Команда СВятки гимназии №46 города Кирова Кировской области/Вятский Успенский Трифонов монастырь
(→Описание объекта) |
(→Описание объекта) |
||
Строка 11: | Строка 11: | ||
== <p style="text-align:font-size:100%;color:#008000;"> Описание объекта == | == <p style="text-align:font-size:100%;color:#008000;"> Описание объекта == | ||
[[Файл:Svyatki46 kirov YTM ansambl.jpg|550px|thumb|center|Ансамбль Трифонова монастыря]] | [[Файл:Svyatki46 kirov YTM ansambl.jpg|550px|thumb|center|Ансамбль Трифонова монастыря]] | ||
+ | <p align=justify> | ||
Трифонов [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C монастырь] – одна из древнейших обителей Вятского края. На протяжении нескольких веков он был духовным наставником, культурным и образовательным центром, колонизатором новых земель, богадельней и многим другим. | Трифонов [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C монастырь] – одна из древнейших обителей Вятского края. На протяжении нескольких веков он был духовным наставником, культурным и образовательным центром, колонизатором новых земель, богадельней и многим другим. | ||
В 1580 году на Вятку прибывает [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BD_%D0%92%D1%8F%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 монах Трифон] (1546-1612), выходец из окрестностей северного городка Мезени Архангельской губернии. В миру - Трофим, сын зажиточного крестьянина Дмитрия Подвизаева. Он пришел на Вятку с [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE миссионерской] целью из Спасского Пыскорского монастыря и решил основать здесь мужской монастырь. | В 1580 году на Вятку прибывает [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BD_%D0%92%D1%8F%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 монах Трифон] (1546-1612), выходец из окрестностей северного городка Мезени Архангельской губернии. В миру - Трофим, сын зажиточного крестьянина Дмитрия Подвизаева. Он пришел на Вятку с [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE миссионерской] целью из Спасского Пыскорского монастыря и решил основать здесь мужской монастырь. | ||
− | Освоение участка земли Трифон начал с сооружения скромной «клетской с трапезною» церкви во имя Благовещения Богородицы и «малой клетицы» для себя и двух первых послушников. Так началась история строительства Вятского Успенского Трифонова монастыря, которое длилось с перерывами до начала 19 века. | + | Освоение участка земли Трифон начал с сооружения скромной «клетской с трапезною» церкви во имя Благовещения Богородицы и «малой клетицы» для себя и двух первых послушников. Так началась история строительства Вятского Успенского Трифонова монастыря, которое длилось с перерывами до начала 19 века.</p> |
[[Файл:Ник нат ц.jpg|150px|thumb|right|Никольская надвратная церковь]] | [[Файл:Ник нат ц.jpg|150px|thumb|right|Никольская надвратная церковь]] | ||
− | |||
+ | <p align=justify> | ||
+ | Трифон успел построить в монастыре 4 храма – Благовещенский, Успенский, Иоанно-Предтеченский и надвратный Никольский. Из них особой красотой отличался Успенский собор, имевший 6 шатров. Современник, глядя на него, писал, что церковь та «велия и пречудна», и по своей архитектуре подобных храмов «нигде не обретается». Историки предполагают, что его идея была заимствована у собора Василия Блаженного в Москве, где неоднократно бывал преподобный.</p> | ||
− | По традиции русские монастыри ставились так, чтобы защищать город, и место в устье раскрытого в сторону судоходной реки оврага оказалось наилучшим: монастырь запирал овраг на замок. Пожар 1752 года нанес огромный урон деревянным пост ройкам монастыря и его пришлось почти создавать заново, и теперь уже в камне. У строителей не было выбора места даже в пределах монастырской ограды: церковные каноны требовали, чтобы при перестройке или постройке новый храм занимал место алтаря сносимого храма. Строители очень умело вышли из положения и сделали то, что могли: поставили собор на высоком (со стороны реки) подклете, открыв его могучий восточный фасад в сторону речных просторов. О высоком мастерстве и опыте зодчих говорит умение, с какими художественными средствами они выявили на фасаде конструктивную сущность шестистолпного храма. Успенский соборный храм – несомненная удача зодчего. | + | <p align=justify> |
+ | По традиции русские монастыри ставились так, чтобы защищать город, и место в устье раскрытого в сторону судоходной реки оврага оказалось наилучшим: монастырь запирал овраг на замок. Пожар 1752 года нанес огромный урон деревянным пост ройкам монастыря и его пришлось почти создавать заново, и теперь уже в камне. У строителей не было выбора места даже в пределах монастырской ограды: церковные каноны требовали, чтобы при перестройке или постройке новый храм занимал место алтаря сносимого храма. Строители очень умело вышли из положения и сделали то, что могли: поставили собор на высоком (со стороны реки) подклете, открыв его могучий восточный фасад в сторону речных просторов. О высоком мастерстве и опыте зодчих говорит умение, с какими художественными средствами они выявили на фасаде конструктивную сущность шестистолпного храма. Успенский соборный храм – несомненная удача зодчего.</p> | ||
В 1805 году каменный пол был заменён на чугунные плиты – продукцию Залазнинского завода Антипы Мосолова, вместо слюды в окна вставили стекло. Деревянное крыльцо заменили каменным портиком. | В 1805 году каменный пол был заменён на чугунные плиты – продукцию Залазнинского завода Антипы Мосолова, вместо слюды в окна вставили стекло. Деревянное крыльцо заменили каменным портиком. | ||
− | + | <p align=justify> | |
Во время ремонта 1894 года монастырские власти решили снова расписать храм. Для предполагающихся работ был приглашен художник и реставратор из Палеха Лев Иванович Парилов. Бригадой палехских живописцев мастер покрывает интерьеры собора росписями, посвящая их деяниям Трифона Вятского. Главным украшением собора служит резной пятиярусный иконостас (перегородка, заполненная несколькими рядами икон), построенный еще в 17 веке. Его деревянные конструкции покрыты накладной резьбой с позолотой. По своим художественным качествам он представляет блестящий образец высокого профессионального мастерства местных резчиков. Храм был украшен по традициям, установившимся еще в Византии. | Во время ремонта 1894 года монастырские власти решили снова расписать храм. Для предполагающихся работ был приглашен художник и реставратор из Палеха Лев Иванович Парилов. Бригадой палехских живописцев мастер покрывает интерьеры собора росписями, посвящая их деяниям Трифона Вятского. Главным украшением собора служит резной пятиярусный иконостас (перегородка, заполненная несколькими рядами икон), построенный еще в 17 веке. Его деревянные конструкции покрыты накладной резьбой с позолотой. По своим художественным качествам он представляет блестящий образец высокого профессионального мастерства местных резчиков. Храм был украшен по традициям, установившимся еще в Византии. | ||
+ | </p> | ||
== <p style="text-align:font-size:100%;color:#008000;"> Успенский собор == | == <p style="text-align:font-size:100%;color:#008000;"> Успенский собор == |
Версия 19:25, 30 апреля 2014
Вятский Успенский Трифонов монастырь – жемчужина Вятской архитектуры Трифонов монастырь это красивейшее историческое место нашего города. Мы выбрали этот монастырь, так как он является гордостью и жемчужиной Вятской архитектуры, связующим образом между Москвой и Вяткой. Обидно, что жители города и области мало знают про историю строительства собора и храмов, входящих в его состав, их архитектурную ценность. Поэтому актуальным становится напоминание об истоках, культуре родного края, чтоб не прерывалась нить веков.
|