Святополье, село (Немский район, Кировская область)
(не показаны 2 промежуточные версии 1 участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | История села Большое Святополье, | + | '''Святополье (Большое Святополье)''' - бывшая деревня в Немском районе Кировской области. |
+ | ---- | ||
+ | |||
+ | История села Большое Святополье переписана Гырдымовой Валентиной Афанасьевной, последним учителем Святопольской школы, которая работала там в 1958-1963 годах. При передаче имущества закрывающейся школы в Рыбаковскую и Марковскую, она обнаружила эту историю на разбросанных альбомных листах. Год написания не был указан, но по некоторым данным ясно, что это конец 40-х, начало 50-х годов. | ||
+ | |||
+ | Материал истории села Б.-Святополье собран в конце 1949 - начале 1950 года. | ||
− | |||
Село Большое Святополье возникло примерно 250 – 300 лет назад. Первыми жителями были два брата Русаковых. Один из них поселился на территории бывших Кукушек, т.е. там, где стоит совхозная пилорама. Местность была лесистая. Приходилось вырубать лес, выкорчевывать пни, чтобы поставить дом и посадить овощи. Селение называлось сначала Пихтовым мысом, вероятно, потому, что среди других деревьев было большое количество пихты. Обрабатывать участки было очень трудно: лес сначала подтачивали снизу, потом поджигали, а уже после этого обрабатывали землю. Полной обработке она долго не поддавалась, пока корни деревьев не сгнивали. Обрабатывали землю деревянной сохой. Высевали рожь, овес, частично пшеницу. Население постепенно увеличивалось. На собранные средства построили деревянную церковь. Строили ее несколько лет. Церковь стояла там, где сейчас расположен школьный участок. Церковь обнесли деревянным забором. После окончания строительства церкви Пихтовый мыс был переименован в село Троицкое. Приход церкви был очень большим. Сюда стекалось богатство из нескольких деревень. | Село Большое Святополье возникло примерно 250 – 300 лет назад. Первыми жителями были два брата Русаковых. Один из них поселился на территории бывших Кукушек, т.е. там, где стоит совхозная пилорама. Местность была лесистая. Приходилось вырубать лес, выкорчевывать пни, чтобы поставить дом и посадить овощи. Селение называлось сначала Пихтовым мысом, вероятно, потому, что среди других деревьев было большое количество пихты. Обрабатывать участки было очень трудно: лес сначала подтачивали снизу, потом поджигали, а уже после этого обрабатывали землю. Полной обработке она долго не поддавалась, пока корни деревьев не сгнивали. Обрабатывали землю деревянной сохой. Высевали рожь, овес, частично пшеницу. Население постепенно увеличивалось. На собранные средства построили деревянную церковь. Строили ее несколько лет. Церковь стояла там, где сейчас расположен школьный участок. Церковь обнесли деревянным забором. После окончания строительства церкви Пихтовый мыс был переименован в село Троицкое. Приход церкви был очень большим. Сюда стекалось богатство из нескольких деревень. | ||
+ | |||
Сообщение между деревнями и селом было очень трудным. Из Титовщины в село ездили через Малое Святополье. Когда церковь накопила много денег, решили строить каменную церковь. Это было 150 лет тому назад. Сначала хотели строить на территории Мало-Святопольской горы, но грунт оказался слабым, решили строить в Троицком. Старую церковь продали в село Зурю на Сибирском тракте. Подготовка к строительству велась в течение нескольких лет. Кирпич делали на месте. Кирпичные сараи были расположены на месте теперешнего сада за начальной школой. Следы от сараев сохранились до настоящего времени в виде ям. Кирпич полностью делали вручную. Известь для скрепления кирпичей возили из реки Лобань. Железные пруты, соединяющие стены здания, ковали кузнецы из деревни Титовщина. Церковь была огорожена кирпичным забором с железными решетками. Строительство велось местными жителями. После окончания строительства церкви село Троицкое переименовали в Большое Святополье, вероятно, потому, что церковники святили поля, чтобы они давали больше урожая, т.е. обрызгивали поля «святой водой и служили на полях молебны. | Сообщение между деревнями и селом было очень трудным. Из Титовщины в село ездили через Малое Святополье. Когда церковь накопила много денег, решили строить каменную церковь. Это было 150 лет тому назад. Сначала хотели строить на территории Мало-Святопольской горы, но грунт оказался слабым, решили строить в Троицком. Старую церковь продали в село Зурю на Сибирском тракте. Подготовка к строительству велась в течение нескольких лет. Кирпич делали на месте. Кирпичные сараи были расположены на месте теперешнего сада за начальной школой. Следы от сараев сохранились до настоящего времени в виде ям. Кирпич полностью делали вручную. Известь для скрепления кирпичей возили из реки Лобань. Железные пруты, соединяющие стены здания, ковали кузнецы из деревни Титовщина. Церковь была огорожена кирпичным забором с железными решетками. Строительство велось местными жителями. После окончания строительства церкви село Троицкое переименовали в Большое Святополье, вероятно, потому, что церковники святили поля, чтобы они давали больше урожая, т.е. обрызгивали поля «святой водой и служили на полях молебны. | ||
+ | |||
Чтобы иметь связь с другими городами, 100 лет тому назад проложили тракт (дорогу) между Нолинском и Глазовым. Тракт проходил через Б-Святополье. Ездить по тракту было опасно. В лесу жили разбойники, которые грабили проезжающих купцов. Под видом разбойников занимались грабежом некоторые местные жители. В 1932-1933 годах прокладывается новый тракт – шоссейная дорога, которая существует до настоящего времени. | Чтобы иметь связь с другими городами, 100 лет тому назад проложили тракт (дорогу) между Нолинском и Глазовым. Тракт проходил через Б-Святополье. Ездить по тракту было опасно. В лесу жили разбойники, которые грабили проезжающих купцов. Под видом разбойников занимались грабежом некоторые местные жители. В 1932-1933 годах прокладывается новый тракт – шоссейная дорога, которая существует до настоящего времени. | ||
+ | |||
Около 100 лет назад основывается школа, которая называется церковно-приходской школой. Обучение вел дьякон на дому, расположенном на том месте, где сейчас интернат. Дом этот увезли в Ярань под школу. Через несколько лет школу переводят в здание, расположенное выше конторы совхоза. | Около 100 лет назад основывается школа, которая называется церковно-приходской школой. Обучение вел дьякон на дому, расположенном на том месте, где сейчас интернат. Дом этот увезли в Ярань под школу. Через несколько лет школу переводят в здание, расположенное выше конторы совхоза. | ||
+ | |||
80 лет назад строят специальное здание для школы на том месте, где расположены теперь учительские квартиры. Церковно-приходская школы существовала до Октябрьской революции, до 1931 года считалась начальной, а с 1931 года – семилеткой. | 80 лет назад строят специальное здание для школы на том месте, где расположены теперь учительские квартиры. Церковно-приходская школы существовала до Октябрьской революции, до 1931 года считалась начальной, а с 1931 года – семилеткой. | ||
− | Выгодное положение села для торговли привлекало сюда купечество. Первым купцом был Павел Иванович Нарышкин. Родом он был из Ленинграда. Родители его отправляют в Нолинск к родственникам. Когда Павел Иванович подрос, родители дают ему денег, и он приезжает в Б-Святополье. Сначала закупал лен и льняное семя, а потом продавал по более дорогой цене. Накопив таким образом денег, он строит магазин на том месте, где сейчас расположен сырьевой склад. Затем строит большой магазин и дом для житья (то самое здание, где сейчас расположена школа). Торговлю вел различными товарами. Торговлю вел также Русаков Василий Андреевич. Его магазин был расположен там, где находится ветучасток.Б-Святополье было торговым селом. Незадолго до революции часть жителей села ( история на этом обрывается, листы утеряны) | + | |
+ | Выгодное положение села для торговли привлекало сюда купечество. Первым купцом был Павел Иванович Нарышкин. Родом он был из Ленинграда. Родители его отправляют в Нолинск к родственникам. Когда Павел Иванович подрос, родители дают ему денег, и он приезжает в Б-Святополье. Сначала закупал лен и льняное семя, а потом продавал по более дорогой цене. Накопив таким образом денег, он строит магазин на том месте, где сейчас расположен сырьевой склад. Затем строит большой магазин и дом для житья (то самое здание, где сейчас расположена школа). Торговлю вел различными товарами. Торговлю вел также Русаков Василий Андреевич. Его магазин был расположен там, где находится ветучасток. Б-Святополье было торговым селом. Незадолго до революции часть жителей села. | ||
+ | |||
+ | (история на этом обрывается, листы утеряны). | ||
+ | |||
+ | См. также: [[Воспоминания Логинова ПМ о Большом Святополье Немского района Кировской области]] | ||
+ | |||
+ | [[Категория:Проект «Исчезнувшие деревни России»]] | ||
+ | [[Категория:Деревня]] | ||
+ | [[Категория:Исчезнувшие населенные пункты]] | ||
+ | [[Категория: Кировская область]] |
Текущая версия на 14:15, 9 февраля 2016
Святополье (Большое Святополье) - бывшая деревня в Немском районе Кировской области.
История села Большое Святополье переписана Гырдымовой Валентиной Афанасьевной, последним учителем Святопольской школы, которая работала там в 1958-1963 годах. При передаче имущества закрывающейся школы в Рыбаковскую и Марковскую, она обнаружила эту историю на разбросанных альбомных листах. Год написания не был указан, но по некоторым данным ясно, что это конец 40-х, начало 50-х годов.
Материал истории села Б.-Святополье собран в конце 1949 - начале 1950 года.
Село Большое Святополье возникло примерно 250 – 300 лет назад. Первыми жителями были два брата Русаковых. Один из них поселился на территории бывших Кукушек, т.е. там, где стоит совхозная пилорама. Местность была лесистая. Приходилось вырубать лес, выкорчевывать пни, чтобы поставить дом и посадить овощи. Селение называлось сначала Пихтовым мысом, вероятно, потому, что среди других деревьев было большое количество пихты. Обрабатывать участки было очень трудно: лес сначала подтачивали снизу, потом поджигали, а уже после этого обрабатывали землю. Полной обработке она долго не поддавалась, пока корни деревьев не сгнивали. Обрабатывали землю деревянной сохой. Высевали рожь, овес, частично пшеницу. Население постепенно увеличивалось. На собранные средства построили деревянную церковь. Строили ее несколько лет. Церковь стояла там, где сейчас расположен школьный участок. Церковь обнесли деревянным забором. После окончания строительства церкви Пихтовый мыс был переименован в село Троицкое. Приход церкви был очень большим. Сюда стекалось богатство из нескольких деревень.
Сообщение между деревнями и селом было очень трудным. Из Титовщины в село ездили через Малое Святополье. Когда церковь накопила много денег, решили строить каменную церковь. Это было 150 лет тому назад. Сначала хотели строить на территории Мало-Святопольской горы, но грунт оказался слабым, решили строить в Троицком. Старую церковь продали в село Зурю на Сибирском тракте. Подготовка к строительству велась в течение нескольких лет. Кирпич делали на месте. Кирпичные сараи были расположены на месте теперешнего сада за начальной школой. Следы от сараев сохранились до настоящего времени в виде ям. Кирпич полностью делали вручную. Известь для скрепления кирпичей возили из реки Лобань. Железные пруты, соединяющие стены здания, ковали кузнецы из деревни Титовщина. Церковь была огорожена кирпичным забором с железными решетками. Строительство велось местными жителями. После окончания строительства церкви село Троицкое переименовали в Большое Святополье, вероятно, потому, что церковники святили поля, чтобы они давали больше урожая, т.е. обрызгивали поля «святой водой и служили на полях молебны.
Чтобы иметь связь с другими городами, 100 лет тому назад проложили тракт (дорогу) между Нолинском и Глазовым. Тракт проходил через Б-Святополье. Ездить по тракту было опасно. В лесу жили разбойники, которые грабили проезжающих купцов. Под видом разбойников занимались грабежом некоторые местные жители. В 1932-1933 годах прокладывается новый тракт – шоссейная дорога, которая существует до настоящего времени.
Около 100 лет назад основывается школа, которая называется церковно-приходской школой. Обучение вел дьякон на дому, расположенном на том месте, где сейчас интернат. Дом этот увезли в Ярань под школу. Через несколько лет школу переводят в здание, расположенное выше конторы совхоза.
80 лет назад строят специальное здание для школы на том месте, где расположены теперь учительские квартиры. Церковно-приходская школы существовала до Октябрьской революции, до 1931 года считалась начальной, а с 1931 года – семилеткой.
Выгодное положение села для торговли привлекало сюда купечество. Первым купцом был Павел Иванович Нарышкин. Родом он был из Ленинграда. Родители его отправляют в Нолинск к родственникам. Когда Павел Иванович подрос, родители дают ему денег, и он приезжает в Б-Святополье. Сначала закупал лен и льняное семя, а потом продавал по более дорогой цене. Накопив таким образом денег, он строит магазин на том месте, где сейчас расположен сырьевой склад. Затем строит большой магазин и дом для житья (то самое здание, где сейчас расположена школа). Торговлю вел различными товарами. Торговлю вел также Русаков Василий Андреевич. Его магазин был расположен там, где находится ветучасток. Б-Святополье было торговым селом. Незадолго до революции часть жителей села.
(история на этом обрывается, листы утеряны).
См. также: Воспоминания Логинова ПМ о Большом Святополье Немского района Кировской области