Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ/Раздел Русский язык/Синтаксис

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Трудности синтаксического анализа)
(Трудности синтаксического анализа)
Строка 21: Строка 21:
  
 
Сам текст (его содержание, синтаксический строй и ритмомелодика) подсказывает границы речевых тактов: ''У лукоморья / дуб зеленый; // златая цепь / на дубе том: // и днем и ночью / кот ученый / все ходит / по цепи кругом; // идет направо - / песнь заводит, / налево - / сказку говорит //.'' (А. Пушкин.) Одна косая линия разделяет синтагмы, две линии - фразы как более крупные относительно законченные по смыслу единицы. Иное деление затруднит, мало того, сделает невоспринимаемой, неестественной связь слов.
 
Сам текст (его содержание, синтаксический строй и ритмомелодика) подсказывает границы речевых тактов: ''У лукоморья / дуб зеленый; // златая цепь / на дубе том: // и днем и ночью / кот ученый / все ходит / по цепи кругом; // идет направо - / песнь заводит, / налево - / сказку говорит //.'' (А. Пушкин.) Одна косая линия разделяет синтагмы, две линии - фразы как более крупные относительно законченные по смыслу единицы. Иное деление затруднит, мало того, сделает невоспринимаемой, неестественной связь слов.
 +
 +
(По материалам А.С. Бровко Трудности синтаксического анализа. Киев "Освита", 1991. - с 70.)
  
 
=== Три главных способа связи слов в словосочетании ===
 
=== Три главных способа связи слов в словосочетании ===

Версия 21:43, 23 ноября 2008

Предлагаем Вашему вниманию:

Содержание

Словарь терминов по синтаксису

Полезная информация

Трудности синтаксического анализа

Интонация - такой же правомочный способ выражения в языке синтаксических значений, как и порядок слов. Никогда не отказывайтесь прочитать предложение или текст даже про себя, чтобы увидеть его смысловые границы, в целях общего ознакомления с его содержанием и синтаксическим построением. Наиболее приемлемая форма осуществления такого чтения - подача предложения речевыми тактами, или синтагмами.

Синтагмы в языке не фиксируются определенным образом, как например, словосочетания, образующиеся в результате семантико-синтаксического распространения слов. Синтагмы возникают сами собой в процессе речи. Их выделение в тексте обусловлено системой языка, подсказано общественно-индивидуальной речевой практикой, обстановкой речи и происходит скорее интуитивно, исподволь, чем по строгим языковым правилам. Отсюда вывод о необходимости предварительных раздумий учителя над текстом диктанта с целью выявления наиболее вероятного объема синтагм, целесообразного именно для данной речевой ситуации - дословного диктанта.

Сам текст (его содержание, синтаксический строй и ритмомелодика) подсказывает границы речевых тактов: У лукоморья / дуб зеленый; // златая цепь / на дубе том: // и днем и ночью / кот ученый / все ходит / по цепи кругом; // идет направо - / песнь заводит, / налево - / сказку говорит //. (А. Пушкин.) Одна косая линия разделяет синтагмы, две линии - фразы как более крупные относительно законченные по смыслу единицы. Иное деление затруднит, мало того, сделает невоспринимаемой, неестественной связь слов.

(По материалам А.С. Бровко Трудности синтаксического анализа. Киев "Освита", 1991. - с 70.)

Три главных способа связи слов в словосочетании

Eri.jpg


Согласованное приложение и составное именное сказуемое

Односоставные и двусоставные предложения

Синонимика личных и безличных предложений

Задания по синтаксису в КИМах ЕГЭ

В части А (первой части КИМов) обратим внимание на  задание А 5 ( в проекте КИМов 2009 года. еще и на задание А4) Задание звучит так: укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Работая над рецензией,

1) главная мысль определяется  не сразу.

2) учеником была дана оценка прочитанного.

3) анализируется художественное своеобразие текста.

4) не подменяйте оценку текста пересказом содержания.

Для того чтобы построить правильное предложение, рассуждайте следующим образом: какое действие основное? Кто выполняет основное действие? Какое действие дополнительное?. Ответим на первый вопрос: каково основное действие? Правильный ответ под цифрой 4: не подменяйте  - основное действие. Каким субъектом  оно выполняется?  Предполагается , что есть, может быть  подлежащее вы. Это предполагаемое подлежащее вы "выполняет" основное действие -  не подменяйте.. А добавочное действие -  работая.  Соотношение основного и добавочного действий легко определить  по фразе: Рубль упал, звеня и подпрыгивая. Каково основное действие подлежащего?  Пятак что сделал? Упал. А добавочное действие? Звеня и подпрыгивая.

Для того чтобы не ошибиться  в правильном  выборе  структуры предложения, прочитайте  на странице 117 статью "Подъезжая к сией станции...у меня слетела шляпа" [Д.Э.Розенталь. А как сказать лучше?М.,Просвещение.-1988.-С. 176 ]

Эта фраза - пародия (из юмористического рассказа А.П.Чехова)  страдает не только орфографической неграмотностью ("сией вместо сей), но и стилистической беспомощностью: в ней нарушено правило, чтобы  обозначаемое деепричастием действие относилось к подлежащему. В прведенном примере речь идет о действиях двух предметов в грамматическом значении этого слова: обо мне ( я подъезжал к станции) и о шляпе ( она слетела). В неправильном построении этого предложения легко убедиться, если  переставить деепричастный оборот, обычно свободно располагающийся во фразе: " Шляпа. подъезжая к сей станции, у меня слетела".

Сравните также неправильное употребление деепрачастий в предложениях:" Прощаясь с друзьями, один из них сказал мне..."; "Возвращаясь домой, меня застиг дождь". Примеры из ученических работ:" Живя и вращаясь в аристократическом обществе, у Онегина создались присущие этому обществу навыки, привычки и взгляды";"Читая эти строки из романа "Как закалялась сталь",  создается впечатление, что автор выражает наши мысли и чувства" и  т.п.  В подобных случаях деепричастные обороты следует  заменять придаточными предложениями обстоятельственными.

Встречающиеся у писателей - классиков отступления  от литературной нормы  представляют собой либо галлицизмы ( обороты, возникшие под воздействием французского языка, где такие конструкции допустимы), либо результат влияния народной  речи). Например:...Имея право выбирать оружие, жизнь его была в моих руках ( А.С.Пушкин); Проезжая на возвратном пути в первый раз весной знакомую березовую  рощу, у меня голова закружилась и забилось сердце от смутного  сладкого ожидания (И.С.Тургенев).

Не используются деепричастные обороты в безличных предложениях типа "Подходя к лесу, мне стало холодно" ( в этом предложении имеется логическое подлежащее  мне, но нет грамматического подлежащего, которому можно было бы приписать действие, выраженное деепричастием). Поэтому устарелыми представляются предложения, подобные следующим:...Убедившись, что понять этого он не сможет, ему стало скучно (Л.Н.Толстой); Прочитав внимательно рассказ, мне думается, что редакторских поправок в нем нет (М.Горький).

Возможно употреблениеи деепричастного оборота в безличном предложении при неопределенной форме глагола, например: Выполняя это упражнение, нужно руководствоваться указаниями, приведенными в задании.

Трудный вопрос по синтаксису

Пишите, какие вопросы данного раздела вызвали у Вас затруднения!

Например:

  • Как различать союзы и союзные слова?

Ответ: Союзное слово, в отличие от союза, не только служит средством связи между придаточным предложением и главным, но одновременно является членом придаточного предложения; союз же только связывает предложения, но членом предложения не является, например: Обоз... тронулся с места, когда садилось солнце (Чехов) (союз); Я не знаю, когда отец вернется (союзное слово).

  • Как поставить знаки препинания при прямой речи, сопровождаемой авторскими словами, например: - Ты говоришь: "Прости меня!" - обратился он к брату?

Ответ: Как известно, прямую речь можно (на выбор) выделять при помощи двух знаков - кавычек и тире. Эту возможность следует использовать в данном случае. Целесообразнее первую прямую речь выделить при помощи тире, а вторую - кавычками, и тогда написание примет следующий вид:

- Ты говоришь: "Прости меня!" - обратился он к брату.

Этим устраняется повторение кавычек, при котором закрывающие кавычки (если им не придавать другого внешнего оформления, что при обычном письме не применяется) служат одновременно указанием на окончание первой и второй прямой речи.

Однако некоторое неудобство имеется и при даннм варианте пунктуации: текст можно понимать так, что авторские слова обратился он к брату относятся ко второй прямой речи, а не к первой (первое тире могло бы быть в контексте, при диалоге). Поэтому лучше переставить авторские слова и прямую речь:

Он обратился к брату: _ Ты говоришь: "Прости меня!"

Громоздкость пунктуации при любом варианте заставляет в печати упрощать её: вторая прямая речь выделяется только при помощи двоеточия или тире. Ср. Не говорите мне: он умер - он живет! (Надсон)

(Полная энциклопедия школьника. 5 - 11 класс. Курс подготовки к ЕГЭ: Том 1. - СПб: ИГ "Весь", 2005.)


Полезные ссылки:


Вернуться к странице Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ/Раздел Русский язык

Персональные инструменты
Инструменты