Лебедева, Анастасия Михайловна
(Новая: Лебедева Анастасия Михайловна бывшая жительница села Снегирёва. Сельска учительница. "Воспоминание ...) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
Лебедева Анастасия Михайловна бывшая жительница села Снегирёва. Сельска учительница. | Лебедева Анастасия Михайловна бывшая жительница села Снегирёва. Сельска учительница. | ||
− | + | ||
+ | ==Воспоминание сельской учительницы== | ||
+ | (исследование жизни молодёжи села Снегирёво и близлежащих деревень в период с февраля 1917 года по 1919 год) | ||
+ | |||
+ | Клянусь честью, ни за что на свете | ||
+ | я не хотел бы переменить Отечество | ||
+ | или иметь другую историю, | ||
+ | кроме истории наших предков. | ||
+ | А. С. Пушкин | ||
+ | |||
+ | ===Введение=== | ||
+ | |||
+ | В нашей школьной музейной комнате силами учителей и учащихся собран краеведческий материал, рассказывающий о славных трудовых и боевых подвигах земляков. Среди ценных музейных экспонатов есть один, который меня заинтересовал. Это воспоминания сельской учительницы Лебедевой А. М., оформленные в виде небольшой рукописной тетради с иллюстрациями автора. | ||
+ | |||
+ | О событиях становления Советской власти в нашей стране в начале прошлого века имеется много сведений из разных источников: документы, мемуары, дневниковые записи. В связи с этим я обратилась к воспоминаниям сельской учительницы как к историческому источнику, рассказывающему о жизни молодёжи моей малой родины в период с 1917 по 1919 годы. Этот источник мы с руководителем условно решили озаглавить так: «Воспоминания сельской учительницы». | ||
+ | |||
+ | Данная тема актуальна в наше время. Во-первых, в этом году исполняется 90 лет со дня Великой Октябрьской социалистической революции, а в следующем – 90 лет образования ВЛКСМ. Во-вторых, исторические события данного периода до сих пор оцениваются по-разному, вызывая полемику в обществе. Таким образом, для нас представляют огромную ценность воспоминания сельской учительницы о рассматриваемом историческом периоде. Эпоха, описанная сельской учительницей, дана исторически верно и достоверно. Об этом свидетельствуют слова в тексте рукописи. | ||
+ | |||
+ | Проводя исследовательскую работу, я, по рекомендации научного руководителя, поставила перед собой цель: дать характеристику воспоминаниям Лебедевой А. М. как историческому источнику, проследив при этом, чем жила молодежь села Снегирево и близлежащих деревень в период 1917 - 1919 годов. | ||
+ | |||
+ | Из поставленной цели вытекают следующие задачи: | ||
+ | * выяснить, как отразилось историческое время в воспоминаниях Лебедевой А. М.; | ||
+ | * выявить стилевые особенности рукописи «Воспоминания сельской учительницы»; | ||
+ | * раскрыть личность автора воспоминаний Лебедеву А. М. | ||
+ | |||
+ | По данному историческому источнику можно судить об уровне культуры на селе 1917- 1919 годов, а именно: как жила сельская молодежь, что ее интересовало, и к чему она стремилась. Новизна моей исследовательской работы заключается в том, что до меня изучением данной темы никто не занимался. Лишь в книгах краеведа | ||
+ | Реброва В. И.: «Наши корни» и «Революционная, боевая и трудовая летопись кольчугинской комсомольской организации» - я смогла найти материал, в котором обзорно даются сведения об истоках молодёжного движения на моей малой родине. | ||
+ | |||
+ | Судьба народа в трудное для всей страны время не оставила простую сельскую учительницу равнодушной. Помимо своих обычных профессиональных обязанностей она всё оставшееся свободное время занималась культурно-просветительской работой. Из воспоминаний бывшего директора Ельцинской неполной средней школы Кольчугинского района Кузнецова Николая Яковлевича я узнала, что в те годы гражданский статус учителя был довольно высокий, их (учителей) называли (особенно, в сельской местности) «просветителями». | ||
+ | |||
+ | Свои воспоминания Лебедева А. М. записала лишь спустя много лет, в 1968 году. Данная рукопись была сделана по просьбе местного краеведа Громова Сергея Матвеевича, уроженца деревни Наумиха, родственники которого после его смерти и передали этот исторический источник в нашу школу. | ||
+ | |||
+ | Я думаю, что Лебедева Анастасия Михайловна и Громов Сергей Матвеевич понимали, что будущие поколения будут им, хранителям истории, за это благодарны. | ||
+ | |||
+ | ===Историческое время в воспоминаниях Лебедевой А. М.=== | ||
+ | |||
+ | Февраль 1917 года по 1919 год - период, который охватывает в своих воспоминаниях сельская учительница Лебедева Анастасия Михайловна. Это было трудное время для нашего народа. В стране царили голод, нищета, разруха, происходили разные исторические события: Февральская и Октябрьская революции, смена власти, гражданская война. Но, несмотря ни на что, народ верил в светлое будущее. И всегда находились люди, которые поддерживали эту веру. | ||
+ | |||
+ | Сельская учительница Лебедева А. М. была убеждена, что перемены к лучшему в жизни людей зависят, в первую очередь, от нравственного здоровья человека, от его духовного роста. Для неё Февральская революция 1917 года – это радостное событие: «Радость. Нет царя. Конец войне. Земля крестьянам, власть народу – народу трудовому». | ||
+ | |||
+ | Но самое главное, эти события у Лебедевой Анастасии Михайловны, прежде всего, были связаны с воплощением в жизнь заветной мечты: «Радуется учительница, | ||
+ | что в барском доме можно будет устраивать спектакли, а школу из подвального помещения можно будет перевести в особняк». Да и сами жители села Снегирёво поддерживали учительницу в её начинаниях, выражали огромное желание участвовать в художественной самодеятельности: «Хотим устроить спектакль, хотим играть, петь, плясать на сцене так, как это делали школьники в царское время». | ||
+ | Так повседневная жизнь сельчан стала наполняться новым революционным содержанием. Лебедева Анастасия Михайловна вспоминала, что главными лозунгами передовой молодёжи села Снегирёво и близлежащих деревень были: «Мы путь земле укажем новый, владыка мира будет - труд!» и «К свету, к науке, вперед!» Всё это было в духе того исторического времени. Среди вышеприведённых лозунгов можно назвать и другие: «Мир народам!», «Земля крестьянам!», «Фабрики рабочим!», «Вся власть Советам!». Следует отметить, что эти воззвания были поддержаны большинством населения страны, так как выражали общие интересы, общую волю на данном историческом этапе. | ||
+ | В марте 1917 года сельская учительница организовала кружок художественной | ||
+ | ___________________ | ||
+ | 1 синим цветом приведен авторский текст (см. в Приложении № 2) | ||
+ | 2 см. в Приложении № 4 | ||
+ | самодеятельности. Она помнила всех участников кружка. Это Хренов И., | ||
+ | Соловьев И., Дюженков И., Борисов И., Матюшов Н., Громов А., Кулаев, Кашицын И., Ключарева А., Большакова М., Соловьёва П., Кулаева, Лебедева А., Лебедев В. (суфлер). Лебедева Анастасия Михайловна помечала, что были «и сочувствующие, которые присматривались и помогали в работе кружка». Это Громов П., Кашицын В., Куклаева А., Ключарёв А. (библиотекарь). Всего с сочувствующими – девятнадцать человек. | ||
+ | Принялись кружковцы за работу. Лебедева А. М. вспоминала: «Выбрали пьесу | ||
+ | Н. В. Гоголя «Женитьба» в з-х действиях. Подобрали материал для декламации, наметили, какие будем петь песни, распределили роли. Провели читку и обсудили вопросы о гриме, декорации, костюмах и о том, где будем играть. Решили: в доме графа Салтыкова будет у нас «театр». | ||
+ | Весна. Много работы у крестьян в это время года. Но, несмотря на все хлопоты и заботы, подготовка к спектаклю шла полным ходом. Сельская учительница вспоминала: «…артисты и работают, и учат роль. Вечером идут на проверку и снова учат, учат, учат». А задача учительницы – добиться разрешения у властей на проведение спектакля в доме князя Салтыкова. | ||
+ | В то время село Снегирёво относилось к Спасской волости Юрьев-Польского уезда. Чтобы добиться разрешения, Лебедева Анастасия Михайловна вынуждена была пешком добираться до Юрьев-Польского, преодолевая расстояние туда и обратно более шестидесяти километров! Учительница так описывала свою деятельность в данный период: «И началось хождение по мукам. В марте на спортивных лыжах, а летом босиком (обувь в то время была проблемой) приходилось ходить в Юрьев-Польской за разрешением занять барский дом. Но… разрешения не давали: «Ждите Учредительного собрания, а пока всё будет по-прежнему». «Временное правительство, пришедшее к власти в марте 1917 года, официально заявило, что берёт на себя управление страной только до созыва Учредительного собрания. Однако проводить выборы оно не торопилось… Очень характерно в этом отношении письмо крестьян Ярославской губернии: «Мы, крестьяне, ожидаем Учредительного собрания, как светлого Христова Воскресения, так как у нас, крестьян, без власти приостановились все дела»… Все крупные партии летом 1917 года выступали | ||
+ | под лозунгами: «Вся власть Учредительному собранию! Но правительство медлило с его выборами». | ||
+ | А подготовка к спектаклю у сельской молодёжи уже закончилась. Артисты ждали старта. «Вновь путешествие в Юрьев. Просила, чтобы разрешили занять временно на 1 – 2 спектакля. Разрешили. Радость… Но местные власти в селе Спасском не разрешили: «Испакостите дом, а кто перед хозяевами отвечать будет». Вновь дорога в город и ещё, и ещё… и так пять раз с марта по ноябрь 1917 года. Всего за этот период сделано 300 км (вёрст), но без положительных результатов», - вспоминала сельская учительница. Данное положение дел и безвластие в стране вызывало у Лебедевой А. М. и ее единомышленников ощущение неопределённости, но, несмотря на это, руки у кружковцев не опускались. Учительница вспоминала: «Решили спектакль провести в сарае священника Ключарёва. Он с удовольствием отдавал его нам для проведения спектакля». | ||
+ | Надежды, которые сельская учительница связывала с Февральской революцией, не оправдались. Она с горечью вспоминала: «А в стране всё по-старому… Война… Земля, леса и прочие богатства у богачей, помещиков. Фабрики и заводы у капиталистов. Начинается голод, разруха, тиф, испанка…». | ||
+ | «Было ясно, что Временное правительство мало что способно изменить. Его решения как следует не выполнялись и не воплощались в жизнь. Оттого это правительство не пользовалось доверием, не получило широкой поддержки». | ||
+ | И вот свершилась Октябрьская революция. Она принесла новые лозунги, обещания. Оправдались и надежды сельской учительницы. Она вспоминала: «И, наконец, … Великий Октябрь! Ещё один поход в Юрьев, и дом передан молодёжи для клуба и школы. Хождения по мукам закончились». | ||
+ | Закипела работа у сельской молодёжи… Всего два дня ушло на то, чтобы оборудовать клуб. Всё члены кружка сделали своими силами, бесплатно. В зрительном зале построили сцену, сшили занавес, соорудили скамьи, подготовили танцевальный зал. Не забыли кружковцы и про буфет! | ||
+ | Всё было готово. В Черкутино, Алепино, Ельцино, Спасское, Павловку, Новобусино и в другие населённые пункты были разосланы ярко раскрашенные | ||
+ | __________________________________ | ||
+ | 1 Энциклопедия для детей. Т.5 «История России её ближайших соседей» стр. 245 | ||
+ | 2 «История России для детей и взрослых» стр. 326 | ||
+ | афиши. Они выглядели таким образом: | ||
+ | 20/XI – 1917г. | ||
+ | в селе Снегирёво в помещении бывшего барского дома будет спектакль. | ||
+ | Начало в 9 часов вечера. | ||
+ | I. | ||
+ | «Женитьба» (Н. В. Гоголь) | ||
+ | В 3-х действиях | ||
+ | (дальше шёл перечень действующих лиц и фамилии исполнителей) | ||
+ | II. | ||
+ | Декламация, пение, пляска. | ||
+ | Примечание: после спектакля танцы, а так как наши гармонисты участвуют | ||
+ | в постановке, то просьба приносить свои гармошки. В клубе работает буфет. | ||
+ | |||
+ | О достоверности описываемых в воспоминаниях событий свидетельствуют перечисленные выше географические названия населённых пунктов. С горечью можно отметить, что многие из деревень в настоящее время не существуют (40 % от общего количества бывших населённых пунктов). | ||
+ | И вот наступил долгожданный день. Со всех окрестных деревень потянулся народ посмотреть на небывалое зрелище. Лебедева Анастасия Михайловна вспоминала: «Настал день спектакля. Осенний день короток. Ещё не совсем смерклось, а уже идут, идут, идут… Идут с гармошками, с песнями». Раньше назначенного времени собрался народ, но скучать не пришлось. | ||
+ | Радовалась молодежь тому, что собрались все вместе, тому, что каждый мог продемонстрировать свой талант: кто в игре на гармошке, кто в песне, а кто и в танце. Видно, что это и есть народное, вечное, любимое состояние души русского человека. А что любимо, то и поддерживается им во все времена. | ||
+ | Зрителей собралось очень много. Артисты и гости находились в сильном волнении. «Тишина. Открылся занавес. Сцена освещена керосиновыми лампами. Играют очень хорошо. Артисты загримированы так, что не узнать. Суфлёру делать было нечего. Роли знали наизусть, да и готовились долго. Спектакль продолжался с девяти вечера до двух часов ночи. А зрители всё не расходились, кричали: «Ещё, ещё давай!» - вспоминала учительница. | ||
+ | Первый вечер художественной самодеятельности удался на славу. Артисты были довольны своим выступлением, да и гости выражали им слова благодарности. ___________________________ | ||
+ | 1 см. Приложение № 5 | ||
+ | Лебедева Анастасия Михайловна отметила, что «к финишу пришли с большим успехом». Впоследствии она анализировала работу своего кружка: «В нашем «театре» был образцовый порядок. Обслуживающего персонала не было. Всё делали сами: уборка помещения, топка печей, мелкий ремонт и прочее. На стенах не висели таблички с надписями: «Не курить!» и «Не сорить!». И, между прочим, не курили и не сорили (в то время трудно было достать папиросы и подсолнух)… Дисциплина была образцовая. Это хорошо. Но вот беда. Плохо было с выбором пьес. Мало было у нас театральной литературы, и ставили, что попадало в руки. Это плохо. Не было керосина в лампах. Это плохо». | ||
+ | За первым вечером пошли другие вечера. И на эти снегирёвские вечера шла молодёжь со всех окрестных деревень. | ||
+ | Из воспоминаний Лебедевой А. М. мы видим, что жизнь в селе не стояла на месте. | ||
+ | И это был не единичный случай такого массового молодежного энтузиазма в те годы на нашей малой родине. Доказательством служат материалы, собранные краеведом Ребровым Валерием Ивановичем. В его статье я нахожу строки: «…на очередном собрании Кольчугинского союза молодежи было окончательно решено усилить организационно-пропагандистскую и культурно-просветительскую работу… Осенью 1918 года был организован драмкружок, участники которого стали выступать | ||
+ | с концертами и пьесами… Ставились пьесы по произведениям | ||
+ | М. Горького, Л. Толстого, А. Островского». | ||
+ | Так в быту, в культуре нашего народа утверждались революционные начинания. И люди, увлечённые этими новыми веяниями, шли вперёд, в новую, неизвестную для них эпоху. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | __________________________ | ||
+ | 1 «Революционная, боевая и трудовая летопись кольчугинской комсомольской организации» стр. 7 | ||
+ | II. СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУКОПИСИ | ||
+ | «ВОСПОМИНАНИЯ СЕЛЬСКОЙ УЧИТЕЛЬНИЦЫ» | ||
+ | Рукопись «Воспоминания сельской учительницы» представляет для нас не только историческую, но и литературную ценность. В исследуемой мною работе я нахожу отражение разнообразных сторон материальной и духовной жизни молодежи села Снегирёво и близлежащих деревень, зарисовки нравов и обычаев, типичные бытовые сцены. Но особый интерес представляет стиль авторского повествования. На некоторые стилевые особенности, наиболее ярко отразившиеся в тексте, я хотела бы обратить внимание. | ||
+ | Во-первых, «Воспоминания сельской учительницы» написаны от первого лица. Это даёт нам возможность проследить, как автор относится к происходящим событиям. Например, мы видим, какое чувство радости охватывает сельскую учительницу, когда она получает разрешение у властей на передачу барского дома | ||
+ | для клуба и школы. В тексте находим: «Радость большая. У нас будет первый деревенский театр». А после того, как состоялся спектакль, мы видим, какое чувство гордости она испытала за своих кружковцев: «Первый вечер художественной самодеятельности прошёл хорошо. Усталости молодость не знает». Учительница отмечает тех, кто играл, по её мнению, лучше остальных. Читаем в тексте: «Особенно хорошо играла Надя Прохорова, Лукина Наташа, Матюшова Оля и другие». Повествование от первого лица позволяет говорить о том, что Лебедева А. М. чувствует себя маленькой частичкой общей кипучей жизни. | ||
+ | Во-вторых, свой непринуждённый рассказ Лебедева Анастасия Михайловна сопровождает пояснениями. Это тоже является стилевой особенностью данной работы. Такой приём помогает автору ничего не упустить из памяти. Смотрим по тексту: «Записались в кружок (тогда не записывались, а просто на словах, кто придет, тому и рады)» или «В клубе (тогда мы клуб называли театр) работал буфет». А словам, значение которых, может быть, непонятно современному читателю, она дает объяснение: «Оборудовали буфет. Нам дали громадный самовар, большой железный бидон с меласом (чёрная густая масса, похожая на дёготь, только сладкая, для заварки чая), ландрину большой ком. Этот ландрин трудно таял, но зато хорошо сцеплял, склеивал зубы». | ||
+ | В-третьих, в тексте есть строчки, которые увлекают, завораживают читателя. В них мы находим отражение нравов и обычаев русского народа. Читаем в тексте: «На улице стали танцевать «Метелицу». Кое-где слышались звуки гармошки и песни. Играли и пели около барского дома. Алепинский гармонист играл «Когда б имел златые горы», черкутинский - «Бывали дни весёлые», спасский – «Барыню», и кто-то здорово плясал. А наш гармонист – бесконечную «Метелицу»… Звуки слились в воздухе, переплетаясь, заглушая друг друга, получилась не симфония, а что-то невообразимое и фантастическое, оглушительное и всё же очень весёлое. Заграничным слушателям понравилось бы… А концерт продолжается, гремит все яростнее. Немудрено, ведь шесть гармоней, и каждая старается переиграть соперницу». Лебедева А. М. вспоминала, что после спектакля заиграли вальс, но его никто не танцевал. Исходя из этого факта, можно сделать вывод, что этот танец предпочитало дворянско-буржуазное общество. Сельская же молодёжь, как мы видим, плясала народные танцы: «Барыню», «Камаринского», «Метелицу». Только в них могла развернуться широкая русская душа. | ||
+ | В-четвертых, в данной работе есть строки, которые в художественной литературе называются лирическими отступлениями. В них автор умело использует приём олицетворения. Смотрим в тексте: «Эта музыка разнеслась по окрестности, нарушая покой людей и осенней природы. Первым откликнулся филин. Он жил на чердаке барского дома. Ухнул филин: «У- у- х! У-у-х!» - и замолк. Проснулась ворона в чаще парка. Прислушалась к музыке и каркнула: «Кар-р-р-а-ш-о!» Какая-то птица тревожно пискнула и замерла. До спектакля осталось полчаса. Музыканты немного устали. Стали играть потише. Вот послышались новые звуки. Лягушки, которые уже давно предались зимней спячке, проснулись, и одна лягушка, забывшись, квакнула: «Ква, ква, какова (музыка)!» Но, вспомнив, что уже поздняя осень, и что квакать не полагается, замерла. Вот в селе, которое под горой, петух проснулся (видно, молоденький петушочек, которого не успели зарезать) и запел безовремя, ему откликнулись другие петухи, но, как ни старались громко кукарекать, не заглушили музыку. Телёнок завозился в хлеву и мумукнул своему петуху: «Му-у-узыку не перепоёте!» А собаки! Собаки вообще не любят музыку. Стали подвывать. Старуха в крайней избе проснулась. Прислушалась… Она не была глуха, перекрестилась: «Господи! Пресвятая Богородица! Спаси нас и помилуй! Собаки завыли… Петухи безовремя поют… К худу… Быть беде, и стала молиться». В этих строчках так ярко проявляется талант поэта, человека, умеющего глубоко и тонко чувствовать мир природы. В тексте читаем: «После первого вечера стали расходиться перед рассветом. Но ещё было темно. И долго, долго слышались песни и игра гармонистов. Но всё тише, тише и тише. И вот всё замерло, затихло, но рассвет ещё не наступил. Успокоился филин, успокоились собаки, петухи вовремя пропели своё «Ку-ка-ре-ку!» В селе тишина. Все спят. Только в крайней хате не спит старушка, крестится, вздыхает: «Ох, что-то будет! Какая беспокойная ночь. Спаси, Господи, и помилуй!» Я думаю, что образ старухи является олицетворением «старого мира», что так же созвучно описываемой автором эпохе. | ||
+ | В-пятых, для данного текста характерен живой разговорный язык. Например, автор использует просторечные слова и выражения: «стали играть потише», «испакостите», «безовремя», «мумукнул», «провели читку» и другие. В рукописи встречаются и пословицы с поговорками. В тексте читаем такие строки: «Смеется садовник А. Ф. (он охранял именье): « Что! Купили подойник, а коровы нет…» или «Кто в лес, кто по дрова». В приведённых выше отрывках мы видим, что автор использует эмоционально-окрашенную лексику: «гармошки», «молоденький петушочек», «старуха», «старушка» и другие слова. Это является особенностью как разговорного, так и художественного стиля. | ||
+ | Заслуживает внимания и синтаксис рукописи. Он очень разнообразен. Так в отрывках, где рассказывается о жизни молодёжи, используются не только просторечные слова и выражения, но и односоставные предложения. В тексте рукописи находим предложения данного типа: «Заиграли вальс»; «Играли в почту и другие игры». В данной работе много предложений, в конце которых автор ставит многоточие. Незаконченность высказывания вызвана либо волнением автора, либо указанием на то, что приводимое перечисление могло бы быть продолжено. Так в тексте находим: «А в стране всё по-старому… Война… Земля, леса и прочие богатства у богачей, помещиков»; «Всё… Хождения по мукам закончились»; «Начинается голод, разруха, тиф, испанка…». Всё это позволяет нам живо представить жизнь молодёжи того времени. | ||
+ | Выполняя анализ текста, я отметила, что в рукописи сочетаются элементы всех стилей: художественного, публицистического, официально-делового и разговорного. А поэтические заголовки: «Хождения по мукам», «Что хорошо и что плохо», «Комсомольская юность начиналась в боях, комсомольская юность и твоя и моя» - вызывают ассоциации с литературными произведениями. Всё это говорит об индивидуальности, своеобразности авторского повествования. | ||
+ | Данное исследование позволило мне мысленно перенестись в описываемое сельской учительницей время и представить барский дом, усадьбу, спектакль и артистов, участвующих в его постановке. Я отметила, что как-то по-новому взглянула на свою малую родину. Места, в которых часто бывала, стали выглядеть для меня загадочно, необычно, весомо в истории. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | III. ЛИЧНОСТЬ ЛЕБЕДЕВОЙ А. М. | ||
+ | Являясь авторитетом у жителей села Снегирёво и близлежащих деревень, | ||
+ | Лебедева Анастасия Михайловна смогла сплотить молодежь, найти отклик в их душе и увлечь своей идеей. Ведь русский народ всегда тянулся к культуре, и надо было только его организовать. Сплотив вокруг себя молодежь, Лебедева Анастасия Михайловна уже в начале 1917 года создала предпосылки для организации комсомольской ячейки в селе. | ||
+ | Сельская учительница верила в дело революции, верила в силу, хранящую Родину от бед, в русский народ и в его духовную мощь. И в дальнейшем, куда бы ни послала ее партия, она несла эту веру в жизнь. Вот как Лебедева Анастасия Михайловна вспоминала о себе: «Моя юность прошла в боях за хлеб (работала в продотряде Бережицкой волости). В борьбе с неграмотностью и малограмотностью в селе Скомово. Организация колхозов в селе Скомово и в Западно-Сибирском крае, Венгеровского района, Новосибирской области. Турксиб. Школа, ликвидация неграмотности и малограмотности. А до этого, в 1923 году, 1 год работала с беспризорниками в городе Юрьев- Польском, а потом послали работать учителем в селение, где была организована 1-ая Коммуна, и куда никто не хотел ехать работать. Проработала 2 года. Всё это я выполняла по призыву партии и по завету Ленина». | ||
+ | Лебедева Анастасия Михайловна посвятила свою жизнь идее, и в этом можно не сомневаться. Ведь не случайно спустя пятьдесят лет она не только подробно описывала события, которые происходили в её жизни, но и рассказывала о чувствах, которые при этом испытывала. Так в небольшом по объёму тексте я насчитала двадцать одно слово с положительно-эмоциональной окраской. В тексте находим такие примеры: «радость», «большой успех», «здорово», «славно», «очень хорошо», «успешно», «особенно хорошо»… Всё это говорит об оптимистическом настрое, о жизнелюбии автора. | ||
+ | Несомненно, тот, кто прочитает воспоминания Лебедевой А. М., не останется равнодушным. Так и я была глубоко тронута искренностью, эмоциональностью и подробностью рассказа сельской учительницы. Я думаю, что она была счастлива. Ведь так устроен человек, что, подводя итог своей жизни, вспоминает самое лучшее, что у него было. | ||
+ | Несмотря на то что других сведений о Лебедевой Анастасии Михайловны нет, по её поступкам и делам, описанным в воспоминаниях, можно судить о ней как о человеке, сочетающем в себе черты незаурядной и творческой личности: организатора, руководителя, актера. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | ЗАКЛЮЧЕНИЕ | ||
+ | Проделанная работа позволила мне по-новому взглянуть на прошлое нашего народа. Я увидела, что, несмотря на сложный и трагический период в жизни страны, в среде молодёжи моей малой родины царило небывалое воодушевление и энтузиазм. Народ тянулся к культуре, к искусству. Но объединиться молодежь могла только вокруг сильной и интересной личности, которой и была сельская учительница Лебедева Анастасия Михайловна. | ||
+ | В ходе исследования я попыталась ответить на возникшие у меня вопросы: | ||
+ | - Почему в трудное для всех время она загорелась желанием объединить молодёжь | ||
+ | и наполнить её жизнь новым смыслом? | ||
+ | - Что придавало ей силы преодолеть те препятствия, которые появлялись на её | ||
+ | пути в осуществлении задуманной идеи? | ||
+ | Я думаю, что, может быть, в ней дремал талант режиссёра, а может быть, актера. Но самый главный вывод, к которому я пришла, следующий: у нашей землячки было огромное желание жить жизнью народа. | ||
+ | Такие люди, как Лебедева Анастасия Михайловна, являются творцами истории, настоящими патриотами своей страны. Сельская учительница пронесла свою идею до конца жизни, а осознание значения Великого Октября в ней с годами лишь укрепилось. Воспоминания Лебедевой Анастасии Михайловны о том, как жила молодёжь в трудное для всей страны время, предназначены, я думаю, для нашего молодого поколения. А жизнь сельской учительницы является примером беззаветного служения Родине, своему горячо любимому делу. | ||
+ | Данная рукопись несёт много интересной и полезной информации, поэтому я решила продолжить своё исследование по следующим направлениям: | ||
+ | - сделать анализ рисунков рукописи; | ||
+ | - подробнее узнать о жизни Лебедевой А. М. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | ________________________________ | ||
+ | 1 см. в Приложении № 6 | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Библиография | ||
+ | |||
+ | 1. Лебедева А.М. Немного о прошлом// воспоминания, написанные в 1968 году | ||
+ | 2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. ХХ век. – М.: Просвещение, 2006. | ||
+ | 3. Копылов Д.И. История Владимирского края – ООО «Дюна», Владимир, 2004. | ||
+ | 4. Ребров В.И. Наши корни – Кольчугино, 1992. | ||
+ | 5. Революционная, боевая и трудовая летопись кольчугинской комсомольской организации – Кольчугино, 1988. | ||
+ | 6. Соловьёв в.М. ИСТОРИЯ РОССИИ для детей и взрослых. – М.: Белый город, 2003. | ||
+ | 7. Терра-Лексикон: Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: ТЕРРА, 1998. | ||
+ | 8. Энциклопедия «Великая Октябрьская социалистическая революция». М.: Советская энциклопедия, 1977. | ||
+ | 9. Энциклопедия для детей. Т.5. История России и её бижайших соседей. | ||
+ | Ч. 3 ХХ век. – М.: Аванта+, 2001. | ||
+ | 10. Школьная энциклопедия «Новейшая история. ХХ век». – М.: Олма-Пресс Образование, 2003. |
Версия 13:20, 24 декабря 2007
Лебедева Анастасия Михайловна бывшая жительница села Снегирёва. Сельска учительница.
Воспоминание сельской учительницы
(исследование жизни молодёжи села Снегирёво и близлежащих деревень в период с февраля 1917 года по 1919 год)
Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков. А. С. Пушкин
Введение
В нашей школьной музейной комнате силами учителей и учащихся собран краеведческий материал, рассказывающий о славных трудовых и боевых подвигах земляков. Среди ценных музейных экспонатов есть один, который меня заинтересовал. Это воспоминания сельской учительницы Лебедевой А. М., оформленные в виде небольшой рукописной тетради с иллюстрациями автора.
О событиях становления Советской власти в нашей стране в начале прошлого века имеется много сведений из разных источников: документы, мемуары, дневниковые записи. В связи с этим я обратилась к воспоминаниям сельской учительницы как к историческому источнику, рассказывающему о жизни молодёжи моей малой родины в период с 1917 по 1919 годы. Этот источник мы с руководителем условно решили озаглавить так: «Воспоминания сельской учительницы».
Данная тема актуальна в наше время. Во-первых, в этом году исполняется 90 лет со дня Великой Октябрьской социалистической революции, а в следующем – 90 лет образования ВЛКСМ. Во-вторых, исторические события данного периода до сих пор оцениваются по-разному, вызывая полемику в обществе. Таким образом, для нас представляют огромную ценность воспоминания сельской учительницы о рассматриваемом историческом периоде. Эпоха, описанная сельской учительницей, дана исторически верно и достоверно. Об этом свидетельствуют слова в тексте рукописи.
Проводя исследовательскую работу, я, по рекомендации научного руководителя, поставила перед собой цель: дать характеристику воспоминаниям Лебедевой А. М. как историческому источнику, проследив при этом, чем жила молодежь села Снегирево и близлежащих деревень в период 1917 - 1919 годов.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- выяснить, как отразилось историческое время в воспоминаниях Лебедевой А. М.;
- выявить стилевые особенности рукописи «Воспоминания сельской учительницы»;
- раскрыть личность автора воспоминаний Лебедеву А. М.
По данному историческому источнику можно судить об уровне культуры на селе 1917- 1919 годов, а именно: как жила сельская молодежь, что ее интересовало, и к чему она стремилась. Новизна моей исследовательской работы заключается в том, что до меня изучением данной темы никто не занимался. Лишь в книгах краеведа
Реброва В. И.: «Наши корни» и «Революционная, боевая и трудовая летопись кольчугинской комсомольской организации» - я смогла найти материал, в котором обзорно даются сведения об истоках молодёжного движения на моей малой родине.
Судьба народа в трудное для всей страны время не оставила простую сельскую учительницу равнодушной. Помимо своих обычных профессиональных обязанностей она всё оставшееся свободное время занималась культурно-просветительской работой. Из воспоминаний бывшего директора Ельцинской неполной средней школы Кольчугинского района Кузнецова Николая Яковлевича я узнала, что в те годы гражданский статус учителя был довольно высокий, их (учителей) называли (особенно, в сельской местности) «просветителями».
Свои воспоминания Лебедева А. М. записала лишь спустя много лет, в 1968 году. Данная рукопись была сделана по просьбе местного краеведа Громова Сергея Матвеевича, уроженца деревни Наумиха, родственники которого после его смерти и передали этот исторический источник в нашу школу.
Я думаю, что Лебедева Анастасия Михайловна и Громов Сергей Матвеевич понимали, что будущие поколения будут им, хранителям истории, за это благодарны.
Историческое время в воспоминаниях Лебедевой А. М.
Февраль 1917 года по 1919 год - период, который охватывает в своих воспоминаниях сельская учительница Лебедева Анастасия Михайловна. Это было трудное время для нашего народа. В стране царили голод, нищета, разруха, происходили разные исторические события: Февральская и Октябрьская революции, смена власти, гражданская война. Но, несмотря ни на что, народ верил в светлое будущее. И всегда находились люди, которые поддерживали эту веру.
Сельская учительница Лебедева А. М. была убеждена, что перемены к лучшему в жизни людей зависят, в первую очередь, от нравственного здоровья человека, от его духовного роста. Для неё Февральская революция 1917 года – это радостное событие: «Радость. Нет царя. Конец войне. Земля крестьянам, власть народу – народу трудовому».
Но самое главное, эти события у Лебедевой Анастасии Михайловны, прежде всего, были связаны с воплощением в жизнь заветной мечты: «Радуется учительница,
что в барском доме можно будет устраивать спектакли, а школу из подвального помещения можно будет перевести в особняк». Да и сами жители села Снегирёво поддерживали учительницу в её начинаниях, выражали огромное желание участвовать в художественной самодеятельности: «Хотим устроить спектакль, хотим играть, петь, плясать на сцене так, как это делали школьники в царское время».
Так повседневная жизнь сельчан стала наполняться новым революционным содержанием. Лебедева Анастасия Михайловна вспоминала, что главными лозунгами передовой молодёжи села Снегирёво и близлежащих деревень были: «Мы путь земле укажем новый, владыка мира будет - труд!» и «К свету, к науке, вперед!» Всё это было в духе того исторического времени. Среди вышеприведённых лозунгов можно назвать и другие: «Мир народам!», «Земля крестьянам!», «Фабрики рабочим!», «Вся власть Советам!». Следует отметить, что эти воззвания были поддержаны большинством населения страны, так как выражали общие интересы, общую волю на данном историческом этапе. В марте 1917 года сельская учительница организовала кружок художественной
___________________ 1 синим цветом приведен авторский текст (см. в Приложении № 2) 2 см. в Приложении № 4 самодеятельности. Она помнила всех участников кружка. Это Хренов И., Соловьев И., Дюженков И., Борисов И., Матюшов Н., Громов А., Кулаев, Кашицын И., Ключарева А., Большакова М., Соловьёва П., Кулаева, Лебедева А., Лебедев В. (суфлер). Лебедева Анастасия Михайловна помечала, что были «и сочувствующие, которые присматривались и помогали в работе кружка». Это Громов П., Кашицын В., Куклаева А., Ключарёв А. (библиотекарь). Всего с сочувствующими – девятнадцать человек.
Принялись кружковцы за работу. Лебедева А. М. вспоминала: «Выбрали пьесу
Н. В. Гоголя «Женитьба» в з-х действиях. Подобрали материал для декламации, наметили, какие будем петь песни, распределили роли. Провели читку и обсудили вопросы о гриме, декорации, костюмах и о том, где будем играть. Решили: в доме графа Салтыкова будет у нас «театр».
Весна. Много работы у крестьян в это время года. Но, несмотря на все хлопоты и заботы, подготовка к спектаклю шла полным ходом. Сельская учительница вспоминала: «…артисты и работают, и учат роль. Вечером идут на проверку и снова учат, учат, учат». А задача учительницы – добиться разрешения у властей на проведение спектакля в доме князя Салтыкова. В то время село Снегирёво относилось к Спасской волости Юрьев-Польского уезда. Чтобы добиться разрешения, Лебедева Анастасия Михайловна вынуждена была пешком добираться до Юрьев-Польского, преодолевая расстояние туда и обратно более шестидесяти километров! Учительница так описывала свою деятельность в данный период: «И началось хождение по мукам. В марте на спортивных лыжах, а летом босиком (обувь в то время была проблемой) приходилось ходить в Юрьев-Польской за разрешением занять барский дом. Но… разрешения не давали: «Ждите Учредительного собрания, а пока всё будет по-прежнему». «Временное правительство, пришедшее к власти в марте 1917 года, официально заявило, что берёт на себя управление страной только до созыва Учредительного собрания. Однако проводить выборы оно не торопилось… Очень характерно в этом отношении письмо крестьян Ярославской губернии: «Мы, крестьяне, ожидаем Учредительного собрания, как светлого Христова Воскресения, так как у нас, крестьян, без власти приостановились все дела»… Все крупные партии летом 1917 года выступали
под лозунгами: «Вся власть Учредительному собранию! Но правительство медлило с его выборами».
А подготовка к спектаклю у сельской молодёжи уже закончилась. Артисты ждали старта. «Вновь путешествие в Юрьев. Просила, чтобы разрешили занять временно на 1 – 2 спектакля. Разрешили. Радость… Но местные власти в селе Спасском не разрешили: «Испакостите дом, а кто перед хозяевами отвечать будет». Вновь дорога в город и ещё, и ещё… и так пять раз с марта по ноябрь 1917 года. Всего за этот период сделано 300 км (вёрст), но без положительных результатов», - вспоминала сельская учительница. Данное положение дел и безвластие в стране вызывало у Лебедевой А. М. и ее единомышленников ощущение неопределённости, но, несмотря на это, руки у кружковцев не опускались. Учительница вспоминала: «Решили спектакль провести в сарае священника Ключарёва. Он с удовольствием отдавал его нам для проведения спектакля». Надежды, которые сельская учительница связывала с Февральской революцией, не оправдались. Она с горечью вспоминала: «А в стране всё по-старому… Война… Земля, леса и прочие богатства у богачей, помещиков. Фабрики и заводы у капиталистов. Начинается голод, разруха, тиф, испанка…». «Было ясно, что Временное правительство мало что способно изменить. Его решения как следует не выполнялись и не воплощались в жизнь. Оттого это правительство не пользовалось доверием, не получило широкой поддержки». И вот свершилась Октябрьская революция. Она принесла новые лозунги, обещания. Оправдались и надежды сельской учительницы. Она вспоминала: «И, наконец, … Великий Октябрь! Ещё один поход в Юрьев, и дом передан молодёжи для клуба и школы. Хождения по мукам закончились». Закипела работа у сельской молодёжи… Всего два дня ушло на то, чтобы оборудовать клуб. Всё члены кружка сделали своими силами, бесплатно. В зрительном зале построили сцену, сшили занавес, соорудили скамьи, подготовили танцевальный зал. Не забыли кружковцы и про буфет! Всё было готово. В Черкутино, Алепино, Ельцино, Спасское, Павловку, Новобусино и в другие населённые пункты были разосланы ярко раскрашенные
__________________________________
1 Энциклопедия для детей. Т.5 «История России её ближайших соседей» стр. 245
2 «История России для детей и взрослых» стр. 326
афиши. Они выглядели таким образом:
20/XI – 1917г. в селе Снегирёво в помещении бывшего барского дома будет спектакль. Начало в 9 часов вечера. I. «Женитьба» (Н. В. Гоголь) В 3-х действиях (дальше шёл перечень действующих лиц и фамилии исполнителей) II. Декламация, пение, пляска. Примечание: после спектакля танцы, а так как наши гармонисты участвуют в постановке, то просьба приносить свои гармошки. В клубе работает буфет.
О достоверности описываемых в воспоминаниях событий свидетельствуют перечисленные выше географические названия населённых пунктов. С горечью можно отметить, что многие из деревень в настоящее время не существуют (40 % от общего количества бывших населённых пунктов). И вот наступил долгожданный день. Со всех окрестных деревень потянулся народ посмотреть на небывалое зрелище. Лебедева Анастасия Михайловна вспоминала: «Настал день спектакля. Осенний день короток. Ещё не совсем смерклось, а уже идут, идут, идут… Идут с гармошками, с песнями». Раньше назначенного времени собрался народ, но скучать не пришлось. Радовалась молодежь тому, что собрались все вместе, тому, что каждый мог продемонстрировать свой талант: кто в игре на гармошке, кто в песне, а кто и в танце. Видно, что это и есть народное, вечное, любимое состояние души русского человека. А что любимо, то и поддерживается им во все времена. Зрителей собралось очень много. Артисты и гости находились в сильном волнении. «Тишина. Открылся занавес. Сцена освещена керосиновыми лампами. Играют очень хорошо. Артисты загримированы так, что не узнать. Суфлёру делать было нечего. Роли знали наизусть, да и готовились долго. Спектакль продолжался с девяти вечера до двух часов ночи. А зрители всё не расходились, кричали: «Ещё, ещё давай!» - вспоминала учительница. Первый вечер художественной самодеятельности удался на славу. Артисты были довольны своим выступлением, да и гости выражали им слова благодарности. ___________________________
1 см. Приложение № 5 Лебедева Анастасия Михайловна отметила, что «к финишу пришли с большим успехом». Впоследствии она анализировала работу своего кружка: «В нашем «театре» был образцовый порядок. Обслуживающего персонала не было. Всё делали сами: уборка помещения, топка печей, мелкий ремонт и прочее. На стенах не висели таблички с надписями: «Не курить!» и «Не сорить!». И, между прочим, не курили и не сорили (в то время трудно было достать папиросы и подсолнух)… Дисциплина была образцовая. Это хорошо. Но вот беда. Плохо было с выбором пьес. Мало было у нас театральной литературы, и ставили, что попадало в руки. Это плохо. Не было керосина в лампах. Это плохо».
За первым вечером пошли другие вечера. И на эти снегирёвские вечера шла молодёжь со всех окрестных деревень. Из воспоминаний Лебедевой А. М. мы видим, что жизнь в селе не стояла на месте.
И это был не единичный случай такого массового молодежного энтузиазма в те годы на нашей малой родине. Доказательством служат материалы, собранные краеведом Ребровым Валерием Ивановичем. В его статье я нахожу строки: «…на очередном собрании Кольчугинского союза молодежи было окончательно решено усилить организационно-пропагандистскую и культурно-просветительскую работу… Осенью 1918 года был организован драмкружок, участники которого стали выступать с концертами и пьесами… Ставились пьесы по произведениям М. Горького, Л. Толстого, А. Островского».
Так в быту, в культуре нашего народа утверждались революционные начинания. И люди, увлечённые этими новыми веяниями, шли вперёд, в новую, неизвестную для них эпоху.
__________________________
1 «Революционная, боевая и трудовая летопись кольчугинской комсомольской организации» стр. 7
II. СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУКОПИСИ
«ВОСПОМИНАНИЯ СЕЛЬСКОЙ УЧИТЕЛЬНИЦЫ»
Рукопись «Воспоминания сельской учительницы» представляет для нас не только историческую, но и литературную ценность. В исследуемой мною работе я нахожу отражение разнообразных сторон материальной и духовной жизни молодежи села Снегирёво и близлежащих деревень, зарисовки нравов и обычаев, типичные бытовые сцены. Но особый интерес представляет стиль авторского повествования. На некоторые стилевые особенности, наиболее ярко отразившиеся в тексте, я хотела бы обратить внимание. Во-первых, «Воспоминания сельской учительницы» написаны от первого лица. Это даёт нам возможность проследить, как автор относится к происходящим событиям. Например, мы видим, какое чувство радости охватывает сельскую учительницу, когда она получает разрешение у властей на передачу барского дома
для клуба и школы. В тексте находим: «Радость большая. У нас будет первый деревенский театр». А после того, как состоялся спектакль, мы видим, какое чувство гордости она испытала за своих кружковцев: «Первый вечер художественной самодеятельности прошёл хорошо. Усталости молодость не знает». Учительница отмечает тех, кто играл, по её мнению, лучше остальных. Читаем в тексте: «Особенно хорошо играла Надя Прохорова, Лукина Наташа, Матюшова Оля и другие». Повествование от первого лица позволяет говорить о том, что Лебедева А. М. чувствует себя маленькой частичкой общей кипучей жизни.
Во-вторых, свой непринуждённый рассказ Лебедева Анастасия Михайловна сопровождает пояснениями. Это тоже является стилевой особенностью данной работы. Такой приём помогает автору ничего не упустить из памяти. Смотрим по тексту: «Записались в кружок (тогда не записывались, а просто на словах, кто придет, тому и рады)» или «В клубе (тогда мы клуб называли театр) работал буфет». А словам, значение которых, может быть, непонятно современному читателю, она дает объяснение: «Оборудовали буфет. Нам дали громадный самовар, большой железный бидон с меласом (чёрная густая масса, похожая на дёготь, только сладкая, для заварки чая), ландрину большой ком. Этот ландрин трудно таял, но зато хорошо сцеплял, склеивал зубы». В-третьих, в тексте есть строчки, которые увлекают, завораживают читателя. В них мы находим отражение нравов и обычаев русского народа. Читаем в тексте: «На улице стали танцевать «Метелицу». Кое-где слышались звуки гармошки и песни. Играли и пели около барского дома. Алепинский гармонист играл «Когда б имел златые горы», черкутинский - «Бывали дни весёлые», спасский – «Барыню», и кто-то здорово плясал. А наш гармонист – бесконечную «Метелицу»… Звуки слились в воздухе, переплетаясь, заглушая друг друга, получилась не симфония, а что-то невообразимое и фантастическое, оглушительное и всё же очень весёлое. Заграничным слушателям понравилось бы… А концерт продолжается, гремит все яростнее. Немудрено, ведь шесть гармоней, и каждая старается переиграть соперницу». Лебедева А. М. вспоминала, что после спектакля заиграли вальс, но его никто не танцевал. Исходя из этого факта, можно сделать вывод, что этот танец предпочитало дворянско-буржуазное общество. Сельская же молодёжь, как мы видим, плясала народные танцы: «Барыню», «Камаринского», «Метелицу». Только в них могла развернуться широкая русская душа. В-четвертых, в данной работе есть строки, которые в художественной литературе называются лирическими отступлениями. В них автор умело использует приём олицетворения. Смотрим в тексте: «Эта музыка разнеслась по окрестности, нарушая покой людей и осенней природы. Первым откликнулся филин. Он жил на чердаке барского дома. Ухнул филин: «У- у- х! У-у-х!» - и замолк. Проснулась ворона в чаще парка. Прислушалась к музыке и каркнула: «Кар-р-р-а-ш-о!» Какая-то птица тревожно пискнула и замерла. До спектакля осталось полчаса. Музыканты немного устали. Стали играть потише. Вот послышались новые звуки. Лягушки, которые уже давно предались зимней спячке, проснулись, и одна лягушка, забывшись, квакнула: «Ква, ква, какова (музыка)!» Но, вспомнив, что уже поздняя осень, и что квакать не полагается, замерла. Вот в селе, которое под горой, петух проснулся (видно, молоденький петушочек, которого не успели зарезать) и запел безовремя, ему откликнулись другие петухи, но, как ни старались громко кукарекать, не заглушили музыку. Телёнок завозился в хлеву и мумукнул своему петуху: «Му-у-узыку не перепоёте!» А собаки! Собаки вообще не любят музыку. Стали подвывать. Старуха в крайней избе проснулась. Прислушалась… Она не была глуха, перекрестилась: «Господи! Пресвятая Богородица! Спаси нас и помилуй! Собаки завыли… Петухи безовремя поют… К худу… Быть беде, и стала молиться». В этих строчках так ярко проявляется талант поэта, человека, умеющего глубоко и тонко чувствовать мир природы. В тексте читаем: «После первого вечера стали расходиться перед рассветом. Но ещё было темно. И долго, долго слышались песни и игра гармонистов. Но всё тише, тише и тише. И вот всё замерло, затихло, но рассвет ещё не наступил. Успокоился филин, успокоились собаки, петухи вовремя пропели своё «Ку-ка-ре-ку!» В селе тишина. Все спят. Только в крайней хате не спит старушка, крестится, вздыхает: «Ох, что-то будет! Какая беспокойная ночь. Спаси, Господи, и помилуй!» Я думаю, что образ старухи является олицетворением «старого мира», что так же созвучно описываемой автором эпохе. В-пятых, для данного текста характерен живой разговорный язык. Например, автор использует просторечные слова и выражения: «стали играть потише», «испакостите», «безовремя», «мумукнул», «провели читку» и другие. В рукописи встречаются и пословицы с поговорками. В тексте читаем такие строки: «Смеется садовник А. Ф. (он охранял именье): « Что! Купили подойник, а коровы нет…» или «Кто в лес, кто по дрова». В приведённых выше отрывках мы видим, что автор использует эмоционально-окрашенную лексику: «гармошки», «молоденький петушочек», «старуха», «старушка» и другие слова. Это является особенностью как разговорного, так и художественного стиля. Заслуживает внимания и синтаксис рукописи. Он очень разнообразен. Так в отрывках, где рассказывается о жизни молодёжи, используются не только просторечные слова и выражения, но и односоставные предложения. В тексте рукописи находим предложения данного типа: «Заиграли вальс»; «Играли в почту и другие игры». В данной работе много предложений, в конце которых автор ставит многоточие. Незаконченность высказывания вызвана либо волнением автора, либо указанием на то, что приводимое перечисление могло бы быть продолжено. Так в тексте находим: «А в стране всё по-старому… Война… Земля, леса и прочие богатства у богачей, помещиков»; «Всё… Хождения по мукам закончились»; «Начинается голод, разруха, тиф, испанка…». Всё это позволяет нам живо представить жизнь молодёжи того времени. Выполняя анализ текста, я отметила, что в рукописи сочетаются элементы всех стилей: художественного, публицистического, официально-делового и разговорного. А поэтические заголовки: «Хождения по мукам», «Что хорошо и что плохо», «Комсомольская юность начиналась в боях, комсомольская юность и твоя и моя» - вызывают ассоциации с литературными произведениями. Всё это говорит об индивидуальности, своеобразности авторского повествования. Данное исследование позволило мне мысленно перенестись в описываемое сельской учительницей время и представить барский дом, усадьбу, спектакль и артистов, участвующих в его постановке. Я отметила, что как-то по-новому взглянула на свою малую родину. Места, в которых часто бывала, стали выглядеть для меня загадочно, необычно, весомо в истории.
III. ЛИЧНОСТЬ ЛЕБЕДЕВОЙ А. М.
Являясь авторитетом у жителей села Снегирёво и близлежащих деревень,
Лебедева Анастасия Михайловна смогла сплотить молодежь, найти отклик в их душе и увлечь своей идеей. Ведь русский народ всегда тянулся к культуре, и надо было только его организовать. Сплотив вокруг себя молодежь, Лебедева Анастасия Михайловна уже в начале 1917 года создала предпосылки для организации комсомольской ячейки в селе.
Сельская учительница верила в дело революции, верила в силу, хранящую Родину от бед, в русский народ и в его духовную мощь. И в дальнейшем, куда бы ни послала ее партия, она несла эту веру в жизнь. Вот как Лебедева Анастасия Михайловна вспоминала о себе: «Моя юность прошла в боях за хлеб (работала в продотряде Бережицкой волости). В борьбе с неграмотностью и малограмотностью в селе Скомово. Организация колхозов в селе Скомово и в Западно-Сибирском крае, Венгеровского района, Новосибирской области. Турксиб. Школа, ликвидация неграмотности и малограмотности. А до этого, в 1923 году, 1 год работала с беспризорниками в городе Юрьев- Польском, а потом послали работать учителем в селение, где была организована 1-ая Коммуна, и куда никто не хотел ехать работать. Проработала 2 года. Всё это я выполняла по призыву партии и по завету Ленина». Лебедева Анастасия Михайловна посвятила свою жизнь идее, и в этом можно не сомневаться. Ведь не случайно спустя пятьдесят лет она не только подробно описывала события, которые происходили в её жизни, но и рассказывала о чувствах, которые при этом испытывала. Так в небольшом по объёму тексте я насчитала двадцать одно слово с положительно-эмоциональной окраской. В тексте находим такие примеры: «радость», «большой успех», «здорово», «славно», «очень хорошо», «успешно», «особенно хорошо»… Всё это говорит об оптимистическом настрое, о жизнелюбии автора. Несомненно, тот, кто прочитает воспоминания Лебедевой А. М., не останется равнодушным. Так и я была глубоко тронута искренностью, эмоциональностью и подробностью рассказа сельской учительницы. Я думаю, что она была счастлива. Ведь так устроен человек, что, подводя итог своей жизни, вспоминает самое лучшее, что у него было. Несмотря на то что других сведений о Лебедевой Анастасии Михайловны нет, по её поступкам и делам, описанным в воспоминаниях, можно судить о ней как о человеке, сочетающем в себе черты незаурядной и творческой личности: организатора, руководителя, актера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проделанная работа позволила мне по-новому взглянуть на прошлое нашего народа. Я увидела, что, несмотря на сложный и трагический период в жизни страны, в среде молодёжи моей малой родины царило небывалое воодушевление и энтузиазм. Народ тянулся к культуре, к искусству. Но объединиться молодежь могла только вокруг сильной и интересной личности, которой и была сельская учительница Лебедева Анастасия Михайловна. В ходе исследования я попыталась ответить на возникшие у меня вопросы: - Почему в трудное для всех время она загорелась желанием объединить молодёжь и наполнить её жизнь новым смыслом? - Что придавало ей силы преодолеть те препятствия, которые появлялись на её пути в осуществлении задуманной идеи? Я думаю, что, может быть, в ней дремал талант режиссёра, а может быть, актера. Но самый главный вывод, к которому я пришла, следующий: у нашей землячки было огромное желание жить жизнью народа. Такие люди, как Лебедева Анастасия Михайловна, являются творцами истории, настоящими патриотами своей страны. Сельская учительница пронесла свою идею до конца жизни, а осознание значения Великого Октября в ней с годами лишь укрепилось. Воспоминания Лебедевой Анастасии Михайловны о том, как жила молодёжь в трудное для всей страны время, предназначены, я думаю, для нашего молодого поколения. А жизнь сельской учительницы является примером беззаветного служения Родине, своему горячо любимому делу. Данная рукопись несёт много интересной и полезной информации, поэтому я решила продолжить своё исследование по следующим направлениям: - сделать анализ рисунков рукописи; - подробнее узнать о жизни Лебедевой А. М.
________________________________ 1 см. в Приложении № 6
Библиография
1. Лебедева А.М. Немного о прошлом// воспоминания, написанные в 1968 году 2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. ХХ век. – М.: Просвещение, 2006. 3. Копылов Д.И. История Владимирского края – ООО «Дюна», Владимир, 2004. 4. Ребров В.И. Наши корни – Кольчугино, 1992. 5. Революционная, боевая и трудовая летопись кольчугинской комсомольской организации – Кольчугино, 1988. 6. Соловьёв в.М. ИСТОРИЯ РОССИИ для детей и взрослых. – М.: Белый город, 2003. 7. Терра-Лексикон: Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: ТЕРРА, 1998. 8. Энциклопедия «Великая Октябрьская социалистическая революция». М.: Советская энциклопедия, 1977. 9. Энциклопедия для детей. Т.5. История России и её бижайших соседей.
Ч. 3 ХХ век. – М.: Аванта+, 2001.
10. Школьная энциклопедия «Новейшая история. ХХ век». – М.: Олма-Пресс Образование, 2003.