Азбука ремёсел: каргопольская игрушка
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | [[Изображение:музей игрушки5.jpg|left| | + | [[Изображение:музей игрушки5.jpg|left|230px|]][[Изображение:музей игрушки4.jpg|right|220px|]] |
+ | Гончарный промысел возник в окрестностях Каргополя ([[Вологодская область]]) во 2-й половине 19 века. Мастера в свободное от сельскохозяйственных работ время делали на продажу посуду: горшки, кринки, роговики для топленого масла, рукомои и т.д. А из остатков глины лепили игрушки. | ||
− | [[Национальные традиции в народных ремёслах. Азбука ремёсел|Азбука ремёсел]] | + | Для каргопольской игрушки свойственны три темы: животные, люди и сказочные персонажи - русалки, домовые, полканы. Каждая фигурка имела особый смысл. Полкана лепили на счастье. Это бравый генерал с круглым лицом и густой бородой, но с туловищем, как у коня, и копытами вместо ног. Полкан - родственник древнеславянского Ярилы, божества весеннего солнца. Птицы считались предшественницами тепла и весны. Их щебет прогонял силы тьмы. Поэтому глиняные каргопольские игрушки часто изображали птиц, причём делались они со свистком. Такие свистульки лепили в виде вещей прицы счастья Сирин. Один из любимых сюжетов каргопольской игрушки - медведь. Он добрый хозяин леса, прародитель, поэтому мастера придавали медведю человеческие черты: стоит на двух лапах, держит дары природы или играет на гармошке. |
+ | |||
+ | Своеобразен и орнамент каргопольских глиняных фигурок. На игрушку наносится простой узор: точки, чёрточки, кресты, круги с крестом внутри, либо вписанные один в другой концентрические окружности с синей точкой в центре. Это древняя символика, связанная с культом плодородия. В цветовой гамме глиняной каргопольской игрушки преобладают белый, зелёный, голубой, красный, чёрный цвета. Обычно используются краски в тройном соседстве - чёрная, красная, серебряная. | ||
+ | |||
+ | Традиция лепки игрушки до сих пор сохраняется в Каргополе. В городе есть училище и художественные школы, в которых секреты старинного промысла перадают детям. Каждый год здесь проходит фестиваль-конкурс игрушек. | ||
+ | |||
+ | * [[Национальные традиции в народных ремёслах. Азбука ремёсел|Азбука ремёсел]] | ||
[[Категория:Сетевой учебный проект]] | [[Категория:Сетевой учебный проект]] |
Версия 11:19, 16 ноября 2008
Гончарный промысел возник в окрестностях Каргополя (Вологодская область) во 2-й половине 19 века. Мастера в свободное от сельскохозяйственных работ время делали на продажу посуду: горшки, кринки, роговики для топленого масла, рукомои и т.д. А из остатков глины лепили игрушки.
Для каргопольской игрушки свойственны три темы: животные, люди и сказочные персонажи - русалки, домовые, полканы. Каждая фигурка имела особый смысл. Полкана лепили на счастье. Это бравый генерал с круглым лицом и густой бородой, но с туловищем, как у коня, и копытами вместо ног. Полкан - родственник древнеславянского Ярилы, божества весеннего солнца. Птицы считались предшественницами тепла и весны. Их щебет прогонял силы тьмы. Поэтому глиняные каргопольские игрушки часто изображали птиц, причём делались они со свистком. Такие свистульки лепили в виде вещей прицы счастья Сирин. Один из любимых сюжетов каргопольской игрушки - медведь. Он добрый хозяин леса, прародитель, поэтому мастера придавали медведю человеческие черты: стоит на двух лапах, держит дары природы или играет на гармошке.
Своеобразен и орнамент каргопольских глиняных фигурок. На игрушку наносится простой узор: точки, чёрточки, кресты, круги с крестом внутри, либо вписанные один в другой концентрические окружности с синей точкой в центре. Это древняя символика, связанная с культом плодородия. В цветовой гамме глиняной каргопольской игрушки преобладают белый, зелёный, голубой, красный, чёрный цвета. Обычно используются краски в тройном соседстве - чёрная, красная, серебряная.
Традиция лепки игрушки до сих пор сохраняется в Каргополе. В городе есть училище и художественные школы, в которых секреты старинного промысла перадают детям. Каждый год здесь проходит фестиваль-конкурс игрушек.