Героев-североморцев, проспект (Мурманск)

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (доб. ссылок, категории)
Строка 1: Строка 1:
Подобно проспекту Ленина в центре и проспекту Кольскому в южных микрорайонах Мурманска, он — основная меридиональная магистраль в северной части города. В него с обеих сторон, как ручьи в реку, вливаются улицы Гагарина, Александрова, Чумбарова-Лучинского, Гаджиева, Александра Невского, Хлобыстова, Ивченко, Адмирала Лобова.  
+
Подобно проспекту Ленина в центре и проспекту Кольскому в южных микрорайонах Мурманска, он — основная меридиональная магистраль в северной части города. В него с обеих сторон, как ручьи в реку, вливаются улицы [[Гагарина]], [[Александрова]], [[Чумбарова-Лучинского]], [[Гаджиева]], [[Александра Невского]], [[Хлобыстова]], [[Ивченко]], [[Адмирала Лобова]].  
  
Когда-то на территории, которую пересекает проспект, были перелески и ягельники, и кильдинские саамы облюбовали ее под оленьи пастбища. Место радовало привольем, ветер с залива выдувал мошкару и комаров. Последний раз пригонял сюда оленей летом 1914 г. лопарь (саам) Яковлев. Так, со слов краеведа В. А. Алымова, свидетельствует в очерке «Мурманск» (1932 г.) писатель Константин Паустовский. Позже в устье реки Росты (в переводе с саамского — «Ржавая», из-за цвета воды) начал разрастаться поселок, и его жители постепенно пробили здесь пешеходную тропу, а потом и наезженную дорогу, поддерживая связь с Мурманском. Дорога стала называться Верхне-Ростинской в отличие от еще одной — Нижне-Ростинской, проложенной прямо вдоль берега Кольского залива. В районе спуска к жилым кварталам центра города она совершала крутой зигзаг —«восьмерку», «серпантин». Это был, как шутили мурманчане, «тещин язык». Вплоть до начала 60-х годов, когда при прокладке проспекта зигзаг остался в стороне, он был сущим бедствием: при снегопаде и в гололедицу здесь вставало все движение, то и дело случались аварии. Въезд на «тещин язык» — булыжную мостовую с ограждающей, тоже из булыжников, стенкой — в районе школы №3. Но теперь сворачивают сюда лишь редкие водители...  
+
Когда-то на территории, которую пересекает проспект, были перелески и ягельники, и кильдинские саамы облюбовали ее под оленьи пастбища. Место радовало привольем, ветер с залива выдувал мошкару и комаров. Последний раз пригонял сюда оленей летом 1914 г. лопарь (саам) Яковлев. Так, со слов краеведа '''В.А.Алымова''', свидетельствует в очерке '''«Мурманск»''' (1932 г.) писатель '''Константин Паустовский'''. Позже в устье реки Росты (в переводе с саамского — «Ржавая», из-за цвета воды) начал разрастаться поселок, и его жители постепенно пробили здесь пешеходную тропу, а потом и наезженную дорогу, поддерживая связь с Мурманском. Дорога стала называться Верхне-Ростинской в отличие от еще одной — Нижне-Ростинской, проложенной прямо вдоль берега Кольского залива. В районе спуска к жилым кварталам центра города она совершала крутой зигзаг —«восьмерку», «серпантин». Это был, как шутили мурманчане, «тещин язык». Вплоть до начала 60-х годов, когда при прокладке проспекта зигзаг остался в стороне, он был сущим бедствием: при снегопаде и в гололедицу здесь вставало все движение, то и дело случались аварии. Въезд на «тещин язык» — булыжную мостовую с ограждающей, тоже из булыжников, стенкой — в районе школы №3. Но теперь сворачивают сюда лишь редкие водители...  
  
 
У начала нынешнего проспекта, на склоне сопки, летом 1920 г., после восстановления на Мурмане Советской власти, шло первое в городе ударное строительство — сооружение водопровода. Он был «самотечным»: вода из Семеновского озера с высоты сопки сама текла по трубам вниз к уличным водоразборным колонкам.Участница этого строительства Вера Кетлинская писала в книге «Вечер. Окна. Люди»:  
 
У начала нынешнего проспекта, на склоне сопки, летом 1920 г., после восстановления на Мурмане Советской власти, шло первое в городе ударное строительство — сооружение водопровода. Он был «самотечным»: вода из Семеновского озера с высоты сопки сама текла по трубам вниз к уличным водоразборным колонкам.Участница этого строительства Вера Кетлинская писала в книге «Вечер. Окна. Люди»:  
Строка 7: Строка 7:
 
«Копали траншеи всем городом, субботниками и воскресниками... В срезах земли поблескивал лед, на дне траншеи хлюпала ледяная вода... Траншею приходилось делать глубокой, чтобы не заморозило трубы, и чем глубже мы вгрызались в каменистую землю, тем тяжелей и грубей становилась работа: долби ломом, налегай на лопату, чтоб вогнать ее в тугой грунт, подцепи, сколько силы хватит подкинуть, и кидай на отвал, а отвал уже выше твоей головы, мокрые комья и камешки то и дело скатываются назад —знай уворачивайся!»  
 
«Копали траншеи всем городом, субботниками и воскресниками... В срезах земли поблескивал лед, на дне траншеи хлюпала ледяная вода... Траншею приходилось делать глубокой, чтобы не заморозило трубы, и чем глубже мы вгрызались в каменистую землю, тем тяжелей и грубей становилась работа: долби ломом, налегай на лопату, чтоб вогнать ее в тугой грунт, подцепи, сколько силы хватит подкинуть, и кидай на отвал, а отвал уже выше твоей головы, мокрые комья и камешки то и дело скатываются назад —знай уворачивайся!»  
  
Для растущего города самотечный водопровод оказался маломощным, и тогда здесь же, у начала нынешнего проспекта, только по другую его сторону, в 1928 г. были уложены трубы второго — вода пошла из озера Среднего. Прикрывавший их деревянный короб можно было видеть еще в конце 50-х годов. Затем трубы упрятали в землю. Пока Верхне-Ростинская дорога служила лишь для нужд населения окраинного поселка, ее значение было невелико. Положение изменилось после создания в 1933 г. Северного военно-морского флота: дорога стада частью-магистрали, соединяющей Мурманск с одной из баз флота — Ваенгой. В годы войны по ней доставлялись люди, вооружение, боеприпасы, продовольствие. Вблизи нее располагались зенитные батареи, посты ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи), казармы. После переименования в 1951 г. Ваенги в Североморец Верхне-Ростинскую дорогу стали называть Североморским шоссе. К этому времени уже начала формироваться Северная промышленная зона Мурманска, объем перевозок возрастал, и шоссе реконструировали. Вдоль него в низине к северу от Семеновского озера выросли так называемые 69-й и 70-й жилые кварталы —около полусотни двухэтажных домов, большей частью обитых черепичной плиткой. Это самые старые строения на проспекте. Еще более масштабное строительство шло в этом районе города в 60-е годы. Тогда же претерпело изменения и Североморское шоссе. Оно пролегло вверх от улицы Челюскинцев к Семеновскому озеру напрямую, минуя «тещин язык», было расширено, заасфальтировано, здесь протянулась троллейбусная линия (1967—1969 гг.).  
+
Для растущего города самотечный водопровод оказался маломощным, и тогда здесь же, у начала нынешнего проспекта, только по другую его сторону, в 1928 г. были уложены трубы второго — вода пошла из озера Среднего. Прикрывавший их деревянный короб можно было видеть еще в конце 50-х годов. Затем трубы упрятали в землю. Пока Верхне-Ростинская дорога служила лишь для нужд населения окраинного поселка, ее значение было невелико. Положение изменилось после создания в 1933 г. Северного военно-морского флота: дорога стала частью магистрали, соединяющей Мурманск с одной из баз флота — Ваенгой. В годы войны по ней доставлялись люди, вооружение, боеприпасы, продовольствие. Вблизи нее располагались зенитные батареи, посты ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи), казармы. После переименования в 1951 г. Ваенги в Североморец Верхне-Ростинскую дорогу стали называть Североморским шоссе. К этому времени уже начала формироваться Северная промышленная зона Мурманска, объем перевозок возрастал, и шоссе реконструировали. Вдоль него в низине к северу от Семеновского озера выросли так называемые 69-й и 70-й жилые кварталы —около полусотни двухэтажных домов, большей частью обитых черепичной плиткой. Это самые старые строения на проспекте. Еще более масштабное строительство шло в этом районе города в 60-е годы. Тогда же претерпело изменения и Североморское шоссе. Оно пролегло вверх от улицы Челюскинцев к Семеновскому озеру напрямую, минуя «тещин язык», было расширено, заасфальтировано, здесь протянулась троллейбусная линия (1967—1969 гг.).  
  
 
Проспектом Героев-североморцев шоссе называется со 2 апреля 1971 г. Из центра Мурманска видно только начало проспекта — развернутые фасадами к заливу девятиэтажные дома, в одном из которых ресторан «Панорама». Они расположились на вершине террасы, как раз над «тещиным языком» и отрезком старого Североморского шоссе. Со смотровой площадки, устроенной здесь, открывается широкая панорама города и залива (не случайно возникло название ресторана). К востоку от площадки — дорога (ей возвращено название — Верхне-Ростинское шоссе), которая чуть дальше раздваивается: одна ветвь ведет на улицу Свердлова, другая — к старому городскому кладбищу, к воинским захоронениям и далее — к Ленинградскому шоссе. А позади домов, на сопке, возвышается мачта радиостанцин и стоит домик обслуживающего персонала. В годы войны фашистские летчики многократно подвергали мачту прицельному бомбометанию.  
 
Проспектом Героев-североморцев шоссе называется со 2 апреля 1971 г. Из центра Мурманска видно только начало проспекта — развернутые фасадами к заливу девятиэтажные дома, в одном из которых ресторан «Панорама». Они расположились на вершине террасы, как раз над «тещиным языком» и отрезком старого Североморского шоссе. Со смотровой площадки, устроенной здесь, открывается широкая панорама города и залива (не случайно возникло название ресторана). К востоку от площадки — дорога (ей возвращено название — Верхне-Ростинское шоссе), которая чуть дальше раздваивается: одна ветвь ведет на улицу Свердлова, другая — к старому городскому кладбищу, к воинским захоронениям и далее — к Ленинградскому шоссе. А позади домов, на сопке, возвышается мачта радиостанцин и стоит домик обслуживающего персонала. В годы войны фашистские летчики многократно подвергали мачту прицельному бомбометанию.  

Версия 10:22, 3 апреля 2007

Подобно проспекту Ленина в центре и проспекту Кольскому в южных микрорайонах Мурманска, он — основная меридиональная магистраль в северной части города. В него с обеих сторон, как ручьи в реку, вливаются улицы Гагарина, Александрова, Чумбарова-Лучинского, Гаджиева, Александра Невского, Хлобыстова, Ивченко, Адмирала Лобова.

Когда-то на территории, которую пересекает проспект, были перелески и ягельники, и кильдинские саамы облюбовали ее под оленьи пастбища. Место радовало привольем, ветер с залива выдувал мошкару и комаров. Последний раз пригонял сюда оленей летом 1914 г. лопарь (саам) Яковлев. Так, со слов краеведа В.А.Алымова, свидетельствует в очерке «Мурманск» (1932 г.) писатель Константин Паустовский. Позже в устье реки Росты (в переводе с саамского — «Ржавая», из-за цвета воды) начал разрастаться поселок, и его жители постепенно пробили здесь пешеходную тропу, а потом и наезженную дорогу, поддерживая связь с Мурманском. Дорога стала называться Верхне-Ростинской в отличие от еще одной — Нижне-Ростинской, проложенной прямо вдоль берега Кольского залива. В районе спуска к жилым кварталам центра города она совершала крутой зигзаг —«восьмерку», «серпантин». Это был, как шутили мурманчане, «тещин язык». Вплоть до начала 60-х годов, когда при прокладке проспекта зигзаг остался в стороне, он был сущим бедствием: при снегопаде и в гололедицу здесь вставало все движение, то и дело случались аварии. Въезд на «тещин язык» — булыжную мостовую с ограждающей, тоже из булыжников, стенкой — в районе школы №3. Но теперь сворачивают сюда лишь редкие водители...

У начала нынешнего проспекта, на склоне сопки, летом 1920 г., после восстановления на Мурмане Советской власти, шло первое в городе ударное строительство — сооружение водопровода. Он был «самотечным»: вода из Семеновского озера с высоты сопки сама текла по трубам вниз к уличным водоразборным колонкам.Участница этого строительства Вера Кетлинская писала в книге «Вечер. Окна. Люди»:

«Копали траншеи всем городом, субботниками и воскресниками... В срезах земли поблескивал лед, на дне траншеи хлюпала ледяная вода... Траншею приходилось делать глубокой, чтобы не заморозило трубы, и чем глубже мы вгрызались в каменистую землю, тем тяжелей и грубей становилась работа: долби ломом, налегай на лопату, чтоб вогнать ее в тугой грунт, подцепи, сколько силы хватит подкинуть, и кидай на отвал, а отвал уже выше твоей головы, мокрые комья и камешки то и дело скатываются назад —знай уворачивайся!»

Для растущего города самотечный водопровод оказался маломощным, и тогда здесь же, у начала нынешнего проспекта, только по другую его сторону, в 1928 г. были уложены трубы второго — вода пошла из озера Среднего. Прикрывавший их деревянный короб можно было видеть еще в конце 50-х годов. Затем трубы упрятали в землю. Пока Верхне-Ростинская дорога служила лишь для нужд населения окраинного поселка, ее значение было невелико. Положение изменилось после создания в 1933 г. Северного военно-морского флота: дорога стала частью магистрали, соединяющей Мурманск с одной из баз флота — Ваенгой. В годы войны по ней доставлялись люди, вооружение, боеприпасы, продовольствие. Вблизи нее располагались зенитные батареи, посты ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи), казармы. После переименования в 1951 г. Ваенги в Североморец Верхне-Ростинскую дорогу стали называть Североморским шоссе. К этому времени уже начала формироваться Северная промышленная зона Мурманска, объем перевозок возрастал, и шоссе реконструировали. Вдоль него в низине к северу от Семеновского озера выросли так называемые 69-й и 70-й жилые кварталы —около полусотни двухэтажных домов, большей частью обитых черепичной плиткой. Это самые старые строения на проспекте. Еще более масштабное строительство шло в этом районе города в 60-е годы. Тогда же претерпело изменения и Североморское шоссе. Оно пролегло вверх от улицы Челюскинцев к Семеновскому озеру напрямую, минуя «тещин язык», было расширено, заасфальтировано, здесь протянулась троллейбусная линия (1967—1969 гг.).

Проспектом Героев-североморцев шоссе называется со 2 апреля 1971 г. Из центра Мурманска видно только начало проспекта — развернутые фасадами к заливу девятиэтажные дома, в одном из которых ресторан «Панорама». Они расположились на вершине террасы, как раз над «тещиным языком» и отрезком старого Североморского шоссе. Со смотровой площадки, устроенной здесь, открывается широкая панорама города и залива (не случайно возникло название ресторана). К востоку от площадки — дорога (ей возвращено название — Верхне-Ростинское шоссе), которая чуть дальше раздваивается: одна ветвь ведет на улицу Свердлова, другая — к старому городскому кладбищу, к воинским захоронениям и далее — к Ленинградскому шоссе. А позади домов, на сопке, возвышается мачта радиостанцин и стоит домик обслуживающего персонала. В годы войны фашистские летчики многократно подвергали мачту прицельному бомбометанию.

«Еще бы! — писал журналист Константин Тюляпин. — Ее позывные могли слушать подпольщики Норвегии и Финляндии, ее передачи вдохновляли мурманчан. Сколько бомб упало рядом!..»

Случалось, бомбы перебивали кабель, ведущий к городскому радиоузлу, и первыми, кто бросался на восстановление линии, были работники радиостанции. Чуть севернее, на стыке с улицами Гагарина и Павлика Морозова, проспект расширяется в площадь у Семеновского озера. Отсюда, от парапета набережной, — вид на озеро и окружающую его зеленую зону, на улицу Александрова, областной Дворец пионеров, мемориал Защитникам Советского Заполярья. Если подняться к зенитным орудиям, поставленным возле скульптуры воина, увидим табличку с надписью: «Здесь стояла батарея 5-го отдельного зенитного артдивизиона. Командир майор Шевчук. Батарея за годы войны сбила 29 фашистских самолетов».

Когда-то в жаркие летние дни лишь особо непоседливые мурманчане стремились на берега Семеновского озера, чтобы не упустить благоприятный случай для купания и загара: не каждому хотелось или было по силам добираться сюда тропинками вверх по склону сопки. Теперь к озеру доставит троллейбус или автобус. На площади — магазины, где можно запастись продуктами и прохладительными напитками. В дни празднеств здесь торгуют и выносные павильоны. Для детей — удовольствие поиграть в городке-крепости с его лабиринтами, сторожевыми башнями и бойницами (архитектор А. Иванов). Зимой на озере принимают ледяные ванны «моржи» —их домик-теремок расположился у самой воды... Словом, в последние годы площадь у Семеновского озера становится все более излюбленным местом отдыха жителей Мурманска. На ней нередко устраиваются массовые гулянья.

К северу от озера проспект идет под уклон и на восточной стороне пролегает у самого подножия высокой террасы. Заросший кустарником склон террасы местами довольно крут. На ее гребне лежит улица Гагарина. Вдоль другой стороны проспекта — ряды двухэтажных домов уже упоминавшихся 69-го и 70-го кварталов. Снос этих ветхих, без бытовых удобств жилищ — дело будущего. Немного дальше по проспекту — центр Ленинского района Мурманска: трехэтажное здание районных организаций (райкома КПСС, райисполкома, райкома ВЛКСМ), широкоформатный кинотеатр «Мир» с примыкающим к нему сквером, предприятия общественного питания, магазины и ателье бытового обслуживания, площадь, где разворачиваются троллейбусы третьего маршрута, аллея, названная в честь Полярной дивизии.

Поблизости от административного здания, чуть ближе к центру города, на приметном выступе террасы — памятный знак в честь героев - североморцев (открыт 13 октября 1974 г., автор — архитектор Ф. Таксис).

Слегка склоненный обелиск из клепаных листов металла со свободно свисающим якорем — словно форштевень боевого корабля. На завершающем участке проспекта кварталы пяти-и девятиэтажных домов, возраст которых двадцать — двадцать пять лет, соседствуют со старыми строениями. Своеобразным водоразделом между ними служит речка Роста. По одну ее сторону — автозаправочная станция и хлебозавод №2, по другую, за дамбой, — ряд двухэтажных жилых домов каркасно-засыпного типа и магазин военторга «Автомобили». Здесь, у полотна железной дороги — северная граница города.

(По материалам книги Кисилёва А.А., Тулина М.А.:"Улицы Мурманска")

Статья подготовлена по материалам конкурсной работы учащихся школы №20 г. Мурманска Конкурсный сайт школы

Персональные инструменты
Инструменты