Буква В. Валенки

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(не показаны 27 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
 
== '''Валенки''' ==
 
== '''Валенки''' ==
 
+
[[Изображение:valenki1.jpg|right|]]
 
« Валенки, валенки, эх, да не подшиты, стареньки…» - весело распеваем мы за праздничным столом. И многим даже невдомек, что эта поистине уникальная и, казалось бы, чисто русская обувь появилась, по историческим меркам, не так уж давно – в самом конце XVIII века. В России до этого времени тот, кто побогаче, носил сапоги, чоботы, башмаки или чедыги. Вся обувь изготовлялась из телячьей или конской кожи, коровьего опойка, юфти или даже из персидского сафьяна.
 
« Валенки, валенки, эх, да не подшиты, стареньки…» - весело распеваем мы за праздничным столом. И многим даже невдомек, что эта поистине уникальная и, казалось бы, чисто русская обувь появилась, по историческим меркам, не так уж давно – в самом конце XVIII века. В России до этого времени тот, кто побогаче, носил сапоги, чоботы, башмаки или чедыги. Вся обувь изготовлялась из телячьей или конской кожи, коровьего опойка, юфти или даже из персидского сафьяна.
 +
 
Лишь в начале XIX века распространилась по всей России мода на валенные сапоги, которые называли всяк по-своему: валенки, валенцы, валежки, валенухи, валены, катанцы, катанки, пимы. Сейчас уже трудно сказать, кому из крестьян Семеновского уезда Нижегородской области пришла в голову идея из обыкновенных валяных чуней или котов, не имеющих голенищ, смастерить настоящие теплые и удобные валяные сапоги. Но так или иначе, а с этих самых пор без валенок мало кто обходился.
 
Лишь в начале XIX века распространилась по всей России мода на валенные сапоги, которые называли всяк по-своему: валенки, валенцы, валежки, валенухи, валены, катанцы, катанки, пимы. Сейчас уже трудно сказать, кому из крестьян Семеновского уезда Нижегородской области пришла в голову идея из обыкновенных валяных чуней или котов, не имеющих голенищ, смастерить настоящие теплые и удобные валяные сапоги. Но так или иначе, а с этих самых пор без валенок мало кто обходился.
    Валяли валенки из овечьей шерсти, и поначалу считались они обувью хоть и добротной, но уж больно дорогой. Не каждая крестьянская  семья могла позволить себе покупку нескольких пар, поэтому валенки носили только по праздникам, надевая по старшинству или по очереди.
+
 
    В центральных губерниях России самыми престижными считались черные «чесанки» - мягкие валенки с начесом из тонковолокнистой поярковой шерсти. Крестьяне победнее носили твердые и гладкие грубошерстные серые валенки, а чтобы они были ровными да гладкими, натирали их пемзой.
+
Валяли валенки из овечьей шерсти, и поначалу считались они обувью хоть и добротной, но уж больно дорогой. Не каждая крестьянская  семья могла позволить себе покупку нескольких пар, поэтому валенки носили только по праздникам, надевая по старшинству или по очереди.
    Для предохранения от сырости подшивались валенки кожей, а вместо галош на них надевали лыковые «ступни». Резиновые галоши появились лишь в XX веке и скоро стали весьма престижной и особо модной частью крестьянского костюма. Больше всего они пришлись по душе молодым людям, которые надевали галоши на сапоги даже летом, в самую жару, а некоторые даже носили их «на босу ногу», хотя особенной необходимости в этом не было. Зато всем сразу было видно – модный парень идет!
+
В центральных губерниях России самыми престижными считались черные «чесанки» - мягкие валенки с начесом из тонковолокнистой поярковой шерсти. Крестьяне победнее носили твердые и гладкие грубошерстные серые валенки, а чтобы они были ровными да гладкими, натирали их пемзой.
    Валенки выстоят в веках, спрос на них не иссякнет, ибо неизбежна для каждого из нас старость, немощь, а с ним зябкость, нужда в простой теплой обуви.
+
 
 +
Для предохранения от сырости подшивались валенки кожей, а вместо галош на них надевали лыковые «ступни». Резиновые галоши появились лишь в XX веке и скоро стали весьма престижной и особо модной частью крестьянского костюма. Больше всего они пришлись по душе молодым людям, которые надевали галоши на сапоги даже летом, в самую жару, а некоторые даже носили их «на босу ногу», хотя особенной необходимости в этом не было. Зато всем сразу было видно – модный парень идет!
 +
 
 +
Валенки выстоят в веках, спрос на них не иссякнет, ибо неизбежна для каждого из нас старость, немощь, а с ним зябкость, нужда в простой теплой обуви.
 +
 
 +
== '''Есть в Глебове фабричка...''' ==
 +
[[Изображение:Glebovo.jpg|right|]]
 +
Есть под Судиславлем небольшой поселок Глебово – можно сказать, региональный центр современного сапоговаляльного промысла. Вот уже 40 лет минуло с тех пор, как местные умельцы-катали объединились в артель. Впоследствии это кустарное производство развивалось, преобразовывалось. И теперь оно уже значится как фабрика «Руно». Она небольшая, компактная – всего-то в коллективе 40 человек, - но значимость ее в народной жизни весьма велика. Немного статистики: фабрика выпускает 10-12 тысяч пар обуви в год, значит, только за 10 лет обулись в валенки 100-120 тысяч человек. Учтем, валенки, в зависимости от интенсивности эксплуатации, могут носиться от двух до пяти лет, да ведь их и подшить можно, что и делают рачительные хозяева. А между тем из года в год производится и расходится по городкам и поселкам тысячи и тысячи новых валенок. Так что в общей сложности судиславские валенки одновременно носят около миллиона северных жителей...
 +
«Руно» - фабрика уникальная. Слава о ней ширится, спрос на ее продукцию растет. Народ давно оценил отличное качество изделий. В судиславских валенках нога чувствует себя мягко, кожа не потеет, мозоли не натираются, а самое главное – в них тепло и уютно. Недаром же едут сюда покупатели из Вологды, Иванова, Москвы, Питера и даже из Норильска. Костромской же народ, пожалуй, почти уже весь обут в глебовские валенки.
 +
 
 +
[[Изображение:Glebovo1.jpg|right|]]
 +
Если говорить об истории предприятия, то деревня Глебово была известна своими каталями очень давно. До войны между деревней Глебово и деревней Текотово был стиральный цех, большое здание, где работали стирали: Завьялов Н.М., Завьялов Ф.М., Скворцов М.И. Стирали вручную, а привозили готовую продукцию из Судиславля, где ее сновали. В Судиславле был цех, где принимали шерсть для валенок, трепали и сновали, а в Глебове только стирали. Привозили продукцию на лошадях. Вся продукция шла на фронт. Здесь же работали Рыбникова А.Н., Сазоненко С.Н. Работали на фабрике с 14 лет, чистили пемзой валенки. Норма 10 пар, без нормы не уйдешь. Выдавали пайку хлеба 400 грамм. Со временем здание сломали и перевели в Судиславль. Называлась артель «Живое дело». В пятидесятые годы все было ликвидировано. Но мастерство выжило. В 1962 году была куплена деревянная изба у Завьяловой Татьяны Дмитриевны. У этой постройки были еще зимовка и баня. В первом здании располагался цех для битья шерсти и сновальный цех.
 +
[[Изображение:Verchovskiy.jpg|right|]]
 +
В зимовке стирали, в бане красили и сушили. Имелась в сновальном цехе чесальная машина. Организатором цеха был Соловьев Петр Васильевич, он же занимался и сбором шерсти. В дальнейшем шерсть носили сами люди, обменивая на сапоги.  В среднем в месяц выпускали 100 – 150 пар валяных сапог.
 +
Шло время, происходили изменения. Увеличивался штат работников. Мастера знатные, качество было хорошим. Прошло еще несколько лет, и с 1 июля 1983 года предприятие стало функционировать самостоятельно. Ему было присвоено звание фабрики по переработке шерсти «Костромское руно». Возглавлять предприятие доверили опытнейшему руководителю Анатолию Никаноровичу Верховскому.
 +
[[Изображение:Myasnikova.jpg|right|]]
 +
В 1992 году предприятие было приватизировано коллективом и получило статус ТОО «Костромское руно», в 1994 году его переименовали в ТОО «Руно». С 1999 года оно работает как ООО «Руно».
 +
В 1994 году на взбурлившей волне стихийных реформ фабрику стало крутить и захлестывать в водоворотах и тогдашний директор, не выдержав напряжения, рассчитался. Тогда руководителем ООО «Руно» стала Ирина Николаевна Мясникова. 
 +
 
 +
[[Изображение:Runo_2.jpg]]
 +
 
 +
Вернуться к проекту [[Проект Частица великой России|Частица великой России ]]

Текущая версия на 10:43, 13 октября 2008

[править] Валенки

Valenki1.jpg

« Валенки, валенки, эх, да не подшиты, стареньки…» - весело распеваем мы за праздничным столом. И многим даже невдомек, что эта поистине уникальная и, казалось бы, чисто русская обувь появилась, по историческим меркам, не так уж давно – в самом конце XVIII века. В России до этого времени тот, кто побогаче, носил сапоги, чоботы, башмаки или чедыги. Вся обувь изготовлялась из телячьей или конской кожи, коровьего опойка, юфти или даже из персидского сафьяна.

Лишь в начале XIX века распространилась по всей России мода на валенные сапоги, которые называли всяк по-своему: валенки, валенцы, валежки, валенухи, валены, катанцы, катанки, пимы. Сейчас уже трудно сказать, кому из крестьян Семеновского уезда Нижегородской области пришла в голову идея из обыкновенных валяных чуней или котов, не имеющих голенищ, смастерить настоящие теплые и удобные валяные сапоги. Но так или иначе, а с этих самых пор без валенок мало кто обходился.

Валяли валенки из овечьей шерсти, и поначалу считались они обувью хоть и добротной, но уж больно дорогой. Не каждая крестьянская семья могла позволить себе покупку нескольких пар, поэтому валенки носили только по праздникам, надевая по старшинству или по очереди. В центральных губерниях России самыми престижными считались черные «чесанки» - мягкие валенки с начесом из тонковолокнистой поярковой шерсти. Крестьяне победнее носили твердые и гладкие грубошерстные серые валенки, а чтобы они были ровными да гладкими, натирали их пемзой.

Для предохранения от сырости подшивались валенки кожей, а вместо галош на них надевали лыковые «ступни». Резиновые галоши появились лишь в XX веке и скоро стали весьма престижной и особо модной частью крестьянского костюма. Больше всего они пришлись по душе молодым людям, которые надевали галоши на сапоги даже летом, в самую жару, а некоторые даже носили их «на босу ногу», хотя особенной необходимости в этом не было. Зато всем сразу было видно – модный парень идет!

Валенки выстоят в веках, спрос на них не иссякнет, ибо неизбежна для каждого из нас старость, немощь, а с ним зябкость, нужда в простой теплой обуви.

[править] Есть в Глебове фабричка...

Glebovo.jpg

Есть под Судиславлем небольшой поселок Глебово – можно сказать, региональный центр современного сапоговаляльного промысла. Вот уже 40 лет минуло с тех пор, как местные умельцы-катали объединились в артель. Впоследствии это кустарное производство развивалось, преобразовывалось. И теперь оно уже значится как фабрика «Руно». Она небольшая, компактная – всего-то в коллективе 40 человек, - но значимость ее в народной жизни весьма велика. Немного статистики: фабрика выпускает 10-12 тысяч пар обуви в год, значит, только за 10 лет обулись в валенки 100-120 тысяч человек. Учтем, валенки, в зависимости от интенсивности эксплуатации, могут носиться от двух до пяти лет, да ведь их и подшить можно, что и делают рачительные хозяева. А между тем из года в год производится и расходится по городкам и поселкам тысячи и тысячи новых валенок. Так что в общей сложности судиславские валенки одновременно носят около миллиона северных жителей... «Руно» - фабрика уникальная. Слава о ней ширится, спрос на ее продукцию растет. Народ давно оценил отличное качество изделий. В судиславских валенках нога чувствует себя мягко, кожа не потеет, мозоли не натираются, а самое главное – в них тепло и уютно. Недаром же едут сюда покупатели из Вологды, Иванова, Москвы, Питера и даже из Норильска. Костромской же народ, пожалуй, почти уже весь обут в глебовские валенки.

Glebovo1.jpg

Если говорить об истории предприятия, то деревня Глебово была известна своими каталями очень давно. До войны между деревней Глебово и деревней Текотово был стиральный цех, большое здание, где работали стирали: Завьялов Н.М., Завьялов Ф.М., Скворцов М.И. Стирали вручную, а привозили готовую продукцию из Судиславля, где ее сновали. В Судиславле был цех, где принимали шерсть для валенок, трепали и сновали, а в Глебове только стирали. Привозили продукцию на лошадях. Вся продукция шла на фронт. Здесь же работали Рыбникова А.Н., Сазоненко С.Н. Работали на фабрике с 14 лет, чистили пемзой валенки. Норма 10 пар, без нормы не уйдешь. Выдавали пайку хлеба 400 грамм. Со временем здание сломали и перевели в Судиславль. Называлась артель «Живое дело». В пятидесятые годы все было ликвидировано. Но мастерство выжило. В 1962 году была куплена деревянная изба у Завьяловой Татьяны Дмитриевны. У этой постройки были еще зимовка и баня. В первом здании располагался цех для битья шерсти и сновальный цех.

Verchovskiy.jpg

В зимовке стирали, в бане красили и сушили. Имелась в сновальном цехе чесальная машина. Организатором цеха был Соловьев Петр Васильевич, он же занимался и сбором шерсти. В дальнейшем шерсть носили сами люди, обменивая на сапоги. В среднем в месяц выпускали 100 – 150 пар валяных сапог. Шло время, происходили изменения. Увеличивался штат работников. Мастера знатные, качество было хорошим. Прошло еще несколько лет, и с 1 июля 1983 года предприятие стало функционировать самостоятельно. Ему было присвоено звание фабрики по переработке шерсти «Костромское руно». Возглавлять предприятие доверили опытнейшему руководителю Анатолию Никаноровичу Верховскому.

Myasnikova.jpg

В 1992 году предприятие было приватизировано коллективом и получило статус ТОО «Костромское руно», в 1994 году его переименовали в ТОО «Руно». С 1999 года оно работает как ООО «Руно». В 1994 году на взбурлившей волне стихийных реформ фабрику стало крутить и захлестывать в водоворотах и тогдашний директор, не выдержав напряжения, рассчитался. Тогда руководителем ООО «Руно» стала Ирина Николаевна Мясникова.

Runo 2.jpg

Вернуться к проекту Частица великой России

Персональные инструменты
Инструменты