Буква В. Валенки

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(не показаны 23 промежуточные версии 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
 
== '''Валенки''' ==
 
== '''Валенки''' ==
 
[[Изображение:valenki1.jpg|right|]]
 
[[Изображение:valenki1.jpg|right|]]
  « Валенки, валенки, эх, да не подшиты, стареньки…» - весело распеваем мы за праздничным столом. И многим даже невдомек, что эта поистине уникальная и, казалось бы, чисто русская обувь появилась, по историческим меркам, не так уж давно – в самом конце XVIII века. В России до этого времени тот, кто побогаче, носил сапоги, чоботы, башмаки или чедыги. Вся обувь изготовлялась из телячьей или конской кожи, коровьего опойка, юфти или даже из персидского сафьяна.
+
« Валенки, валенки, эх, да не подшиты, стареньки…» - весело распеваем мы за праздничным столом. И многим даже невдомек, что эта поистине уникальная и, казалось бы, чисто русская обувь появилась, по историческим меркам, не так уж давно – в самом конце XVIII века. В России до этого времени тот, кто побогаче, носил сапоги, чоботы, башмаки или чедыги. Вся обувь изготовлялась из телячьей или конской кожи, коровьего опойка, юфти или даже из персидского сафьяна.
  
  Лишь в начале XIX века распространилась по всей России мода на валенные сапоги, которые называли всяк по-своему: валенки, валенцы, валежки, валенухи, валены, катанцы, катанки, пимы. Сейчас уже трудно сказать, кому из крестьян Семеновского уезда Нижегородской области пришла в голову идея из обыкновенных валяных чуней или котов, не имеющих голенищ, смастерить настоящие теплые и удобные валяные сапоги. Но так или иначе, а с этих самых пор без валенок мало кто обходился.
+
Лишь в начале XIX века распространилась по всей России мода на валенные сапоги, которые называли всяк по-своему: валенки, валенцы, валежки, валенухи, валены, катанцы, катанки, пимы. Сейчас уже трудно сказать, кому из крестьян Семеновского уезда Нижегородской области пришла в голову идея из обыкновенных валяных чуней или котов, не имеющих голенищ, смастерить настоящие теплые и удобные валяные сапоги. Но так или иначе, а с этих самых пор без валенок мало кто обходился.
  
  Валяли валенки из овечьей шерсти, и поначалу считались они обувью хоть и добротной, но уж больно дорогой. Не каждая крестьянская  семья могла позволить себе покупку нескольких пар, поэтому валенки носили только по праздникам, надевая по старшинству или по очереди.
+
Валяли валенки из овечьей шерсти, и поначалу считались они обувью хоть и добротной, но уж больно дорогой. Не каждая крестьянская  семья могла позволить себе покупку нескольких пар, поэтому валенки носили только по праздникам, надевая по старшинству или по очереди.
 
В центральных губерниях России самыми престижными считались черные «чесанки» - мягкие валенки с начесом из тонковолокнистой поярковой шерсти. Крестьяне победнее носили твердые и гладкие грубошерстные серые валенки, а чтобы они были ровными да гладкими, натирали их пемзой.
 
В центральных губерниях России самыми престижными считались черные «чесанки» - мягкие валенки с начесом из тонковолокнистой поярковой шерсти. Крестьяне победнее носили твердые и гладкие грубошерстные серые валенки, а чтобы они были ровными да гладкими, натирали их пемзой.
  
  Для предохранения от сырости подшивались валенки кожей, а вместо галош на них надевали лыковые «ступни». Резиновые галоши появились лишь в XX веке и скоро стали весьма престижной и особо модной частью крестьянского костюма. Больше всего они пришлись по душе молодым людям, которые надевали галоши на сапоги даже летом, в самую жару, а некоторые даже носили их «на босу ногу», хотя особенной необходимости в этом не было. Зато всем сразу было видно – модный парень идет!
+
Для предохранения от сырости подшивались валенки кожей, а вместо галош на них надевали лыковые «ступни». Резиновые галоши появились лишь в XX веке и скоро стали весьма престижной и особо модной частью крестьянского костюма. Больше всего они пришлись по душе молодым людям, которые надевали галоши на сапоги даже летом, в самую жару, а некоторые даже носили их «на босу ногу», хотя особенной необходимости в этом не было. Зато всем сразу было видно – модный парень идет!
  
  Валенки выстоят в веках, спрос на них не иссякнет, ибо неизбежна для каждого из нас старость, немощь, а с ним зябкость, нужда в простой теплой обуви.
+
Валенки выстоят в веках, спрос на них не иссякнет, ибо неизбежна для каждого из нас старость, немощь, а с ним зябкость, нужда в простой теплой обуви.
  
 
== '''Есть в Глебове фабричка...''' ==
 
== '''Есть в Глебове фабричка...''' ==
 +
[[Изображение:Glebovo.jpg|right|]]
 +
Есть под Судиславлем небольшой поселок Глебово – можно сказать, региональный центр современного сапоговаляльного промысла. Вот уже 40 лет минуло с тех пор, как местные умельцы-катали объединились в артель. Впоследствии это кустарное производство развивалось, преобразовывалось. И теперь оно уже значится как фабрика «Руно». Она небольшая, компактная – всего-то в коллективе 40 человек, - но значимость ее в народной жизни весьма велика. Немного статистики: фабрика выпускает 10-12 тысяч пар обуви в год, значит, только за 10 лет обулись в валенки 100-120 тысяч человек. Учтем, валенки, в зависимости от интенсивности эксплуатации, могут носиться от двух до пяти лет, да ведь их и подшить можно, что и делают рачительные хозяева. А между тем из года в год производится и расходится по городкам и поселкам тысячи и тысячи новых валенок. Так что в общей сложности судиславские валенки одновременно носят около миллиона северных жителей...
 +
«Руно» - фабрика уникальная. Слава о ней ширится, спрос на ее продукцию растет. Народ давно оценил отличное качество изделий. В судиславских валенках нога чувствует себя мягко, кожа не потеет, мозоли не натираются, а самое главное – в них тепло и уютно. Недаром же едут сюда покупатели из Вологды, Иванова, Москвы, Питера и даже из Норильска. Костромской же народ, пожалуй, почти уже весь обут в глебовские валенки.
 +
 +
[[Изображение:Glebovo1.jpg|right|]]
 +
Если говорить об истории предприятия, то деревня Глебово была известна своими каталями очень давно. До войны между деревней Глебово и деревней Текотово был стиральный цех, большое здание, где работали стирали: Завьялов Н.М., Завьялов Ф.М., Скворцов М.И. Стирали вручную, а привозили готовую продукцию из Судиславля, где ее сновали. В Судиславле был цех, где принимали шерсть для валенок, трепали и сновали, а в Глебове только стирали. Привозили продукцию на лошадях. Вся продукция шла на фронт. Здесь же работали Рыбникова А.Н., Сазоненко С.Н. Работали на фабрике с 14 лет, чистили пемзой валенки. Норма 10 пар, без нормы не уйдешь. Выдавали пайку хлеба 400 грамм. Со временем здание сломали и перевели в Судиславль. Называлась артель «Живое дело». В пятидесятые годы все было ликвидировано. Но мастерство выжило. В 1962 году была куплена деревянная изба у Завьяловой Татьяны Дмитриевны. У этой постройки были еще зимовка и баня. В первом здании располагался цех для битья шерсти и сновальный цех.
 +
[[Изображение:Verchovskiy.jpg|right|]]
 +
В зимовке стирали, в бане красили и сушили. Имелась в сновальном цехе чесальная машина. Организатором цеха был Соловьев Петр Васильевич, он же занимался и сбором шерсти. В дальнейшем шерсть носили сами люди, обменивая на сапоги.  В среднем в месяц выпускали 100 – 150 пар валяных сапог.
 +
Шло время, происходили изменения. Увеличивался штат работников. Мастера знатные, качество было хорошим. Прошло еще несколько лет, и с 1 июля 1983 года предприятие стало функционировать самостоятельно. Ему было присвоено звание фабрики по переработке шерсти «Костромское руно». Возглавлять предприятие доверили опытнейшему руководителю Анатолию Никаноровичу Верховскому.
 +
[[Изображение:Myasnikova.jpg|right|]]
 +
В 1992 году предприятие было приватизировано коллективом и получило статус ТОО «Костромское руно», в 1994 году его переименовали в ТОО «Руно». С 1999 года оно работает как ООО «Руно».
 +
В 1994 году на взбурлившей волне стихийных реформ фабрику стало крутить и захлестывать в водоворотах и тогдашний директор, не выдержав напряжения, рассчитался. Тогда руководителем ООО «Руно» стала Ирина Николаевна Мясникова. 
 +
 +
[[Изображение:Runo_2.jpg]]
 +
 +
Вернуться к проекту [[Проект Частица великой России|Частица великой России ]]

Текущая версия на 10:43, 13 октября 2008

[править] Валенки

Valenki1.jpg

« Валенки, валенки, эх, да не подшиты, стареньки…» - весело распеваем мы за праздничным столом. И многим даже невдомек, что эта поистине уникальная и, казалось бы, чисто русская обувь появилась, по историческим меркам, не так уж давно – в самом конце XVIII века. В России до этого времени тот, кто побогаче, носил сапоги, чоботы, башмаки или чедыги. Вся обувь изготовлялась из телячьей или конской кожи, коровьего опойка, юфти или даже из персидского сафьяна.

Лишь в начале XIX века распространилась по всей России мода на валенные сапоги, которые называли всяк по-своему: валенки, валенцы, валежки, валенухи, валены, катанцы, катанки, пимы. Сейчас уже трудно сказать, кому из крестьян Семеновского уезда Нижегородской области пришла в голову идея из обыкновенных валяных чуней или котов, не имеющих голенищ, смастерить настоящие теплые и удобные валяные сапоги. Но так или иначе, а с этих самых пор без валенок мало кто обходился.

Валяли валенки из овечьей шерсти, и поначалу считались они обувью хоть и добротной, но уж больно дорогой. Не каждая крестьянская семья могла позволить себе покупку нескольких пар, поэтому валенки носили только по праздникам, надевая по старшинству или по очереди. В центральных губерниях России самыми престижными считались черные «чесанки» - мягкие валенки с начесом из тонковолокнистой поярковой шерсти. Крестьяне победнее носили твердые и гладкие грубошерстные серые валенки, а чтобы они были ровными да гладкими, натирали их пемзой.

Для предохранения от сырости подшивались валенки кожей, а вместо галош на них надевали лыковые «ступни». Резиновые галоши появились лишь в XX веке и скоро стали весьма престижной и особо модной частью крестьянского костюма. Больше всего они пришлись по душе молодым людям, которые надевали галоши на сапоги даже летом, в самую жару, а некоторые даже носили их «на босу ногу», хотя особенной необходимости в этом не было. Зато всем сразу было видно – модный парень идет!

Валенки выстоят в веках, спрос на них не иссякнет, ибо неизбежна для каждого из нас старость, немощь, а с ним зябкость, нужда в простой теплой обуви.

[править] Есть в Глебове фабричка...

Glebovo.jpg

Есть под Судиславлем небольшой поселок Глебово – можно сказать, региональный центр современного сапоговаляльного промысла. Вот уже 40 лет минуло с тех пор, как местные умельцы-катали объединились в артель. Впоследствии это кустарное производство развивалось, преобразовывалось. И теперь оно уже значится как фабрика «Руно». Она небольшая, компактная – всего-то в коллективе 40 человек, - но значимость ее в народной жизни весьма велика. Немного статистики: фабрика выпускает 10-12 тысяч пар обуви в год, значит, только за 10 лет обулись в валенки 100-120 тысяч человек. Учтем, валенки, в зависимости от интенсивности эксплуатации, могут носиться от двух до пяти лет, да ведь их и подшить можно, что и делают рачительные хозяева. А между тем из года в год производится и расходится по городкам и поселкам тысячи и тысячи новых валенок. Так что в общей сложности судиславские валенки одновременно носят около миллиона северных жителей... «Руно» - фабрика уникальная. Слава о ней ширится, спрос на ее продукцию растет. Народ давно оценил отличное качество изделий. В судиславских валенках нога чувствует себя мягко, кожа не потеет, мозоли не натираются, а самое главное – в них тепло и уютно. Недаром же едут сюда покупатели из Вологды, Иванова, Москвы, Питера и даже из Норильска. Костромской же народ, пожалуй, почти уже весь обут в глебовские валенки.

Glebovo1.jpg

Если говорить об истории предприятия, то деревня Глебово была известна своими каталями очень давно. До войны между деревней Глебово и деревней Текотово был стиральный цех, большое здание, где работали стирали: Завьялов Н.М., Завьялов Ф.М., Скворцов М.И. Стирали вручную, а привозили готовую продукцию из Судиславля, где ее сновали. В Судиславле был цех, где принимали шерсть для валенок, трепали и сновали, а в Глебове только стирали. Привозили продукцию на лошадях. Вся продукция шла на фронт. Здесь же работали Рыбникова А.Н., Сазоненко С.Н. Работали на фабрике с 14 лет, чистили пемзой валенки. Норма 10 пар, без нормы не уйдешь. Выдавали пайку хлеба 400 грамм. Со временем здание сломали и перевели в Судиславль. Называлась артель «Живое дело». В пятидесятые годы все было ликвидировано. Но мастерство выжило. В 1962 году была куплена деревянная изба у Завьяловой Татьяны Дмитриевны. У этой постройки были еще зимовка и баня. В первом здании располагался цех для битья шерсти и сновальный цех.

Verchovskiy.jpg

В зимовке стирали, в бане красили и сушили. Имелась в сновальном цехе чесальная машина. Организатором цеха был Соловьев Петр Васильевич, он же занимался и сбором шерсти. В дальнейшем шерсть носили сами люди, обменивая на сапоги. В среднем в месяц выпускали 100 – 150 пар валяных сапог. Шло время, происходили изменения. Увеличивался штат работников. Мастера знатные, качество было хорошим. Прошло еще несколько лет, и с 1 июля 1983 года предприятие стало функционировать самостоятельно. Ему было присвоено звание фабрики по переработке шерсти «Костромское руно». Возглавлять предприятие доверили опытнейшему руководителю Анатолию Никаноровичу Верховскому.

Myasnikova.jpg

В 1992 году предприятие было приватизировано коллективом и получило статус ТОО «Костромское руно», в 1994 году его переименовали в ТОО «Руно». С 1999 года оно работает как ООО «Руно». В 1994 году на взбурлившей волне стихийных реформ фабрику стало крутить и захлестывать в водоворотах и тогдашний директор, не выдержав напряжения, рассчитался. Тогда руководителем ООО «Руно» стала Ирина Николаевна Мясникова.

Runo 2.jpg

Вернуться к проекту Частица великой России

Персональные инструменты
Инструменты