|
Если ребенок с первого класса отличается прилежанием и тягой к учебе, то он уверенно и успешно пойдет по жизни. |
Нельзя приобретать одежды больше, чем надобно. Калмыки говорили, что слишком богатый гардероб укорачивает жизнь человека.
|
Национальные праздники
Зул - Новый год у калмыков
Новый год
Зула – Новый год - это древнейший праздник, так любимый народом. Ему насчитывается более 6 столетий. Отмечают его в день зимнего солнцеворота (22 декабря), когда протяженность дня увеличивается. На калмыцком «зулу» - лампада или светильник. Огни зажигаются в этот день везде – в храмах, домах, на улицах. Считалось, что чем сильнее будет пламя, тем больше энергии отойдет солнцу. И, значит, греть оно будет сильнее. В храмах гадали на зажженных факелах – на удачный год. На жертвенных камнях оставляли дары буддийским божествам.
Огонь для калмыцкого народа считался олицетворение Бога Солнца. Язычество и буддизм в культуре калмыков прочно переплетаются. Язычество говорит об огне, как о представителе Бога Солнца, точнее, в язычестве это и есть сам Бог Солнца. Поэтому ему следует приносить в жертву все продукты, имеющие теплую природу. Это может быть масло, жир, горячительные жидкости. Буддийская традиция представляет огонь как символ мудрости. Считается, что с его помощью можно сжечь всякое невежество.
Цаган сар - наступление весны у калымков
Наступление весны
В начале марта отмечается Цаган сар (белый месяц). Название имело несколько значений: белый, счастливый, месяц приветствий, поздравлений. Кругом слышатся поздравления с окончанием холодного и голодного времени. Идет подготовка к переселению на новые пастбища, ждут приплода скота. Старшие принимают еду от младших. В древности народ собирался около храма и ждал зарю. Общая молитва совершалась, как только первые лучи солнца пробьют небесную гладь. Делались приношения.
К торжествам готовились заранее, резали впрок скот, поскольку непосредственно в дни праздника это делать запрещалось. Празднование происходило в каждом доме. Развешивали на веревке новые наряды, перетряхивали всю одежду. Варили мясо — баранину, говядину или конину.
Главный праздник лета
Единство земли и воды отмечается народом в июне в полнолуние. Божества задабривались обильными подношениями, чтобы трава на новых пастбищах была сочной и богатой, скот был сыт и здоров, а значит, и народ был доволен и обеспечен. Совершался обряд: собирался весь скот, и хозяин на их головы брызгал молоком и кумысом.
Праздник тюльпанов
Этот праздник можно назвать самым молодым. Ввел его вначале 90-х годов президент молодой республики. Отмечается праздник во второе воскресенье апреля, когда вся территория Калмыкии укрыта разноцветным покрывалом из тюльпанов. В этот день вся молодежь гуляет, идет выступление танцевальных коллективов. А ансамбль «Тюльпан», который познакомил весь мир с красотами и многообразием народного калмыцкого танца, дает представление на открытых площадках города.
|
Национальные костюмы калмыцких народов
|
Национальная кухня калмыцкого народа
Традиционная калмыцкая кухня несёт в себе отпечаток кочевого скотоводческого быта калмыков и не отличается большим разнообразием. Основными ингредиентами калмыцкой кухни являются молоко и, как правило, отваренное или жареное мясо (баранина и говядина). Блюда калмыцкой кухни широко распространены и в настоящее время среди калмыцкого народа и являются частью его культуры и традиции.
Дотур
Дотур – суп из бараньих потрохов (печень, почки, рубец, кишки) с добавлением внутреннего сала, крови, молока и соли. Потроха тушат отдельно, потом заливают прозрачным бульоном. Суп этот очень густой, жирный, подают его с нарезанным сырым репчатым луком, который кладут сверху прямо в тарелку с дотуром.
У этого блюда весьма специфический вкус. Но это самое национальное блюдо.
Кишки, рубец очищают, промывают. Моют также легкие, печень, почки. Все укладывают в котел, заливают холодной водой и варят до готовности. Свежую кровь собирают, процеживают, добавляют холодную воду или молоко, заправляют мелко нарезанным внутренним жиром, соль, перцем, луком и заполняют этим составом сычуг, завязывают его и варят в течение часа.
Вареные субпродукты мелко нарезают, добавляют лук, перец, чеснок, лавровый лист, заливают бульоном и проваривают 5 минут. При подаче дотур укладывают на тарелке горкой.
Ингридиенты: 2 кг кишок, 3 кг легких, печени, почек, рубца, 1 кг крови, 0.5 кг сала внутреннего, 1 кг лука, 0.5 л молока, специи.
Махан
Махан шелтяган (обычно его называют просто махан) – ещё одно первое блюдо. Это – суп из крупных кусков бараньего мяса, с добавлением отварного картофеля, тоже крупными кусками и очень много лука, сырого, нарезанного, который кладётся сверху прямо в тарелку. Это блюдо у монгольских народов считается лечебным, им исцеляют от слабости и лечат изжогу.
Нарубленные куски бараньей или говяжьей грудинки вместе с реберными костями (на порцию кладут по 4−5 кусков весом 40−50 г) промывают и кладут в котел, заливают холодной водой и варят до готовности, снимая периодически пену. Для придания бульону золотистого цвета добавляют печеные морковь и лук, в конце варки — лавровый лист, черный перц и соль. При подаче куски мяса укладывают на тарелку, посыпают репчатым луком, нарезанным кольцами и полукольцами. Отдельно подают в пиалах бульон.
Ингридиенты: На 5 порций: 1.6 кг мяса говядины или баранины, 5 луковиц, 2 моркови.
Бёриги
Бёриги – калмыцкие пельмени. Бёриги очень любят буддийские монахи, живущие в Калмыкии.
Баранину или говядину (мякоть), внутренний жир (свиное сало), репчатый лук нарезают на кусочки и пропускают через мясорубку, добавляют соль, перец и хорошо перемешивают. Для теста берут муку высшего сорта, яйца, соль, воду и замешивают тесто. Из готового теста раскатывают круглые лепешки, на середину которых укладывают фарш, и защипывают их. Отваривают бёреки в кипящей соленой воде. Готовые бёриги подают с маслом.
Ингридиенты: На 5 порций: 380 г муки, 1 яйцо, 900 г мясо, 25 г внутреннего жира или сала свиного, 270 г лука, 80 г сливочного масла.
|
Национальный фольклор калмыков
|
|