Создатели культуры XVIII века/Левицкий, Дмитрий Григорьевич

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая: Первоначальные навыки в искусстве получил, по-видимому, от своего отца — гравера Г. Левицкого. Затем у...)
 
 
Строка 1: Строка 1:
 +
[[Категория:ДОО по МХК]]
 +
Гимназия №1519 Top3 для мини-энциклопедии "[[Создатели культуры XVIII века в рассказах участников олимпиады по МХК-2009]]"
 +
 +
 +
 +
 
Первоначальные навыки в искусстве получил, по-видимому, от своего отца — гравера Г. Левицкого. Затем учился у А. Антропова (с 1752), расписывавшего в 1752—55 Андреевский собор в Киеве. Ученик А. Антропова, он перенял от него правдивость и непредвзятость в изображении сановных моделей, чувство собственного достоинства, исключающее ложь и угодливость.
 
Первоначальные навыки в искусстве получил, по-видимому, от своего отца — гравера Г. Левицкого. Затем учился у А. Антропова (с 1752), расписывавшего в 1752—55 Андреевский собор в Киеве. Ученик А. Антропова, он перенял от него правдивость и непредвзятость в изображении сановных моделей, чувство собственного достоинства, исключающее ложь и угодливость.
Впервые имя Левицкого получает известность в связи с выставкой в Академии художеств в 1770 году, на которую он представил шесть ма-стерски написанных портретов. Среди этих работ особенно интересен "Портрет А. Ф. Кокоринова", выполненный в характерном для XVIII века жанре парад-ного портрета. Для таких произведений обязательны пышность и торжественность. Одежда, жесты и поза портретируемого, окружающие его атрибуты, сама компози-ция картины с центральной постановкой фигуры должны были подчеркивать высокое общественное положение человека. За этот портрет Левицкий получает звание академика и с 1771 года в течение семнадцати лет руководит классом портретной живописи в Ака-демии художеств.
+
Впервые имя Левицкого получает известность в связи с выставкой в Академии художеств в 1770 году, на которую он представил шесть ма-стерски написанных портретов. Среди этих работ особенно интересен "Портрет А. Ф. Кокоринова", выполненный в характерном для XVIII века жанре парадного портрета. Для таких произведений обязательны пышность и торжественность. Одежда, жесты и поза портретируемого, окружающие его атрибуты, сама композиция картины с центральной постановкой фигуры должны были подчеркивать высокое общественное положение человека. За этот портрет Левицкий получает звание академика и с 1771 года в течение семнадцати лет руководит классом портретной живописи в Академии художеств.
 +
 
 +
http://s001.radikal.ru/i196/1001/f4/4c46c2b59792.jpg
 +
Левицкий, Дмитрий Григорьевич - Портрет А. Ф. Кокоринова, 1769
  
 
Уже в ранних работах показал себя первоклассным мастером парадного портрета, способным найти выразительную позу и жест, сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков (портреты Н. Сеземова, 1770; П. Демидова, 1773). Известный богач и самодур П. Демидов изображен им во весь рост, на большом холсте, на фоне величавой архитектуры, в пышных складках алого одеяния (портрет П. А. Демидова, 1773). Но присмотритесь — это складки не мантии, а домашнего халата. Ведь Демидов не ни на какой государственной службе, он! сановник, не полководец. Он опирается не саблю, а всего лишь на садовую лейку, торжественный жест руки указывает не на сражения, а лишь на цветочные горшки знаменитой демидовской оранжереи. И уж ничего величественного нет в его хитром немолодом лице, любезном и скаредном одновременно.  
 
Уже в ранних работах показал себя первоклассным мастером парадного портрета, способным найти выразительную позу и жест, сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков (портреты Н. Сеземова, 1770; П. Демидова, 1773). Известный богач и самодур П. Демидов изображен им во весь рост, на большом холсте, на фоне величавой архитектуры, в пышных складках алого одеяния (портрет П. А. Демидова, 1773). Но присмотритесь — это складки не мантии, а домашнего халата. Ведь Демидов не ни на какой государственной службе, он! сановник, не полководец. Он опирается не саблю, а всего лишь на садовую лейку, торжественный жест руки указывает не на сражения, а лишь на цветочные горшки знаменитой демидовской оранжереи. И уж ничего величественного нет в его хитром немолодом лице, любезном и скаредном одновременно.  
 +
 +
http://s49.radikal.ru/i126/1001/86/154936a90314.jpg
 +
Левицкий, Дмитрий Григорьевич - портрет П. А. Демидова, 1773
  
 
Характерные для Левицкого поиски большей жизненности, естествен ности в изображении человека нашли воплощение в серии портретов смолянок, учениц Смольного института, основанного Екатериной II с целью создать женщин "новой породы" - воспитанных и образованных. Семь портретов были заказаны императрицей и выполнены на протяжении 1773-1777 годов.Серия «Смолянок» — шедевр мирового искусства (все портреты в Гос. Русском музее). Музицирующие, танцующие или разыгрывающие изящные «пиесы» смолянки исполнены девичьей грации, свежести и непосредственности, которые покоряют зрителя независимо от наивного кокетства, считавшегося признаком благородного воспитания. Большие размеры полотен художник сумел сочетать с интимной трактовкой темы, своеобразную монументальность композиции — с подкупающей естественностью, условность придворного этикета — с обаянием беззаботной молодости, свободную живописную манеру — с материальностью письма и внимательной передачей фактуры предметов. Палитра Д. Левицкого полнозвучна и широка по диапазону. Только серии смолянок вполне достаточно, чтобы признать в Левицком художника, стоявшего на высшем уровне живописного портрета, а в русской живописи — зрелую и самобытную национальную школу европейского искусства.
 
Характерные для Левицкого поиски большей жизненности, естествен ности в изображении человека нашли воплощение в серии портретов смолянок, учениц Смольного института, основанного Екатериной II с целью создать женщин "новой породы" - воспитанных и образованных. Семь портретов были заказаны императрицей и выполнены на протяжении 1773-1777 годов.Серия «Смолянок» — шедевр мирового искусства (все портреты в Гос. Русском музее). Музицирующие, танцующие или разыгрывающие изящные «пиесы» смолянки исполнены девичьей грации, свежести и непосредственности, которые покоряют зрителя независимо от наивного кокетства, считавшегося признаком благородного воспитания. Большие размеры полотен художник сумел сочетать с интимной трактовкой темы, своеобразную монументальность композиции — с подкупающей естественностью, условность придворного этикета — с обаянием беззаботной молодости, свободную живописную манеру — с материальностью письма и внимательной передачей фактуры предметов. Палитра Д. Левицкого полнозвучна и широка по диапазону. Только серии смолянок вполне достаточно, чтобы признать в Левицком художника, стоявшего на высшем уровне живописного портрета, а в русской живописи — зрелую и самобытную национальную школу европейского искусства.
 +
 +
http://s47.radikal.ru/i116/1001/ca/3edc0005a761.jpg
 +
Д.Г.Левицкий, портрет Глафиры Алымовой из серии портретов воспитаниц Смольного института
 +
 +
http://s61.radikal.ru/i173/1001/32/363b264b15f3.jpg
 +
Д.Г.Левицкий, портрет Екатерины Молчановой, из серии портретов смолянок

Текущая версия на 22:57, 28 января 2010

Гимназия №1519 Top3 для мини-энциклопедии "Создатели культуры XVIII века в рассказах участников олимпиады по МХК-2009"



Первоначальные навыки в искусстве получил, по-видимому, от своего отца — гравера Г. Левицкого. Затем учился у А. Антропова (с 1752), расписывавшего в 1752—55 Андреевский собор в Киеве. Ученик А. Антропова, он перенял от него правдивость и непредвзятость в изображении сановных моделей, чувство собственного достоинства, исключающее ложь и угодливость. Впервые имя Левицкого получает известность в связи с выставкой в Академии художеств в 1770 году, на которую он представил шесть ма-стерски написанных портретов. Среди этих работ особенно интересен "Портрет А. Ф. Кокоринова", выполненный в характерном для XVIII века жанре парадного портрета. Для таких произведений обязательны пышность и торжественность. Одежда, жесты и поза портретируемого, окружающие его атрибуты, сама композиция картины с центральной постановкой фигуры должны были подчеркивать высокое общественное положение человека. За этот портрет Левицкий получает звание академика и с 1771 года в течение семнадцати лет руководит классом портретной живописи в Академии художеств.

4c46c2b59792.jpg Левицкий, Дмитрий Григорьевич - Портрет А. Ф. Кокоринова, 1769

Уже в ранних работах показал себя первоклассным мастером парадного портрета, способным найти выразительную позу и жест, сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков (портреты Н. Сеземова, 1770; П. Демидова, 1773). Известный богач и самодур П. Демидов изображен им во весь рост, на большом холсте, на фоне величавой архитектуры, в пышных складках алого одеяния (портрет П. А. Демидова, 1773). Но присмотритесь — это складки не мантии, а домашнего халата. Ведь Демидов не ни на какой государственной службе, он! сановник, не полководец. Он опирается не саблю, а всего лишь на садовую лейку, торжественный жест руки указывает не на сражения, а лишь на цветочные горшки знаменитой демидовской оранжереи. И уж ничего величественного нет в его хитром немолодом лице, любезном и скаредном одновременно.

154936a90314.jpg Левицкий, Дмитрий Григорьевич - портрет П. А. Демидова, 1773

Характерные для Левицкого поиски большей жизненности, естествен ности в изображении человека нашли воплощение в серии портретов смолянок, учениц Смольного института, основанного Екатериной II с целью создать женщин "новой породы" - воспитанных и образованных. Семь портретов были заказаны императрицей и выполнены на протяжении 1773-1777 годов.Серия «Смолянок» — шедевр мирового искусства (все портреты в Гос. Русском музее). Музицирующие, танцующие или разыгрывающие изящные «пиесы» смолянки исполнены девичьей грации, свежести и непосредственности, которые покоряют зрителя независимо от наивного кокетства, считавшегося признаком благородного воспитания. Большие размеры полотен художник сумел сочетать с интимной трактовкой темы, своеобразную монументальность композиции — с подкупающей естественностью, условность придворного этикета — с обаянием беззаботной молодости, свободную живописную манеру — с материальностью письма и внимательной передачей фактуры предметов. Палитра Д. Левицкого полнозвучна и широка по диапазону. Только серии смолянок вполне достаточно, чтобы признать в Левицком художника, стоявшего на высшем уровне живописного портрета, а в русской живописи — зрелую и самобытную национальную школу европейского искусства.

3edc0005a761.jpg Д.Г.Левицкий, портрет Глафиры Алымовой из серии портретов воспитаниц Смольного института

363b264b15f3.jpg Д.Г.Левицкий, портрет Екатерины Молчановой, из серии портретов смолянок

Персональные инструменты
Инструменты