Столбушка, народная кукла
Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Строка 9: | Строка 9: | ||
*Каргопольскую куклу как образ покровительницы женских рукоделий, в отличии от большинства обрядовых кукол, сшивают иглой. | *Каргопольскую куклу как образ покровительницы женских рукоделий, в отличии от большинства обрядовых кукол, сшивают иглой. | ||
− | Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла.- СПб.: «Паритет», 2006-240 с.+ вкл. | + | Источник: Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла.- СПб.: «Паритет», 2006-240 с.+ вкл. |
--[[Участник:Алексей Зутиков|Алексей Зутиков]] 13:43, 4 июня 2008 (MSD) | --[[Участник:Алексей Зутиков|Алексей Зутиков]] 13:43, 4 июня 2008 (MSD) | ||
+ | [[Визитная карточка школьной команды "Псковитянка" (300 школ)|команда "Псковитянка"]] | ||
+ | |||
+ | [[Категория:Национальные традиции]] | ||
+ | [[Категория:Проекты]] |
Версия 12:48, 9 июня 2008
Кукла каргопольская СТОЛБУШКА
- Береза - одно из наиболее почитаемых на Руси деревьев. В традиционных свадебных обрядовых песнях девушка-невеста выводится в образе белой березоньки. В России березой символизируется только женское начало. В Центральной России у девушек существовала традиция 14 февраля (1 февраля по старому стилю) "загадывать на жениха" с помощью берестяной куколки. На бересте писали заветное имя суженого.--АСТ 11:52, 3 июня 2008 (MSD)
- Название города Каргополь произошло от финских слов karhu, что значит «медведь», и puoli-«сторона».
- Образ куклы связан с образом Параскевы Пятницы. В традиционной русской культуре значимость образа Праскевы Пятницы, покровительницы домашнего очага и женского рукоделия, соразмерна с христианской Богородицей. На севере России культ Параскевы связывается с обрядом поклонения воде, когда колодезной или родниковой воде приносились жертвенные пряжи и кудели, - ведь многие работы, связанные с обработкой льна, производились у воды. Над святыми источниками устанавливались образы Параскевы Пятницы, Мастерски вырезанные из дерева, Колоды и другие чистые источники украшались куклами.
- В более поздних верованиях значимость культа Параскевы Пятницы ослабла. В 19 веке в некоторых областях сервера России в образе Пятницы уже вводилась одинокая старуха, живущая на болоте. Спина её утыкана иглами, похищенными у нерадивых прях, оставляющих на ночь неприбранным своё рукоделие или не соблюдавших запрета на рукоделие по пятницам.
- Каргопольскую куклу как образ покровительницы женских рукоделий, в отличии от большинства обрядовых кукол, сшивают иглой.
Источник: Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла.- СПб.: «Паритет», 2006-240 с.+ вкл.
--Алексей Зутиков 13:43, 4 июня 2008 (MSD) команда "Псковитянка"