Вернадский, Владимир Иванович

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м В.И.Вернадский» переименована в «Вернадский, Владимир Иванович»: правила именования статей о персонах)
 
Строка 1: Строка 1:
В.И.Вернадский (1863–1945)
+
{{w|http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87|Вернадский В.И.}}
 +
 
 +
В.И.Вернадский ([[1863]]–[[1945]])
  
 
Рождение современной науки и научного метода связывают с революцией Коперника - Галилея - Ньютона. Именно тогда, накануне эпохи Просвещения, зародилось научное мировоззрение, которое позднее получило название рационализм (от лат. ratio - разум). Рационализм сформировался в XVII-XVIII вв., ему наука обязана своим взлетом в XIX в., да и большинством научных достижений в нашем. В основе классического рационализма XVIII в. лежало представление о мироздании как о некоем механизме, который действует по четко определенным и неизменным законам. Этот механизм был однажды запущен, и его дальнейшее функционирование раз и навсегда определено. В мире царствует жесткий детерминизм, а человек – не более чем посторонний наблюдатель, не способный что-либо изменить и существенно вмешаться в однажды предначертанный ход событий, но наделенный способностью познавать эти законы и использовать их в собственных интересах. Такую концепцию особенно четко сформулировал английский философ Френсис Бэкон (1561-1626), который считал необходимым познание законов Природы для того, чтобы иметь возможность ставить их на службу человечеству. В этот период наука в европейском мире стала играть совершенно новую роль. Она перестала быть уделом отдельных «посвященных» или предметом удовлетворения личного любопытства, она «вышла из монастырей», и ее развитие превратилось в важнейшую функцию общества. Люди занимались наукой, конечно, и до эпохи Просвещения и пользовались приобретенными знаниями. Но никогда раньше она не рассматривалась как источник могущества, власти над Природой. Итак, в XIX в. произошло окончательное размежевание наук. Прежде всего это естественные науки, далее - науки об обществе, его развитии и самом Человеке. Все эти дисциплины развивались самостоятельно; считалось, что каждая из них существует как бы сама по себе и подчиняется своим собственным законам. За истинно научные принимались только те знания, которые не зависели от человека, считавшегося лишь посторонним наблюдателем. Несмотря на огромные успехи науки в XVIII-XIX вв. и создание на ее основе новых образцов техники, приведших постепенно к переустройству всего жизненного уклада людей, концепция рационализма стала подвергаться критике. Ограниченность и противоречивость классического рационализма отмечали ученые и философы. Один из величайших мыслителей, И.Гете, писал, что всегда существуют два вопроса: зачем и как. Наука занимается только вторым, отмечал он. Еще более резко выразился русский писатель В.Ф.Одоевский: «Европейский рационализм нас лишь подвел к вратам истины, но открыть их он не сможет».
 
Рождение современной науки и научного метода связывают с революцией Коперника - Галилея - Ньютона. Именно тогда, накануне эпохи Просвещения, зародилось научное мировоззрение, которое позднее получило название рационализм (от лат. ratio - разум). Рационализм сформировался в XVII-XVIII вв., ему наука обязана своим взлетом в XIX в., да и большинством научных достижений в нашем. В основе классического рационализма XVIII в. лежало представление о мироздании как о некоем механизме, который действует по четко определенным и неизменным законам. Этот механизм был однажды запущен, и его дальнейшее функционирование раз и навсегда определено. В мире царствует жесткий детерминизм, а человек – не более чем посторонний наблюдатель, не способный что-либо изменить и существенно вмешаться в однажды предначертанный ход событий, но наделенный способностью познавать эти законы и использовать их в собственных интересах. Такую концепцию особенно четко сформулировал английский философ Френсис Бэкон (1561-1626), который считал необходимым познание законов Природы для того, чтобы иметь возможность ставить их на службу человечеству. В этот период наука в европейском мире стала играть совершенно новую роль. Она перестала быть уделом отдельных «посвященных» или предметом удовлетворения личного любопытства, она «вышла из монастырей», и ее развитие превратилось в важнейшую функцию общества. Люди занимались наукой, конечно, и до эпохи Просвещения и пользовались приобретенными знаниями. Но никогда раньше она не рассматривалась как источник могущества, власти над Природой. Итак, в XIX в. произошло окончательное размежевание наук. Прежде всего это естественные науки, далее - науки об обществе, его развитии и самом Человеке. Все эти дисциплины развивались самостоятельно; считалось, что каждая из них существует как бы сама по себе и подчиняется своим собственным законам. За истинно научные принимались только те знания, которые не зависели от человека, считавшегося лишь посторонним наблюдателем. Несмотря на огромные успехи науки в XVIII-XIX вв. и создание на ее основе новых образцов техники, приведших постепенно к переустройству всего жизненного уклада людей, концепция рационализма стала подвергаться критике. Ограниченность и противоречивость классического рационализма отмечали ученые и философы. Один из величайших мыслителей, И.Гете, писал, что всегда существуют два вопроса: зачем и как. Наука занимается только вторым, отмечал он. Еще более резко выразился русский писатель В.Ф.Одоевский: «Европейский рационализм нас лишь подвел к вратам истины, но открыть их он не сможет».
 +
 +
 +
 +
 +
 +
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]

Текущая версия на 18:35, 10 декабря 2008


Логотип Википедии

В Википедии тоже есть статья по теме
«Вернадский В.И.».

В.И.Вернадский (18631945)

Рождение современной науки и научного метода связывают с революцией Коперника - Галилея - Ньютона. Именно тогда, накануне эпохи Просвещения, зародилось научное мировоззрение, которое позднее получило название рационализм (от лат. ratio - разум). Рационализм сформировался в XVII-XVIII вв., ему наука обязана своим взлетом в XIX в., да и большинством научных достижений в нашем. В основе классического рационализма XVIII в. лежало представление о мироздании как о некоем механизме, который действует по четко определенным и неизменным законам. Этот механизм был однажды запущен, и его дальнейшее функционирование раз и навсегда определено. В мире царствует жесткий детерминизм, а человек – не более чем посторонний наблюдатель, не способный что-либо изменить и существенно вмешаться в однажды предначертанный ход событий, но наделенный способностью познавать эти законы и использовать их в собственных интересах. Такую концепцию особенно четко сформулировал английский философ Френсис Бэкон (1561-1626), который считал необходимым познание законов Природы для того, чтобы иметь возможность ставить их на службу человечеству. В этот период наука в европейском мире стала играть совершенно новую роль. Она перестала быть уделом отдельных «посвященных» или предметом удовлетворения личного любопытства, она «вышла из монастырей», и ее развитие превратилось в важнейшую функцию общества. Люди занимались наукой, конечно, и до эпохи Просвещения и пользовались приобретенными знаниями. Но никогда раньше она не рассматривалась как источник могущества, власти над Природой. Итак, в XIX в. произошло окончательное размежевание наук. Прежде всего это естественные науки, далее - науки об обществе, его развитии и самом Человеке. Все эти дисциплины развивались самостоятельно; считалось, что каждая из них существует как бы сама по себе и подчиняется своим собственным законам. За истинно научные принимались только те знания, которые не зависели от человека, считавшегося лишь посторонним наблюдателем. Несмотря на огромные успехи науки в XVIII-XIX вв. и создание на ее основе новых образцов техники, приведших постепенно к переустройству всего жизненного уклада людей, концепция рационализма стала подвергаться критике. Ограниченность и противоречивость классического рационализма отмечали ученые и философы. Один из величайших мыслителей, И.Гете, писал, что всегда существуют два вопроса: зачем и как. Наука занимается только вторым, отмечал он. Еще более резко выразился русский писатель В.Ф.Одоевский: «Европейский рационализм нас лишь подвел к вратам истины, но открыть их он не сможет».

Персональные инструменты
Инструменты