Проект Заповедные кварталы Нижнего Новгорода/Глоссарий
Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
(→У) |
(→С) |
||
Строка 51: | Строка 51: | ||
==С== | ==С== | ||
* '''Сандрик''' — это декоративное украшение, которое располагается над дверью или окном, выступает из плоскости стены и помогает подчеркнуть особый стиль всего дома при оформлении фасада декором. | * '''Сандрик''' — это декоративное украшение, которое располагается над дверью или окном, выступает из плоскости стены и помогает подчеркнуть особый стиль всего дома при оформлении фасада декором. | ||
+ | |||
+ | * '''Селитебная территория''' — земли, предназначенные для строительства жилых и общественных зданий, дорог, улиц, площадей в пределах городов и посёлков городского типа | ||
+ | |||
==Т== | ==Т== | ||
* '''Тимпан''' — внутреннее поле треугольного фронтона, обрамлённое двумя наклонными карнизами | * '''Тимпан''' — внутреннее поле треугольного фронтона, обрамлённое двумя наклонными карнизами |
Версия 11:02, 19 июня 2022
На этой странице участники проекта "Заповедные кварталы Нижнего Новорода" совместными усилиями составляют глоссарий.
Содержание |
А
- Ампир — поздний классицизм.
- Аттик - декоративная стенка, возведённая над венчающим сооружение карнизом, передняя плоскость такой надстройки, которая именуется подиумом.
Б
- Барельеф — один из видов плоскостной скульптуры, рельеф изображения которой выступает над поверхностью стены меньше, чем на половину своего объема. Барельефы применяются в качестве важного элемента декора зданий, монументов и исторических памятников.
- Брандмауэрная застройка – застройка при которой здания, расположенные на улице, примыкают друг к другу через глухие стены
В
- Волюта — завиток, спираль, архитектурный мотив, представляющий собой спиралевидный завиток с кружком («глазком») в центре.
Г
- Глухая (рельефная или плоская) резьба – это один из самых популярных типов резьбы по дереву. Она характеризуется полным отсутствием прорезей на фоне, а также рисунком, идущим практически вровень с доской.
Д
- Дынька — декоративная деталь в русской архитектуре XV - XVII веков (в деревянном зодчестве и до конца XVIII вeка) и вновь в русском стиле в XIX веке - начале XX века. Дынька располагается на столбах, колонках и полу-колоннах, окружающих наличники окон и порталы дверей и выглядит как утолщение столба или колонны, по форме напоминающее дыню.
И
- Ионик — декоративный элемент яйцевидной формы, выполняемый на капителях колонн, карнизах ионического и коринфского ордеров. Обычно ионики, каждый из которых обрамлен валиком, чередуются со стрельчатыми стилизованными листьями, обращенными острием вниз.
К
- Каннелюры — желобки на стволе колонны, пилястры или столба.
- Капитель (от лат. capitellum, ит. capitello — головка) — венчающая часть колонны или пилястры.
- Картуш — декоративная лепная деталь в виде щита, полуразвернутого свитка или орнаментального венка, где помещались герб, эмблема, надписи и т. п. В архитектуре картуши получили особенно широкое распространение в XVI—XVII столетиях, когда господствовал стиль барокко.
- Квадровая рустовка — способ обработки стены каменными квадратами.
- Кронштейн — подпорка, прикреплённая к стене, для поддержания карниза.
Л
- Лопатка — вертикальный плоский и узкий выступ стены, не имеющий базы и капители, в отличие от пилястры. Как правило, имеет слабо выступающую из плоскости стены форму во всю её высоту.
М
- Мансарда (мансардный этаж) — эксплуатируемое чердачное пространство (как жилое, так и нежилое помещение), образуемое на последнем этаже дома (или его части) с покатой крышей.
- Модерн (от фр. moderne — современный) — художественное направление в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, распространённое в последних десятилетиях XIX — начале XX века. Можно выделить следующие характерные черты модерна: 1) разнообразие и целесообразность свободной планировки, отвечающей все возрастающему количеству новых типов зданий и сооружений; 2)многообразие и асимметричность внешних объемов, соответствующих планировочной структуре здания; 3) художественная обработка конструкций зданий; 4) творческое использование архитектурного наследия средневековья; 5) внешняя декоративность; 6) синтез искусств.
Н
- Накладная резьба — резное деревянное украшение, не составляющее с прилегающим фоном цельного куска.
О
- Ордер — это тип архитектурной композиции, состоящей из вертикальных и горизонтальных элементов.
П
- Полудомок – это небольшой дом, у которого нижний этаж каменный либо кирпичный, а верхний - деревянный.Нижний неотапливаемый этаж полудомка называли кладовой. Она служила и своеобразным высоким фундаментом, и хозяйственным помещением, где хранились вещи, продукты. Летом прохладная кладовая нередко использовалась как спальня. Деревянный верх дома, как правило, был срублен из толстых бревен и поставлен на каменную кладовую.
- Прорезная или Пропильная (сквозная ажурная) резьба — вид декоративной обработки древесины, при котором намеченные на плоской поверхности узоры выпиливаются с помощью лобзика или выкрутной пилы.
Р
- Ризалит — часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания.
- Русский классицизм — самобытное воплощение стиля классицизм в России в конце XVIII – начале XIX вв. Русские зодчие сумели соединить строгость и торжественность античности с яркой образностью и живописностью национальных архитектурных традиций. Поздний классицизм именуется также стилем «русского ампира» (от французского empire — империя). Особенности классицизма: 1) простота, ясность, логичность, строгость форм 2) симметричность 3) обязательность ордерной системы в структуре здания: в центре портик с колоннами, увенчанный треугольным фронтоном, портик примыкает к кубовидному блоку главного здания 4) ориентированность на образцы античности 5) формы сооружений тяготеют к геометрическим фигурам: кубу, параллелепипеду.
С
- Сандрик — это декоративное украшение, которое располагается над дверью или окном, выступает из плоскости стены и помогает подчеркнуть особый стиль всего дома при оформлении фасада декором.
- Селитебная территория — земли, предназначенные для строительства жилых и общественных зданий, дорог, улиц, площадей в пределах городов и посёлков городского типа
Т
- Тимпан — внутреннее поле треугольного фронтона, обрамлённое двумя наклонными карнизами
У
- Усадьба (от «садить», «сажать») — в русской архитектуре отдельное поселение, комплекс жилых, хозяйственных, парковых и иных построек, а также, как правило, усадебный парк, составляющих единое целое.
Ф
- Фахверк (нем. Fachwerk — каркасная конструкция, фахверковая конструкция) — тип строительной конструкции, при котором несущей основой служит пространственная секция из наклонных (под различным углом) балок Эти балки видны с наружной стороны дома и придают зданию характерный вид; пространство между балками заполняется глинобитным материалом, кирпичом, иногда также деревом.
- Филенчатые двери — это особенный вид дверного полотна. Они состоят из рамы и филенок. Филенка - это тонкая вставка в двери, лист фанеры или планка МДФ. Филенки вставляются в специальные пазы в раме, сделанной из деревянных брусьев. Филенка делает дверь объемной,
- Фризовый пояс — полоса рельефного ленточного орнамента, окаймляющего верх стены, плоскость пола и т.п.
- Фронтон — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Э
- Эклектика(др.-греч. «избранный, отборный» от др.-греч. «выбираю, отбираю, избираю») — художественное направление в архитектуре, ориентированное на использование в одном сооружении различных форм искусства прошлого в любых сочетаниях.
- Эркер (нем. erker, ärker от формы латинского «arcora» — «лук») — выходящая из плоскости фасада часть помещения, частично или полностью остеклённая, улучшающая его освещённость.
Источники информации
1. Бубнов Ю.Н. Архитектура Нижнего Новгорода середины Х1Х– начала ХХ века – Н.Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1990.
2. Кильпе Т.Л. Основы архитектуры. М.: Высшая школа, 1989.
3. Морохин Н.В. Нижегородский топонимический словарь. – Н.Новгород, 1997.
4. Путеводитель по архитектурным формам. – Москва: Стройиздат, 1999.
5. Филатов Н.Ф. Нижний Новгород: архитектура XIV – начала XX веков – Нижний Новгород: РИЦ «Нижегородские новости», 1994.