Усолье
(→Усолье) |
|||
(не показаны 2 промежуточные версии 1 участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | + | {{:Шаблон:Объединить статьи}} [[Усолье, город (Пермский край)]] | |
+ | |||
+ | |||
+ | =Усолье= | ||
[[Изображение:Герб_Усолье.gif|thumb ]] | [[Изображение:Герб_Усолье.gif|thumb ]] | ||
Строка 8: | Строка 11: | ||
[[Изображение:Усолье_.jpg |thumb]] | [[Изображение:Усолье_.jpg |thumb]] | ||
− | == История == | + | ==История== |
− | + | ||
Усолье — столица Строгановых, наиболее "строгановский" город во всем Прикамье, неразрывно связанный с историей этой купеческой, а позднее дворянской династии. В 1515 году малоизвестный вычегодский купец Аника Строганов поставил на одном из притоков Вычегды первую варницу. Он обладал бешеной энергией и талантом и вскоре стал главным солепромышленником на Вычегде, но куда больше его привлекал дикий и неосвоенный Пермский край. Он посылал челобитные владыке Перми Великой и даже Ивану Грозному, и его просьбы были удовлетворены. Вскоре он получил более 3 миллионов десятин земли по Каме, а в 1566 году вступил в опричнину, и его владения расширились землями по Чусовой. Закончил свой жизненный путь Аника Федорович монахом Иосифом, от него осталось три сына, и все они продолжали его дело. Владения Строгановых росли, богатство множилось, их вотчины стали практически независимы, и им потребовалась столица. В 1606 году внук Аники Никита Строганов основал около Орел-городка слободу Новое Усолье, в 1619 году после его смерти она досталась его двоюродным братьям. Новое Усолье быстро превратилось в самую доходную соляную слободу, которая давала больше, чем любые посадские варницы. Дважды, в 1626 и 1627 годах, Петр и Андрей Строгановы делили его между собой, и в то же время промыслом заинтересовались крупные купцы — гости Григорий Никитников и Василий Шорин, которые попытались захватить промыслы, отнять их у Максима Строганова, далеко не такого талантливого, как его дядя, но им это не удалось. Усолье очень быстро росло, дважды оно выгорало почти полностью — в 1649 и 1680 годах, но полностью отстраивалось и продолжало расти и процветать. Особого расцвета Усолье достигло при Григории Строганове, который один сосредоточил управление городом в своих руках. Тогда в нем работали 42 варницы из 162 варниц, принадлежавших Строгановым. Усолье превратилось в крупнейший после Соликамска центр соляной промышленности. | Усолье — столица Строгановых, наиболее "строгановский" город во всем Прикамье, неразрывно связанный с историей этой купеческой, а позднее дворянской династии. В 1515 году малоизвестный вычегодский купец Аника Строганов поставил на одном из притоков Вычегды первую варницу. Он обладал бешеной энергией и талантом и вскоре стал главным солепромышленником на Вычегде, но куда больше его привлекал дикий и неосвоенный Пермский край. Он посылал челобитные владыке Перми Великой и даже Ивану Грозному, и его просьбы были удовлетворены. Вскоре он получил более 3 миллионов десятин земли по Каме, а в 1566 году вступил в опричнину, и его владения расширились землями по Чусовой. Закончил свой жизненный путь Аника Федорович монахом Иосифом, от него осталось три сына, и все они продолжали его дело. Владения Строгановых росли, богатство множилось, их вотчины стали практически независимы, и им потребовалась столица. В 1606 году внук Аники Никита Строганов основал около Орел-городка слободу Новое Усолье, в 1619 году после его смерти она досталась его двоюродным братьям. Новое Усолье быстро превратилось в самую доходную соляную слободу, которая давала больше, чем любые посадские варницы. Дважды, в 1626 и 1627 годах, Петр и Андрей Строгановы делили его между собой, и в то же время промыслом заинтересовались крупные купцы — гости Григорий Никитников и Василий Шорин, которые попытались захватить промыслы, отнять их у Максима Строганова, далеко не такого талантливого, как его дядя, но им это не удалось. Усолье очень быстро росло, дважды оно выгорало почти полностью — в 1649 и 1680 годах, но полностью отстраивалось и продолжало расти и процветать. Особого расцвета Усолье достигло при Григории Строганове, который один сосредоточил управление городом в своих руках. Тогда в нем работали 42 варницы из 162 варниц, принадлежавших Строгановым. Усолье превратилось в крупнейший после Соликамска центр соляной промышленности. | ||
Даже к концу 18 века, когда солеварная промышленность Прикамья потеряла монополию на рынках России, усольские промыслы не сократили производства. Город был вытянут полосой вдоль Камы. План Усолья делился на три части: центр, где были административные, культовые сооружения и дома "именитых людей", Верхние и Нижние промыслы, вокруг которых группировались рабочие слободки. Усольские промыслы были большими соляными заводами с развитой техникой добычи, выварки, хранения и транспортировки соли. Каждый промысел имел свой общественный центр. Вблизи распологалось жилье, т.е. были своего рода промышленно-жилые районы. | Даже к концу 18 века, когда солеварная промышленность Прикамья потеряла монополию на рынках России, усольские промыслы не сократили производства. Город был вытянут полосой вдоль Камы. План Усолья делился на три части: центр, где были административные, культовые сооружения и дома "именитых людей", Верхние и Нижние промыслы, вокруг которых группировались рабочие слободки. Усольские промыслы были большими соляными заводами с развитой техникой добычи, выварки, хранения и транспортировки соли. Каждый промысел имел свой общественный центр. Вблизи распологалось жилье, т.е. были своего рода промышленно-жилые районы. | ||
+ | |||
В 20-40-е годы 19 века проходила реконструкция уральских заводов - изменялись планировка зданий, конструктивная схема, материал. Это коснулось и соляных промыслов. Вместо "черных" варниц стали возводить "белые", где дым отводился в трубу. Проекты новых варниц составляют известные архитекторы, например И.И. Свиязев. Изменялась и планировка солеварни - вместо одного в ней стало два-три помещения, в каждом свой цирен - чугунный протвинь, на котором выпаривалась соль. Сушилась соль на полатях выше цирена. У входа имелось помещение для суточного запаса дров. Усольские варницы отличаются большими размерами и более совершенными конструкциями. | В 20-40-е годы 19 века проходила реконструкция уральских заводов - изменялись планировка зданий, конструктивная схема, материал. Это коснулось и соляных промыслов. Вместо "черных" варниц стали возводить "белые", где дым отводился в трубу. Проекты новых варниц составляют известные архитекторы, например И.И. Свиязев. Изменялась и планировка солеварни - вместо одного в ней стало два-три помещения, в каждом свой цирен - чугунный протвинь, на котором выпаривалась соль. Сушилась соль на полатях выше цирена. У входа имелось помещение для суточного запаса дров. Усольские варницы отличаются большими размерами и более совершенными конструкциями. | ||
+ | |||
Для сохранения скважин рубили небольшой сруб в 4-5 рядов бревен. Отверстие деревянной трубы закрывали крышкой. В 18 веке для качания рассола стали использовать насос, и над скважинами появились башни. Их высота достигала 18-20 метров. Соляные амбары имели еще большую высоту - от пола до конька 21 м. Это самые внушительные постройки промыслов. | Для сохранения скважин рубили небольшой сруб в 4-5 рядов бревен. Отверстие деревянной трубы закрывали крышкой. В 18 веке для качания рассола стали использовать насос, и над скважинами появились башни. Их высота достигала 18-20 метров. Соляные амбары имели еще большую высоту - от пола до конька 21 м. Это самые внушительные постройки промыслов. | ||
+ | |||
В своем первозданном виде Усолье не сохранилось. В 50-е годы, в связи с образованием водохранилища Камской ГЭС, город "переехал"на новое место вверх по Каме. Остались незатопленными постройки старого центра, расположенные по возвышенности, жилые и административные здания, церкви, некоторые постройки Нижних промыслов. Остальные постройки оказались в зоне затопления и были перенесены на другое место. | В своем первозданном виде Усолье не сохранилось. В 50-е годы, в связи с образованием водохранилища Камской ГЭС, город "переехал"на новое место вверх по Каме. Остались незатопленными постройки старого центра, расположенные по возвышенности, жилые и административные здания, церкви, некоторые постройки Нижних промыслов. Остальные постройки оказались в зоне затопления и были перенесены на другое место. | ||
Строка 26: | Строка 31: | ||
Собор возведен рядом с хоромами Строгановых на берегу Камы. Собор неоднократно повреждали пожары, но здание каждый раз восстанавливали. В 1948 г. от пожара пострадала крыша и была уничтожена вся роспись на стенах и сводах собора. В 1952 - 1958 гг. Пермской специальной научно-реставрационной производственной мастерской проведены значительные работы по восстановлению здания - реставрированы цоколь, карниз, облицовка стен, переложены своды, восстановлены главы(архитектор В.И.Зыков). | Собор возведен рядом с хоромами Строгановых на берегу Камы. Собор неоднократно повреждали пожары, но здание каждый раз восстанавливали. В 1948 г. от пожара пострадала крыша и была уничтожена вся роспись на стенах и сводах собора. В 1952 - 1958 гг. Пермской специальной научно-реставрационной производственной мастерской проведены значительные работы по восстановлению здания - реставрированы цоколь, карниз, облицовка стен, переложены своды, восстановлены главы(архитектор В.И.Зыков). | ||
Собор представляет собой одноэтажную пятиглавую постройку на подклете с двусветным основным храмом, имеющую один предел. Фундамент бутовый, грунт под ним укреплен сваями. Стены выложены из большемерного кирпича на известковом растворе. Несмотря на то, что усольский собор построен позднее Рождественской церкви в Горьком и Введенского собора в Соль-Вычегодске и является постройкой, завершающей поиски астеров и разработке нового типа здания, он стоит несколько особняком в ряду строгановских храмов.Особенно это заметно по конструктивному решению здания. Здесь был осуществлен вариант сомкнутого свода с пятью световыми главами. Четыре поставлены по сторонам света, пятая - центральная. | Собор представляет собой одноэтажную пятиглавую постройку на подклете с двусветным основным храмом, имеющую один предел. Фундамент бутовый, грунт под ним укреплен сваями. Стены выложены из большемерного кирпича на известковом растворе. Несмотря на то, что усольский собор построен позднее Рождественской церкви в Горьком и Введенского собора в Соль-Вычегодске и является постройкой, завершающей поиски астеров и разработке нового типа здания, он стоит несколько особняком в ряду строгановских храмов.Особенно это заметно по конструктивному решению здания. Здесь был осуществлен вариант сомкнутого свода с пятью световыми главами. Четыре поставлены по сторонам света, пятая - центральная. | ||
+ | |||
Композиционное построение одноэтажного здания церкви, состоящего из примыкающих друг другу объемов пониженных алтарных апсид, высокого двухсветного храма, трапезной с приделом, - сложное. Собор отличает некоторый архаизм декоративных форм, которые, как и фасады дома Строгановых, "близки к зодчеству Москвы середины XVII в. | Композиционное построение одноэтажного здания церкви, состоящего из примыкающих друг другу объемов пониженных алтарных апсид, высокого двухсветного храма, трапезной с приделом, - сложное. Собор отличает некоторый архаизм декоративных форм, которые, как и фасады дома Строгановых, "близки к зодчеству Москвы середины XVII в. | ||
+ | |||
В усольском соборе применен ордер (такой же, как и в доме Строгановых), который связывает все элементы здания в одно целое. Богатый многорядный карниз с жучковым орнаментом и модульонами и стилизованный коринфский ордер подчинены одной цели - созданию единого ансамбля с домом Строгановых. Кокошники идентичны наличникам дома Строгановых. Лишь центральная часть узора усложнена и везде разная:каменный цветок на алтарном окне абсиды, причудливая вязь на фасадах храма. Окна второго света храмовой части расположены в ином "зрительном" ряду, чем окна строгановского дома, наличники здесь другого рисунка - зодчий применил богатые волюты с вензелями в центре. Сохраняя общие пропорции окон и типы колонн, мастера использовали мотивы декоративных элементов дома Строгановых. Стволы колонн перевиты растительнымузором, напоминающим тонкостью работы деревянную резьбу иконостасов. Боковые "секиры" несколько смягчают контраст пятен изукрашенных окон со спокойным фоном стен. | В усольском соборе применен ордер (такой же, как и в доме Строгановых), который связывает все элементы здания в одно целое. Богатый многорядный карниз с жучковым орнаментом и модульонами и стилизованный коринфский ордер подчинены одной цели - созданию единого ансамбля с домом Строгановых. Кокошники идентичны наличникам дома Строгановых. Лишь центральная часть узора усложнена и везде разная:каменный цветок на алтарном окне абсиды, причудливая вязь на фасадах храма. Окна второго света храмовой части расположены в ином "зрительном" ряду, чем окна строгановского дома, наличники здесь другого рисунка - зодчий применил богатые волюты с вензелями в центре. Сохраняя общие пропорции окон и типы колонн, мастера использовали мотивы декоративных элементов дома Строгановых. Стволы колонн перевиты растительнымузором, напоминающим тонкостью работы деревянную резьбу иконостасов. Боковые "секиры" несколько смягчают контраст пятен изукрашенных окон со спокойным фоном стен. | ||
Местера решили здесь сложную задачу: достигнув единства частей ансамбля, акцентами выделили культовую постройку, подчеркнули в ней главное. | Местера решили здесь сложную задачу: достигнув единства частей ансамбля, акцентами выделили культовую постройку, подчеркнули в ней главное. | ||
+ | |||
Строгановские постройки объеденины не только именем заказчика, но и общностью архитектурных и конструктивных приемов. В целом ряде храмовможно проследить развитие традиционного типа кубического пятиглавого храма с галереями, приделом и трапезной. Этот тип храма широко распространен в русской архитектуре. Строгановские мастера завершили многолетние поиски древнерусских зодчих по созданию светового бесстолпного интерьера. Своеобразно трактованный ордер, преемственная связь с русской архитектурой конца XVII - начала XVIII в. в богатом убранстве фасадов, стандарт в употреблении лекального и тесаного кирпича и камня - все эти качества характерные для строгановских построек начала XVIII в., присущи и Спасо-Преображенскому собору. | Строгановские постройки объеденины не только именем заказчика, но и общностью архитектурных и конструктивных приемов. В целом ряде храмовможно проследить развитие традиционного типа кубического пятиглавого храма с галереями, приделом и трапезной. Этот тип храма широко распространен в русской архитектуре. Строгановские мастера завершили многолетние поиски древнерусских зодчих по созданию светового бесстолпного интерьера. Своеобразно трактованный ордер, преемственная связь с русской архитектурой конца XVII - начала XVIII в. в богатом убранстве фасадов, стандарт в употреблении лекального и тесаного кирпича и камня - все эти качества характерные для строгановских построек начала XVIII в., присущи и Спасо-Преображенскому собору. | ||
+ | |||
+ | [[Категория: Пермский край]] | ||
+ | [[Категория: Город]] | ||
+ | [[Категория: Районный центр]] |
Текущая версия на 18:40, 12 октября 2009
Предлагается объединить эту статью со статьей - Усолье, город (Пермский край)
[править] Усолье
Районный центр на севере Пермского края, самый маленький город своего региона (5,9 тысяч жителей — 2006), в последние десятилетия фактически превратившийся в отдаленный район индустриального гиганта Березники. Название "Усолье" (точнее, изначально город назывался "Новое Усолье") связано с производством соли.
[править] История
Усолье — столица Строгановых, наиболее "строгановский" город во всем Прикамье, неразрывно связанный с историей этой купеческой, а позднее дворянской династии. В 1515 году малоизвестный вычегодский купец Аника Строганов поставил на одном из притоков Вычегды первую варницу. Он обладал бешеной энергией и талантом и вскоре стал главным солепромышленником на Вычегде, но куда больше его привлекал дикий и неосвоенный Пермский край. Он посылал челобитные владыке Перми Великой и даже Ивану Грозному, и его просьбы были удовлетворены. Вскоре он получил более 3 миллионов десятин земли по Каме, а в 1566 году вступил в опричнину, и его владения расширились землями по Чусовой. Закончил свой жизненный путь Аника Федорович монахом Иосифом, от него осталось три сына, и все они продолжали его дело. Владения Строгановых росли, богатство множилось, их вотчины стали практически независимы, и им потребовалась столица. В 1606 году внук Аники Никита Строганов основал около Орел-городка слободу Новое Усолье, в 1619 году после его смерти она досталась его двоюродным братьям. Новое Усолье быстро превратилось в самую доходную соляную слободу, которая давала больше, чем любые посадские варницы. Дважды, в 1626 и 1627 годах, Петр и Андрей Строгановы делили его между собой, и в то же время промыслом заинтересовались крупные купцы — гости Григорий Никитников и Василий Шорин, которые попытались захватить промыслы, отнять их у Максима Строганова, далеко не такого талантливого, как его дядя, но им это не удалось. Усолье очень быстро росло, дважды оно выгорало почти полностью — в 1649 и 1680 годах, но полностью отстраивалось и продолжало расти и процветать. Особого расцвета Усолье достигло при Григории Строганове, который один сосредоточил управление городом в своих руках. Тогда в нем работали 42 варницы из 162 варниц, принадлежавших Строгановым. Усолье превратилось в крупнейший после Соликамска центр соляной промышленности.
Даже к концу 18 века, когда солеварная промышленность Прикамья потеряла монополию на рынках России, усольские промыслы не сократили производства. Город был вытянут полосой вдоль Камы. План Усолья делился на три части: центр, где были административные, культовые сооружения и дома "именитых людей", Верхние и Нижние промыслы, вокруг которых группировались рабочие слободки. Усольские промыслы были большими соляными заводами с развитой техникой добычи, выварки, хранения и транспортировки соли. Каждый промысел имел свой общественный центр. Вблизи распологалось жилье, т.е. были своего рода промышленно-жилые районы.
В 20-40-е годы 19 века проходила реконструкция уральских заводов - изменялись планировка зданий, конструктивная схема, материал. Это коснулось и соляных промыслов. Вместо "черных" варниц стали возводить "белые", где дым отводился в трубу. Проекты новых варниц составляют известные архитекторы, например И.И. Свиязев. Изменялась и планировка солеварни - вместо одного в ней стало два-три помещения, в каждом свой цирен - чугунный протвинь, на котором выпаривалась соль. Сушилась соль на полатях выше цирена. У входа имелось помещение для суточного запаса дров. Усольские варницы отличаются большими размерами и более совершенными конструкциями.
Для сохранения скважин рубили небольшой сруб в 4-5 рядов бревен. Отверстие деревянной трубы закрывали крышкой. В 18 веке для качания рассола стали использовать насос, и над скважинами появились башни. Их высота достигала 18-20 метров. Соляные амбары имели еще большую высоту - от пола до конька 21 м. Это самые внушительные постройки промыслов.
В своем первозданном виде Усолье не сохранилось. В 50-е годы, в связи с образованием водохранилища Камской ГЭС, город "переехал"на новое место вверх по Каме. Остались незатопленными постройки старого центра, расположенные по возвышенности, жилые и административные здания, церкви, некоторые постройки Нижних промыслов. Остальные постройки оказались в зоне затопления и были перенесены на другое место.
[править] Архитектура
Спасо-Преображенский собор (1724-1731 гг.)
Собор возведен рядом с хоромами Строгановых на берегу Камы. Собор неоднократно повреждали пожары, но здание каждый раз восстанавливали. В 1948 г. от пожара пострадала крыша и была уничтожена вся роспись на стенах и сводах собора. В 1952 - 1958 гг. Пермской специальной научно-реставрационной производственной мастерской проведены значительные работы по восстановлению здания - реставрированы цоколь, карниз, облицовка стен, переложены своды, восстановлены главы(архитектор В.И.Зыков). Собор представляет собой одноэтажную пятиглавую постройку на подклете с двусветным основным храмом, имеющую один предел. Фундамент бутовый, грунт под ним укреплен сваями. Стены выложены из большемерного кирпича на известковом растворе. Несмотря на то, что усольский собор построен позднее Рождественской церкви в Горьком и Введенского собора в Соль-Вычегодске и является постройкой, завершающей поиски астеров и разработке нового типа здания, он стоит несколько особняком в ряду строгановских храмов.Особенно это заметно по конструктивному решению здания. Здесь был осуществлен вариант сомкнутого свода с пятью световыми главами. Четыре поставлены по сторонам света, пятая - центральная.
Композиционное построение одноэтажного здания церкви, состоящего из примыкающих друг другу объемов пониженных алтарных апсид, высокого двухсветного храма, трапезной с приделом, - сложное. Собор отличает некоторый архаизм декоративных форм, которые, как и фасады дома Строгановых, "близки к зодчеству Москвы середины XVII в.
В усольском соборе применен ордер (такой же, как и в доме Строгановых), который связывает все элементы здания в одно целое. Богатый многорядный карниз с жучковым орнаментом и модульонами и стилизованный коринфский ордер подчинены одной цели - созданию единого ансамбля с домом Строгановых. Кокошники идентичны наличникам дома Строгановых. Лишь центральная часть узора усложнена и везде разная:каменный цветок на алтарном окне абсиды, причудливая вязь на фасадах храма. Окна второго света храмовой части расположены в ином "зрительном" ряду, чем окна строгановского дома, наличники здесь другого рисунка - зодчий применил богатые волюты с вензелями в центре. Сохраняя общие пропорции окон и типы колонн, мастера использовали мотивы декоративных элементов дома Строгановых. Стволы колонн перевиты растительнымузором, напоминающим тонкостью работы деревянную резьбу иконостасов. Боковые "секиры" несколько смягчают контраст пятен изукрашенных окон со спокойным фоном стен. Местера решили здесь сложную задачу: достигнув единства частей ансамбля, акцентами выделили культовую постройку, подчеркнули в ней главное.
Строгановские постройки объеденины не только именем заказчика, но и общностью архитектурных и конструктивных приемов. В целом ряде храмовможно проследить развитие традиционного типа кубического пятиглавого храма с галереями, приделом и трапезной. Этот тип храма широко распространен в русской архитектуре. Строгановские мастера завершили многолетние поиски древнерусских зодчих по созданию светового бесстолпного интерьера. Своеобразно трактованный ордер, преемственная связь с русской архитектурой конца XVII - начала XVIII в. в богатом убранстве фасадов, стандарт в употреблении лекального и тесаного кирпича и камня - все эти качества характерные для строгановских построек начала XVIII в., присущи и Спасо-Преображенскому собору.