Цветаева, Марина Ивановна

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(не показаны 29 промежуточных версий 5 участников)
Строка 14: Строка 14:
 
'''Цветаева Марина Ивановна'''  -  русская поэтесса, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века.
 
'''Цветаева Марина Ивановна'''  -  русская поэтесса, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века.
 
== Детство ==
 
== Детство ==
Марина  Цветаева  родилась  в  [[Москва|Москве]]  [[26  сентября]] [1892г.,  в высококультурной  семье. Отец, '''Иван Владимирович Цветаев''', был профессором Московского университета, известным филологом и искусствоведом.  В дальнейшем  стал директором Румянцевского музея.  Он  оставил после себя большую память тем, что основал  Музей  изящных искусств имени Пушкина на Волхонке (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).  Мать Цветаевой, '''М. А. Мейн''', была талантливой пианисткой, ученицей  '''А. Г. Рубинштейна'''. Она происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи. Детские годы поэтессы прошли в Москве и на даче в ''Тарусе''. У Марины и ее сестры Аси было счастливое детство, которое закончилось с болезнью матери. Та заболела чахоткой, и врачи приписали ей лечение в мягком климате за границей.  С этого времени Цветаевы подолгу жили в Италии,Швейцарии, [[Германия|Германии]]. Перерывы в гимназическом образовании восполнялись учебой в пансионах в Лозанне и Фрейбурге. Летом [[1906]] года мать Марины и Аси умерла в их доме в ''Тарусе''.
+
Марина  Цветаева  родилась  в  [[Москва|Москве]]  [[26  сентября]]   ''1892''  г.,  в высококультурной  семье. Отец, '''Иван Владимирович Цветаев''', был профессором Московского университета, известным филологом и искусствоведом.  В дальнейшем  стал директором Румянцевского музея.  Он  оставил после себя большую память тем, что основал  ''Музей  изящных искусств имени Пушкина на Волхонке'' (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).  Мать Цветаевой, '''М. А. Мейн''', была талантливой пианисткой, ученицей  '''А. Г. Рубинштейна'''. Она происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи. Детские годы поэтессы прошли в Москве и на даче в ''Тарусе''. У Марины и ее сестры ''Аси'' было счастливое детство, которое закончилось с болезнью матери. Та заболела чахоткой, и врачи приписали ей лечение в мягком климате за границей.  С этого времени Цветаевы подолгу жили в Италии,Швейцарии, [[Германия|Германии]]. Перерывы в гимназическом образовании восполнялись учебой в пансионах в Лозанне и Фрейбурге. Летом [[1906]] года мать Марины и Аси умерла в их доме в ''Тарусе''.
  
 
   
 
   
 
==Начало творческой деятельности ==
 
==Начало творческой деятельности ==
  
<p align=justify>Марина Ивановна свободно владела французским и немецким языками, писала на них стихотворения. В [[1909]] слушала курс французской литературы в Сорбонне. В [[1911]] году Марина Цветаева ушла из гимназии и уехала в ''Коктебель'' к  '''Волошину''', дом которого был всегда открыт для всех начинающих и маститых писателей, поэтов, художников. С первой встречи с Волошиным и беседы о поэзии началась их дружба, несмотря на значительную разницу в возрасте. Она много раз была в гостях у Волошина в ''Коктебеле''. Начало литературной деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов.  Она знакомится с '''В. Я. Брюсовым''', оказавшим значительное влияние на ее раннюю поэзию, с поэтом Эллисом (Л. Л. Кобылинским).  Участвует в деятельности кружков и студий при издательстве "Мусагет". В [[1910]] г.  выпустила первый сборник «Вечерний альбом», который заметили и одобрили такие взыскательные критики, как '''Брюсов''', '''Гумилев и Волошин'''.  В ([[1912]]) году Марина Ивановна выпустила второй сборник стихов "Волшебный фонарь", которые так же,  как      поэма "Чародей" опубликованная в ([[1914]]) были наполнены тщательным описанием домашнего быта (детской, "залы", зеркал и портретов), прогулок на бульваре, чтения, занятий музыкой, отношений с матерью и сестрой.    В поэме "На красном коне" ([[1921]]) история становления поэта обретает формы романтической сказочной баллады. Сборники ее стихов следовали один за другим, неизменно привлекая внимание своей творческой самобытностью и оригинальностью. Она не примкнула ни к одному из литературных течений.</p>
+
<p align=justify>Марина Ивановна свободно владела французским и немецким языками, писала на них стихотворения. В [[1909]] слушала курс французской литературы в Сорбонне. В [[1911]] году Марина Цветаева ушла из гимназии и уехала в ''Коктебель'' к  '''Волошину''', дом которого был всегда открыт для всех начинающих и маститых писателей, поэтов, художников. С первой встречи с Волошиным и беседы о поэзии началась их дружба, несмотря на значительную разницу в возрасте. Она много раз была в гостях у Волошина в ''Коктебеле''. Начало литературной деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов.  Она знакомится с '''В. Я. Брюсовым''', оказавшим значительное влияние на ее раннюю поэзию, с поэтом '''Эллисом''' (Л. Л. Кобылинским).  Участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «''Мусагет''». В [[1910]] г.  выпустила первый сборник «''Вечерний альбом''», который заметили и одобрили такие взыскательные критики, как '''Брюсов''', '''Гумилев и Волошин'''.  В ([[1912]]) году Марина Ивановна выпустила второй сборник стихов «''Волшебный фонарь''», которые так же,  как      поэма «''Чародей''»  опубликованная в ([[1914]]) были наполнены тщательным описанием домашнего быта (детской, «залы» , зеркал и портретов), прогулок на бульваре, чтения, занятий музыкой, отношений с матерью и сестрой.    В поэме «''На красном коне''» ([[1921]]) история становления поэта обретает формы романтической сказочной баллады. Сборники ее стихов следовали один за другим, неизменно привлекая внимание своей творческой самобытностью и оригинальностью. Она не примкнула ни к одному из литературных течений.</p>
  
  
 
== Творческая зрелость ==
 
== Творческая зрелость ==
  
С [[1917]] по [[1920]] годы Марина Цветаева написала более 300 стихотворений, большую поэму сказку "Царь-Девица", шесть романтических пьес, сделала множество записей - эссе. Впоследствии критики утверждали в один голос, что в этот период ее талант буквально расцвел, вопреки обстоятельствам. В следующих книгах "Версты" ([[1921]]-[[1922]]) и "Ремесло" ([[1923]]), обнаруживающих творческую зрелость Цветаевой, сохраняется ориентация на дневник и сказку, но уже преображающуюся в часть индивидуального поэтического мифа. В центре циклов стихов, обращенных к поэтам-современникам '''А. А. Блоку''', '''А. А. Ахматовой''', '''С. Парнок''', посвященных историческим лицам или литературным героям -'''Марине Мнишек''', '''Дон Жуан''' и др., - романтическая личность, которая не может быть понята современниками и потомками, но и не ищет примитивного понимания, обывательского сочувствия. Цветаева, до определенной степени идентифицируя себя со своими героями, наделяет их возможностью жизни за пределами реальных пространств и времен, трагизм их земного существования компенсируется принадлежностью к высшему миру души, любви, поэзии.  
+
<p align=justify>С [[1917]] по [[1920]] годы Марина Цветаева написала более 300 стихотворений, большую поэму сказку «Царь-Девица», шесть романтических пьес, сделала множество записей - эссе. Впоследствии критики утверждали в один голос, что в этот период ее талант буквально расцвел, вопреки обстоятельствам. В следующих книгах «''Версты''» ([[1921]]-[[1922]]) и «''Ремесло''» ([[1923]]), обнаруживающих творческую зрелость Цветаевой, сохраняется ориентация на дневник и сказку, но уже преображающуюся в часть индивидуального поэтического мифа. В центре циклов стихов, обращенных к поэтам-современникам '''А. А. Блоку''', '''А. А. Ахматовой''', '''С. Парнок''', посвященных историческим лицам или литературным героям - '''Марине Мнишек''', '''Дон Жуан''' и др., - романтическая личность, которая не может быть понята современниками и потомками, но и не ищет примитивного понимания, обывательского сочувствия. Цветаева, до определенной степени идентифицируя себя со своими героями, наделяет их возможностью жизни за пределами реальных пространств и времен, трагизм их земного существования компенсируется принадлежностью к высшему миру души, любви, поэзии.</p>
  
 
== Вне России ==
 
== Вне России ==
  
Характерные для лирики Цветаевой романтические мотивы отверженности, бездомности, сочувствия гонимым подкрепляются реальными обстоятельствами жизни поэтессы. В [[1912]] Цветаева вышла замуж за '''Сергея Эфрона''', который стал не только ее мужем, но и самым близким другом. В [[1918]]-[[1922]] вместе с малолетними детьми она находится в революционной ''Москве'', в то время как ее муж '''С.Я.Эфрон''' сражается в белой армии (стихи [[1917]]-[[1921]], полные сочувствия белому движению, составили цикл "Лебединый стан"). С 1922 начинается эмигрантское существование Цветаевой (кратковременное пребывание в [[Берлин|Берлине]], три года в |Праге, с [[1925]] - [[Париж]]), отмеченное постоянной нехваткой денег, бытовой неустроенностью, непростыми отношениями с русской эмиграцией, возрастающей враждебностью критики. Лучшим поэтическим произведениям эмигрантского периода (последний прижизненный сборник стихов "После России" [[1922]]-[[1925]], [[1928]]; "Поэма горы", "Поэма конца", обе [[1926]]; лирическая сатира "Крысолов", 1925-26; трагедии на античные сюжеты "Ариадна", [[1927]], опубликована под названием "Тезей", и "Федра", [[1928]]; последний поэтический цикл "Стихи к Чехии", [[1938]]-[[1939]], при жизни не публиковался и др.) присущи философская глубина, психологическая точность, экспрессивность стиля.  
+
<p align=justify>Характерные для лирики Цветаевой романтические мотивы отверженности, бездомности, сочувствия гонимым подкрепляются реальными обстоятельствами жизни поэтессы. В [[1912]] Цветаева вышла замуж за '''Сергея Эфрона''', который стал не только ее мужем, но и самым близким другом. <br> <br>
 +
 
 +
''Я с вызовом ношу его кольцо''!<br>
 +
''- Да, в Вечности - жена, не на бумаге.'' -<br>
 +
''Его чрезмерно узкое лицо'' <br>
 +
''Подобно шпаге.''<br><br>
 +
 
 +
В [[1918]]-[[1922]] вместе с малолетними детьми она находится в революционной ''Москве'', в то время как ее муж '''Эфрон''' сражается в белой армии (стихи [[1917]]-[[1921]], полные сочувствия белому движению, составили цикл «Лебединый стан»). С 1922 начинается эмигрантское существование Цветаевой (кратковременное пребывание в [[Берлин|Берлине]], три года в ''Праге'', с [[1925]] - [[Париж]]), отмеченное постоянной нехваткой денег, бытовой неустроенностью, непростыми отношениями с русской эмиграцией, возрастающей враждебностью критики. Лучшим поэтическим произведениям эмигрантского периода (последний прижизненный сборник стихов «''После России''» [[1922]]-[[1925]], [[1928]]; «Поэма горы», «''Поэма конца''», обе [[1926]]; лирическая сатира «''Крысолов''», 1925-26; трагедии на античные сюжеты «Ариадна», [[1927]], опубликована под названием «''Тезей''», и «''Федра''», [[1928]]; последний поэтический цикл «''Стихи к Чехии''», [[1938]]-[[1939]], при жизни не публиковался и др.) присущи философская глубина, психологическая точность, экспрессивность стиля.</p> 
  
  
 
== Особенности стихосложения ==
 
== Особенности стихосложения ==
  
Свойственные поэзии Цветаевой исповедальность, эмоциональная напряженность, энергия чувства определили специфику языка, отмеченного сжатостью мысли, стремительностью развертывания лирического действия. Наиболее яркими чертами самобытной поэтики Цветаевой явились интонационное и ритмическое разнообразие (в т. ч. использование раешного стиха, ритмического рисунка частушки; фольклорные истоки наиболее ощутимы в поэмах-сказках "Царь-девица", [[1992]], "Молодец", [[1924]]), стилистические и лексические контрасты (от просторечия и заземленных бытовых реалий до приподнятости высокого стиля и библейской образности), необычный синтаксис (уплотненная ткань стиха изобилует знаком "тире", часто заменяющим опускаемые слова), ломка традиционной метрики (смешение классических стоп внутри одной строки), эксперименты над звуком (в т. ч. постоянное обыгрывание паронимических созвучий (см. Паронимы), превращающее морфологический уровень языка в поэтически значимый) и др.  
+
<p align=justify>Свойственные поэзии Цветаевой исповедальность, эмоциональная напряженность, энергия чувства определили специфику языка, отмеченного сжатостью мысли, стремительностью развертывания лирического действия. Наиболее яркими чертами самобытной поэтики Цветаевой явились интонационное и ритмическое разнообразие (в т. ч. использование раешного стиха, ритмического рисунка частушки; фольклорные истоки наиболее ощутимы в поэмах-сказках «Царь-девица», [[1992]], «Молодец», [[1924]]), стилистические и лексические контрасты (от просторечия и заземленных бытовых реалий до приподнятости высокого стиля и библейской образности), необычный синтаксис (уплотненная ткань стиха изобилует знаком «тире», часто заменяющим опускаемые слова), ломка традиционной метрики (смешение классических стоп внутри одной строки), эксперименты над звуком (в т. ч. постоянное обыгрывание паронимических созвучий, превращающее морфологический уровень языка в поэтически значимый).</p> 
  
  
 
== Конец пути ==
 
== Конец пути ==
  
В [[1937]] '''Сергей Эфрон''', ради возвращения в [[СССР]] ставший агентом НКВД за границей, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве, бежит из Франции в Москву. Летом [[1939]] вслед за мужем и дочерью '''Ариадной''' (Алей) возвращается на родину и Цветаева с сыном '''Георгием''' (Муром). В том же году и дочь и муж были арестованы (С. Эфрон расстрелян в [[1941]], Ариадна после пятнадцати лет репрессий была в [[1955]] реабилитирована). Сама Цветаева не могла найти ни жилья ни работы; ее стихи не печатались. Оказавшись в начале войны в эвакуации, безуспешно пыталась получить поддержку со стороны писателей.[[31 августа]] [[1941]] года Марина Ивановна покончила жизнь самоубийством.
+
<p align=justify>В [[1937]] '''Сергей Эфрон''', ради возвращения в [[СССР]] ставший агентом ''НКВД''  за границей, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве, бежит из Франции в [[Москва| Москву]] . Летом [[1939]] вслед за мужем и дочерью '''Ариадной''' (Алей) возвращается на родину и Цветаева с сыном '''Георгием''' (''Муром''). В том же году и дочь и муж были арестованы ('''С. Эфрон''' расстрелян в [[1941]], '''Ариадна''' после пятнадцати лет репрессий была в [[1955]] реабилитирована). Сама Цветаева не могла найти ни жилья ни работы; ее стихи не печатались. Оказавшись в начале войны в эвакуации в г. ''Елабуга'' на ''Каме'', безуспешно пыталась получить поддержку со стороны писателей. В архиве ''Союза писателей  Татарии'' сохранилось отчаянное письмо Цветаевой, где она предлагала свои услуги по переводу с татарского на мыло и махорку. Новые испытания оказались ей уже не по силам, ее воля к жизни с каждым днем становилась все слабее. [[31 августа]] [[1941]] года Марина Ивановна покончила жизнь самоубийством.<br><br>
  
 
''Разбросанным в пыли по магазинам''<br>
 
''Разбросанным в пыли по магазинам''<br>
 
''(Где их никто не брал и берет!)''<br>
 
''(Где их никто не брал и берет!)''<br>
 
''Моим стихам, как драгоценным винам,''<br>
 
''Моим стихам, как драгоценным винам,''<br>
''Настанет свой черед''.<br>  
+
''Настанет свой черед''.<br><br>  
  
Надо отметить, что еще  в  семнадцатилетнем  возрасте  Марина  Цветаева пыталась покончить жизнь самоубийством. Она даже написала прощальное  письмо своей сестре, которое попало к ней только спустя тридцать два года.
+
Надо отметить, что еще  в  семнадцатилетнем  возрасте  Марина  Цветаева пыталась покончить жизнь самоубийством. Она даже написала прощальное  письмо своей сестре, которое попало к ней только спустя тридцать два года.</p>
  
  
Строка 51: Строка 58:
  
 
1918 г.  
 
1918 г.  
*Азраил
+
 
*Акварель  
+
{| border=0
*Але(В шитой серебром рубашечке)  
+
  |Азраил
*Але (Ты будешь невинной, тонкой)  
+
  |Акварель  
*Але(А когда - когда-нибудь - как в воду)  
+
  |Але(В шитой серебром рубашечке)  
*Але(Не знаю, где ты и где я)  
+
  |Але (Ты будешь невинной, тонкой)  
*Але (Когда-нибудь, прелестное созданье)  
+
  |Але(А когда - когда-нибудь - как в воду)  
*Але(Ни кровинки в тебе здоровой)  
+
|-
*Але (Есть у тебя еще отец и мать)  
+
  |Але(Не знаю, где ты и где я)  
*Ала
+
  |Але (Когда-нибудь, прелестное созданье)  
*Андрей Шенье
+
  |Але(Ни кровинки в тебе здоровой)  
*Анжелика
+
  |Але (Есть у тебя еще отец и мать)  
*Анне Ахматовой
+
  |Ала
*Ариадна
+
|-
*Асе (Гул предвечерний в заре догорающей)  
+
  |Але(Не знаю, где ты и где я)
*Асе (Мы быстры и наготове)  
+
  |Але (Когда-нибудь, прелестное созданье)
*Асе (Ты мне нравишься: ты так молода)  
+
  |Але(Ни кровинки в тебе здоровой)
*Ахилл на валу
+
  |Але (Есть у тебя еще отец и мать)
*Ахматовой (О, Муза плача, прекраснейшая из муз!)  
+
  |Андрей Шенье
*Ахматова (Кем полосынька твоя)  
+
|-
*Бабушка
+
  |Анжелика
*Бабушке  
+
  |Анне Ахматовой
*Бабушкин внучек
+
  |Ариадна
*Байрону
+
  |Асе (Гул предвечерний в заре догорающей)  
*Балкон
+
  |Асе (Мы быстры и наготове)  
*Баллада о проходимке
+
|-
*Баловство
+
  |Асе (Ты мне нравишься: ты так молода)  
*Бальмонту
+
  |Ахилл на валу
*Барабан
+
  |Ахматовой (О, Муза плача, прекраснейшая из муз!)  
*Барабанщик
+
  |Ахматова (Кем полосынька твоя)  
*Баярд  
+
  |Бабушка
*Белоснежка
+
|-
*Берлину
+
  |Бабушке  
*Бессоница
+
  |Бабушкин внучек
*Благая весть
+
  |Байрону
*Бог
+
  |Балкон
*Болезнь  
+
  |Баллада о проходимке
*Бонапартисты
+
|-
*Брат  
+
  |Белоснежка
*Братья
+
  |Берлину
*Бузина
+
  |Бессоница
*Бывшему чародею
+
  |Благая весть
*В ouchy 
+
  |Бог
*В зале  
+
|-
*В зеркале книги  М. Д.-В.  
+
  |Баловство
*В классе  
+
  |Бальмонту
*В кремле
+
  |Барабан
*В Люксембургском саду  
+
  |Барабанщик
*В ответ на стихотворение
+
  |Баярд  
*В париже  
+
|-
*В пятнадцать лет  
+
  |Бонапартисты
*В раю   
+
  |Берлину
*В сквере  
+
  |Бессоница
*В сонном царстве  
+
  |Благая весть
*В субботу  
+
  |Болезнь  
*В сумерках   
+
|-
*В чужой лагерь  
+
  |Брат  
*В шенбрунне  
+
  |Братья
*В.я. Брюсову (Я забыла, что сердце в вас - только ночник)  
+
  |Бузина
*В.я. Брюсову (Улыбнись в мое "окно")  
+
  |Бывшему чародею
*Венера
+
  |В зале  
*Весна в Вагоне
+
|-
*Вестнику
+
  |В зеркале книги  М. Д.-В.  
*Взятие Крыма
+
  |В классе  
*Вильям Шекспир. "Песня Стефано"  
+
  |В Кремле
*Вифлеем  
+
  |В Люксембургском саду  
*Вождям  
+
  |В ответ на стихотворение
*Возвращение вождя
+
|-
*Вокзальный силуэт
+
  |В Париже  
*Волей луны  
+
  |В пятнадцать лет  
*Волк
+
  |В раю   
*Волшебни
+
  |В сквере  
*Волшебство
+
  |В сонном царстве  
*Восклицательный знак  
+
|-
*Встреча (Вечерний дым над городом возник)  
+
  |В субботу  
*Встреча (Гаснул вечер, как мы умиленный)  
+
  |В сумерках   
*Встреча с Пушкиным  
+
  |В чужой лагерь  
*Второе путешествие
+
  |В Шенбрунне  
*Втроём
+
  |В.Я. Брюсову (Я забыла, что сердце в вас - только ночник)  
*Вячаславу Иванову
+
|-
*Гадание
+
  |В.Я. Брюсову (Улыбнись в мое "окно")  
*Генералам двенадцатого года
+
  |Венера
*Гению
+
  |Весна в Вагоне
*Георгий   
+
  |Вестнику
*Германии
+
  |Взятие Крыма
*Герцог Рейхштадтский
+
|-
*Гимназистка
+
  |Вильям Шекспир. "Песня Стефано"  
*Глаза
+
  |Вифлеем  
*Дама в голубом
+
  |Вождям  
*Даме с камелиями  
+
  |Возвращение вождя
*Даниил
+
  |Вокзальный силуэт
*Два в квадрате
+
|-
*Два исхода
+
  |Волей луны  
*Двое
+
  |Волк
*Девочка-смерть
+
  |Волшебник
*Декабрь и январь
+
  |Волшебство
*Декабрьская сказка
+
  |Восклицательный знак  
*Деревья (В смертных изверясь)
+
|-
*Деревья  (Кварталом хорошего тона)  
+
  |Встреча (Вечерний дым над городом возник)  
*Детская  
+
  |Встреча (Гаснул вечер, как мы умиленный)  
*Детский день
+
  |Встреча с Пушкиным  
*Детский юг
+
  |Второе путешествие
*Диалог Гамлета с совестью
+
  |Втроём
*До первой звезды  
+
|-
*Добрый колдун
+
  |Вячеславу Иванову
*Добрый путь!
+
  |Гадание
*Дом  
+
  |Генералам двенадцатого года
*Домики старой Москвы  
+
  |Гению
*Дон  
+
  |Георгий  
*Дон-Жуан  
+
  |-
*Дортуар весной  
+
  |Германии
*Дочь-Иаира
+
  |Герцог Рейхштадтский
*Душа  
+
  |Гимназистка
*Душа и имя
+
  |Глаза
*Еврея
+
  |Дама в голубом
*Её слова  
+
|-
*Еще молитва  
+
  |Даме с камелиями  
*Жажда
+
  |Даниил
*Жар-птица  
+
  |Два в квадрате
*Жертвам школьных сумерок  
+
  |Два исхода
*Живая цепочка
+
  |Двое
*Жизни
+
|-
*За книгами  
+
  |Девочка-смерть
*Заводские  
+
  |Декабрь и январь
*Занавес
+
  |Декабрьская сказка
*Заочность
+
  |Деревья
*Зеленое ожерелье  
+
  |Деревья  (Кварталом хорошего тона)  
*Земное имя  
+
|-
*Земные приметы
+
  |Детская  
*Зима
+
  |Детский день
*Зимняя сказка  
+
  |Детский юг
*Зимой  
+
  |Диалог Гамлета с совестью
*Из сказки - в сказку
+
  |До первой звезды  
*Из сказки в жизнь  
+
|-
*Инцидент за супом  
+
  |Добрый колдун
*Иоанн  
+
  |Добрый путь!
*Иосиф  
+
  |Дом  
*Исповедь
+
  |Домики старой Москвы  
*Итог дня  
+
  |Дон  
*Июль- апрель  
+
|-
*Как мы читали "Lichtenstein"   
+
  |Дон-Жуан  
*Kамерата
+
  |Дортуар весной  
*Кармен  
+
  |Дочь-Иаира
*Картинка с конфеты
+
  |Душа  
*Каток растаял
+
  |Душа и имя
*Клинок  
+
|-
*КН. С. М. Волконскому
+
  |Её слова  
*Книги в красонм переплёте  
+
  |Еще молитва  
*Князь тьмы  
+
  |Жажда
*Колдунья
+
  |Жар-птица  
*Колыбельная песня Асе
+
  |Жертвам школьных сумерок  
*Комедьянт  
+
|-
*Конец сказки
+
  |Живая цепочка
*Контрабандисты и бандиты
+
  |Жизни
*Конькобежцы  
+
  |За книгами  
*Корнилов  
+
  |Заводские  
*Кошки
+
  |Занавес
*Крестины
+
|-
*Крик станций   
+
  |Заочность
*Кроме любви
+
  |Зеленое ожерелье  
*Курлык  
+
  |Земное имя  
*Куст  
+
  |Земные приметы
*Ладонь  
+
  |Зима
*Лесное царство  
+
|-
*Летом  
+
  |Зимняя сказка  
*Литературным прокурорам
+
  |Зимой  
*Луна-лунатику  
+
  |Из сказки - в сказку
*Луч серебристый  
+
  |Из сказки в жизнь  
*Лучина  
+
  |Инцидент за супом  
*Лучший союз  
+
|-
*Любви старинные туманы
+
  |Иоанн  
*Людвиг XVII  
+
  |Иосиф  
*Лютня  
+
  |Исповедь
*Магдалина  
+
  |Итог дня  
*Маленький паж  
+
  |Июль- апрель  
*Мальчик с розой  
+
|-
*Мальчик-бред
+
  |Как мы читали "Lichtenstein"   
*Мама в саду
+
  |Kамерата
*Мама за книгой
+
  |Кармен  
*Мама на даче
+
  |Картинка с конфеты
*Мама на лугу  
+
  |Каток растаял
*Маме (Как много забвением темным)  
+
|-
*Маме (В старом вальсе штраусовском впервые)  
+
  |Клинок  
*Марина  
+
  |КН. С. М. Волконскому
*Маяковскому (Чтобы край земной не вымер)  
+
  |Книги в красонм переплёте  
*Маяковскому (Превыше крестов и труб)  
+
  |Князь тьмы  
*Минута
+
  |Колдунья
*Мирок  
+
|-
*Молитва
+
  |Колыбельная песня Асе
*Молитва лодки
+
  |Комедьянт  
*Молитва морю
+
  |Конец сказки
*Молодость  
+
  |Контрабандисты и бандиты
*Мореплаватель
+
  |Конькобежцы  
*Москве (Когда рыжеволосый Самозванец)  
+
|-
*Москве (Первородство - на сиротство!)  
+
  |Корнилов  
*Муза
+
  |Кошки
*Мука" И Му"ка  
+
  |Крестины
МЯТЕЖНИКИ
+
  |Крик станций   
Н. Н. В.  
+
  |Кроме любви
НА БУЛЬВАРЕ
+
|-
НА ВОЗУ
+
  |Курлык  
НА ВОКЗАЛЕ
+
  |Куст  
НА ЗАРЕ
+
  |Ладонь  
НА КОНЦЕРТЕ
+
  |Лесное царство  
НА ПРОЩАНЬЕ
+
  |Летом
НА РАДОСТЬ
+
|-
НА СКАЛАХ
+
  |Литературным прокурорам
НАДГРОБИЕ
+
  |Луна-лунатику  
НАДПИСЬ В АЛЬБОМ
+
  |Луч серебристый  
НАКЛОН
+
  |Лучина  
НАУКА ФОМЫ
+
  |Лучший союз  
НАША ЗАЛА
+
|-
НАШИ ЦАРСТВА
+
  |Любви старинные туманы
НАЯДА
+
  |Людвиг XVII  
НЕ В НАШЕЙ ВЛАСТИ
+
  |Лютня  
НЕВЕСТАМ МУДРЕЦОВ
+
  |Магдалина  
НЕДОУМЕНИЕ
+
  |Маленький паж  
НЕРАВНЫЕ БРАТЬЯ
+
|-
НЕРАЗЛУЧНОЙ В ДОРОГУ
+
  |Мальчик с розой  
НИ ЗДЕСЬ, НИ ТАМ
+
  |Мальчик-бред
НИНЕ
+
  |Мама в саду
НОВОГОДНЯЯ
+
  |Мама за книгой
НОВОГОДНЯЯ (вторая)  
+
  |Мама на даче
НОВОЛУНЬЕ
+
|-
НОЧНЫЕ МЕСТА
+
  |Мама на лугу  
НОЧЬ (Час обнажающихся верховий)  
+
  |Маме (Как много забвением темным)  
НОЧЬ (Когда друг другу лжем)  
+
  |Маме (В старом вальсе штраусовском впервые)  
ОБА ЛУЧА
+
  |Марина  
ОБЛАКА
+
  |Маяковскому (Чтобы край земной не вымер)  
ОБЛАЧКО
+
|-
ОБРЕЧЕННАЯ
+
  |Маяковскому (Превыше крестов и труб)  
ОВРАГ
+
  |Минута
ОДА ПЕШЕМУ ХОДУ
+
  |Мирок  
ОКА
+
  |Молитва
ОКНО
+
  |Молитва лодки
ОКО
+
|-
ОН БЫЛ СИНЕГЛАЗЫЙ И РЫЖИЙ...  
+
  |Молитва морю
ОНИ И МЫ
+
  |Молодость  
ОСЕНЬ В ТАРУСЕ
+
  |Мореплаватель
ОСТРОВ
+
  |Москве (Когда рыжеволосый Самозванец)  
ОСУЖДЕННЫЕ
+
  |Москве (Первородство - на сиротство!)  
ОТ ЧЕТЫРЕХ ДО СЕМИ
+
|-
ОТГОЛОСКИ СТОЛА
+
  |Муза
ОТРОК
+
  |Мука" И Му"ка  
ОТЦАМ
+
  |Мятежники
ОТЪЕЗД
+
  |Н. Н. В.  
ОФЕЛИЯ - В ЗАЩИТУ КОРОЛЕВЫ
+
  |На бульваре
ОФЕЛИЯ - ГАМЛЕТУ
+
|-
ОЧАГ МУДРЕЦА
+
  |На возу
ОШИБКА
+
  |На вокзале
П. АНТОКОЛЬСКОМУ  
+
  |На заре
П. Э.  
+
  |На концерте
ПАМЯТИ А. А. СТАХОВИЧА
+
  |На прощанье
ПАМЯТИ БЕРАНЖЕ
+
|-
ПАМЯТИ Г. ГЕЙНЕ
+
  |На радость
ПАМЯТИ НИНЫ ДЖАВАХА
+
  |На скалах
ПАМЯТЬЮ СЕРДЦА
+
  |Надгробие
ПАРОМ
+
  |Надпись в альбом
ПАСХА В АПРЕЛЕ
+
  |Наклон
ПЕДАЛЬ
+
|-
ПЕРВАЯ РОЗА
+
  |Наука Фомы
ПЕРВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
+
  |Наша зала
ПЕРВЫЙ БАЛ
+
  |Наши царства
ПЕСЕНКИ ИЗ ПЬЕСЫ "УЧЕНИК"  
+
  |Наяда
ПЕТРОВ КОНЬ РОНЯЕТ ПОДКОВУ
+
  |Не в нашей власти
ПЕТРУ
+
|-
ПИСЬМО
+
  |Невестам мудрецов
ПИСЬМО НА РОЗОВОЙ БУМАГЕ
+
  |Недоумение
ПЛАЧ МАТЕРИ ПО НОВОБРАНЦУ
+
  |Неравные братья
ПЛАЧ ЦЫГАНКИ ПО ГРАФУ ЗУБОВУ
+
  |Неразлучной в дорогу
ПЛАЩ
+
  |Ни здесь, ни там
ПЛЕННИЦА
+
|-
ПЛОХОЕ ОПРАВДАНЬЕ
+
  |Нине
ПЛОЩАДЬ
+
  |Новогодняя
ПОБЕГ
+
  |Новогодняя(вторая)  
ПОБЕДА
+
  |Новолунье
ПОД ДОЖДЕМ
+
  |Ночные места
ПОД НОВЫЙ ГОД
+
|-
ПОД ШАЛЬЮ
+
  |Ночь (Час обнажающихся верховий)  
ПОДРАСТАЮЩЕЙ
+
  |Ночь (Когда друг другу лжем)  
ПОДРУГА (Спит, муки твоея - веселье)  
+
  |Оба луча
ПОДРУГА (Не расстанусь! - Конца нет!)  
+
  |Облака
ПОДРУГА (Вы счастливы? - Не скажете! Едва ли!)  
+
  |Облачко
ПОЕЗД ЖИЗНИ
+
|-
ПОЖАЛЕЙ...  
+
  |Обреченная
ПОКЛОННИК БАЙРОНА
+
  |Овраг
ПОЛНОЧЬ
+
  |Ода пешему ходу
ПОЛОТЕРСКАЯ
+
  |Ока
ПОПЫТКА РЕВНОСТИ
+
  |Окно
ПОСЛЕ ГОСТЕЙ
+
  |
ПОСЛЕ ПРАЗДНИКА
+
|-
ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ "LES RENCONTRES DE М. DE BREOT" REGNER  
+
  |Око
ПОСЛЕДНИЙ МОРЯК
+
  |Он был синеглазый и рыжий...  
ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА
+
  |Они и мы
ПОСМЕРТНЫЙ МАРШ
+
  |Осень в Тарусе
ПОСЫЛКА К МАЛЕНЬКОЙ СИГАРЕРЕ
+
  |Остров
ПОТОМОК ШВЕДСКИХ КОРОЛЕЙ
+
|-
ПОЭМА ЗАСТАВЫ
+
  |Осужденные
ПОЭТЫ
+
  |От четырех до семи
ПРАВДА
+
  |Отголоски стола
ПРАГА
+
  |Отрок
ПРАЖСКИЙ РЫЦАРЬ
+
  |Отцам
ПРЕДСКАЗАНЬЕ
+
|-
ПРИВЕТ ИЗ БАШНИ
+
  |Отъезд
ПРИВЕТ ИЗ ВАГОНА
+
  |Офелия - в защиту королевы
ПРИЕЗД
+
  |Офелия  - Гамлету
ПРИЗРАК ЦАРЕВНЫ
+
  |Очаг Мудреца
ПРИМЕТЫ
+
  |Ошибка
ПРИНЦ И ЛЕБЕДИ
+
|-
ПРОБУЖДЕНЬЕ
+
  |П. АНТОКОЛЬСКОМУ  
ПРОВОДА
+
  |П. Э.  
ПРОКРАСТЬСЯ...  
+
  |Памяти А. А. Стаховича
"ПРОСТИ" ВОЛШЕБНОМУ ДОМУ
+
  |Памяти Беранже
"ПРОСТИ" НИНЕ
+
  |Памяти Г. Гейне
ПСИХЕЯ
+
|-
ПУТЬ КРЕСТА
+
  |Памяти Нины Джаваха
РАЗГОВОР С ГЕНИЕМ
+
  |Памятью сердца
РАЗЛУКА
+
  |Паром
РАЗНЫЕ ДЕТИ
+
  |Пасха в апреле
РАКОВИНА
+
  |Педаль
РАСПЯТИЕ
+
|-
РАССВЕТ НА РЕЛЬСАХ
+
  |Первая роза
РАССТАВАНИЕ
+
  |Первое путешествие
РАСЩЕЛИНА
+
  |Первый бал
РЕЗЕДА И РОЗА
+
  |Песенки из пьесы "Ученик"
РЕЛЬСЫ
+
  |Петров конь теряет подкову
РОБИН ГУД И МАЛЕНЬКИЙ ДЖОН
+
|-
РОБИН ГУД СПАСАЕТ ТРЕХ СТРЕЛКОВ
+
  |Петру
РОДИНА
+
  |Письмо
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ДАМА
+
  |Письмо на розовой бумаге
РОЗОВАЯ ЮНОСТЬ
+
  |Плач матери по новобранцу
РОЗОВЫЙ ДОМИК
+
  |Плач цыганки по графу Зубову
РОЛАНДОВ РОГ
+
|-
РУАН
+
  |Плащ
РУЧЬИ
+
  |Пленница
С.Э. (Я с вызовом ношу его кольцо)  
+
  |Плохое оправданье
С.Э. (Не похорошела за годы разлуки!)  
+
  |Площадь
С.Э. (Хочешь знать, как дни проходят)  
+
  |Побег
С.Э. (Сижу без света, и без хлеба)  
+
|-
С.Э. (Писала я на аспидной доске)  
+
  |Победа
САВОЙСКИЕ ОТРЫВКИ
+
  |Под дождем
САД
+
  |Под Новый год
САМОУБИЙСТВО
+
  |Под шалью
САРА В ВЕРСАЛЬСКОМ МОНАСТЫРЕ
+
  |Подрастающей
САХАРА
+
|-
СВЯЗЬ ЧЕРЕЗ СНЫ
+
  |Подруга (Спит, муки твоея - веселье)  
СЕРГЕЮ ЭФРОН-ДУРНОВО
+
  |Подруга (Не расстанусь! - Конца нет!)  
СЕРДЦА И ДУШИ
+
  |Подруга (Вы счастливы? - Не скажете! Едва ли!)  
СЕРЕЖЕ
+
  |Поезд жизни
СЕСТРА
+
  |Пожалей...  
СЕСТРЫ
+
|-
СИВИЛЛА
+
  |Поклонник Байрона
СКАЗКИ СОЛОВЬЕВА
+
  |Полночь
СКАЗОЧНЫЙ ШВАРЦВАЛЬД
+
  |Полотерская
СКИФСКИЕ
+
  |Попытка ревности
СКУЧНЫЕ ИГРЫ
+
  |После гостей
СЛЕДУЮЩЕМУ
+
|-
СЛЕЗЫ
+
  |После праздника
СЛОВА И СМЫСЛЫ
+
  |После чтения "LES RENCONTRES DE М. DE BREOT" REGNER  
СОВЕТ
+
  |Последний моряк
СОК ЛОТОСА
+
  |Последняя встреча
СОН
+
  |Посмертный марш
СТАРИННОЕ БЛАГОГОВЕНЬЕ
+
|-
СТАРУХА
+
  |Посылка к маленькой сигарете
СТЕНЬКА РАЗИН
+
  |Потомок шведских королей
СТИХИ К АХМАТОВОЙ
+
  |Поэма заставы
СТИХИ К БЛОКУ
+
  |Поэты
СТИХИ К ПУШКИНУ
+
  |Правда
СТИХИ К СОНЕЧКЕ
+
|-
СТИХИ К СЫНУ
+
  |Прага
СТИХИ К ЧЕХИИ. МАРТ
+
  |Пражский рыцарь
СТИХИ К ЧЕХИИ. СЕНТЯБРЬ
+
  |Предсказние
СТИХИ О МОСКВЕ
+
  |Привет из башни
СТИХИ СИРОТЕ
+
  |Привет из вагона
СТОЛ
+
|-
СТОЛОВАЯ
+
  |Приезд
СТРАНА
+
  |Призрак царевны
СТУК В ДВЕРЬ
+
  |Приметы
СУГРОБЫ
+
  |Принц и лебеди
СЧАСТЬЕ
+
  |Пробужденье
СЫН
+
|-
ТАК
+
  |Провода
ТАК БУДЕТ
+
  |Прокрасться...  
ТАК ВСЛУШИВАЮТСЯ...  
+
  |"Прости" волшебному дому
ТВЕРСКАЯ
+
  |"Прости" Нине
ТЕБЕ - ЧЕРЕЗ СТО ЛЕТ
+
  |Психея
ТОЛЬКО ДЕВОЧКА
+
|-
ТРИ ПОЦЕЛУЯ
+
  |Путь креста
ТРОЙСТВЕННЫЙ СОЮЗ
+
  |Разговор с гением
У ГРОБИКА
+
  |Разлука
У КРОВАТКИ
+
  |Разные дети
УГОЛЬКИ
+
  |Раковина
УТОМЛЕНЬЕ
+
|-
УЧЕНИК
+
  |Распятие
ФЕДРА
+
  |Рассве на рельсах
ХАНСКИЙ ПОЛОН
+
  |Расставание
ХВАЛА АФРОДИТЕ
+
  |Расщелина
ХВАЛА БОГАТЫМ
+
  |Резеда и роза
ХВАЛА ВРЕМЕНИ
+
|-
ЦАРЮ - НА ПАСХУ
+
  |Рельсы
ЦЫГАНСКАЯ СВАДЬБА
+
  |Робин Гуд и маленький Джон
ЧАРОДЕЮ
+
  |Робин Гуд спасает трех стрелков
ЧАС ДУШИ
+
  |Родина
ЧЕЛЮСКИНЦЫ
+
  |Рождественская дама
ЧЕТВЕРОСТИШИЯ
+
|-
ЧИТАТЕЛИ ГАЗЕТ
+
  |Розовая юность
ЧУЖОМУ
+
  |Розовый домик
ШАРМАНКА ВЕСНОЙ
+
  |Роландов рог
ШУТОЧНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ
+
  |Руан
ЭВРИДИКА - ОРФЕЮ
+
  |Ручьи
ЭЛЬФОЧКА В ЗАЛЕ
+
|-
ЭМИГРАНТ
+
  |С.Э. (Я с вызовом ношу его кольцо)  
ЭПИЛОГ
+
  |С.Э. (Не похорошела за годы разлуки!)  
ЭПИТАФИЯ
+
  |С.Э. (Хочешь знать, как дни проходят)  
ЭПИТАФИЯ
+
  |С.Э. (Сижу без света, и без хлеба)  
ЭСТЕТЫ
+
  |С.Э. (Писала я на аспидной доске)  
ЮНГЕ
+
|-
ЮНКЕРАМ, УБИТЫМ В НИЖНЕМ
+
  |Савойские отрывки
AETERNUM VALE
+
  |Сад
BOHEME
+
  |Сара в версальском монастыре
DIE STILLE STRASSE
+
  |Сахара
DOUCE FRANCE
+
  |Связь через сны
EX-CI-DEVANT
+
|-
ICI-HAUT
+
  |Сергею Эфрон
PERPETUUM MOBILE
+
  |Сердца и души
RICORDO DI TIVOLI
+
  |Сереже
ROUGE ЕТ BLEUE
+
  |Сестра
 +
  |Сестры
 +
|-
 +
  |Сивилла
 +
  |Сказки Соловьева
 +
  |Сказочный Шварцвальд
 +
  |Скифские
 +
  |Скучные игры
 +
|-
 +
  |Следующему
 +
  |Слезы
 +
  |Слова и смыслы
 +
  |Совет
 +
  |Сок лотоса
 +
|-
 +
  |Сон
 +
  |Старуха
 +
  |Стенька разин
 +
  |Стихи к Ахматовой
 +
  |Стихи к Блоку
 +
|-
 +
  |Стихи к Пушкину
 +
  |Стихи к Сонечке
 +
  |Стихи к сыну
 +
  |Стихи к Чехии.Март
 +
  |Стихи к Чехии.Сентябрь
 +
|-
 +
  |Стихи о Москве
 +
  |Стихи сироте
 +
  |Стол
 +
  |Столовая
 +
  |Страна
 +
|-
 +
  |Стук в дверь
 +
  |Сугробы
 +
  |Счастье
 +
  |Сын
 +
  |Так
 +
|-
 +
  |Так будет
 +
  |Так вслушиваются...
 +
  |Тверская
 +
  |Тебе-через сто лет
 +
  |Только девочка
 +
|-
 +
  |Три поцелуя
 +
  |Тройственный союз
 +
  |У гробика 
 +
  |У кровати 
 +
  |Угольки
 +
|-
 +
  |Утомленье
 +
  |Ученик
 +
  |Федра
 +
  |Ханский полон
 +
  |Хвала Афродите
 +
|-
 +
  |Хвала богатым
 +
  |Хвала времени
 +
  |Царю-на пасху
 +
  |Цыганская свадьба
 +
  |Чародею
 +
|-
 +
  |Час души
 +
  |Челюскинцы
 +
  |Четверостишия
 +
  |Читатели газет
 +
  |Чужому
 +
|-
 +
  |Шарманка весной
 +
  |Шуточное стихотворение
 +
  |Эвридика-Орфею
 +
  |Эльфочка в зале
 +
|-
 +
  |Эмигрант
 +
  |Эпилог
 +
  |Эпитафия
 +
  |Эстеты
 +
  |Юнге
 +
|-
 +
  |Юнкерам,убитым в нижнем
 +
  |Aeternum Vale
 +
  |Boheme
 +
  |Die stille strasse
 +
  |Douce France
 +
|-
 +
  |Ex-Ci-Devant
 +
  |Ici-Haut
 +
  |Perpetuum Mobile
 +
  |Ricordo Di Tivol
 +
|-
 +
  |Rouge Et Bleue
 +
|}
  
 
== Ссылки ==
 
== Ссылки ==
 
*[http://cvetaeva.ouc.ru/  Биография Цветаевой Марины Ивановны.Библиотека поэзии]
 
*[http://cvetaeva.ouc.ru/  Биография Цветаевой Марины Ивановны.Библиотека поэзии]
 
*[http://www.stihi-rus.ru/1/Cvetaeva/  Стихи Марины Цветаевой]
 
*[http://www.stihi-rus.ru/1/Cvetaeva/  Стихи Марины Цветаевой]
 +
*[http://www.litera.ru/stixiya/authors/cvetaeva/all.html Марина Цветаева. Поэзия.]
 
*[http://www.dommuseum.ru/  Дом-музей Марины Цветаевой]
 
*[http://www.dommuseum.ru/  Дом-музей Марины Цветаевой]
== Литература==
+
*[http://onfoot.ru/photos/mos/2232.html  Памятник М.И. Цветаевой в Москве]
*Все обо всех.Т.5. М.:АСТ, 1997. С.427-440
+
*[http://cvet-a-eva.narod.ru/review.html  Отзывы критиков и современников о Цветаевой]
 
+
== Библиография==
 +
*Все обо всех.Т.5. - М.:АСТ, 1997. С.427-440
 +
*Поэты Серебряного века/Сост., вступ. ст., коммент. Н.П. Суховой.- М.:Дет. лит., 2004. С.255-280
 +
*Эренбург И.  Поэзия Марины Цветаевой. «Литературная Москва», сборник № 2. -М.: 1956.
 +
* Марина Цветаева. Стихотворения, поэмы, драматические произведения. /Составитель Е. Евтушенко. М.: «Художественная литература», 1990.   
 +
* Марина Цветаева. Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения. М.:  Художественная литература, 1990г. 162 с.
 
[[Категория:Литература]]
 
[[Категория:Литература]]
 
[[Категория:Поэт]]
 
[[Категория:Поэт]]
 
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
 
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]

Текущая версия на 13:20, 25 января 2011

Марина Ивановна Цветаева
Мария Цветаева.JPG
Имя при рождении: Марина
Дата рождения: 26 сентября (9 октября) 1892
Место рождения: Москва
Дата смерти: 31 августа 1941
Место смерти: Елабуга

Цветаева Марина Ивановна - русская поэтесса, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века.

Содержание

[править] Детство

Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 г., в высококультурной семье. Отец, Иван Владимирович Цветаев, был профессором Московского университета, известным филологом и искусствоведом. В дальнейшем стал директором Румянцевского музея. Он оставил после себя большую память тем, что основал Музей изящных искусств имени Пушкина на Волхонке (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Мать Цветаевой, М. А. Мейн, была талантливой пианисткой, ученицей А. Г. Рубинштейна. Она происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи. Детские годы поэтессы прошли в Москве и на даче в Тарусе. У Марины и ее сестры Аси было счастливое детство, которое закончилось с болезнью матери. Та заболела чахоткой, и врачи приписали ей лечение в мягком климате за границей. С этого времени Цветаевы подолгу жили в Италии,Швейцарии, Германии. Перерывы в гимназическом образовании восполнялись учебой в пансионах в Лозанне и Фрейбурге. Летом 1906 года мать Марины и Аси умерла в их доме в Тарусе.


[править] Начало творческой деятельности

Марина Ивановна свободно владела французским и немецким языками, писала на них стихотворения. В 1909 слушала курс французской литературы в Сорбонне. В 1911 году Марина Цветаева ушла из гимназии и уехала в Коктебель к Волошину, дом которого был всегда открыт для всех начинающих и маститых писателей, поэтов, художников. С первой встречи с Волошиным и беседы о поэзии началась их дружба, несмотря на значительную разницу в возрасте. Она много раз была в гостях у Волошина в Коктебеле. Начало литературной деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов. Она знакомится с В. Я. Брюсовым, оказавшим значительное влияние на ее раннюю поэзию, с поэтом Эллисом (Л. Л. Кобылинским). Участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет». В 1910 г. выпустила первый сборник «Вечерний альбом», который заметили и одобрили такие взыскательные критики, как Брюсов, Гумилев и Волошин. В (1912) году Марина Ивановна выпустила второй сборник стихов «Волшебный фонарь», которые так же, как поэма «Чародей» опубликованная в (1914) были наполнены тщательным описанием домашнего быта (детской, «залы» , зеркал и портретов), прогулок на бульваре, чтения, занятий музыкой, отношений с матерью и сестрой. В поэме «На красном коне» (1921) история становления поэта обретает формы романтической сказочной баллады. Сборники ее стихов следовали один за другим, неизменно привлекая внимание своей творческой самобытностью и оригинальностью. Она не примкнула ни к одному из литературных течений.


[править] Творческая зрелость

С 1917 по 1920 годы Марина Цветаева написала более 300 стихотворений, большую поэму сказку «Царь-Девица», шесть романтических пьес, сделала множество записей - эссе. Впоследствии критики утверждали в один голос, что в этот период ее талант буквально расцвел, вопреки обстоятельствам. В следующих книгах «Версты» (1921-1922) и «Ремесло» (1923), обнаруживающих творческую зрелость Цветаевой, сохраняется ориентация на дневник и сказку, но уже преображающуюся в часть индивидуального поэтического мифа. В центре циклов стихов, обращенных к поэтам-современникам А. А. Блоку, А. А. Ахматовой, С. Парнок, посвященных историческим лицам или литературным героям - Марине Мнишек, Дон Жуан и др., - романтическая личность, которая не может быть понята современниками и потомками, но и не ищет примитивного понимания, обывательского сочувствия. Цветаева, до определенной степени идентифицируя себя со своими героями, наделяет их возможностью жизни за пределами реальных пространств и времен, трагизм их земного существования компенсируется принадлежностью к высшему миру души, любви, поэзии.

[править] Вне России

Характерные для лирики Цветаевой романтические мотивы отверженности, бездомности, сочувствия гонимым подкрепляются реальными обстоятельствами жизни поэтессы. В 1912 Цветаева вышла замуж за Сергея Эфрона, который стал не только ее мужем, но и самым близким другом.

Я с вызовом ношу его кольцо!
- Да, в Вечности - жена, не на бумаге. -
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.

В 1918-1922 вместе с малолетними детьми она находится в революционной Москве, в то время как ее муж Эфрон сражается в белой армии (стихи 1917-1921, полные сочувствия белому движению, составили цикл «Лебединый стан»). С 1922 начинается эмигрантское существование Цветаевой (кратковременное пребывание в Берлине, три года в Праге, с 1925 - Париж), отмеченное постоянной нехваткой денег, бытовой неустроенностью, непростыми отношениями с русской эмиграцией, возрастающей враждебностью критики. Лучшим поэтическим произведениям эмигрантского периода (последний прижизненный сборник стихов «После России» 1922-1925, 1928; «Поэма горы», «Поэма конца», обе 1926; лирическая сатира «Крысолов», 1925-26; трагедии на античные сюжеты «Ариадна», 1927, опубликована под названием «Тезей», и «Федра», 1928; последний поэтический цикл «Стихи к Чехии», 1938-1939, при жизни не публиковался и др.) присущи философская глубина, психологическая точность, экспрессивность стиля.


[править] Особенности стихосложения

Свойственные поэзии Цветаевой исповедальность, эмоциональная напряженность, энергия чувства определили специфику языка, отмеченного сжатостью мысли, стремительностью развертывания лирического действия. Наиболее яркими чертами самобытной поэтики Цветаевой явились интонационное и ритмическое разнообразие (в т. ч. использование раешного стиха, ритмического рисунка частушки; фольклорные истоки наиболее ощутимы в поэмах-сказках «Царь-девица», 1992, «Молодец», 1924), стилистические и лексические контрасты (от просторечия и заземленных бытовых реалий до приподнятости высокого стиля и библейской образности), необычный синтаксис (уплотненная ткань стиха изобилует знаком «тире», часто заменяющим опускаемые слова), ломка традиционной метрики (смешение классических стоп внутри одной строки), эксперименты над звуком (в т. ч. постоянное обыгрывание паронимических созвучий, превращающее морфологический уровень языка в поэтически значимый).


[править] Конец пути

В 1937 Сергей Эфрон, ради возвращения в СССР ставший агентом НКВД за границей, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве, бежит из Франции в Москву . Летом 1939 вслед за мужем и дочерью Ариадной (Алей) возвращается на родину и Цветаева с сыном Георгием (Муром). В том же году и дочь и муж были арестованы (С. Эфрон расстрелян в 1941, Ариадна после пятнадцати лет репрессий была в 1955 реабилитирована). Сама Цветаева не могла найти ни жилья ни работы; ее стихи не печатались. Оказавшись в начале войны в эвакуации в г. Елабуга на Каме, безуспешно пыталась получить поддержку со стороны писателей. В архиве Союза писателей Татарии сохранилось отчаянное письмо Цветаевой, где она предлагала свои услуги по переводу с татарского на мыло и махорку. Новые испытания оказались ей уже не по силам, ее воля к жизни с каждым днем становилась все слабее. 31 августа 1941 года Марина Ивановна покончила жизнь самоубийством.

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и берет!)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

Надо отметить, что еще в семнадцатилетнем возрасте Марина Цветаева пыталась покончить жизнь самоубийством. Она даже написала прощальное письмо своей сестре, которое попало к ней только спустя тридцать два года.


[править] Список стихотворений

1918 г.

Азраил Акварель Але(В шитой серебром рубашечке) Але (Ты будешь невинной, тонкой) Але(А когда - когда-нибудь - как в воду)
Але(Не знаю, где ты и где я) Але (Когда-нибудь, прелестное созданье) Але(Ни кровинки в тебе здоровой) Але (Есть у тебя еще отец и мать) Ала
Але(Не знаю, где ты и где я) Але (Когда-нибудь, прелестное созданье) Але(Ни кровинки в тебе здоровой) Але (Есть у тебя еще отец и мать) Андрей Шенье
Анжелика Анне Ахматовой Ариадна Асе (Гул предвечерний в заре догорающей) Асе (Мы быстры и наготове)
Асе (Ты мне нравишься: ты так молода) Ахилл на валу Ахматовой (О, Муза плача, прекраснейшая из муз!) Ахматова (Кем полосынька твоя) Бабушка
Бабушке Бабушкин внучек Байрону Балкон Баллада о проходимке
Белоснежка Берлину Бессоница Благая весть Бог
Баловство Бальмонту Барабан Барабанщик Баярд
Бонапартисты Берлину Бессоница Благая весть Болезнь
Брат Братья Бузина Бывшему чародею В зале
В зеркале книги М. Д.-В. В классе В Кремле В Люксембургском саду В ответ на стихотворение
В Париже В пятнадцать лет В раю В сквере В сонном царстве
В субботу В сумерках В чужой лагерь В Шенбрунне В.Я. Брюсову (Я забыла, что сердце в вас - только ночник)
В.Я. Брюсову (Улыбнись в мое "окно") Венера Весна в Вагоне Вестнику Взятие Крыма
Вильям Шекспир. "Песня Стефано" Вифлеем Вождям Возвращение вождя Вокзальный силуэт
Волей луны Волк Волшебник Волшебство Восклицательный знак
Встреча (Вечерний дым над городом возник) Встреча (Гаснул вечер, как мы умиленный) Встреча с Пушкиным Второе путешествие Втроём
Вячеславу Иванову Гадание Генералам двенадцатого года Гению Георгий
Германии Герцог Рейхштадтский Гимназистка Глаза Дама в голубом
Даме с камелиями Даниил Два в квадрате Два исхода Двое
Девочка-смерть Декабрь и январь Декабрьская сказка Деревья Деревья (Кварталом хорошего тона)
Детская Детский день Детский юг Диалог Гамлета с совестью До первой звезды
Добрый колдун Добрый путь! Дом Домики старой Москвы Дон
Дон-Жуан Дортуар весной Дочь-Иаира Душа Душа и имя
Её слова Еще молитва Жажда Жар-птица Жертвам школьных сумерок
Живая цепочка Жизни За книгами Заводские Занавес
Заочность Зеленое ожерелье Земное имя Земные приметы Зима
Зимняя сказка Зимой Из сказки - в сказку Из сказки в жизнь Инцидент за супом
Иоанн Иосиф Исповедь Итог дня Июль- апрель
Как мы читали "Lichtenstein" Kамерата Кармен Картинка с конфеты Каток растаял
Клинок КН. С. М. Волконскому Книги в красонм переплёте Князь тьмы Колдунья
Колыбельная песня Асе Комедьянт Конец сказки Контрабандисты и бандиты Конькобежцы
Корнилов Кошки Крестины Крик станций Кроме любви
Курлык Куст Ладонь Лесное царство Летом
Литературным прокурорам Луна-лунатику Луч серебристый Лучина Лучший союз
Любви старинные туманы Людвиг XVII Лютня Магдалина Маленький паж
Мальчик с розой Мальчик-бред Мама в саду Мама за книгой Мама на даче
Мама на лугу Маме (Как много забвением темным) Маме (В старом вальсе штраусовском впервые) Марина Маяковскому (Чтобы край земной не вымер)
Маяковскому (Превыше крестов и труб) Минута Мирок Молитва Молитва лодки
Молитва морю Молодость Мореплаватель Москве (Когда рыжеволосый Самозванец) Москве (Первородство - на сиротство!)
Муза Мука" И Му"ка Мятежники Н. Н. В. На бульваре
На возу На вокзале На заре На концерте На прощанье
На радость На скалах Надгробие Надпись в альбом Наклон
Наука Фомы Наша зала Наши царства Наяда Не в нашей власти
Невестам мудрецов Недоумение Неравные братья Неразлучной в дорогу Ни здесь, ни там
Нине Новогодняя Новогодняя(вторая) Новолунье Ночные места
Ночь (Час обнажающихся верховий) Ночь (Когда друг другу лжем) Оба луча Облака Облачко
Обреченная Овраг Ода пешему ходу Ока Окно
Око Он был синеглазый и рыжий... Они и мы Осень в Тарусе Остров
Осужденные От четырех до семи Отголоски стола Отрок Отцам
Отъезд Офелия - в защиту королевы Офелия - Гамлету Очаг Мудреца Ошибка
П. АНТОКОЛЬСКОМУ П. Э. Памяти А. А. Стаховича Памяти Беранже Памяти Г. Гейне
Памяти Нины Джаваха Памятью сердца Паром Пасха в апреле Педаль
Первая роза Первое путешествие Первый бал Песенки из пьесы "Ученик" Петров конь теряет подкову
Петру Письмо Письмо на розовой бумаге Плач матери по новобранцу Плач цыганки по графу Зубову
Плащ Пленница Плохое оправданье Площадь Побег
Победа Под дождем Под Новый год Под шалью Подрастающей
Подруга (Спит, муки твоея - веселье) Подруга (Не расстанусь! - Конца нет!) Подруга (Вы счастливы? - Не скажете! Едва ли!) Поезд жизни Пожалей...
Поклонник Байрона Полночь Полотерская Попытка ревности После гостей
После праздника После чтения "LES RENCONTRES DE М. DE BREOT" REGNER Последний моряк Последняя встреча Посмертный марш
Посылка к маленькой сигарете Потомок шведских королей Поэма заставы Поэты Правда
Прага Пражский рыцарь Предсказние Привет из башни Привет из вагона
Приезд Призрак царевны Приметы Принц и лебеди Пробужденье
Провода Прокрасться... "Прости" волшебному дому "Прости" Нине Психея
Путь креста Разговор с гением Разлука Разные дети Раковина
Распятие Рассве на рельсах Расставание Расщелина Резеда и роза
Рельсы Робин Гуд и маленький Джон Робин Гуд спасает трех стрелков Родина Рождественская дама
Розовая юность Розовый домик Роландов рог Руан Ручьи
С.Э. (Я с вызовом ношу его кольцо) С.Э. (Не похорошела за годы разлуки!) С.Э. (Хочешь знать, как дни проходят) С.Э. (Сижу без света, и без хлеба) С.Э. (Писала я на аспидной доске)
Савойские отрывки Сад Сара в версальском монастыре Сахара Связь через сны
Сергею Эфрон Сердца и души Сереже Сестра Сестры
Сивилла Сказки Соловьева Сказочный Шварцвальд Скифские Скучные игры
Следующему Слезы Слова и смыслы Совет Сок лотоса
Сон Старуха Стенька разин Стихи к Ахматовой Стихи к Блоку
Стихи к Пушкину Стихи к Сонечке Стихи к сыну Стихи к Чехии.Март Стихи к Чехии.Сентябрь
Стихи о Москве Стихи сироте Стол Столовая Страна
Стук в дверь Сугробы Счастье Сын Так
Так будет Так вслушиваются... Тверская Тебе-через сто лет Только девочка
Три поцелуя Тройственный союз У гробика У кровати Угольки
Утомленье Ученик Федра Ханский полон Хвала Афродите
Хвала богатым Хвала времени Царю-на пасху Цыганская свадьба Чародею
Час души Челюскинцы Четверостишия Читатели газет Чужому
Шарманка весной Шуточное стихотворение Эвридика-Орфею Эльфочка в зале
Эмигрант Эпилог Эпитафия Эстеты Юнге
Юнкерам,убитым в нижнем Aeternum Vale Boheme Die stille strasse Douce France
Ex-Ci-Devant Ici-Haut Perpetuum Mobile Ricordo Di Tivol
Rouge Et Bleue

[править] Ссылки

[править] Библиография

  • Все обо всех.Т.5. - М.:АСТ, 1997. С.427-440
  • Поэты Серебряного века/Сост., вступ. ст., коммент. Н.П. Суховой.- М.:Дет. лит., 2004. С.255-280
  • Эренбург И. Поэзия Марины Цветаевой. «Литературная Москва», сборник № 2. -М.: 1956.
  • Марина Цветаева. Стихотворения, поэмы, драматические произведения. /Составитель Е. Евтушенко. М.: «Художественная литература», 1990.
  • Марина Цветаева. Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения. М.: Художественная литература, 1990г. 162 с.
Персональные инструменты
Инструменты