Храм Иоанна Богослова в с. Баран Судиславского района Костромской области

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м ()
 
(не показаны 18 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
 
==Храм Иоанна Богослова в селе Баран Судиславского района==
 
==Храм Иоанна Богослова в селе Баран Судиславского района==
  
[[Изображение:Храм_Шишкино_1.jpg|left]]
+
==Описание храма==
 +
 
 +
[[Изображение:Chram ioanna bogoslova.jpg|left]]
 +
 
 +
Храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова расположен в центре села на кладбище. Представляет собой бесстолпный, одноабсидный храм, трехчастный в плане, а также двухстолпная трапезная с двумя приделами, шатровая колокольня. Здание возведено из кирпича размером 30 на 14 и на 8 м., с фасадов побелено, крыто железной скатной кровлей, фундамент — из валунов с проливкой. Четверик перекрыт сомкнутым сводом, трапезная — системой коробовых сводов.
  
Описание храма. Храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова расположен в центре села на кладбище. Представляет собой бесстолпный, одноабсидный храм, трехчастный в плане, а также двухстолпная трапезная с двумя приделами, шатровая колокольня. Здание возведено из кирпича размером 30 на 14 и на 8 м., с фасадов побелено, крыто железной скатной кровлей, фундамент — из валунов с проливкой. Четверик перекрыт сомкнутым сводом, трапезная — системой коробовых сводов.
 
 
Центральный барабан пятиглавый — световой. Убранство фасадов состоит из рамочных наличников с замками и с полочками, из угловых пилястр, карниза с поясками модильонов и зубчиков. Граненые барабаны пятиглавия украшены арочными нишами, рустовкой, карнизами.
 
Центральный барабан пятиглавый — световой. Убранство фасадов состоит из рамочных наличников с замками и с полочками, из угловых пилястр, карниза с поясками модильонов и зубчиков. Граненые барабаны пятиглавия украшены арочными нишами, рустовкой, карнизами.
 +
 
Стройная колокольня завершена шатром с тремя рядами окон — слухов. В интерьерах частично сохранилась стенопись. Иконостас в силе барокко не сохранился. Правый придел – святителя Николая Чудотворца, левый Покрова Пресвятой Богородицы. Над каждым приделом были поставлены купола, которые в настоящее время не сохранились. На внешней стене храма над алтарем видны три окна, на которых раньше были иконы храма. Храм имеет три придела.
 
Стройная колокольня завершена шатром с тремя рядами окон — слухов. В интерьерах частично сохранилась стенопись. Иконостас в силе барокко не сохранился. Правый придел – святителя Николая Чудотворца, левый Покрова Пресвятой Богородицы. Над каждым приделом были поставлены купола, которые в настоящее время не сохранились. На внешней стене храма над алтарем видны три окна, на которых раньше были иконы храма. Храм имеет три придела.
 +
 +
==История храма==
 +
 +
Есть легенда, объясняющая название села Баран близ Судиславля. Будто бы в старину, собирая с населения дань, зарезали у одной бедной вдовы единственного барашка. Но бог не дал врагам воспользоваться мясом и превратил барана в камень. На том месте, где произошла эта история, решили построить церковь, заложить в фундамент окаменевшего барана.
 +
Судя по архитектуре, церковь построена в ту эпоху.
 +
 +
Писатель Яблоков в одной из своих книг указывает, что церковь в селе Баран построена в ознаменование победы над татарами в 1549 году. В это время татар здесь не было: в 1480 году они были изгнаны за Волгу, где основали Казанское ханство, а оно перестало существовать в 1552 году.
 +
Называя церковь Иоанна Богослова мужским монастырем, Яблоков опять грешит против истины. Монастырем Барановская церковь не была. А то, что Барановский приход называли «монастырщиной» объясняется просто. Население окрестных деревень — слободы, Ваульцева, Пакшина, Яснева и других — не было крепостным, помещичьим, а принадлежало костромскому Ипатьевскому монастырю. Позднее, в екатеринскую эпоху, крестьян у монастырей отобрали и передали в Казну. Стали они государственными, но новое название как-то не нравилось, так и звали их монастырскими.
 +
 +
В 1692 году крестьянин Андрей Семенов из деревни Отрышева того же села получил почетное право построить на свои средства новую церковь взамен сгоревшей в 1713 году. На месте деревянной Никольской церкви в селе в 1782 году построена каменная церковь с колокольней и оградой. Она расположена в центре села на деревянном кладбище. Село получило название Баран — Никольское по церкви чудотворца Николая и от возвышенной местности, где село стоит, похожей на бараний лоб. В 1678 году в приходе Богословской церкви было 32 деревни,а в них 140 дворов.
 +
 +
Село принадлежало воеводе дьяку разрядного приказа (Военного министерства — Д.Б.) розмыслу (военному инженеру — Д.Б.). И.Г.Выротков построил новую крепость в Галиче. «В 1556 году тоеже осени построен город в Галиче, а ставил Иван Выродков» — записано в русской летописи. После смерти Выродкова его вотчина опять перешла в казну. В 1586 году царём Фёдором Ивановичем, сыном И. Грозного село Никольское — Баран с деревнями 4 погостами Богословский и Старое Дворище по просьбе жены царя, царицы Ирины Фёдоровны (урожденной Годуновой), были даны Ипатьевскому монастырю. «На помин души родителей царицы.» На рубеже XVI и XVII веков в селе стояли две деревянные церкви — шатровая Николы Чудотворца и «клецки» евангелиста И.Златоуста. По местной легенде, последняя церковь построена была в честь победы (1546 год) над татарами у  речки Язовки. В документах указывалось, что село стоит на реке Корбе, хотя на самом деле до неё не близко. Селу принадлежала «мельница казиха с обеими береги… колесо немецкое». Эта мельница сохраняла свое название Шемякинской, по имени галического князя Шемяки, вплоть до XX века.
 +
 +
==Восстановление храма==
 +
 +
Восстановление храма началось в июле 2000 года.
 +
В настоящее время продолжаются восстановительные работы, ведется реставрация колокольни
 +
<center> <gallery>
 +
Изображение: hfv4.jpg|Вид храма
 +
Изображение: Hfv1.jpg|Храм 2010
 +
Изображение:hfv3.jpg|Купола храма
 +
Изображение:hfv2.jpg|Розы у храма
 +
</gallery> </center>
 +
 +
 +
Вернуться к проекту [[Региональный проект Частица великой России - Судиславский район Костромской области|Частица великой России ]]

Текущая версия на 17:40, 13 января 2010

Содержание

[править] Храм Иоанна Богослова в селе Баран Судиславского района

[править] Описание храма

Chram ioanna bogoslova.jpg

Храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова расположен в центре села на кладбище. Представляет собой бесстолпный, одноабсидный храм, трехчастный в плане, а также двухстолпная трапезная с двумя приделами, шатровая колокольня. Здание возведено из кирпича размером 30 на 14 и на 8 м., с фасадов побелено, крыто железной скатной кровлей, фундамент — из валунов с проливкой. Четверик перекрыт сомкнутым сводом, трапезная — системой коробовых сводов.

Центральный барабан пятиглавый — световой. Убранство фасадов состоит из рамочных наличников с замками и с полочками, из угловых пилястр, карниза с поясками модильонов и зубчиков. Граненые барабаны пятиглавия украшены арочными нишами, рустовкой, карнизами.

Стройная колокольня завершена шатром с тремя рядами окон — слухов. В интерьерах частично сохранилась стенопись. Иконостас в силе барокко не сохранился. Правый придел – святителя Николая Чудотворца, левый Покрова Пресвятой Богородицы. Над каждым приделом были поставлены купола, которые в настоящее время не сохранились. На внешней стене храма над алтарем видны три окна, на которых раньше были иконы храма. Храм имеет три придела.

[править] История храма

Есть легенда, объясняющая название села Баран близ Судиславля. Будто бы в старину, собирая с населения дань, зарезали у одной бедной вдовы единственного барашка. Но бог не дал врагам воспользоваться мясом и превратил барана в камень. На том месте, где произошла эта история, решили построить церковь, заложить в фундамент окаменевшего барана. Судя по архитектуре, церковь построена в ту эпоху.

Писатель Яблоков в одной из своих книг указывает, что церковь в селе Баран построена в ознаменование победы над татарами в 1549 году. В это время татар здесь не было: в 1480 году они были изгнаны за Волгу, где основали Казанское ханство, а оно перестало существовать в 1552 году. Называя церковь Иоанна Богослова мужским монастырем, Яблоков опять грешит против истины. Монастырем Барановская церковь не была. А то, что Барановский приход называли «монастырщиной» объясняется просто. Население окрестных деревень — слободы, Ваульцева, Пакшина, Яснева и других — не было крепостным, помещичьим, а принадлежало костромскому Ипатьевскому монастырю. Позднее, в екатеринскую эпоху, крестьян у монастырей отобрали и передали в Казну. Стали они государственными, но новое название как-то не нравилось, так и звали их монастырскими.

В 1692 году крестьянин Андрей Семенов из деревни Отрышева того же села получил почетное право построить на свои средства новую церковь взамен сгоревшей в 1713 году. На месте деревянной Никольской церкви в селе в 1782 году построена каменная церковь с колокольней и оградой. Она расположена в центре села на деревянном кладбище. Село получило название Баран — Никольское по церкви чудотворца Николая и от возвышенной местности, где село стоит, похожей на бараний лоб. В 1678 году в приходе Богословской церкви было 32 деревни,а в них 140 дворов.

Село принадлежало воеводе дьяку разрядного приказа (Военного министерства — Д.Б.) розмыслу (военному инженеру — Д.Б.). И.Г.Выротков построил новую крепость в Галиче. «В 1556 году тоеже осени построен город в Галиче, а ставил Иван Выродков» — записано в русской летописи. После смерти Выродкова его вотчина опять перешла в казну. В 1586 году царём Фёдором Ивановичем, сыном И. Грозного село Никольское — Баран с деревнями 4 погостами Богословский и Старое Дворище по просьбе жены царя, царицы Ирины Фёдоровны (урожденной Годуновой), были даны Ипатьевскому монастырю. «На помин души родителей царицы.» На рубеже XVI и XVII веков в селе стояли две деревянные церкви — шатровая Николы Чудотворца и «клецки» евангелиста И.Златоуста. По местной легенде, последняя церковь построена была в честь победы (1546 год) над татарами у речки Язовки. В документах указывалось, что село стоит на реке Корбе, хотя на самом деле до неё не близко. Селу принадлежала «мельница казиха с обеими береги… колесо немецкое». Эта мельница сохраняла свое название Шемякинской, по имени галического князя Шемяки, вплоть до XX века.

[править] Восстановление храма

Восстановление храма началось в июле 2000 года. В настоящее время продолжаются восстановительные работы, ведется реставрация колокольни


Вернуться к проекту Частица великой России

Персональные инструменты
Инструменты